Программа развития воспитательной системы Я и Большой мир

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР"

(МБОУ ДОД ДЮЦ)




принято

на Педсовете

МБОУ ДОД ДЮЦ

Протокол №2 от 18.11.2014г.

Председатель _____________ Н.М. Дубинина

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ ДОД ДЮЦ

от «11» 12. 2014г. №204-од


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЮЦ
(на 2015-2020 гг.)

«Я И БОЛЬШОЙ МИР»






ВВЕДЕНИЕ


Основой создания воспитательной системы ДЮЦ п. Игрим служили и служат как цели и задачи, поставленные на государственном и муниципальном уровнях, так и богатый практический опыт деятельности коллектива на протяжении 30 лет.

С 2009 по 2014гг. в ДЮЦ реализовывалась программа развития воспитательной работы «Школа социальной зрелости», содержащая систему проектов по различным направлениям. Программа «Школа социальной зрелости» достаточно динамична, поскольку в выборе проектов мы следовали за увлекающими детский и педагогический коллектив идеями, актуальными проблемами.

Для функционирования воспитательной системы в ДЮЦ созданы все условия: ведется работа МО по основным направлениям, реализуются воспитательные программы; проводятся традиционные мероприятия; в каникулярное время работает лагерь с дневным пребыванием детей, функционирует ученический совет самоуправления и др.

Социально-экономические изменения в России, новые требования общества к образованию и воспитанию подрастающего поколения вызвали потребность в сохранении сложившихся традиций и создании инновационной модели воспитательного процесса в ДЮЦ "Я и большой мир"

Слово «мир» имеет множество значений - земной шар, человеческое общество, согласие, отсутствие вражды, ссоры. Все эти понятия сконцентрированы в названии воспитательной системы «Я и большой мир».

«Я» - это личность обучающегося ДЮЦ. «Большой мир» - все, то, что его окружает, связи, отношение к происходящему и самому себе.

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между детьми и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего "я", создателем благоприятной развивающей среды в ДЮЦ, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

Данная программа является документом, определяющим концептуальные основы воспитательной деятельности в МБОУ ДОД «ДЮЦ» п. Игрим с 2015 по 2020 годы. Программа разработана на основе анализа внешних и внутренних факторов развития общества и системы образования, обобщения накопленного опыта ДЮЦ.

К основным понятиям данной воспитательной системы можно отнести следующие:

Личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Развитие личности - закономерный процесс качественных изменений в сознании личности, ее деятельности и отношении к миру.

Компетенция - это универсальная, имеющая личностный смысл способность и готовность личности к освоению и преобразованию мира.

Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом.

Вариативность - предполагает множественность путей, форм и способов построения воспитательной системы. Открытость - свойство системы, обусловленное наличием у неё коммутационных каналов с внешней средой для обмена информацией.

Возрастно-ориентированный подход:

- необходимость учитывать возрастные особенности;

- организация форм воспитательно-образовательной самостоятельности, основанных на ведущей деятельности возраста.

Формирование возрастно-ориентированной системы образования опирается на отечественные психолого-педагогические концепции, сформированные в рамках деятельностного подхода: культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова, мыследеятельностную педагогику Г. П. Щедровицкого.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предметами опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания.

Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).









ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование программы

Программа развития воспитательной системы «Я и большой мир»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» п. Игрим

Законодательная база для разработки программы развития

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Федеральный Закон №293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 №1008).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Федеральный Закон от 21.05.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Разработчики программы

Ковтун В.В. - зам. директора по УВР, педагоги ДО Гайсина Ю.В., Путилова Е.Я., Дурсунова А.О., Бутько С.А.

Основные исполнители программы

·Администрация

·Педагогический коллектив

·Обучающиеся

·Родители

·Вспомогательный персонал

·Социальные партнёры

Цель

Цель программы развития воспитательной системы «Я и большой мир»: создать условия для формирования социокультурной «среды человеческого роста», дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать его "взрослению" и самоопределению в социуме.

Цель развития: придание системе воспитательной работы ДЮЦ нового (открытого) качества.

Цель функционирования воспитательной системы в новом качестве - создание и поддержание постоянных условий, в которых достигаются качественно новые образовательно-воспитательные результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты) и формируются жизненные ориентиры и стратегии обучающихся ДЮЦ: истина, добро, красота.

Задачи

Основные задачи развития:

  • внедрение организационно - воспитательных форм открытого образования и воспитания;

  • развитие социальных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации мероприятий программы воспитательной системы;

  • обеспечение включения педагогических кадров в современные формы работы;

  • обеспечение включения родителей в реализацию программы;

  • обеспечение управления программой развития воспитательной программы.

Задачи функционирования:

  • модернизация образовательно-воспитательной системы;

  • развитие информационного пространства ДЮЦ;

  • организация содержательного полноценного досуга обучающихся;

  • развитие социальных практик и инициатив обучающихся;

  • организация образовательного летнего отдыха;

  • создание среды для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и профессионального самоопределения.

Ожидаемые результаты

ДЮЦ - современное образовательно-воспитательное учреждение дополнительного образования детей и взрослых, которое является источником формирования социокультурной «среды человеческого роста», благодаря позиционированию новых образовательно-воспитательных форм как пространств (миров) культурной коммуникации и просветительских практик.

Сроки и этапы

реализации Программы

Программа среднесрочная, пятигодичная

(2015-2020 уч.годы)

Этапы реализации программы

1 этап. Подготовительный. 2014-2015 учебный год.

2 этап. Основной этап - реализация режима развития. 2016-2019 учебный год.

3 этап. Обобщение результатов реализации Программы. 2019-2020 учебный год.

Ресурсное обеспечение Программы.

  • ресурсы образовательного поля Березовского района основного и дополнительного образования;

  • кадровый состав;

  • ресурсы педагогических технологий: проекты, программы, методики и прочее;

  • материальные ресурсы: помещения, мебель, оборудование, оргтехника;

  • финансовые ресурсы: утверждение целевых проектов, участие в педагогических конкурсах;

  • информационные ресурсы: Интернет ресурсы, библиотечные фонды, научно-педагогическая библиотека, медиатека и др.

  • внешние ресурсы: использование МТБ других учреждений, согласно договоров.

Контроль

за исполнением Программы

· Управление реализацией программы через мониторинг.

· Реализация целевых подпрограмм.

· Внутренний контроль по линиям Программы.

· Система собеседования с педагогами по результатам учебного года.









АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЮЦ

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

"ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ"(2009-2014ГГ)

Воспитательная работа в ДЮЦ основывается на следующих формах работы:

  • традиционные мероприятия ДЮЦ;

  • работа творческих мастерских;

  • социальные краткосрочные проекты; акции;

  • сотрудничество с организациями поселка;

  • участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях районного и поселкового масштаба;

  • концертная и выставочная деятельность;

  • работа лагеря с дневным пребыванием детей при ДЮЦ;

  • выпуск газеты «Калейдоскоп»;

  • соревнования и состязания и др.

Целью «Школы социальной зрелости» было - создание системы воспитания, способствующей формированию у учащихся социально мировоззренческих компетенций как совокупности социальных знаний и навыков.

Программа была разработана в учреждении в 2009 г., и в течение последующих пяти лет происходило ее условное поэтапное развитие и становление.

В программу «Школа социальной зрелости» входили целевые сферные проекты: «Мир семьи», «Здоровье», «Каникулы», «Культура, творчество, досуг», «Я - гражданин», «Мир профессий», «Одаренные дети», «Лидер» (программа развития ученического самоуправления), «Социальное партнерство», «Мы вместе» (программа социально - психологической службы).

Эффективность реализации целевых проектов воспитательной программы

"Школа социальной зрелости"

Таблица 1

Название проекта

2009

-2010

2010-2011

2011

-2012

2012-2013

2013-2014

Проект ученического самоуправления «Лидер»

77% .

86%

86%

86%

88%

Проект «Здоровье»

72%

73%

95%

95%

96%

Проект «Каникулы»

90%

93%

98%

96%

98%

Проект «Моя семья»

64%

83%

90%

88%

89%

Проект «Мир профессий»

70%

76%

84%

82%

82%

Проект «Одаренные дети»

72%

73%

88%

86%

86%

Проект по профилактике безнадзорности «Мы вместе»

76%

93%

92%

92%

93%

Проект «Культура. Творчество. Досуг.»

90%

97%

98%

100%

100%

Проект «Социальное партнерство»

90%

93%

95%

96%

100%

Проект «Я - гражданин»

79%

92%

96%

93%

93%

Вывод: проекты программы «Школа социальной зрелости» реализованы на 83%.

Уровни воспитанности учащихся ДЮЦ

Таблица 2

Год обучения

Уровни воспитанности учащихся ДЮЦ

Высокий

Средний

Низкий

2009 - 2010

53%

47%

0%

2010 - 2011

58%

42%

0%

2011 - 2012

64%

36%

0%

2012 - 2013

61%

39%

0%

2013 - 2014

58%

42%

0%

Вывод: воспитанность учащихся ДЮЦ - в основном на среднем и высоком уровнях.

Уровень сформированности компетенций обучающихся

Таблица3

год

Всего уч-ся

1 ступень

Дошкольники и

мл.школьники

(5 - 9 лет)

2 ступень

Продростки

(9 - 14 лет)

3 ступень

Старшеклассники

(14 - 16 лет)

4 ступень

Взрослые

(16-18 лет)

Всего уч-ся

Сформированы компетенции (%)

Всего уч-ся

Сформированы компетенции (%)

Всего уч-ся

Сформированы компетенции (%)

Всего уч-ся

Сформированы компетенции (%)

2009-2010

781

312

121

(39%)

329

160

(49%)

85

53

62%

55

28

52%

2010-2011

801

336

148

(44%)

318

198

(62%)

78

52 (67%)

69

40 (57%)

2011-2012

756

362

211

(58%)

280

202

(72%)

36

29

(80%)

68

42

(62%)

2012-2013

1048

481

253

(53%)

420

330

(78%)

73

53

(72%)

74

50

(67%)

2013-2014

841

359

43%

373

75%

51

62%

58

60%

Вывод: из таблицы 10 видно, что сформированность ключевых компетенций отмечается: у дошкольников и мл.школьников примерно 47%; у подростков - 67%; у старшеклассников - 68%; у взрослых - 59%.

Результативность реализации проектов по количеству детей - участников и победителей конкурсов, выставок различного уровня

Таблица 4


Год

Общее количество

уч-ся

Количество детей, принявших участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня

Количество призеров

2009-2010

781

127 (16%)

47 (6%)

2010-2011

801

230 (28%)

80 (10%)

2011-2012

756

319 (42%)

142 (18%)

2012-2013

1048

411(39%)

223 (54%)

2013-2014

841

347 (41%)

204 (59%)

Вывод: Обеспечивается включение воспитанников в творческое самовыражение через организацию результативного участия в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровней, наблюдается повышение количества участников, повышение результативности участия.

Массовые мероприятия в ДЮЦ

Таблица 5

Учебный год

Общее количество детей

Количество мероприятий

Количество детей, принявших участие

2009-2010

781

8

616 (78%)

2010-2011

801

18

654 (81%)

2011-2012

756

20

603 (79%)

2012-2013

1048

25

782 (74%)

2013-2014

841

25

617 (73%)

Вывод: Анализ деятельности показал, что количество и качество мероприятий в ДЮЦ возрастает, количество детей принявших участие в массовых мероприятиях ДЮЦ стабильно высокое.

Количество мероприятий с организациями поселка и района и количество детей, принявших в них участие.

Таблица 6

Учебный год

Общее

кол - во детей

Кол - во мероприятий

Количество детей, принявших участие

2009-2010

781

22

95 (12%)

2010-2011

801

25

156 (19%)

2011-2012

756

22

185 (24%)

2012-2013

1048

29

265 (25%)

2013-2014

841

25

378 (45%)

Вывод: ДЮЦ ведет достачно активную работу с организациями поселка и района, направленную на формирование творческих способностей детей, развитие социально-значимых инициатив.

Количество лагерных смен и количество оздоровленных детей за смену указаны в таблице 14.

Количество лагерных смен и количество оздоровленных детей за смену.

Таблица 7

ГОД

Количество оздоровленных детей за смену

Количество оздоровленных детей за год

2009-2010

80


180

100

2010-2011

80




360

80

100

100

2011-2012

60

140

2012-2013


43

203

80

80

2013-2014


71

264

80

80

33

Вывод: Лагерные смены в ДЮЦ проводятся ежегодно. Программы лагерных смен при ДЮЦ отмечены Дипломами и грамотами КО и Департамента образования и молодежной политики.

Анализ удовлетворенности образовательными и воспитательными услугами ДЮЦ.

Опрос родителей показал следующие результаты.

Основными причинами, по которым родители выбрали наше учреждение дополнительного образования для своего ребенка, были названы следующие: это бесплатное учреждение (66%), здесь хорошие педагоги (60%), учреждение дает хорошую подготовку для разностороннего развития ребенка (55%), в учреждении педагоги хорошо относятся к детям (51%).

Удовлетворенность содержанием занятий «полностью» отмечается у 86,5% родителей, «в значительной степени» - у 11,8%.

Удовлетворенность режимом занятий «полностью» отмечается у 81,7% родителей, «в значительной степени»- у 17,5%, «отчасти» - у 0,8%.

Атмосфера на занятиях удовлетворяет 90,8% родителей, «в значительной степени» - 8,4%, «наполовину» - 0,8%.

Взаимоотношения ребенка с педагогом «полностью» устраивают 95,8% родителей, «в значительной степени» 4,2%.

Достижение ребенком успехов, отмеченных грамотами, дипломами, призами

удовлетворяет «полностью» 61,6% родителей, «в значительной степени» -20%,

«отчасти» - 12,5%, «не удовлетворяет» - 5,9%.

Ответы детей обрисовали довольно типичную для учреждений дополнительного образования картину. Чаще всего дети отвечали, что их в Учреждении привлекают те творческие объединения, которые они уже посещают, или те виды деятельности, которыми они занимаются в этих объединениях. Школьников среднего и старшего возраста особенно привлекает атмосфера Учреждения, причем для ее характеристики юные респонденты использовали такие прилагательные, как «приятная», «хорошая», «доброжелательная», «теплая», «дружелюбная». Дети, отвечая на вопрос о том, что им больше нравиться в Учреждении, называли своих педагогов «хорошими педагогами», «опытными, умными». Среди образовательных предпочтений у девочек преобладают танцы, пение, акробатика; у мальчиков - компьютерный мир, спорт.

Подводя итоги мониторинга, мы определили общий показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг: удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых Учреждением, 80% родителей, «в значительной степени»-17%, «отчасти»-1%.

Не удовлетворены качеством образовательных услуг 2% родителей.

Анализ запросов родителей показал, что ожидания родителей связаны с расширением диапазона услуг.

Проведенное маркетинговое исследование позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время в среде родителей и воспитанников Учреждения сформирован социальный интерес к образовательной деятельности. Необходимо учитывать запросы родителей в определении перечня предоставляемых Учреждением образовательных услуг.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЮЦ

В настоящее время воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Большая роль в воспитании подрастающего поколения играет система дополнительного образования детей и взрослых.

Развитие дополнительного образования детей согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" от 29.12.12. №273-ФЗ (ст. 2 п. 14) предполагает решение следующих задач:

- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей его социокультурного окружения;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. обозначены следующие основные задачи в области дополнительного образования:

1. обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;

2. формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;

3. развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей;

В "Концепции дополнительного образования детей до 2020года" подчеркивается необходимость расширения возможностей дополнительного образования для развития человеческого потенциала страны, удовлетворения потребностей семей, интересов государства и общества.

Программа развития воспитательной системы "Я и большой мир" основывается на данных нормативно-правовых документах и направлена на решение поставленных задач.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «Я И БОЛЬШОЙ МИР»


Моделируя концепцию воспитательной системы ДЮЦ "Я и большой мир", мы учитывали современную ситуацию в области детства.

Общая ситуация современного детства характеризуется аналитиками образования и возрастными психологами как «кризис детства» и «кризис взрослости».

Кризис включает в себя потерю ориентации взрослеющего человека (дошкольника, младшего школьника, подростка) на более старший возраст (как ближайшую перспективу) и на образ взрослого (как образ собственного будущего).

ИДЕЯ: Ведущий педагогический замысел моделирования и построения воспитательной системы связан с желанием - стать источником формирования социокультурной «среды человеческого роста», дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать его "взрослению" и самоопределению в социуме.

В качестве основного выхода из этой ситуации рассматривается реконструкция системы воспитания как системы возрастно-ориентированных ступеней.

Формирование возрастно-ориентированной системы образования опирается на отечественные психолого-педагогические концепции, сформированные в рамках деятельностного подхода: культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова, мыследеятельностную педагогику Г. П. Щедровицкого.

Из этих концепций вытекает:

- необходимость учитывать возрастные особенности;

- организация форм воспитательно-образовательной самостоятельности, основанных на ведущей деятельности возраста: игровые формы в дошкольном возрасте; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; социальные пробы в подростковом возрасте; продуктивная деятельность и самоопределение в юношеском возрасте;

- формирование воспитательно-образовательного пространства как пространства системы сопровождения индивидуальных образовательных траекторий.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, Программа усиливает требования к результатам обучающихся ДЮЦ.

  • Личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, социальные компетенции, личностные качества).

  • Метапредметные (освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться).

  • Предметные (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предметами опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания).

Так же можно выделить три типа самоопределения (ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА), характеризующих потенциальную жизненную позицию и жизненную стратегию личности ребенка в целом:

- освоение и применение объективных знаний и способов деятельности как инструмента преобразования действительности ( Истина);

- работа с социальными отношениями, обустройство и развитие социальной ситуации (в том числе в профессиональных сообществах) (Добро);

- обустройство жизненного пространства (пространства деятельности) не только как содержательно осмысленного, но и оформленного эстетически (Красота).

Так как основным приоритетом при реализации воспитательной системы служит возрастно-ориентированный подход, мы определили возрастные ступени обучающихся ДЮЦ, основные процессы и формы работы с ними, которые способствуют "взрослению" детей и их вхождению в БОЛЬШОЙ МИР.

1. Дошкольный и младший школьный возраст

Потребности - освоение предметного знания, в том числе областей знания, не входящих в основную школьную программу, а также углублённое изучение школьных предметов.

Основные воспитательно-образовательные процессы: формирование способов продуктивного взаимодействия с действительностью; формирование навыков «эстетического действия» («создания красоты»).

Основные воспитательно-образовательные формы: образовательные игры и игровые пространства, творческие проекты.

Важно воссоздавать и представлять не локальное, а всемирное, «идеальное» культурное пространство, в первую очередь, культурные образы различных типов деятельности и представления о способах решения задач.

2. Подростковый возраст

Потребности - освоение форм организации сложной деятельности (исследовательской, проектной, творческой), в том числе освоение практик управления этими сложными формами деятельности.

Основные воспитательно-образовательные процессы: организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а позднее - продуктивного социально-представленного «проектного» действия; формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом.

Основные воспитательно-образовательные формы: социальные проекты, массовые движения и инициативы.

Введение подростков в коммуникативные и, далее, социальные практики, а также сюжеты для проектов, которые, реализуясь силами ребят «здесь и сейчас», на конкретной территории, позволяли бы оценивать и интерпретировать собственные силы, возможности, социальные притязания с точки зрения культурной нормы социальной организации и социального позиционирования. Обсуждение и конструирование структур социального управления и общественной взаимопомощи.

3. Юношеский возраст

Потребности - осуществление авторского продуктивного действия.

Основные воспитательно-образовательные процессы: формирование картины мира; формирование культурной и социальной идентичности; ориентация в мире ценностей, жизненных стратегий, профессий; освоение статуса и самоощущения взрослого человека.

Основные воспитательно-образовательные формы:

Индивидуальные и групповые познавательные и исследовательские проекты. Формирование максимально разнообразной, и при этом системной, целостной картины мира, с необходимым обозначением собственного места и возможных траекторий в подобном мире. Проекты, предполагающие реальный результат, а также преодоление реальных трудностей.

Работа с жизненными ценностями, установками, жизненными стратегиями, в том числе самоопределение к возможным стратегиям выпускника; конструирование стратегий капитализаций качеств выпускника, выросшего в регионе, в других точках страны и мира.


Цели и задачи

Цель программы развития воспитательной системы «Я и большой мир»: создать условия для формирования социокультурной «среды человеческого роста», дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать его "взрослению" и самоопределению в социуме.

Цель развития: придание системе воспитательной работы ДЮЦ нового (открытого) качества.

Основные задачи развития:

  • внедрение организационно - воспитательных форм открытого образования и воспитания;

  • развитие социальных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации мероприятий программы воспитательной системы;

  • обеспечение включения педагогических кадров в современные формы работы;

  • обеспечение включения родителей в реализацию программы;

  • обеспечение управления программой развития.

Цель функционирования воспитательной системы в новом качестве - создание и поддержание постоянных условий, в которых достигается качественно новый образовательно-воспитательные результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты) и формируются жизненные ориентиры и стратегии обучающихся ДЮЦ: ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие основные задачи функционирования:

  • модернизация образовательно-воспитательной системы;

  • развитие информационного пространства ДЮЦ;

  • организация содержательного полноценного досуга обучающихся;

  • развитие социальных практик и инициатив обучающихся;

  • организация образовательного летнего отдыха;

  • создание среды для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и профессионального самоопределения.





















МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Выбор направлений обусловлен целевым ориентиром - моделью личности обучающегося ДЮЦ.

Содержание воспитания и социализации реализуется в процессе интеграции учебной, внеучебной деятельности, социального партнерства, и включает в себя следующие составляющие (пространства или миры):

  • образовательное пространство;

  • информационное пространство;

  • пространство досуга и творчества;

  • пространство социальной практики и инициатив;

  • духовно-нравственное пространство.

Каждое из этих пространств имеет цель, взаимодействует друг с другом, взаимопроникает друг в друга и трансформируется одно в другое. Пространства объединяют разные виды деятельности обучающихся, в которых достигается качественно новый образовательно-воспитательный результат (личностные результаты, метапредметные результаты и предметные результаты) и формируются жизненные ориентиры и стратегии: ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА.

Таблица 8

Пространства воспитательной системы

Цели

Образовательное пространство

Получение качественного результата образования и воспитания на основе формирования универсальных учебных действий.

Информационное пространство

Воспитание и развитие качеств обучающихся, отвечающих требованиям информационного общества, умеющих выбрать источник информации, целесообразно ее использовать и обрабатывать.

Пространство

досуга и творчества

Организация содержательного полноценного досуга обучающихся и приобретение социальных знаний и опыта. Удовлетворение потребности в самоопределении, самовыражении и самореализации обучающихся

Пространство социальной практики и инициатив

Формирование юного субъекта социального творчества, способного на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений.

Духовно-нравственное пространство

Формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Основу пространств (миров) составляют следующие подпрограммы воспитательной системы:

- «Я у истоков добра» (программа духовно-нравственного воспитания);

- «Я в информационном пространстве ДЮЦ»;

- «Я и мир инициатив» (программа развития творческих и социальных инициатив подростков - учащихся ДЮЦ);

- «Я и мир каникул»;

- «Я и мир культуры и творчества» (культурно - досуговая программа);

- «Я и мир профессий» (программа для старшеклассников ДЮЦ).


Основные принципы воспитания:

  • принцип самоактуализации - педагогическая поддержка стремления обучающихся к раскрытию своих способностей и возможностей;

  • принцип субъектности - предоставление возможности каждому обучающемуся стать подлинным субъектом деятельности в Центре;

  • принцип выбора - создание ситуации выбора для каждого обучающегося в выборе цели, содержания, форм и способов деятельности;

  • принцип творчества и успеха - создание условий для успешной творческой деятельности для стимулирования к дальнейшему самосовершенствованию.

  • принцип доверия и поддержки - отказ от авторитарного воспитания, доверие к обучающемуся, поддержка его социально ценных стремлений;

  • принцип нравственного примера - личный пример педагога, родителей, наличие нравственного идеала;

  • принцип социально-педагогического партнерства - партнерские отношения с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями, культуры и спорта, СМИ;

  • принцип индивидуально-личностного развития - создание условий для формирования личности педагога и обучающегося, развитие способностей, передача системных научных знаний, умений, навыков и компетенций;

  • принцип интегративности - открытые целевые, образовательные, воспитательные программы, модули, индивидуальные образовательные маршруты.


Основные содержательные технологии программы

Социальные технологии: включение школьников в создание новых форм организации социальной жизни.

Технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и в практики управления современными процессами средствами культуры.

Информационные технологии: включение детей в изучение и применение способов получения, переработки, передачи, хранения и воспроизведения информации с помощью технических средств.

Проектные технологии: создание условий, при которых обучающийся самостоятельно и охотно приобретает знания из разных источников; учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивает у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Антропологические технологии: освоение школьниками практик развития Человека в различных аспектах - эмоциональном, физическом, волевом, духовном, интеллектуальном.

Технологии научного познания: включение школьников в практики научной работы как в практики наблюдения, описания, конструирования основных явлений окружающего мира.

Визуальные технологии: включение школьников в реализацию современных визуально-эстетических практик; освоение школьниками основных современных «экранных» технологий: видео, современное сценическое искусство, дизайн и др.


СИСТЕМНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Я И БОЛЬШОЙ МИР»


  1. Подпрограмма «Я у истоков добра»

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение.

Актуальность этой темы связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы духовно-нравственного воспитания в Детско-юношеском центре, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Сегодня такие учреждения, как учреждения дополнительного образования, обладают высоким потенциалом в аспекте воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностных ориентаций. Это обеспечивается, прежде всего, специфическими особенностями целей, содержания, форм и методов образовательного процесса.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, всей воспитательной работы педагогического коллектива ДЮЦ.

Цель программы - формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Основные направления работы

Таблица 9

Блоки

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе: «Я-гражданин».

3)Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4)Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли патриотизма для России.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4)Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я - защитник Отечества

Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и ДЮЦ

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к коллективу детско-юношеского центра, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности обучающихся к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1)Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2)Воспитание гуманистического отношения к людям.

3)Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Ожидаемые результаты

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.


  1. Подпрограмма «Я и мир каникул»

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, которое должно быть непрерывно, в том числе и в каникулярное время.

Цель: создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности ( в соответствии с ее возрастными особенностями) , активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи:

  • создание необходимых условий для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков;

  • формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении;

  • создание целостной системы оценки деятельности образовательного учреждения по организации отдыха детей;

  • формирование эффективной педагогической, экономической и управленческой деятельности в каникулярное время;

  • совершенствование психолого-педагогического сопровождения и программно-методического обеспечения по вопросам организации каникулярного времени.

Обновленные подходы к организации жизнедеятельности детей и подростков в период школьных каникул предполагают наличие гибкой, постоянно обновляющейся и развивающейся структуры современного педагогического содержания, в которой не ребенок адаптируется к условиям образовательно-воспитательной системы, а условия учреждения проектируются с учетом возможности их адаптации на индивидуальные особенности детей и подростков.

Основа методического обеспечения программы - вариативно-программный подход, т.е. наличие комплекса программ, разработанных педагогами ДО (специально для использования в каникулярный период) по направлениям:

  • Декоративно-прикладного творчества: «Умелые ручки» (для детей 6 - 9 лет); «Город Мастеров» (для подростков 10- 14 лет).

  • Физкультурно-спортивного: «Здоровячок» (для детей 6 - 9 лет); «Олимпионик» (для подростков 10- 14 лет).

  • Театрально-игрового: «Маска» (для детей 6 - 9 лет); «Антре» (для подростков 10- 14 лет).

  • Хореографического: «Потанцуй-ка» (для детей 6 - 9 лет); «Ронд» (для подростков 10- 14 лет).

  • Краеведческого: «Сказки нашего леса» (для детей 6 - 9 лет); «Наш Край» (для подростков 10- 14 лет).

  • Социально-психологического: Игротека «Хорошо, когда рядом друзья» (для детей 6 - 9 лет); «Школа общения» (для подростков 10- 14 лет).

Так же в рамках подпрограммы «Я и мир каникул» реализуется творческая лаборатория для старшеклассников «911», цель которой - создать ситуацию творческого определения направлений собственного жизненного, профессионально - образовательного развития через диагностику собственных интересов, анализ общественного заказа и поиск возможностей самореализации.

Содержание каждой программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений, навыков, позволяющих ему быть успешным в деятельности и авторитетным среди сверстников и взрослых.

Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.

Ожидаемые результаты

Реализация подпрограммы призвана способствовать:

  • расширению возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализации его интересов; формированию опыта персонифицированной творческой деятельности;

  • отработке новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей;

  • развитию социальной компетентности участников;

  • профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

  • укреплению навыков здорового образа жизни;

  • развитию различных форм общения в разновозрастных группах.


  1. «Я и мир профессий»

Важной особенностью ДО является содействие профессиональному самоопределению старшеклассника - обучающегося ДЮЦ.

Дополнительное образование рассматривается в науке как "особо ценный вид образования", поскольку именно учреждения ДО дают ребенку знания, умения и навыки, которые в последствии или становятся основой его будущей профессии, или помогают ребенку в решении многих жизненных ситуаций.

Создавая условия для творческого развития и духовно-ценностной ориентации ребенка, учреждения дополнительного образования закладывают фундамент будущей социально и профессионально компетентной личности. Актуальность программы заключается в том, что ребенок, который определится с этим выбором, делает уверенный шаг в своей социализации.

Представленная программа предназначена для формирования самоопределения старшеклассников ДЮЦ в выборе будущей профессии с учётом потребностей регионального рынка труда и закладки фундамента на профессиональное становление личности.

Цель программы

Создание воспитательного пространства и психологической поддержки, способствующего социализации и профессиональному самоопределению старшеклассников, отвечающей требованиям реального рынка труда.

Задачи:

  • реализация комплекса мер, обеспечивающих минимально необходимый перечень профориентационных услуг для обучающихся;

  • создание условий для развития умений, необходимых для социальной адаптации к жизни, приобретения ими знаний, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути;

  • формирование единой информационной среды профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся и выпускников;

  • создание условий выпускникам для выбора ими рабочих профессий.

  • внедрение в образовательно-воспитательную практику Центра продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность профориентационной работы;

  • научно - методическое обеспечение и информационное сопровождение просвещения учащихся и родителей с целью повышения их профориентационной культуры;

  • формирование системы мониторинга;

  • установление партнерских отношений с семьями учащихся и организациями поселка.

Данная программа ориентирована на всех участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей социальных партнеров.

Мероприятия по профориентации проводятся на различных уровнях:

- внутри творческих объединений ДЮЦ;

- внутридюцевский уровень (мероприятия в ДЮЦ);

- поселковый уровень (мероприятия поселка);

- районный уровень (праздники, конкурсы и фестивали Березовского района).

К реализации программы привлекаются социально-культурные учреждения поселка, общественные организации: Администрация поселка, Дом культуры, Дом ветеранов, реабилитационный центр для детей инвалидов "Росток", спортивные учреждения, школы, детские сады, средства массовой информации и др. Ежегодно с ними заключаются договора и составляются совместные планы работы.

Ожидаемый результат

Реализация программы позволит:

  • увеличить долю выпускников получивших профориентационные услуги до 100%;

  • обеспечить информативность 100% учащихся и молодёжи о региональном рынке труда и перспективах развития региональной экономики;

  • увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования после 9-го класса, до 35%.

  • создать систему для приобретения учащимися знаний, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути;

  • сформировать банк технологий и программ по профориентационной работе;

  • создать систему мониторинга по профориентационной работе;

  • внедрить в образовательно-воспитательную практику технологии, повышающие эффективность профориентационной работы;

  • обеспечить включение партнерских организаций в образовательно-воспитательный процесс ДЮЦ, предоставляющих учащимся возможность приобретения предпрофессиональных знаний.



  1. «Я в информационном пространстве ДЮЦ»

Цель: Обеспечение доступности и повышение качества дополнительного образования ДЮЦ через создание единого образовательного информационного пространства.

Задачи

  • Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, самостоятельную учебную деятельность обучающихся;

  • Обеспечение доступности и открытости образовательных услуг;

  • Совершенствование материально-технической базы, обеспечивающей системное внедрение и активное использование ИКТ;

  • Повышение компетентности педагогов в области применения современных информационных технологий;

  • Создание условий для самореализации педагогов, специалистов, обучающихся через использование ИКТ;

  • Создание единой локальной сети;

  • Формирование банка медиатеки.

Законодательная база

  • Постановление от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"

  • Федеральной Закон РФ от 26.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;

  • Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации";

  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии в действии интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями).

Ожидаемые результаты

  • создание оптимальных условий для организации воспитательно-образовательного процесса для обучающихся, родителей, обменом опыта педагогов и других участников с использованием инновационных педагогических технологий;

  • улучшение материально-технической базы, соответствующей современным требованиям;

  • эффективное функционирование внутреннего электронного документооборота;

  • повышение уровня компетентности педагогов в современных способах использования информационных технологиях;

  • положительная динамика икт компетентности педагогов и обучающихся;

  • использование интернет-технологий в организации дополнительного образования детей;

  • положительная динамика участия педагогов и обучающихся в мероприятиях различных уровней;

  • создание и становление модели единого информационного образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного обучения;

  • пополнение банка данных медиатеки ДЮЦ для детей, родителей, педагогов, сетевых партнеров и других участников образовательного процесса;

  • формирование технологии предъявления образовательного результата социуму.

Контроль за исполнением подпрограммы

  • управление реализацией подпрограммы через мониторинг;

  • увеличение количества участников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах;

  • проведение лекций, конференций, дискуссий, мониторинговых исследований с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • положительные отзывы социальных партнеров, родителей, обучающихся ДЮЦ, социума;

  • динамика икт компетентности педагогов и обучающихся.


  1. Подпрограмма «Я и мир инициатив»

(программа развития творческих и социальных инициатив

подростков ДЮЦ)

Для современного образовательного учреждения чрезвычайно актуален вопрос создания социально-активной позиции детей, в то же время нестабильность социального положения российского общества, несовершенство демократических преобразований системы образования влекут за собой пассивное отношение юных граждан к происходящим переменам в детском коллективе, что зачастую объясняется отсутствием у них знаний о своих возможностях и способах самореализации, незнанием своих прав и обязанностей.

В условиях модернизации образования в ДЮЦ, на первое место выходит проблема формирования позитивных лидерских качеств личности ребенка через включение его в различные виды деятельности на всех уровнях образовательного процесса.

Обеспечение перехода от знание-ориентированной парадигмы к парадигме творческого саморазвития и самообразования, конкурентностной и компетентностной парадигмам.

Следуя этой идее, программа «Я и мир инициатив» должна быть направлена на формирование у подростков потребности к саморазвитию, постоянному стремлению вперед: к вершине знаний, к вершине человеческого совершенства, к жизненному успеху.

Цель: создание эффективной системы, способствующей воспитанию личности подростка с активной жизненной позицией, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Мероприятия по профориентации проводятся на различных уровнях:

- внутри творческих объединений ДЮЦ;

- внутридюцевский уровень (мероприятия в ДЮЦ);

- поселковый уровень (мероприятия поселка);

- районный уровень (праздники, конкурсы и фестивали Березовского района).


Прогнозируемые результаты

  1. Сформированность у учащихся лидерских качеств - организованность, самоконтроль, коммуникабельность, самокритичность.

  2. Изменение социального микроклимата в объединениях ДЮЦ, и в детском коллективе в сторону развития сплоченности, взаимопомощи, взаимовыручки, желания действовать и приносить пользу.

  3. Развитие инициативных и волонтерских движений, с участием подростков ДЮЦ.

  4. Развитие ученического самоуправления в ДЮЦ.

  5. Создание, развитие и следование ценностям и традициям ДЮЦ.

  6. Создание эффективной системы взаимодействия взрослых и детей.


  1. Подпрограмма «Я и мир культуры и творчества»

(культурно - досуговая программа)


Организация досуга подростков в современной России находится на низком уровне. Сейчас практически невозможно найти бесплатные секции. Чаще всего подростки бессмысленно бродят по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Отсюда и первая сигарета, пиво, а иногда и наркотики. С первого взгляда появление вредных привычек как следствие отсутствия каких-либо занятий кажется невозможным. В реальной жизни случается именно так. Плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних.

Цель программы «Я и мир культуры и творчества» - создание в ДЮЦ постоянно действующей системы организованного досуга, охватывающей все категории обучающихся и способствующей социализации личности ребенка.

Задачи:

  • совершенствование работы ДЮЦ по созданию развивающей среды, эмоциональному насыщению жизнедеятельности детей и подростков;

  • создание необходимых условий для воспитания культуры досуга и общения;

  • способствовать развитию творческой, социально-активной позиции учащихся в процессе культурно - досуговой деятельности;

  • формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности;

  • обобщение, развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности;

  • развитие сотрудничества с воспитательными учреждениями, родителями учащихся.

Данная программа ориентирована на всех участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей.

Основные направления:

  • традиционные мероприятия;

  • работа творческих мастерских;

  • сотрудничество с организациями поселка при проведении культурно-массовых мероприятий;

  • участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях районного и поселкового масштаба;

  • концертная и выставочная деятельность;

  • организация культурно - досуговой деятельности в творческих объединениях по планам воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение культуры общения на разных уровнях: учащийся-учащийся, учащийся- педагог, учащийся- родитель, педагог- родитель;

  • повышение интеллектуального, эмоционально насыщенного уровня мероприятий;

  • рост уровня удовлетворенности организацией досуга всех участников программы: учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров;

  • обеспечение высокого культурного уровня всех культурно - досуговых мероприятий, введение новых технологий проведения мероприятий;

  • создание особой внутренней среды, способствующей развитию доброжелательного общения в коллективах педагогов и воспитанников в процессе досуговой деятельности;

  • сформированность социально-значимых качеств и развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.






ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Таблица 10


Основные направления

Деятельность участников воспитательного процесса.

педагоги ДО

администрация

обучающиеся

СПС

режиссер - постановщик

родители

партнерские организации

1 этап: Проектно-диагностический (сентябрь - октябрь 2014г)

Диагностика воспитательной системы, существующей в ДЮЦ.

Проведение диагностических исследований.

Проблемно - ориентированный анализ воспитательной системы ДЮЦ "Школа социальной зрелости".

+


+


+

+



Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания возрастно-ориентированной воспитательной системы на родительских собраниях.

+

+


+


+

+

Кадровое обеспечение воспитательной системы ДЮЦ.


+






Заседание Совета самоуправления ДЮЦ.



+

+




Заседание МО по вопросам состояния процесса построения воспитательной системы.

+

+


+

+



Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания системы на педагогическом совете.

+

+


+

+



2 этап: Подготовительный (ноябрь - декабрь 2014г)

Подготовка к деятельности по моделированию воспитательной системы.

Изучение: научно-методической литературы, опыта учреждений дополнительного образования.

+



+


+

+



Создание творческих групп по подготовке целевых проектов по направлениям воспитания


+

+


+

+



Формирование психологической готовности участников к положительному восприятию данного проекта.

+


+

+

+



Разработка подпрограмм

«Я у истоков добра» (программа духовно-нравственного воспитания);

«Я и информационное пространство ДЮЦ»;

«Я и мир инициатив» (программа развития творческих и социальных инициатив подростков - учащихся ДЮЦ);

«Я и мир каникул»;

«Я и мир культуры и творчества» (культурно - досуговая программа);

«Я и мир профессий» (программа для старшеклассников ДЮЦ).

+

+

+

+

+

+

+


Создание нормативно - документального сопровождения воспитательного процесса

+

+


+

+



Создание программы воспитательной системы «Я и большой мир»

+

+

+

+

+

+

+

Определение критериев эффективности воспитательной системы.

+

+


+

+



3 этап: Практический (январь 2015 - ноябрь 2020 )

Реализация модельных представлений

Реализация программы "Я и большой мир"

+

+

+

+

+

+

+

Реализация подпрограмм воспитательной системы

+

+

+

+

+

+

+

Реализация системы повышения профессиональной компетенции педагогов.

+

+


+

+


+

Реализация системы сотрудничества с организациями поселка.

+


+


+

+

Работа лагеря с дневным пребыванием детей.

+

+

+

+

+

+

+

Работа Совета самоуправления учащихся ДЮЦ

+

+

+

+

+


+

Работа Совета по профилактике безнадзорности среди подростков.

+

+


+


+

+

Работа родительского комитета ДЮЦ.

+



+


+


Родительские собрания.

+

+


+

+

+


Отслеживание результативности воспитательной системы.

+

+


+

+



4этап: Обобщающий (декабрь 2020г)

Обновление и совершенствование системы.

Создание банка технологий воспитания учащихся ДЮЦ.

+

+


+

+



Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах работы воспитательной системы.

+

+


+

+



Проектирование перспектив, идей и способов дальнейшего развития воспитательной системы.

+

+

+

+

+

+

+



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Используемая площадь зданий составляет - 1445м2 .Площадь земельного участка - 5650м2

Помещения ДЮЦ используются в образовательных и воспитательных целях и для организации работы служб, обеспечивающих работоспособность учреждения.

Таблица 11

Название помещения

Кол - во

Примечания

Корпус №1

Предметный кабинет

3

Для занятий учебных групп

Актовый зал

1

Для проведения массовых мероприятий. На 49 посадочных мест.

Административные помещения

6

Кабинет директора, кабинет зам. по АХЧ, бухгалтерия, отдел кадров, приемная, кабинет инженера.

Подсобные помещения

3

Комната дежурных

1

Хранение ключей от корпусов и помещений, кнопка системы дистанционной передачи тревоги.

Корпус №2

Предметный кабинет

4

Для занятий учебных групп

Административные помещения

2

Кабинет зам. по УМР, кабинет зам. по ВР.

Кабинет психолога и социального педагога

1

Для индивидуальных консультаций и работы службы СПС.

Костюмерная

1

Для пошива и хранения костюмов и реквизита.

Подсобные помещения

4

Корпус №3

Предметный кабинет

3

Для занятий учебных групп

Компьютерный класс

1

Для занятий на ПК

Подсобные помещения

4

Раздевалка детская

1

Хранение верхней одежды.

Для проведения массовых мероприятий используются помещения партнерских организаций: Дом культуры, спортивный комплекс "Олимпиец", физкультурно-оздоровительный комплекс; ИСШ №1;, ИСШ№2.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ ДЮЦ

Таблица 12

Ресурс

Направление деятельности

Материально-технический

Обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым оборудованием и ТСО. Поиск возможностей по улучшению материально-технической базы Центра.

Кадровый

Повышение компетентности и профессионализма педагогов дополнительного образования,.

Организация оптимальной работы режиссера -постановщика, звукорежиссера, художника оформителя, костюмера,.

Использование ресурсов социальных партнеров (работников культурно-просветительских учреждений и т.п.)


Методический


Содействие профессиональному росту педагогов дополнительного образования через систему самообразования, организацию обучающих теоретических и практико-ориентированных совещаний и МО.

Организация работы творческих, проблемных, исследовательских групп.

Социально-психологический


Создание психологического, позитивного климата, климата взаимной заботы

Стимулирование деятельности сотрудников ДЮЦ, педагогов, учащихся.

Финансовый


Рациональное распределение и использование бюджетных финансовых средств

Поиск дополнительных источников финансирования

Информационный


Регулярное обновление книжного и методического фонда; периодической печати; объема медиа-информации; выпуск газеты «Калейдоскоп». Работа сайта учреждения.










План деятельности по управлению

реализацией воспитательной системы


Таблица 13

Направление

Задачи

Механизмы реализации

Организация деятельности

Совершенствование организационной структуры УДОД

Функционирование гибкой структуры с проектными элементами (советами, творческими группами, сквозными программами).

Эффективное общественное самоуправление.

Деятельность Управляющего Совета ДЮЦ.

Работа Совета самоуправления учащихся ДЮЦ.

Работа родительского комитета.

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности Центра.

Создание нормативно - документального сопровождения воспитательного процесса. Положения.

Приказы.

Содержательное

Внедрение ИКТ

Внедрение информационных технологий в образовательно-воспитательный мониторинг.

Внедрение автоматизированных процедур сбора и передачи информации, введение единых стандартных процедур и бланковых форм.

Внедрение новых технологий воспитания

Социальные технологии;

Технологии культурной политики;

Антропологические технологии;

Визуальные технологии и др.

Реализация модельных представлений воспитательной системы.

Апробация подпрограмм воспитательной системы. Корректировка программ.

Внедрение социальных проектов в программу развития.

Кадровое

Создание системы повышения профессионального мастерства.

Участие педагогов в работе различных семинаров.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Внедрение ИКТ. Прохождение курсов повышения квалификации через интернет; участие в интернет - конкурсах и семинарах.

Аттестация педагогов.

Мотивация деятельности педагогического коллектива

Выдвижение педагогов к участию в конкурсах в том числе и на получение денежных грантов.

Создание системы поощрений педагогов.

Формирование коллектива единомышленников

Обобщение работы педагогов

Информационная поддержка статуса педагога.

Выявление и ликвидация индивидуальных педагогических затруднений.

Информационно-аналитическое

Создание условий гласности при реализации воспитательной системы.

Освещение результатов деятельности в печати и на сайте учреждения

Информатизация ОУ

Участие педагогов и учащихся в интернет семинарах, конкурсах, курсах повышения квалификации.

Оформление документации в электронном варианте.

Информационное сопровождение аналитической деятельности по реализации воспитательной системы.

Оформление диагностического инструментария в электронном виде при осуществлении мониторинга деятельности.

Материально-техническое

Ресурсное обеспечение воспитательной системы

Расширение методического фонда.

Информатизация учебного - воспитательного процесса. Рациональное использование бюджетных средств.

Привлечение внебюджетных средств.










ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате реализации программы:

МБОУ ДОД ДЮЦ - современное образовательно-воспитательное учреждение дополнительного образования детей и взрослых, которое является источником формирования социокультурной «среды человеческого роста», благодаря позиционированию новых образовательно-воспитательных форм как пространств (миров) культурной коммуникации и просветительских практик.

Ожидается

  • рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в ДЮЦ;

  • достижение нового уровня системы взаимодействия с образовательными и социальными учреждениями Березовского района;

  • увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;

  • увеличение числа детей - призеров различных конкурсов и соревнований;

  • повышение качества образовательного детского отдыха и культурно - досуговых мероприятий ДЮЦ;

  • увеличение числа детей и педагогов, владеющих информационными и другими инновационными технологиями;

  • увеличение числа выпускников, определившихся с выбором профессии и нацеленных на получение дальнейшего образования;

  • сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением;

  • повысится эффективность использования современных образовательно-воспитательных технологий;

  • повысится уровень квалификации педагогов;

  • будет модернизирована система оценки качества образования и воспитания;

  • будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

  • реализована доступность для детей (одаренных, с физическими недостатками и инвалидов) различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, формулировать педагогические цели и задачи, т.е. организовывать целенаправленный, аргументированный процесс развития личности учащегося.

Цель оценки: выявление эффективных воспитывающих и развивающих видов организуемой деятельности для достижения высоких результатов и эффектов воспитания, развития и социализации обучающихся.

Критерии

Показатели

Формы и методы оценивания

Личность обучающегося

Предметные.

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предметами опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания.

Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности учащегося (знания по предмету).

Метод экспертной оценки.

Метод наблюдения.

Метапредметные.

Освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться. Умение применять знания, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.

Анкета «Профиль умений» (оценка функциональной грамотности).

% участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня, общественная активность детей.

Метод наблюдения.

Личностные.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, социальные компетенции, личностные качества. Индивидуальные достижения в освоении предметной области, самооценка образовательного опыта, готовность к решению социальных и личностных проблем.

Готовность к профессиональному самоопределению.

Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося».

Личные достижения обучающихся.

Результативность участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня.

Метод наблюдения.

Детский коллектив творческого объединения

Движение к цели, перспективы в социально значимой деятельности.

Общественные связи.

Самоуправление.

Общественное мнение.

Удовлетворенность учащихся и их родителей работой ТО.

Дисциплина и взаимная требовательность.

Методика развития ТО.

Досуговое пространство

Качество образовательного детского отдыха и культурно - досуговых мероприятий ДЮЦ

% процент детей, принимающих участие в массовых досуговых мероприятиях ДЮЦ.

% детей принимающих участие в образовательном детском отдыхе.

Анкетирование с целью получения информации о качестве организованных мероприятий в ДЮЦ.

Пространство инициатив

Включенность обучающихся в социально-значимые инициативы.

Доля обучающихся, включенных в социально-значимые инициативы.

Количество форм инициативного включения обучающихся в социально значимую деятельность.

Наличие механизмов продвижения талантливых детей.

Наличие современных форм ученического самоуправления.

Профессиональные позиции педагога

Отношение к инновациям, профессиональные затруднения педагога, профессиональный рост, комфортность педагога в коллективе.

Анкетирование.

Результаты аттестации.

Результаты участия в профессиональных конкурсах.

Сообщество родителей

Соотношение ценностных ориентаций родителей и обучающихся, отношение к ДЮЦ, педагогам, руководителям, условиям и процессу обучения.

Анкетирование.

% родителей, принимающих участие в работе ДЮЦ

Анализ работы Родительского комитета.

Уровень управленческой деятельности

Наличие государственно-общественного управления.

Наличие Управляющего совета. Привлечение обучающихся и родителей к работе совета.

Наличие родительского комитета.

Наличие единого информационного пространства.

Мониторинг общественного мнения.

Внешние связи

Действенность связей с другими учебными заведениями и их влияние на развитие ДЮЦ.

Наличие заключенных договоров о сотрудничестве.

Наличие общих планов работы.

Количество и качество проведенных совместных мероприятий.

% детей привлеченных к проведению совместных мероприятий.


© 2010-2022