- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методический проект Информатика И
Методический проект Информатика И
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Разина Ю.Н. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Первомайское многопрофильное училище»
Педагогический проект в рамках
педагогического совета по теме:
«Интегрированные уроки «Информатика » как средство развития метапредметных компетенций студентов»
Разработал:
зав. кафедрой ООД
Разина Ю.Н.
п. Первомайский, 2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….
3
Актуальность темы……………………………………………………………………...
4
Теоретическая часть…………………………………………………………………….
5
Проектная часть:………………………………………………………………………
6
Этапы реализации проекта………………………………………………………...........
8
Заключение……………………………………………………………………………….
14
Список литературы……………………………………………………………………...
15
Приложение 1……………………………………………………………………………
16
Введение
В условиях быстро меняющихся требований к уровню образования студент должен не только владеть знаниями, полученными на конкретных учебных дисциплинах, но и уметь применять полученные умения в ходе изучения других учебных дисциплин, профессиональных модулей и, главное - в реальных жизненных ситуациях. Когда история «работает» на математику, математика, на физику, физика на химию, химия на биологию, а биология снова на историю и все это работает на профессию в голове студента возникает живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями. В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную, личностную и профессиональную компетентность). На сегодняшний день студентов интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса и самостоятельной учебной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные студентами на базе одной, нескольких или всех учебных дисциплин.
Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий»
Проблема проекта: предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Все учебные дисциплины и профессиональные модули функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции учебных дисциплин в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед профессиональным образованием и обществом в целом.
Таким образом, самостоятельность учебных дисциплин и профессиональных модулей, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию.
В отличие от традиционных уроков, интегрированный урок дает возможность формировать знания закономерностях окружающего мира в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин и модулей
Исходя из этого можно сформулировать цель.
Цель проекта: формирование метапредметных компетенций, способствующих освоению универсальных учебных действий для осознания целостной картины мира и применения знаний на протяжении всей жизни.
Задачи проекта (направленные на студентов):
-
сформировать умение решать задачи практического характера и задачи из смежных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий, применяя изученные понятия, результаты и методы;
-
сформировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием программных средств обработки данных;
-
развить навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Задачи проекта (педагогические):
-
разработать и провести комплекс интегрированных уроков «Информатика И»;
-
выявить преимущества интегрированных уроков по формированию метапредметных компетенций на основе проведенных занятий по отношению к традиционным урокам.
Актуальность темы
Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что студенты будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку студентов к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Метапредметные результаты учебной деятельности - это способы деятельности, освоенные студентами на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у студентов, пониманию связей между явлениями в природе, обществе , профессии и мире в целом. Знания, полученные на таких уроках, студенты смогут применять на протяжении всей жизни.
Теоретическая часть
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.
В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги - теоретики и педагоги - практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь следующее значение: создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире.
-
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов, например:
-
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
-
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
-
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
-
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Интегрированные уроки дают студенту достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет студентам видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся студентам в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной образовании, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения учебной дисциплины.
Проектная часть
Этапы реализации проекта
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Март - сентябрь 2015
Прогности-ческий
1.Определение целей и задач
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
3. Прогнозирование результатов
Сентябрь - декабрь
2015
2. Выступление на заседании кафедры и лабораторий по теме «Технология проведения интегрированных уроков информатики с дисциплинами общеобразовательного цикла
Практичес-кий
1. Внедрение опыта работы
2. Формирование методического комплекса
3. Корректировка работы
Январь-июнь
2016
1. Проведение разработанных интегрированных уроков
2. Выступление на по теме проекта.
3. Проведение открытых интегрированных уроков
4. Создание сборника технологи-ческих карт интегрированных уроков «Информатика И»
3. Участие в олимпиадах и конкурсах интегрированной направленности
Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы.
Сентябрь - декабрь
2016
1. Мониторинг результатов олимпиад, конкурсов, выполнения индивидуальных проектов студентов.
2. Проведение мастер-классов «Интегрированный урок «Информатика+»
3. Анализ результатов диагностики, выявление позитивных и негативных моментов, исправление недочетов для реализации проекта в будущем, разработка новых интегрированных уроков с другими дисциплинами
Внедренческий
Распространение опыта работы
1. Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях.
2. Публикация методических разработок, статей.
Ведущая проектная идея: интегрированные уроки будут способствовать формированию метапредметных компетенций эффективнее, чем уроки традиционного типа.
Заключение
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на дисциплины к целостному образному восприятию мира и помочь студенту овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании студента. При таком подходе у студентов формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), телах и полях (физика). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития студента.
Ожидаемые результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-
умение представить данные в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, преобразовывать реальные объекты в знаково-символическую модель с выделением существенных признаков;
-
умение использовать средства ИКТ для поиска информации и решения задач в повседневной жизни.
Список литературы.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изменениями и дополнениями)
-
Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2012 Интегрированные уроки.
-
Сухаревская У.Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2011
-
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении образования // Студент в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - с135-157.
Электоронные ресурсы:
-
Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
-
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm
-
Журнал научных публикаций. jurnal.org/articles/2012/ped1.html
-
Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2011. - №11. eidos.ru/journal/2011/1130-09.htm
План интегрированных уроков на 2015-2016 учебный год
№ п/п
Учебные дисциплины и ПМ
Тема урока
Ответственные
Биология информатика
«Вирусы»
Романычева Т.В.
Разина Ю.Н.
Математика информатика
«Исследование функции с помощью производной»
Разина Ю.Н.
Английский язык информатика
«Архитектура компьютера»
Марцинкевич М.М.
Разина Ю.Н.
Обществознание информатика
«Информационное общество»
Мышкина М.В.
Разина Ю.Н.
Калькуляция и учет информатика
Вдовина Т.Н.
Разина Ю.Н.
Реклама в торговле информатика
«Витрина как средство рекламы»
Мосеева Е.А.
Разина Ю.Н.
Интегрированный урок математики и информатики по теме: "Исследование функций. Графики функций"
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок практическая работа с использованием компьютера.
Задачи урока:
образовательные
-
закрепить методы и навыки исследования функций с помощью производной
-
закрепить основные приемы построения графиков функций в электронных таблицах MS Excel;
развивающие
-
формирование у студентов логического и алгоритмического мышления;
-
развитие познавательного интереса к математике и информатике;
-
развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;
-
формирование теоретического, творческого, операционного мышления
воспитательные
-
воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы
Опорные знания:
-
Функция
-
Производная
-
Формула
-
Абсолютная, относительная, смешанная ссылка.
-
Диаграмма, объекты диаграммы
-
Программа
-
Стандартные математические функции в Turbo Pascal.
Оборудование:
-
Проектор
-
Компьютер
-
Локальная сеть
План урока:
-
Организационный момент.
-
Разминка (повторение).
-
Исследование функции (работа в группах).
-
Анализ выполненной работы.
-
Подведение итогов.
Ход урока
-
Этап , цель
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Организационный
(Блок математика)
Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом - уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру к особо важным точкам графика функции y = f(x) относятся:
-
критические точки, точки экстремума,
-
точки пересечения графика с осями координат,
точки разрыва функции.
В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее не возможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, когда представление составиться, можно приступить к построению графика по точкам.
Слушают преподавателя математики
Разминка (устно).
Ученикам предлагается привести примеры функций удовлетворяющих некоторым свойствам. В скобках приведены возможные ответы на вопросы.
1. Приведите пример функции
a) четной
b) нечетной
c) одновременно четной и нечетной
Приведите пример функции
a) возрастающей во всей области определения
b) убывающей во всей области определения
c) как возрастающей, так и убывающей
3. Приведите пример функции
a) не имеющей наибольшего значения, но имеющей наименьшее значение
b) не имеющей наименьшего значения, но имеющей наибольшее значение
c) имеющей и наибольшее, и наименьшее значения
d) не имеющей ни наибольшего, ни наименьшее значения
4. Приведите примеры функции, график которой:
a) не пересекает ось Ох, но пересекает ось Оу
b) не пересекает ось Оу, но пересекает ось Ох
c) пересекает обе оси координат
d) пересекает ось Ох в двух точках, а ось Оу в одной точке (у = 4 - х2)
e) не пересекает ни ось Ох, ни ось Оу ()
Отвечают на вопросы
Примерные варианты ответов:
а)у = х4, у = cosx
b) у = х7, y = sinx
с) у = 0
a)(у = х5)
b)(у = - х7)
c)(у = х2 + х)
a)у = х2
b)у = - х2, у = 4 - х4
c)у = sinx
d) у = х3
-
у = х2+8
-
х = 5
-
у = 2х - 6
-
(у = 4 - х2)
Исследование функции (работа в группах).
Для исследования ученикам предлагаются функции:
(Блок информатика)
Второй группе учащихся предлагается графический способ решения уравнений с использованием электронных таблиц Excel.
Ученики строят таблицу и график функции (рис. 2).
Пример решения данной задачи.
x
-2
-1,8
-1,6
-1,4
y
1
-3
-1,0088
0,2832
Разбиваются на 2 группы
Первой группе предлагается исследовать функции, найти корни уравнений аналитическим способом и построить графики этих функций.
Вторая группа садятся за компьютеры и выполняют задание в Excel, строят график
функций
В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.
Первая группа учеников должна отметить, что при исследовании функции , ее значения с максимальной точностью найти не удалось.
Возможно, ученики вовсе не смогут найти значение функции.
ученики третьей группы покажут таблицы значений и графики функций с помощью проектора и отметят все плюсы и минусы такого способа исследования функции.
.
выбирают докладчика, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.
Ученики приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения
Итоги урока
Подводит итоги, выставляет оценки по математике и по информатике.
-