Методический материал Программа коррекционной работы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционной работы

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10.07.2015 г. № 26;

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1 вариант);

  • Письма Минобразования РФ от 20.06.2002 № 29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»; а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы специального образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории в получении ими образования и дальнейшей социализации в общество.

  • Программа обеспечивает:

  • создание специальных условий воспитания, обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных коррекционных программ в образовательном коррекционно-воспитательном процессе;

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении ими адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), помощь в их адаптации в образовательном учреждении;

  • реализацию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом состояния здоровья и особенности психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

  • соблюдение допустимой! уровня нагрузки, определяемого рекомендациями СанПин 2.4.2. -10;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционно-педагогический процесс в специальном образовании представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Их содержание, с одной стороны определяется общими целями и задачами гармоничного развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны, каждое структурное звено решает специфические цели и задачи. Структурные компоненты и содержание коррекционно-педагогического процесса образовательного учреждения определяются нормативными документами и отражаются в локальных актах.

Цели и задачи коррекционной работы

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.

Цель программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи коррекционной работы:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;

- оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Структура и содержание Программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения. В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

- непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения - оказание помощи в решении проблем.

Задачи сопровождения:

- правильный выбор образовательного маршрута;

- преодоление затруднений в учебе;

- решение личностных проблем развития ребенка;

- формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико- психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Содержание и формы коррекционной работы:

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- составление индивидуальной психолого-медико-педагогической программы сопровождения учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, учителями и воспитателями), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе и группе продленного дня;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование базовых учебных действий на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах-практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися

Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:

- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся:

- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся.

2) Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3) Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);

- психолого-педагогический эксперимент;

- наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности;

- беседы с обучающимися, педагогами и родителями;

- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.д.) и др.;

- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- составление индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);

- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

- разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;

- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

- занятия индивидуальные и групповые;

- игры, упражнения, этюды;

- психокоррекционные методики;

- беседы с учащимися;

- беседы с учащимися;

- организация деятельности (игра, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и др.).

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций педагогам, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

  1. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей;

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5. Экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, УМК, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

6. Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и ученических коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и ученических коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение представляет собой взаимодействие педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника и воспитанника и (или) его родителей (законными представителями), направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Сопровождение включает: разработку и реализацию программы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на преодоление или ослабление недостатков развития, на социальную интеграцию в общество, в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;

- лекции для родителей;

- анкетирование педагогов, родителей;

- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Динамика, результаты коррекционно-развивающей программы представляются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, реализующим свою работу по плану.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностическое направление


1

Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу-интернат обучающихся, воспитанников с целью определения путей дальнейшего обучения и коррекционно-развивающей помощи.

в течение года

члены ПМПк

2

Обследование первоклассников с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

октябрь

члены ПМПк

3

Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода.

октябрь

члены ПМПк

4

Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения.

май

члены ПМПк

педагоги 4 класса

5

Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выявления проблем в развитии и поведении.

по необходимости, по требованию

члены ПМПк

педагоги

6

Осуществление психолого-педагогической диагностики и сопровождения учащихся, воспитанников, склонных к самовольным уходам.

по необходимости, по требованию

члены ПМПк

педагоги

7

Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 9 класса.

март-апрель

члены ПМПк

педагоги 9 класса

Консультативное направление


Родители (законные представители).


1

Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по данным диагностического обследования.

по итогам диагностики

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

2

Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

в течение года

педагоги

3

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

педагог-психолог

соцпедагог

педагоги

Учителя, воспитатели.


4

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования обучающихся, воспитанников.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

5

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в поведении, склонных к самовольным уходам.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

6

Индивидуальное консультирование воспитателей по организации занятий с воспитанниками с нарушением поведения, склонных к самовольным уходам.

в течение года

педагог-психолог

соцпедагог

7

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

педагог-психолог

соцпедагог

Обучающиеся, воспитанники.


8

Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

9

Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору.

в течение года

педагог-психолог

соцпедагог

10

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

педагог-психолог

соцпедагог

Психолого-медико-педагогическое сопровождение


1

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума.

в течение года

воспитатели

2

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с обучающимися, воспитанниками.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

педагоги

3

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска».

в течение года

педагог-психолог

4

Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с нарушением речи.

в течение года

учитель логопед

5

Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса.

I полугодие

педагог-психолог

6

Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса.

I полугодие

педагог-психолог

7

Проведение занятий с обучающимися 4-го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации.

II полугодие

педагог-психолог

Экспертное направление


1

Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

педагоги

2

Экспертная оценка параметров развития обучающихся, воспитанников.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

3

Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной обучающемуся, воспитаннику.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

4

Экспертиза индивидуальных программ сопровождения, учебных предметов, внеурочной деятельности, факультативных курсов.

август-сентябрь

заместитель директора по УВР,

члены ПМПк

5

Проведение комплексного мониторинга по результатам психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников по разным направлениям работы.

апрель-май

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог педагоги

6

Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.

в течение года

педагоги

7

Анализ работы ПМПк за истекший учебный год.

май

заместитель директора по УВР,

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог

Организационно-методическое направление


1

Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов Министерства образования Российской Федерации.

постоянно

заместитель директора по УВР

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог педагоги

2

Заполнение педагогической, психологической, логопедической, социальной, анамнестической карт на обучающихся, воспитанников, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк.

по необходимости

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог педагоги

3

Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

педагоги

4

Разработка коррекционно-развивающих программ.

август-сентябрь

педагог-психолог

учитель логопед

педагоги

5

Разработка рекомендаций, индивидуальных стратегий психологического сопровождения детей «группы риска», воспитанников, склонных к самовольным уходам.

в течение года

педагог-психолог

учитель логопед

соцпедагог педагоги

6

Составление отчетной документации за прошедший учебный год.

в течение года

члены ПМПк

7

Написание характеристик на обучающихся, воспитанников.

в течение года

члены ПМПк

8

Написание протоколов ПМПк.

в течение года

секретарь ПМПк

Программа коррекционной работы включает:

  1. Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

  2. Программы логопедических занятий учителя-логопеда.

  3. Годовой план социально-педагогического сопровождения.

Поэтапный план реализации коррекционной работы

Приведенные ниже этапы коррекционной работы осуществляются ежегодно.

Этап сбора и анализа информации (Информационно-аналитическая деятельность)

При поступлении детей в первый класс и при переводе из других учебных заведений в школу-интернат проводится анализ заключений специалистов различного профиля социальных партнеров образовательного учреждения (характеристики, заключения ПМПК, врача-психоневролога, медицинские документы и др.), собеседования со специалистами школы-интерната (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов и др.) с целью учета особенностей развития школьников и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.

Результатом данного этапа является оценка соответствия контингента обучающихся и имеющейся образовательной среды в аспекте требований к программно-методическому обеспечению, материально-технической и кадровой базе учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность)

Формируется списочный состав класса, для работы назначается учитель начальных классов, который планирует учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составляются программы для проведения коррекционных занятий. Классный руководитель и специалисты, на основе наблюдения и обследования, заполняют дневники наблюдения, где фиксируются индивидуальные особенности развития ребенка. Организуется деятельность групп продленного дня, планируется взаимодействие с социальными партнерами школы-интерната. Для координации деятельности всех специалистов, работающих с данной категорией школьников осуществляется комплексное обследование ребенка на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), который возглавляет заместитель директора по учебной работе. Результаты обследования вносятся в карту развития ребенка, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, коррекции недостатков в развитии, лечении, социальной адаптации учащегося, воспитанника.

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

В течение года все специалисты школы-интерната проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого школьника, при этом акцент ставится на аутентичных способах оценки. Каждую четверть заместителем директора по УР проводятся в классах диагностические контрольные работы по письму и развитию речи и математике, раз в полугодие проводится проверка техники чтения.

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность)

По результатам диагностики и мониторинга учителям предлагаются рекомендации по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ учебных предметов. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебно-воспитательной деятельности.

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка;

- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка.

Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:

- административная группа состоит из представителей администрации школы-интерната, осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;

- социально-педагогическая группа состоит из учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и социального педагога, школьного инспектора, которые оказывают помощь в проблемных ситуациях;

- профилактическая группа, которая состоит из фельдшера, учителя физической культуры, учителя ритмики и учителя-логопеда, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;

- психологическая группа состоит из педагога-психолога, классных руководителей, которые осуществляют работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.

Такое взаимодействие обеспечивает:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

- составление комплексных индивидуальных психолого-медико-педагогических программ сопровождения каждого обучающегося.

Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе - это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям).

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнерство включает:

- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными организациями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество с родительской общественностью, через проведение конференций, работу Интернет сайта, тематические семинары, индивидуальные консультации и т.д.

Содержание коррекционной работы в школе-интернате

В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения структура Программы коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, каждое из которых имеет свои цели, задачи и содержание.

Коррекционная работа в школе-интернате планируется и проводится согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, который включает в себя специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусмотрена программа коррекционной работы обучающихся. К коррекционным занятиям в младших класса относятся курсы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Ритмика», лечебная физкультура - «ЛФК» (1-4 классы); в старших классах (5-9 классы) относятся коррекционные курсы по социально-бытовой ориентировке (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-7 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) с обучающимися с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Число учебных часов, выделяемых программой на коррекционные занятия, представлено в таблице.

Общеобразовательные

области

Число учебных часов в неделю

(шестидневная неделя)

младшие

старшие

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Коррекционная подготовка










а) коррекционные курсы










Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

1

2

2






Социально-бытовая ориентировка (СБО)





1

2

2

2

2

Ритмика

1

1

1

1






б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия










Логопедические занятия

4

4

4

3

3

2

2



ЛФК

1

1

1

1






Развитие психомоторики и сенсорных

процессов

2

2

2

2






Итого: нагрузка учащегося

9

9

10

9

4

4

4

2

2

Коррекция дефектов умственно отсталых обучающихся осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, как в учебное, так и во внеурочное время. Наиболее широкие возможности для коррекционной работы во внеклассное время играют разнообразные кружки, объединяющие детей по склонностям и интересам.

Принципы коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в школе являются ведущими: общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа дополняется, реализуется в процессе дифференцированного подхода.

Психологические и познавательные особенности и возможности овладения учебным материалом вызывают необходимость осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Диагностический минимум для всех обучающихся проводится два раза в год: на начало и конец учебного года. Углубленное индивидуальное обследование (если ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы, имеет отклоняющееся поведение и др.) позволяет выявить причины их трудностей, определить пути коррекции.

Развивающая и коррекционная работа ведется в соответствии со степенью тяжести выявленных проблем и может реализовываться в следующих формах:

Категория

умственно отсталых школьников

Виды

коррекционно-развивающих мероприятий

Учащиеся в общеобразовательном классе

Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей, воспитателей.

Учащиеся по индивидуальной образовательной программе

Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей, воспитателей; участие во внеурочной жизни класса и образовательного учреждения.

Учащиеся с неглубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы.

Учащиеся со сниженными интеллектуальными способностями

(IV группа)

Индивидуальный дифференцированный подход на уроках, занятия по коррекции познавательных процессов.

Учащиеся с дефицитом внимания и низким уровнем самоконтроля

Щадящий режим (при необходимости).

Учащиеся с нарушениями в письменной и устной речи

Логопедические занятия .

Дети-инвалиды

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы.

Индивидуальное обследование специалистами, консультации для педагогов, обучающихся и родителей (лиц заменяющих их); развивающая и коррекционная работа, итоговая диагностика.

Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, занятия в первую смену, горячее питание, пребывание в группе продленного дня, посещение кружковых объединений и секций, культурно-оздоровительных центров города, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями Центральной и городской психолого-медико-педагогической комиссии;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышение его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально-развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных коррекционных и образовательных программ, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся;

- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, городе, крае.

Програмно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Все специалисты, работающие в школе-интернате, регулярно проходят курсовую подготовку, обучаются на курсах по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки по специальности «Специальное (дефектологическое) образование», имеют квалификационные категории.

С целью обеспечения освоения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы, коррекции недостатков их психического развития в штатное расписание школы-интерната введены ставки педагогических работников: учитель-логопед (1 ставка), педагог-психолог (1 ставка), социальный педагог (1 ставка).

Уровень квалификации работников школы-интерната для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Систематически члены педагогического коллектива, занимающиеся решением вопросов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходят курсы повышения квалификации, участвуют в региональных, краевых и городских семинарах и конференциях, выступают с трансляцией опыта на школьных и краевых мероприятиях. В рамках работы коррекционно-развивающей службы проходят педагогические советы, методические совещания, теоретические семинары. На которых обсуждаются вопросы особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. О методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

В школе-интернате имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду общеобразовательного учреждения.

Функционирует спортивный и тренажерный зал с необходимым спортивным оборудованием, спортивная площадка, имеется актовый зал, оборудованы кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, кабинет ЛФК, лицензированный медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека с читальным залом, швейные, столярная, слесарная мастерские, компьютерный класс, кабинет цветоводства, кабинеты для групп продленного дня. Учебные классы оборудованы мультимедийными установками, экранами, компьютерами.

Информационное обеспечение

Для реализации коррекционной программы в школе-интернате создана информационная образовательная среда, предусматривающая различные формы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Создана система доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к электронным информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Планируемые результаты

- система взаимодействия школы-интерната с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;

- информационный банк данных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- пакет рабочих программ учебных предметов, дисциплин, а так же программ внеурочной деятельности, используемых в школе-интернате;

- информационно-методический банк образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию для обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения для каждого обучающегося, индивидуальные образовательные программы для обучающихся IV группы, индивидуальные карты занятости школьников во внеурочной деятельности;

- модель «Школа полного дня» для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- система мониторинга успешности освоения школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы: образовательной программы начального общего образования;

- модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по сохранению физического и психического здоровья;

- оформление документации на каждого обучающегося;

- Интернет-сайт (страница на школьном Интернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- расширение форм взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- увеличение охвата обучающихся, принявших участие в городских, краевых, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;

- коррекция недостатков в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушение в развитии.


© 2010-2022