Методический проект Информатика И

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Первомайское многопрофильное училище»







Педагогический проект в рамках

педагогического совета по теме:




«Интегрированные уроки «Информатика » как средство развития метапредметных компетенций студентов»








Разработал:

зав. кафедрой ООД

Разина Ю.Н.


п. Первомайский, 2015 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………………………….

3

Актуальность темы……………………………………………………………………...

4

Теоретическая часть…………………………………………………………………….

5

Проектная часть:………………………………………………………………………

6

Этапы реализации проекта………………………………………………………...........

8

Заключение……………………………………………………………………………….

14

Список литературы……………………………………………………………………...

15

Приложение 1……………………………………………………………………………

16

Введение



В условиях быстро меняющихся требований к уровню образования студент должен не только владеть знаниями, полученными на конкретных учебных дисциплинах, но и уметь применять полученные умения в ходе изучения других учебных дисциплин, профессиональных модулей и, главное - в реальных жизненных ситуациях. Когда история «работает» на математику, математика, на физику, физика на химию, химия на биологию, а биология снова на историю и все это работает на профессию в голове студента возникает живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями. В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную, личностную и профессиональную компетентность). На сегодняшний день студентов интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса и самостоятельной учебной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные студентами на базе одной, нескольких или всех учебных дисциплин.

Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий»

Проблема проекта: предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Все учебные дисциплины и профессиональные модули функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции учебных дисциплин в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед профессиональным образованием и обществом в целом.

Таким образом, самостоятельность учебных дисциплин и профессиональных модулей, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию.

В отличие от традиционных уроков, интегрированный урок дает возможность формировать знания закономерностях окружающего мира в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин и модулей

Исходя из этого можно сформулировать цель.

Цель проекта: формирование метапредметных компетенций, способствующих освоению универсальных учебных действий для осознания целостной картины мира и применения знаний на протяжении всей жизни.

Задачи проекта (направленные на студентов):

  • сформировать умение решать задачи практического характера и задачи из смежных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий, применяя изученные понятия, результаты и методы;

  • сформировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием программных средств обработки данных;

  • развить навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Задачи проекта (педагогические):

  • разработать и провести комплекс интегрированных уроков «Информатика И»;

  • выявить преимущества интегрированных уроков по формированию метапредметных компетенций на основе проведенных занятий по отношению к традиционным урокам.

























Актуальность темы

Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что студенты будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку студентов к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Метапредметные результаты учебной деятельности - это способы деятельности, освоенные студентами на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у студентов, пониманию связей между явлениями в природе, обществе , профессии и мире в целом. Знания, полученные на таких уроках, студенты смогут применять на протяжении всей жизни.















Теоретическая часть

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги - теоретики и педагоги - практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Понятие «интеграция» может иметь следующее значение: создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире.

  • Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов, например:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;

  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Интегрированные уроки дают студенту достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет студентам видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся студентам в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной образовании, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения учебной дисциплины.

Проектная часть

Этапы реализации проекта



Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Март - сентябрь 2015

Прогности-ческий

1.Определение целей и задач

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3. Прогнозирование результатов

Сентябрь - декабрь

2015

2. Выступление на заседании кафедры и лабораторий по теме «Технология проведения интегрированных уроков информатики с дисциплинами общеобразовательного цикла

Практичес-кий

1. Внедрение опыта работы

2. Формирование методического комплекса

3. Корректировка работы

Январь-июнь

2016

1. Проведение разработанных интегрированных уроков

2. Выступление на по теме проекта.

3. Проведение открытых интегрированных уроков

4. Создание сборника технологи-ческих карт интегрированных уроков «Информатика И»

3. Участие в олимпиадах и конкурсах интегрированной направленности

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы.

Сентябрь - декабрь

2016

1. Мониторинг результатов олимпиад, конкурсов, выполнения индивидуальных проектов студентов.

2. Проведение мастер-классов «Интегрированный урок «Информатика+»

3. Анализ результатов диагностики, выявление позитивных и негативных моментов, исправление недочетов для реализации проекта в будущем, разработка новых интегрированных уроков с другими дисциплинами

Внедренческий

Распространение опыта работы


1. Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях.

2. Публикация методических разработок, статей.

Ведущая проектная идея: интегрированные уроки будут способствовать формированию метапредметных компетенций эффективнее, чем уроки традиционного типа.













Заключение



Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на дисциплины к целостному образному восприятию мира и помочь студенту овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании студента. При таком подходе у студентов формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), телах и полях (физика). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития студента.

Ожидаемые результаты:



  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение представить данные в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, преобразовывать реальные объекты в знаково-символическую модель с выделением существенных признаков;

  • умение использовать средства ИКТ для поиска информации и решения задач в повседневной жизни.















































Список литературы.



  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изменениями и дополнениями)

  2. Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2012 Интегрированные уроки.

  3. Сухаревская У.Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2011

  4. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении образования // Студент в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - с135-157.

Электоронные ресурсы:

  1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

  2. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm

  3. Журнал научных публикаций. jurnal.org/articles/2012/ped1.html

  4. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2011. - №11. eidos.ru/journal/2011/1130-09.htm

План интегрированных уроков на 2015-2016 учебный год



п/п

Учебные дисциплины и ПМ

Тема урока

Ответственные

Биология  информатика

«Вирусы»

Романычева Т.В.

Разина Ю.Н.

    Математика  информатика

    «Исследование функции с помощью производной»

    Разина Ю.Н.

      Английский язык информатика

      «Архитектура компьютера»

      Марцинкевич М.М.

      Разина Ю.Н.

        Обществознание  информатика

        «Информационное общество»

        Мышкина М.В.

        Разина Ю.Н.

          Калькуляция и учет информатика


          Вдовина Т.Н.

          Разина Ю.Н.

            Реклама в торговле  информатика

            «Витрина как средство рекламы»

            Мосеева Е.А.

            Разина Ю.Н.







































































            Интегрированный урок математики и информатики по теме: "Исследование функций. Графики функций"

            Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

            Вид урока: Урок практическая работа с использованием компьютера.

            Задачи урока:

            образовательные

            • закрепить методы и навыки исследования функций с помощью производной

            • закрепить основные приемы построения графиков функций в электронных таблицах MS Excel;

            развивающие

            • формирование у студентов логического и алгоритмического мышления;

            • развитие познавательного интереса к математике и информатике;

            • развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;

            • формирование теоретического, творческого, операционного мышления

            воспитательные

            • воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы

            Опорные знания:

            • Функция

            • Производная

            • Формула

            • Абсолютная, относительная, смешанная ссылка.

            • Диаграмма, объекты диаграммы

            • Программа

            • Стандартные математические функции в Turbo Pascal.

            Оборудование:

            • Проектор

            • Компьютер

            • Локальная сеть

            План урока:

            1. Организационный момент.

            2. Разминка (повторение).

            3. Исследование функции (работа в группах).

            4. Анализ выполненной работы.

            5. Подведение итогов.







            Ход урока



            Этап , цель

            Деятельность преподавателя

            Деятельность студента

            Организационный

            (Блок математика)

            Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом - уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру к особо важным точкам графика функции y = f(x) относятся:

            • критические точки, точки экстремума,

            • точки пересечения графика с осями координат,

            точки разрыва функции.

            В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее не возможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, когда представление составиться, можно приступить к построению графика по точкам.


            Слушают преподавателя математики

            Разминка (устно).


            Ученикам предлагается привести примеры функций удовлетворяющих некоторым свойствам. В скобках приведены возможные ответы на вопросы.

            1. Приведите пример функции

            a) четной

            b) нечетной

            c) одновременно четной и нечетной

            Приведите пример функции

            a) возрастающей во всей области определения

            b) убывающей во всей области определения

            c) как возрастающей, так и убывающей

            3. Приведите пример функции

            a) не имеющей наибольшего значения, но имеющей наименьшее значение

            b) не имеющей наименьшего значения, но имеющей наибольшее значение

            c) имеющей и наибольшее, и наименьшее значения

            d) не имеющей ни наибольшего, ни наименьшее значения

            4. Приведите примеры функции, график которой:

            a) не пересекает ось Ох, но пересекает ось Оу

            b) не пересекает ось Оу, но пересекает ось Ох

            c) пересекает обе оси координат

            d) пересекает ось Ох в двух точках, а ось Оу в одной точке (у = 4 - х2)

            e) не пересекает ни ось Ох, ни ось Оу ()

            Отвечают на вопросы







            Примерные варианты ответов:

            а)у = х4, у = cosx

            b) у = х7, y = sinx

            с) у = 0



            a)(у = х5)

            b)(у = - х7)

            c)(у = х2 + х)

            a)у = х2

            b)у = - х2, у = 4 - х4

            c)у = sinx

            d) у = х3



            1. у = х2+8

            2. х = 5

            3. у = 2х - 6

            4. (у = 4 - х2)

            Методический проект Информатика И

            Исследование функции (работа в группах).

            Для исследования ученикам предлагаются функции:

            Методический проект Информатика И Методический проект Информатика И

            (Блок информатика)

            Второй группе учащихся предлагается графический способ решения уравнений с использованием электронных таблиц Excel.

            Ученики строят таблицу и график функции (рис. 2).

            Пример решения данной задачи.

            x

            -2

            -1,8

            -1,6

            -1,4

            y

            1

            -3

            -1,0088

            0,2832



            Разбиваются на 2 группы

            Первой группе предлагается исследовать функции, найти корни уравнений аналитическим способом и построить графики этих функций.

            Вторая группа садятся за компьютеры и выполняют задание в Excel, строят график

            функций

            Методический проект Информатика И



            В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.

            Первая группа учеников должна отметить, что при исследовании функции Методический проект Информатика И, ее значения с максимальной точностью найти не удалось.

            Возможно, ученики вовсе не смогут найти значение функции.

            ученики третьей группы покажут таблицы значений и графики функций с помощью проектора и отметят все плюсы и минусы такого способа исследования функции.

            .



            выбирают докладчика, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.

















            Ученики приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения

            Итоги урока

            Подводит итоги, выставляет оценки по математике и по информатике.









            © 2010-2022