Статья Понятие платных образовательных услуг и их классификация

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Угрюмова Елена Михайловна

магистрант 2 курса

Уральский государственный педагогический университет,

Г. Екатеринбург

Понятие платных образовательных услуг и их классификация

Аннотация. В статье представлены различные определения понятия образовательная услуга. Проведен анализ понятия «образовательная услуга» и сформулировано авторское определение данного понятия. В статье приведена классификация платных образовательных услуг, их особенности и характеристики.

Ключевые слова: образовательные услуги; платные образовательные услуги; особенности и характеристики платных образовательных услуг; классификация платных образовательных услуг.

Abstract. The article presents various definitions of educational service. The analysis of the concept "educational service" and formulated the author's definition of this concept. The article describes the classification of paid educational services, their features and characteristics.

Keywords: educational services; educational services; features and characteristics of paid educational services; classification of paid educational services.

В современной России неотъемлемым условием развития национальной экономики является непрерывное образование, формирующее человеческий, научно-технический, инновационно-креативный потенциал общества, позволяющий государству оставаться конкурентоспособным на мировом рынке товаров и услуг, в том числе и на рынке образовательных услуг.

Оказание платных услуг является одним из важнейших источников финансирования деятельности государственных образовательных учреждений. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь поскольку, постольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования возникает объективная необходимость изменения направлений практической деятельности образовательных организаций адекватно меняющимся потребностям населения. Решением данной проблемы является развитие предпринимательской деятельности в сфере образования, которая становится необходимым элементом системы образования и представляет собой различные формы оказания платных образовательных услуг.

Не только финансовая проблема является причиной развития платных образовательных услуг. Еще одна из причин использование ресурсов образовательного учреждения. Большинство образовательных учреждений имеют хорошую материально-техническую базу, но используют ее не в полном объеме. При введение платных услуг ресурсы образовательного учреждения эту можно проблему можно решить.

При введении платных образовательных услуг руководитель образовательного учреждения может решить проблему о материальной мотивации. Через введение платных услуг можно дать педагогам дополнительную нагрузку, которая принесет им денежную выгоду. А так же использовать это как развитие интеллектуального потенциала педагогических кадров.

Ряд данных проблем позволяет рассмотреть понятие платной образовательной услуги и ее классификацию.

В настоящее время существует множество определений понятия «образовательная услуга». Приведем мнения ряда авторов по вопросу определения понятия «образовательная услуга» (табл.1).

Таблица 1. Определения понятия «образовательная услуга»

Автор

Определение

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [6]

Образовательная услуга - объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков для последующего применения.

В.П. Щетинин [2]

Образовательная услуга - система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

К.В. Хромова [8]

Образовательная услуга - это вид деятельности физического или юридического лица, комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, удовлетворение умственных и духовных потребностей человека с целью развития личных, групповых и общественных потребностей.

А. А. Стрижов [5]

Образовательная услуга - целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности.

К.В. Величкович [2]

Образовательная услуга, как экономическая категория, выражает отношения, которые складываются между ее субъектами - школой, учащимися, государством и работодателем - по поводу воспроизводства системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для нормального функционирования рабочей силы.

С.А. Зайчикова [7]

Образовательные услуги - это система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала.

О. Кивенен

Р. Рияне [4]

Образовательная услуга представляет собой «тот или иной объем учебной или научной информации, передаваемой субъекту в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения.

Перечисленные авторы не отражают того, что любая образовательная услуга имеет свою ценность для обучаемого и должна быть им оплачена, т.е. может быть куплена и соответственно продана автором этой образовательной услуги. Образовательная услуга - это товар в условиях рыночной экономики. Но, в отличие от обычного товара, представленного на рынке, она имеет свои особенности (табл.2).

Таблица 2. Основные особенности и характеристики образовательной услуги

Особенность

Характеристика

1.

Образовательные услуги на сегодняшний день являются смешанным благом

1. Образовательные услуги обладают свойствами общественного блага: неисключаемостью, обусловленной относительным отсутствием ограничения для каждого желающего получить данное благо, и не соперничеством в потреблении, определяющим постоянство полезности и уровня издержек данного блага в условиях увеличения доли потребителей.

2. Одновременно с этим, поскольку получение высшего образования является способом удовлетворения потребностей личности в самореализации, профессиональном росте и относительной стабильности вне зависимости от изменений конъюнктуры рынка труда, то его можно рассматривать как частное благо [3].

2.

Образовательные услуги включают три уровня рассмотрения:

1) по замыслу;

2) в реальном исполнении;

3) с подкреплением

1. Образовательная услуга по замыслу выражает общую идею услуги и ее выгоду для провайдера, государства, потребителей и т.п.

2. Образовательная услуга в реальном исполнении означает, прежде всего:

- ее качество в содержательном плане, т.е. усвоенный потребителем как субъектом общественно-экономических отношений, зафиксированный государством и удовлетворяющий ожидания работодателей определенный объем компетенций;

- эффективность процесса ее предоставления, т.е. непосредственно условия реализации, обусловленные качеством деятельности ее носителя - вуза, в целом, и преподавателей, в частности.

3. Образовательная услуга с подкреплением включает сопутствующие услуги (спортивные секции, комбинаты питания, содействие в трудоустройстве и т.п.), связанные с процессом ее предоставления, позволяющие удовлетворять иные потребности потребителей и придающие дополнительную ценность провайдеру в целом.

3.

Образовательные услуги имеют общие для всех услуг характеристики: неотделимость от источника, несохраняемость, неосязаемость [1]

1. Образовательная услуга неотделима от ее источника, т.е. она не может существовать вне субъекта ее предоставления. Изменение качественной характеристики любого элемента данного субъекта непременно повлечет за собой изменения в результате получения услуги потребителем.

2. Данный аспект осложняется также тем, что результат образовательная услуга не сохраняем в полной мере, что осложняет процесс его ретрансляции другому потребителю в том же качестве и объеме.

3.Неосязаемость образовательной услуги говорит о нематериальном результате ее приобретения, о сложности у потребителя в объективном оценивании ее качества и о накоплении не самих услуг, а их результатов (знаний, умений, компетенций и т.п.)

4.

Образовательные услуги обладают специфическими характеристиками

1. Жизненный цикл образовательной услуги неотделим и находится в отношении пересечения с жизненным циклом провайдера и жизненным циклом образования потребителя, который может длиться от 9 до 20 и более лет.

2. Одной из главных особенностей образовательной услуги является активность потребителя в процессе ее получения. Именно поэтому считаем неадекватным рассуждение в терминологии «субъект-объектных» отношений, предполагающими пассивность объекта.

Таким образом, платная образовательная услуга - это социально-экономическая категория, представляющая собой специфический вид товара, представленный в виде структурированной совокупности знаний и информации, направленный на всестороннее, в том числе и интеллектуальное, развитие личности, на приобретение профессиональных умений и навыков для их последующего применения в практической деятельности, производится за определенную плату. Образовательная услуга оплачивается или государством в виде госзаказа или муниципального заказа, либо частными лицами, лицо организациями. Платная образовательная услуга предоставляется в присутствии и при участии заказчика.

В соответствие с определением платных образовательных услуг классифицируем их по разным признакам (табл.3).

Таблица3. Классификация платных образовательных услуг

Признак классификации

Классификация

По возрасту потребителей

дошкольные;

младшие школьники (1-4 класс);

средние школьники (5-9 класс);

старшие школьники (10-11 класс);

студенты;

взрослые среднего возраста;

пенсионеры.

По численности

индивидуальные;

групповые.

По источнику финансирования [9]

государственные - финансируемые из государственного бюджета;

негосударственные - финансируемые предприятиями, организациями, частными лицами;

смешанного финансирования.

По срокам [9]

долгосрочные (5-6 лет);

среднесрочные (2-3 года);

краткосрочные (от нескольких недель до 1 года).

По уровню образования

дошкольное;

начальное общее;

основное общее

среднее (полное) общее.

По форме обучения

очное;

заочное;

дистанционное.

По виду услуги

лекционное;

семинарское;

практическое;

консультация.

По сферам

спортивные;

художественные;

научно-технические;

языковые;

компьютерные;

предметные.

По методам обучения

традиционное;

креативное;

проблемное.

Образовательные услуги в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого. Образовательная услуга выступает как специфическая форма деятельности, имеющая своим результатом создание не материального блага, а определенного, признаваемого полезного эффекта, направленного непосредственно на человека. Организация именно такого вида услуг является трудоемкой и сложной.

При организации платных образовательных услуг возникает ряд проблем:

  • подготовка нормативно-правовой базы (внесение изменений в устав, лицензия на оказание услуг, положение и т.д.);

  • маркетинг образовательных услуг (мониторинг интересов и потребностей родителей и обучающихся);

  • материально-техническая база (обновление оборудования или его дооснащение в прямой взаимосвязи с развитием качественных образовательных услуг, пользующихся спросом потребителей в условиях рыночной конкуренции);

  • оформление трудовых отношений с сотрудниками (заключение договоров, найма дополнительных сотрудников);

  • расчет стоимости услуги (спрос, себестоимость, прибыль, налоги).

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Особое место среди различных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, занимают образовательные услуги, которые обладают огромной социальной значимостью.

Литература

  1. Абдуллина, С.В. Образовательные услуги: общие понятия / С.В. Абдуллина // Науковведение. - 2013. - №2. - с.2-11

  2. Величкович, К. В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов / К.В. Величкович // Вестник БДУ. Сер.3. - 2007.- №3. - с. 79-84

  3. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо. URL: mgu-consulting.ru/st/ecanom/uslugi.htm

  4. Лукашенко, К.М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2012. - 45с.

  5. Стрижов, А. А Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений /А.А. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. -№ 3. - с. 47-50.

  6. ФЗ РФ №273 от 29.12.2013 г. «Об образовании в РФ»

  7. Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

  8. Хромова, К.В. Образовательные услуги и их специфика / К.В. Хромова // Юридические науки и политология. - 2014. - №4. - с. 44-46

  9. Шилова, Н.И. К вопросу об экономическом содержании, особенностях и классификации образовательных услуг / Н.И. Шилова // Экономические науки. - 2014. - №4. - с.107-114

© 2010-2022