Инновационная деятельность в колледже

Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является инновационная деятельность. Инновация – это нововведение новшество. Инновационная деятельность колледжа – это стремление к системному обновлению учебно-воспитательной деятельности, мероприятие направленное на привлечение к творчеству и исследовательской работе переосмысление целей, средств, результатов образования и процесса их достижения.Научно-исследовательскую работу студентов возглавляют наши ученые Ф.М. Казырбаев, Л.И....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Инновационная деятельность в колледже



Вильданова В.Р.

Нач.учебно-методического отдела

ГАОУ СПО НЕФТЕКАМСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ


Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является инновационная деятельность. Инновация - это нововведение новшество. Инновационная деятельность колледжа - это стремление к системному обновлению учебно-воспитательной деятельности, мероприятие направленное на привлечение к творчеству и исследовательской работе переосмысление целей, средств, результатов образования и процесса их достижения.

Основные направления инновационной деятельности колледжа:

1. Разработана и поддерживается система менеджмента качества (СМК) образовательного процесса в соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2001 с 2007г. Внедрена информационная система мониторинга и управления образовательной деятельностью преподавателей, сотрудников и студентов в условиях острой конкурентной борьбы современного образовательного рынка. Это совершенно новая ступень и эффективная модель в управлении учебно-воспитательной деятельностью. Данную деятельность возглавляла администрация колледжа, вовлекая в процесс весь инженерно-педагогический коллектив и студентов.

(Слайд стандарт ИСО)

2. Распоряжением правительства Республики Башкортостан ГОУ СПО переименовано в ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж. Преобразование образовательного учреждения способствовало разработке Устава автономного учреждения и инновационных изменений его деятельности с обоснованием их целесообразности для студентов и инженерно-педагогического коллектива. Определенная работа была проделана администрацией колледжа.

3. Разработаны учебные планы для новых специальностей в соответствии с требованиями работодателей: «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Банковское дело», «Финансы».

4. Реализованы программы второго поколение ГОС стандартов СПО и сформированы основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) на основе ФГОС третьего поколения, в которых определены ключевые и профессиональные компетенции. Разрабатываются контрольно-оценочные средства (КОС), ориентированные на проверку сформированных компетенций. Председатели цикловых комиссий, преподаватели под руководством заместителя директора по УР Бадикшиной Ф.А. составили инновационные программы в соответствии, с которыми реализуется новое содержание образования.

(Слайд)

5. Более десятка лет осуществлялось непрерывное, многоуровневое образование на основе долгосрочных договоров о сотрудничестве с Удмуртским государственным университетом, Уральской горной академией, Российским заочным институтом текстильной и легкой промышленности. Руководителями этой деятельности были Исламова Г.Ш., Кильмаматова Л.И. Прытков С.Г.

6. Расширяется социальное партнерство. Востребованность выпускников колледжа подтверждается последующим трудоустройством на предприятиях. Заместителем по ПР Прытковым С.Г., заведующими отделениями Волковой Н.В., Сарватдиновой О.А., Гайнулгалимовой Р.И., Лихачевым С.В. разработана и поддерживается система трудоустройства выпускников с постоянным мониторингом их дальнейшей деятельности.

7. Нововведение - электронная система информатизации и электронные версии расписания учебных занятий, система видеонаблюдения и локальная сеть колледжа. Компьютеры колледжа подключены в единую локальную вычислительную сеть и к Интернету. В образовательный процесс внедрены мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивного учебно-методического комплекса дисциплин, автоматизированных рабочих мест преподавателей, Федеральные Интернет-экзамены в сфере профессионального образования. Данная деятельность осуществляется отделом компьютерных и информационных технологий (Шарипов В.М.). В 2010,2011гг. в республиканском конкурсе «Лучший кабинет информатики» среди СПО РБ заняли I место Ханнанова А.Р., II место Ван Л.Н., III место Мухаметова В.С.

(Слайд)

8. Значительно возросла роль отдела дополнительного профессионального образования. Реализуются следующие виды дополнительных профессиональных образовательных программ: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации. В количестве

9. Многолетняя экспериментальная деятельность позволила приступить к реализации системных изменений в инновационной образовательной деятельности колледжа. На базе нефтяного колледжа приказами ФГУ «ФИРО» от №80 от 24 июня 2008г. и РУМНЦ Министерства образования РБ приказом №1614от 28 декабря 2004 г. созданы Федеральная и республиканская экспериментальные площадки по двум направлениям:

- Республиканская экспериментальная площадка по теме «Методы повышения эффективности функционирования экономики северо-западного региона РБ и применение инновационных технологий для решения образовательных профессиональных задач» (руководитель-кандидат технических наук Казырбаев Ф.М.).

В режиме экспериментальной работы исследованием занимаются более 50 преподавателей нефтяного колледжа, которые привлекли несколько сотен студентов к научно- исследовательской работе. Растет научный потенциал и исследовательская культура преподавателей и студентов.

Научно-исследовательскую работу студентов возглавляют наши ученые Ф.М. Казырбаев, Л.И. Кильмаматова, В.Г. Зюрин, Р.В. Нургалиева и преподаватели Хазимуллина М.Н., Шабалкина О.Н., Шамсутдинова Э.Р., Гайнулгалимова Р.И., Вакказова А.Р., Любарский С.В., Гребенкин С.Д., Мариночкина А.Ш., Саляхова И.И., Гараева Ф.Х., Галиева Р.Р., Ишмакова Г.Ф., Латипова Р.Д., Ягудина А.С., Рахимов Н.А., Дьячкова Л.Д., Харисов В.Р., Галлямова Л.М., Никонова Ф.Н. Благодаря им создано студенческое научное общество с 2003 года, организована работа двенадцати студенческих конструкторских бюро «СКБ» и двенадцати научно- технических секций «НТС», издательское бюро «Окно в мир ННК». СКБ и НТС окончили около 900 студентов.

(2 слайда СКБ и НТС).

На ежегодных Неделях науки, республиканских, городских конференциях «Наука. Фантазии. Реальность», посвященных главным событиям года, студенты представляют более 60 докладов. За десять лет - это более 1000 докладов. Более десятка лет проводиться конкурс научно- исследовательских работ студентов. Выполнено 400 студенческих научно-исследовательских работ. Одной из форм научной работы является участие во всероссийских («Юность, Наука, Культура», «ЮНЭКО») республиканских, региональных конкурсах, олимпиадах, конференциях, семинарах, выставках и форумах.

Преподаватели и студенты колледжа - авторы публикаций в тематических сборниках, научно-методических журналах. В 2010-2011 гг. опубликовано 20 статей преподавателей, 10 статей студентов.

(Слайды).

- Федеральная экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО» по теме «Апробация электронно- сетевой инновационной технологии управления качеством предметного обучения РОСТ» (руководитель-кандидат педагогических наук, доцент кафедры Башкирского института развития образования Юнусбаев Б.Х.). Ранее представляла многоуровневую автоматизированную рефлексивную систему (МАРС), позволяющую контролировать качество обучения студентов колледжа. Имеется Программный комплекс «Самодиагностика» № 2006613962 от 21 ноября 2006г. Создан и функционирует класс- лаборатория системной диагностики и мониторинга качества обучения, организован координационный центр от ФИРО.

По авторской технологии РОСТ 23 преподавателя прошли курсы повышения квалификации. В колледже успешно работает творческая группа преподавателей нефтяных, электрических, строительных и общеобразовательных дисциплин по авторской технологии РОСТ. Ими разработаны КИМы, проводятся открытые уроки, создаются методические разработки и учебно-методические пособия, сборники контрольно- измерительных материалов для дисциплин специальностей «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Апробация электронно- сетевой инновационной технологии управления качеством обучения РОСТ и МАРС прошла научные и экспериментальные испытания на мероприятиях международного, российского, межрегионального, республиканского уровнях.

Колледж является дипломантом Российских образовательных форумов 2007,2008,2009г. Международного форума по вопросам обучения с применением технологии E-Learning Online «EDUCA MOSKOW-2007», лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании- 2008, 2009» и получил сертификат качества инновации. Республиканских специализированных выставок «Салон молодежных инноваций- 2009», «Салон инноваций-2010».

Об успешной реализации эксперимента преподаватели колледжа выступали с докладами на 12 всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях по авторской технологии для школ г. Нефтекамска, учреждений СПО Республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртии. В 2011 году выступили с докладами Авхадиев Ф.М., Вакказова А.Р., Абдулганиева Э.Р., Шестернева М.А., Шабалкина О.Н., Вильданова В.Р. на всероссийском научно-практической конференции по теме «Инновационные подходы управления качеством обучения». Эти доклады опубликованы в сборнике материала конференции. И провели десятки мастер-классов по рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии.

Имеются научные публикации в журнале «СПО», №2, №3 2008 года Ф.М. Казырбаева, Б.Х. Юнусбаева. Данные разработки выставлены на сайте колледжа nnkinfo.ru и активно используются образовательными учреждениями.

Таким образом, открытие на базе колледжа Федеральной и республиканской экспериментальных площадок по авторской технологии РОСТ и исследовательской работе способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов и студентов. Отчеты о результатах работы этих площадок дана высокая оценка ФИРО, ИРО и РУНМЦ Министерства образования РБ.

10. Инновационная образовательная деятельность преподавателя призвана обеспечить внедрение современных информационных, образовательных технологий, прогрессивных методов организации образовательного процесса, учебно-методических материалов, соответствующих высокому качеству обучения. В колледже создана активная обучающая среда.

Спектр инновационных педагогических технологий, используемых преподавателями:

  • Технология педагогической коммуникации.

  • Технология развивающего обучения.

  • Технология целевой интенсивной подготовки специалистов.

  • Технология позиционного обучения.

  • Технология санкционирования обучаемых.

  • Технология личностно ориентированного образования.

  • Технология комплексного применения ЭВМ.

  • Технология коллективного способа обучения.

  • Технология концентрированного обучения.

  • Технология модульного обучения.

  • Проблемно-ориентированное обучение.

  • Проектная технология.

  • Технология сотрудничества.

  • Компьютерные и электронно-коммуникативные технологии.

  • Сэмпл - технология в условиях территориальной реализации принципов непрерывного образования.

  • Деятельностная технология.

  • Кейс - технология.

  • Технология Кайдзэн.

  • Электронно- сетевая инновационная технология РОСТ.

  • Компетентностный подход к образовательному процессу.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека появились новые технологии с колоссальными обучающими ресурсами. Каждая педагогическая технология рождается в творческом коллективе, несет в себе индивидуальные авторские черты. В 2009-2010 учебном году проведено 135 открытых уроков, 710 посещений. В 2010-2011 учебном году 120 открытых уроков, 420 посещений администрацией, преподавателями.

(Слайд диаграмма)

У преподавателей есть возможность использовать Сэмпл технологию в условиях реализации принципов непрерывного образования, деятельностную технология, кейс технологию, технологию Кайдзэн. Суть этих технологий описана в сборнике «Педагогические технологии» и размещен в сетевом обмене.

(Слайд)

11. Рост профессионализма, развитие творческой инициативы обеспечивает аттестация преподавателей.

Результат аттестации за 2003-2010 годы

Год

Высшая квал. кат.

Первая квал. кат.

Вторая квал.кат.

Всего

2003-2004

31

11

10

54

2004-2005

7

2

5

14

2005-2006

14

6

1

21

2006-2007

10

10

3

23

2007-2008

10

6

4

20

2008-2009

36

6

2

44

2009-2010

16

3

4

23

2010- 2011

17

8

6

31

93% преподавателей имеют квалификационную категорию, в том числе 78 высшую, 21 первую, 16 вторую квалификационную категорию. 45 человек

Каждый преподаватель систематически анализирует результативность своего труда, собственные успехи, обобщает и систематизирует педагогические достижения в рамках аттестации, объективно оценивает собственные возможности, определяет способы преодоления трудностей и достижения высоких результатов, формирует портфолио профессиональных и творческих успехов. Своеобразной коллективной формой повышения квалификации преподавателей в колледже являются педагогические чтения, конференции, открытые уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, олимпиады, профессиональные конкурсы «Лучший преподаватель года», «Лучший классный руководитель» создание методических разработок, электронных учебников, публикаций, выступления с докладами, в которых они отражают свой опыт, достижения, успехи, исследовательскую работу.

(Слайды)

Возросло количество преподавателей повышающих свою квалификацию через курсы и прохождение стажировки. В 2010-2011 учебном году 2 преподавателя прошли курсы повышения в г. Москва, а для 30 преподавателей от РУНМЦ организованы выездные курсы. Бадикшина Ф.А., Гайнулгалимова Р.И., Лихачев С.В., Вильданова В.Р. проводили лекции на курсах повышения квалификации для других учебных заведений.

(Слайд диаграмма повышения квалификации)

12. Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование гармонично- развитой личности. Созданы все возможности для реализации интеллектуального, творческого, спортивного потенциала через творческие секции, клубы, объединения. Результатом этой работы является I место в конкурсе «Лучшее общежитие РБ», I место в спартакиаде среди учреждений СПО РБ

Достижения колледжа:

  • Дипломы Российского образовательного форума в 2007,2008,2009гг.

  • Дипломы международного форума по вопросам обучения с применением технологии e-learning «ONLINE EDUCA MOSKOW-2007».

  • Дипломант II степени в конкурсе на соискание Премий Президента РБ в области качества продукции (2008г.).

  • Дипломант I степени в конкурсе на соискание Премий Президента РБ в области качества продукции (2010г.).

  • Лауреат Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» (2009г.).

  • Диплом инновационное образовательное учреждение «Старт инновации» по итогам 2010 года.

  • Занесены в реестр инновационных образовательных учреждений Республики Башкортостан

  • Диплом республиканской выставки «Салон молодежных инноваций» 2009г.

  • Диплом республиканской выставки «Салон инноваций» 2010г.

  • Первое место в республиканских конкурсах «Лучший кабинет учреждения СПО- 2008», «Лучший кабинет информатики учреждения СПО- 2011», «Лучшее общежитие образовательного учреждения» СПО- 2010», в спартакиаде РБ среди учреждений среднего профессионального образования (2009, 2010, 2011 гг.). Гран- при на республиканском фестивале «Студенческие встречи- весна Победы» и фестивале немецкой песни (2010,2011гг.)

  • Первое место в республиканском конкурсе социальных проектов «Социальный форум- 2011», посвященном 50- летию полета Ю.А.Гагарина в космос. Студенты ННК стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса «Научный потенциал XXI века» (2009-2010 гг.).

  • В 2010- 2011 учебном году девять студентов получили дипломы всероссийских молодежных конкурсов. Золотой знак отличия, 2 серебряных знака отличия «Юность, Наука, Культура».

  • Занесены в региональный каталог «Лучшие товары 2011 Башкортостана».

Достижения колледжа фиксируют стартовую позицию необходимую для создания инновации, т.е. готовность и способность коллектива к инновациям.

В государственной Думе рассматривается закон об инновационной деятельности РФ.

Министерство образования и науки РФ опубликовало доклад «Национальная инновационная система и инновационная политика РФ», в котором определены основные составляющие инновационного процесса в качестве критерии оценки научного потенциала рассматривается так называемый индекс инновационности. В этот индекс входит 20 показателей, в том числе и такие которые касаются нас как учебного заведения: 1. образованность населения, которое зависит от деятельности учебного заведения. 2. Затраты на исследования и разработки. 3. Численность персонала занятых исследованием и разработками. 4. Затраты на информационные и коммуникационные технологии. 5. Передача и применение знаний. На основании индекса инновационности рассчитанных по этим показателям РБ входит в 3 группу регионов, в которых не эффективно используют человеческие ресурсы, отсутствуют связи науки с производством, т.е. это регион с нереализованным интеллектуальным потенциалом.

И в мире делаются такие оценки. В тройку инновационных лидеров входят Швеция, Швейцария, Финляндия. США на 8 месте, чуть отстает Япония, Китай с 54 места переместился на 27, Россия на 49 месте.

В лидерах оказываются те страны, которые вкладывают большие финансы в науку и новые технологии. США, Китай до 2020года будут вкладывать гигантские деньги в науку.

Нам необходимо решить следующие задачи:

- улучшить компьютерные и коммуникационные обеспечения учебного процесса;

- совершенствование педагогического мастерства на основе использования современных технологий;

- создание тренажерных комплексов и учебных полигонов;

- внедрение дистанционного обучения студентов заочного и групп дополнительного обучения.

Инновационная образовательная деятельность призвана совершить инновационный прорыв подготовки специалистов. Коллектив раскрывает и наращивает свой творческий потенциал - от идей до воплощения.



© 2010-2022