- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методический материал Программа коррекционной работы
Методический материал Программа коррекционной работы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швец С.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10.07.2015 г. № 26;
-
Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1 вариант);
-
Письма Минобразования РФ от 20.06.2002 № 29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»; а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы специального образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории в получении ими образования и дальнейшей социализации в общество.
-
Программа обеспечивает:
-
создание специальных условий воспитания, обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных коррекционных программ в образовательном коррекционно-воспитательном процессе;
-
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении ими адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), помощь в их адаптации в образовательном учреждении;
-
реализацию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом состояния здоровья и особенности психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
-
соблюдение допустимой! уровня нагрузки, определяемого рекомендациями СанПин 2.4.2. -10;
-
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Коррекционно-педагогический процесс в специальном образовании представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Их содержание, с одной стороны определяется общими целями и задачами гармоничного развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны, каждое структурное звено решает специфические цели и задачи. Структурные компоненты и содержание коррекционно-педагогического процесса образовательного учреждения определяются нормативными документами и отражаются в локальных актах.
Цели и задачи коррекционной работы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.
Цель программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;
- оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Структура и содержание Программы коррекционной работы
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения. В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
- непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения - оказание помощи в решении проблем.
Задачи сопровождения:
- правильный выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в учебе;
- решение личностных проблем развития ребенка;
- формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико- психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Содержание и формы коррекционной работы:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.
- составление индивидуальной психолого-медико-педагогической программы сопровождения учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, учителями и воспитателями), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе и группе продленного дня;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование базовых учебных действий на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах-практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися
Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся.
2) Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3) Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);
- психолого-педагогический эксперимент;
- наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности;
- беседы с обучающимися, педагогами и родителями;
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.д.) и др.;
- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения, этюды;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
- беседы с учащимися;
- организация деятельности (игра, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и др.).
-
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций педагогам, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
-
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, УМК, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и ученических коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и ученических коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение представляет собой взаимодействие педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника и воспитанника и (или) его родителей (законными представителями), направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Сопровождение включает: разработку и реализацию программы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на преодоление или ослабление недостатков развития, на социальную интеграцию в общество, в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;
- лекции для родителей;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Динамика, результаты коррекционно-развивающей программы представляются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, реализующим свою работу по плану.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Диагностическое направление
1
Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу-интернат обучающихся, воспитанников с целью определения путей дальнейшего обучения и коррекционно-развивающей помощи.
в течение года
члены ПМПк
2
Обследование первоклассников с целью определения коррекционно-развивающей помощи.
октябрь
члены ПМПк
3
Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода.
октябрь
члены ПМПк
4
Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения.
май
члены ПМПк
педагоги 4 класса
5
Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выявления проблем в развитии и поведении.
по необходимости, по требованию
члены ПМПк
педагоги
6
Осуществление психолого-педагогической диагностики и сопровождения учащихся, воспитанников, склонных к самовольным уходам.
по необходимости, по требованию
члены ПМПк
педагоги
7
Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 9 класса.
март-апрель
члены ПМПк
педагоги 9 класса
Консультативное направление
Родители (законные представители).
1
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по данным диагностического обследования.
по итогам диагностики
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
2
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
в течение года
педагоги
3
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
педагог-психолог
соцпедагог
педагоги
Учителя, воспитатели.
4
Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования обучающихся, воспитанников.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
5
Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в поведении, склонных к самовольным уходам.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
6
Индивидуальное консультирование воспитателей по организации занятий с воспитанниками с нарушением поведения, склонных к самовольным уходам.
в течение года
педагог-психолог
соцпедагог
7
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
педагог-психолог
соцпедагог
Обучающиеся, воспитанники.
8
Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
9
Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору.
в течение года
педагог-психолог
соцпедагог
10
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
педагог-психолог
соцпедагог
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
1
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума.
в течение года
воспитатели
2
Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с обучающимися, воспитанниками.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
педагоги
3
Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска».
в течение года
педагог-психолог
4
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с нарушением речи.
в течение года
учитель логопед
5
Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса.
I полугодие
педагог-психолог
6
Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса.
I полугодие
педагог-психолог
7
Проведение занятий с обучающимися 4-го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации.
II полугодие
педагог-психолог
Экспертное направление
1
Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
педагоги
2
Экспертная оценка параметров развития обучающихся, воспитанников.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
3
Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной обучающемуся, воспитаннику.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
4
Экспертиза индивидуальных программ сопровождения, учебных предметов, внеурочной деятельности, факультативных курсов.
август-сентябрь
заместитель директора по УВР,
члены ПМПк
5
Проведение комплексного мониторинга по результатам психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников по разным направлениям работы.
апрель-май
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог педагоги
6
Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.
в течение года
педагоги
7
Анализ работы ПМПк за истекший учебный год.
май
заместитель директора по УВР,
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог
Организационно-методическое направление
1
Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов Министерства образования Российской Федерации.
постоянно
заместитель директора по УВР
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог педагоги
2
Заполнение педагогической, психологической, логопедической, социальной, анамнестической карт на обучающихся, воспитанников, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк.
по необходимости
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог педагоги
3
Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
педагоги
4
Разработка коррекционно-развивающих программ.
август-сентябрь
педагог-психолог
учитель логопед
педагоги
5
Разработка рекомендаций, индивидуальных стратегий психологического сопровождения детей «группы риска», воспитанников, склонных к самовольным уходам.
в течение года
педагог-психолог
учитель логопед
соцпедагог педагоги
6
Составление отчетной документации за прошедший учебный год.
в течение года
члены ПМПк
7
Написание характеристик на обучающихся, воспитанников.
в течение года
члены ПМПк
8
Написание протоколов ПМПк.
в течение года
секретарь ПМПк
Программа коррекционной работы включает:
-
Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
-
Программы логопедических занятий учителя-логопеда.
-
Годовой план социально-педагогического сопровождения.
Поэтапный план реализации коррекционной работы
Приведенные ниже этапы коррекционной работы осуществляются ежегодно.
Этап сбора и анализа информации (Информационно-аналитическая деятельность)
При поступлении детей в первый класс и при переводе из других учебных заведений в школу-интернат проводится анализ заключений специалистов различного профиля социальных партнеров образовательного учреждения (характеристики, заключения ПМПК, врача-психоневролога, медицинские документы и др.), собеседования со специалистами школы-интерната (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов и др.) с целью учета особенностей развития школьников и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.
Результатом данного этапа является оценка соответствия контингента обучающихся и имеющейся образовательной среды в аспекте требований к программно-методическому обеспечению, материально-технической и кадровой базе учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность)
Формируется списочный состав класса, для работы назначается учитель начальных классов, который планирует учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составляются программы для проведения коррекционных занятий. Классный руководитель и специалисты, на основе наблюдения и обследования, заполняют дневники наблюдения, где фиксируются индивидуальные особенности развития ребенка. Организуется деятельность групп продленного дня, планируется взаимодействие с социальными партнерами школы-интерната. Для координации деятельности всех специалистов, работающих с данной категорией школьников осуществляется комплексное обследование ребенка на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), который возглавляет заместитель директора по учебной работе. Результаты обследования вносятся в карту развития ребенка, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, коррекции недостатков в развитии, лечении, социальной адаптации учащегося, воспитанника.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)
В течение года все специалисты школы-интерната проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого школьника, при этом акцент ставится на аутентичных способах оценки. Каждую четверть заместителем директора по УР проводятся в классах диагностические контрольные работы по письму и развитию речи и математике, раз в полугодие проводится проверка техники чтения.
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность)
По результатам диагностики и мониторинга учителям предлагаются рекомендации по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ учебных предметов. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебно-воспитательной деятельности.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка.
Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:
- административная группа состоит из представителей администрации школы-интерната, осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;
- социально-педагогическая группа состоит из учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и социального педагога, школьного инспектора, которые оказывают помощь в проблемных ситуациях;
- профилактическая группа, которая состоит из фельдшера, учителя физической культуры, учителя ритмики и учителя-логопеда, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;
- психологическая группа состоит из педагога-психолога, классных руководителей, которые осуществляют работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.
Такое взаимодействие обеспечивает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление комплексных индивидуальных психолого-медико-педагогических программ сопровождения каждого обучающегося.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе - это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям).
В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнерство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными организациями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью, через проведение конференций, работу Интернет сайта, тематические семинары, индивидуальные консультации и т.д.
Содержание коррекционной работы в школе-интернате
В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения структура Программы коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, каждое из которых имеет свои цели, задачи и содержание.
Коррекционная работа в школе-интернате планируется и проводится согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, который включает в себя специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусмотрена программа коррекционной работы обучающихся. К коррекционным занятиям в младших класса относятся курсы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Ритмика», лечебная физкультура - «ЛФК» (1-4 классы); в старших классах (5-9 классы) относятся коррекционные курсы по социально-бытовой ориентировке (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-7 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) с обучающимися с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Число учебных часов, выделяемых программой на коррекционные занятия, представлено в таблице.
Общеобразовательные
области
Число учебных часов в неделю
(шестидневная неделя)
младшие
старшие
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
Коррекционная подготовка
а) коррекционные курсы
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
1
1
2
2
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
1
2
2
2
2
Ритмика
1
1
1
1
б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Логопедические занятия
4
4
4
3
3
2
2
ЛФК
1
1
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
2
2
2
2
Итого: нагрузка учащегося
9
9
10
9
4
4
4
2
2
Коррекция дефектов умственно отсталых обучающихся осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, как в учебное, так и во внеурочное время. Наиболее широкие возможности для коррекционной работы во внеклассное время играют разнообразные кружки, объединяющие детей по склонностям и интересам.
Принципы коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в школе являются ведущими: общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа дополняется, реализуется в процессе дифференцированного подхода.
Психологические и познавательные особенности и возможности овладения учебным материалом вызывают необходимость осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Диагностический минимум для всех обучающихся проводится два раза в год: на начало и конец учебного года. Углубленное индивидуальное обследование (если ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы, имеет отклоняющееся поведение и др.) позволяет выявить причины их трудностей, определить пути коррекции.
Развивающая и коррекционная работа ведется в соответствии со степенью тяжести выявленных проблем и может реализовываться в следующих формах:
Категория
умственно отсталых школьников
Виды
коррекционно-развивающих мероприятий
Учащиеся в общеобразовательном классе
Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей, воспитателей.
Учащиеся по индивидуальной образовательной программе
Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей, воспитателей; участие во внеурочной жизни класса и образовательного учреждения.
Учащиеся с неглубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы.
Учащиеся со сниженными интеллектуальными способностями
(IV группа)
Индивидуальный дифференцированный подход на уроках, занятия по коррекции познавательных процессов.
Учащиеся с дефицитом внимания и низким уровнем самоконтроля
Щадящий режим (при необходимости).
Учащиеся с нарушениями в письменной и устной речи
Логопедические занятия .
Дети-инвалиды
Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы.
Индивидуальное обследование специалистами, консультации для педагогов, обучающихся и родителей (лиц заменяющих их); развивающая и коррекционная работа, итоговая диагностика.
Условия реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, занятия в первую смену, горячее питание, пребывание в группе продленного дня, посещение кружковых объединений и секций, культурно-оздоровительных центров города, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями Центральной и городской психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышение его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально-развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных коррекционных и образовательных программ, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, городе, крае.
Програмно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Все специалисты, работающие в школе-интернате, регулярно проходят курсовую подготовку, обучаются на курсах по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки по специальности «Специальное (дефектологическое) образование», имеют квалификационные категории.
С целью обеспечения освоения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы, коррекции недостатков их психического развития в штатное расписание школы-интерната введены ставки педагогических работников: учитель-логопед (1 ставка), педагог-психолог (1 ставка), социальный педагог (1 ставка).
Уровень квалификации работников школы-интерната для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Систематически члены педагогического коллектива, занимающиеся решением вопросов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходят курсы повышения квалификации, участвуют в региональных, краевых и городских семинарах и конференциях, выступают с трансляцией опыта на школьных и краевых мероприятиях. В рамках работы коррекционно-развивающей службы проходят педагогические советы, методические совещания, теоретические семинары. На которых обсуждаются вопросы особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. О методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
В школе-интернате имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду общеобразовательного учреждения.
Функционирует спортивный и тренажерный зал с необходимым спортивным оборудованием, спортивная площадка, имеется актовый зал, оборудованы кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, кабинет ЛФК, лицензированный медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека с читальным залом, швейные, столярная, слесарная мастерские, компьютерный класс, кабинет цветоводства, кабинеты для групп продленного дня. Учебные классы оборудованы мультимедийными установками, экранами, компьютерами.
Информационное обеспечение
Для реализации коррекционной программы в школе-интернате создана информационная образовательная среда, предусматривающая различные формы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создана система доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к электронным информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты
- система взаимодействия школы-интерната с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;
- информационный банк данных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- пакет рабочих программ учебных предметов, дисциплин, а так же программ внеурочной деятельности, используемых в школе-интернате;
- информационно-методический банк образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию для обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения для каждого обучающегося, индивидуальные образовательные программы для обучающихся IV группы, индивидуальные карты занятости школьников во внеурочной деятельности;
- модель «Школа полного дня» для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- система мониторинга успешности освоения школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы: образовательной программы начального общего образования;
- модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по сохранению физического и психического здоровья;
- оформление документации на каждого обучающегося;
- Интернет-сайт (страница на школьном Интернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение форм взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- увеличение охвата обучающихся, принявших участие в городских, краевых, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;
- коррекция недостатков в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушение в развитии.