Статья Роль руководителя (директора) в управлении современной школой

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила:

Максимишина Оксана Сергеевна,

заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии КГУ «Неполная средняя школа № 31»

города Петропавловска Северо-Казахстанской области



Роль руководителя (директора) в управлении современной школой.


Руководитель школы (директор школы) - ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы - это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы - это:

  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;

  • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;

  • стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;

  • личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, - это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы - это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций - распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Многие специалисты считают, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:

  • «авторитарный хозяйственник»;

  • «демократичный хозяйственник»;

  • «авторитарный предводитель»;

  • «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению специалистов, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь - больше получаешь).

В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.

8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

«Эффективный менеджер» - условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно - выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями».

Использованная литература:

  1. Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.

  2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352

  3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286

  4. Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.

  5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452

  6. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298

  7. 5fan.ru/wievjob.php?id=8015


© 2010-2022