Проблемы морального стимулирования труда педагогов

Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит физическое и духовное благополучие учителей. Вот почему важно уметь эффективно использовать в управлении моральное стимулирование  труда педагогов. В этом  актуальность предложенной темы для выступления. Моральное стимулирование это подсистема духовного стимулирования труда,  основанная на духовных ценностях человека. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом, где источником информации о зас...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валиева Людмила Васильевна заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2 г. Малмыжа

Кировской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Малмыжа Кировской области





Проблемы морального стимулирования труда педагогов







Автор: Л.В.Валиева,

заместитель директора по УВР




Малмыж

2009

Приложение № 1

Тезаурус.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность; логический, поучительный вывод из чего-нибудь; нравоучение, наставление.

Моральный - высокопоставленный, соответствующий правилам морали.

Мотивация - это система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности человека.

Мотив - осознанная причина поступка, действия, отношение или высказывание, это внутренняя побудительная или стимулирующая сила.

Педагог - лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.

Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Система - множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом в единое целое.

Стимулирование - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь; давать стимул, толчок к чему-нибудь.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; результат деятельности, работы произведения.

Ценность - положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, коллектива, общества).



Каторга не там, где работают киркой.

Она ужасна не тем, что это тяжкий труд.

Каторга там, где удары лишены смысла,

Где труд не соединяет человека с людьми.

А. де Сент-Экзюпери.

Трудовая жизнь - это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит физическое и духовное благополучие учителей. Вот почему важно уметь эффективно использовать в управлении моральное стимулирование труда педагогов. В этом актуальность предложенной темы для выступления.

Моральное стимулирование это подсистема духовного стимулирования труда, основанная на духовных ценностях человека. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом, где источником информации о заслугах работника выступает субъект управления, приемником - объект стимулирования (в нашем случае - учитель, педагогический коллектив), каналом связи - средство передачи информации. Чем точнее передается такая информация, тем лучше система стимулирования выполняет свою функцию. Поэтому одним из основных условий эффективности морального стимулирования является следование принципам: гуманности, справедливости, милосердия, целостности, объективности, анализа и синтеза, гласности, убежденность их выполнения поднимает моральный авторитет труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию, усиливает ответственность за результат труда каждого и коллектива в целом.

Моральные стимулы - это действия, основанные на потребностях человека в общественном признании. Они представляют собой средства привлечения людей к труду, основанные на отношении к труду как к высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных и не сводятся только к поощрениям и наградам. Их применение предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально - психологического климата, при которых в коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Данный подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, приносит уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться и на служебном положении, и на моральном авторитете работника.

Какие существуют проблемы морального стимулирования труда педагогов? Их может быть в каждом коллективе множество. На мой взгляд, можно выделить две ключевые проблемы, которые влекут за собой, как веер, все остальные.

первая - не сформирована единая система нравственных ценностей (в том числе педагогических) в образовательном учреждении;

вторая - отсутствует эффективный механизм управления моральным стимулирование труда педагогов.

Как решаются данные проблемы в нашей школе?

Решение первой: все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - «пирамиду ценностей».

Ни один человек, ни один педагогический коллектив, вообще ни одно общество не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей, коллективов они различны. Однако существует их сходство, ибо все мы люди, чем бы мы не занимались и где бы мы не жили.

Русский правовед П.И. Новгородцев (1866-1924) говорил:

«Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность».

Остановлюсь на пирамиде педагогических ценностей нашего коллектива МОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области. Мы ее видим такой:

Проблемы морального стимулирования труда педагоговПроблемы морального стимулирования труда педагогов


Проблемы морального стимулирования труда педагоговСтремление к успеху

Профессиональное и

личностное развитие педагога

Проблемы морального стимулирования труда педагогов

Наш труд и ориентация на его качество

Проблемы морального стимулирования труда педагогов

Человек и его жизнь

Проблемы морального стимулирования труда педагогов

1. Ценность «человек и его жизнь» - это единая, высшая и абсолютная ценность всех культур, народов, религий. Все остальные служат сохранению и развитию человека. Эта ценность, которую мы определили в основание нашей педагогической пирамиды, находит отражение и в международных документах о правах человека.

2. Ценность «наш труд и ориентация на его качество» - важное условие существования, возможность удовлетворения всех потребностей педагога, ощущение радости от результатов труда. Созерцание красоты труда человека положительно воздействует на нравственность.

3. Ценность «профессиональное и личностное развитие педагога» - это возможность быть востребованным, соответствующим современным условиям жизнедеятельности.

4. Ценность «стремление к успеху» - это постоянное целенаправленное личное и профессиональное саморазвитие, усиление направленности педагога на самореализацию, удовлетворение собственной потребности в самоутверждении, рефлексии, выработке собственной педагогической позиции, создании индивидуальной - авторской - педагогической системы.

«Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства» (Бхагавад - гита, глава 18).

Данная пирамида педагогических ценностей служит для нас неким фокусом устремлений, желаний как для каждого педагога, так и для коллектива в целом и рассматривается как важное условие существования. Естественно, что эти ценности активно воздействуют на наше педагогическое сознание и поведение.

Единая система нравственных ценностей дает нам моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепляют педагогический коллектив, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях. Мораль для нас является мерилом стимулирования труда педагогов, суть которой можно выразить словами «знать - уважать - соблюдать».

Решение второй: наиболее эффективным механизмом управления в школе считаем самоанализ методической работы педагога, который является одним из способов решения проблем морального стимулирования труда и средством повышения профессионализма педагогических кадров, ориентиром на качество труда и успех в развитии личности.

Цель управления самоанализом - содействие развитию человека, обеспечение единства, согласованности, координация целенаправленной деятельности людей в рабочем коллективе, организация заботы о качестве жизни и труде педагогов.

Основные функции управления моральным стимулированием труда: мотивация, анализ, планирование и контроль деятельности, откровенный обмен информацией и идеями между управленцами и педагогами.

Для нашего ОУ характерно стремление к демократии, гибким способам управления, основанным на совете администрации с подчиненными. В школе 12-ый год функционируют творческие группы по ведущим проблемам образования, их число с 4-х увеличилось до 8. Мозговым центром по выработке ведущих идей, инновационных предложений, координатором морального стимулирования педагогов является методический совет, в который входят руководители творческих групп.

Разработанные критерии для самоанализа методической работы являются одновременно и моральными стимулами труда педагогов. Эти критерии разработаны 12 лет назад в стенах нашей школы. За это время они оправдали свое предназначение и привели к желаемым результатам в педагогической деятельности. (См. таблицу приложение №2) Выстраивается логическая цепочка решения проблем морального стимулирования труда педагогов. Критерии самоанализа формируют мотивы к труду, для которых необходимы моральные стимулы. Это приводит к удовлетворению высших потребностей педагогов (по Маслоу - потребности в самовыражении, в уважении) и к желаемому результату.

Форма самоанализа представлена в приложении №3.

Приложение №2


Моральное стимулирование труда педагогов

МОУ СОШ № 2 г. Малмыжа Кировской области




Критерии самоанализа



Мотивы к труду


Моральные стимулы труда

1. Моя методическая тема

Целенаправленная работа над единой методической темой, соответствующей и вытекающей из общешкольной методической темы

Право на методический день, возможность участия в профессиональных конкурсах, повышение квалификации.

2. Изученная литература по методической теме.

Систематическое повышение теоретической компетентности педагога по данному направлению работы.

Дополнительный методический день в каникулярное время.

3. Выступления. Обобщение и распространение опыта работы учителя по методической теме.

Самоутверждение через обобщение опыта на школьном, муниципальном, окружном, региональном, всероссийском уровнях и участие в различного рода очных и заочных профессиональных конкурсах.

Помощь и содействие в выдвижении, поддержка в участии престижных для педагогов конкурсах. Присвоение званий победителя, призера, награждения, записи в трудовых книжках, публикации опыта педагогов и его достижений через СМИ

4. Проведено открытых уроков, мастер - классов, творческих лабораторий по методической теме.

Активное распространение собственного инновационного опыта, прохождение его экспертизы.

Направления педагогов на различные проблемные конференции и семинары разного уровня за счет школы. Предоставление возможности поднятия имиджа школы, педагога на ответственных мероприятиях школы, района, округа, области.

5. Посещение уроков у коллег.

Развитие аналитической и рефлексивной компетентности.

Предоставление возможности для учебы, стажировки у лучших учителей, взаимообмена педагогическими инновационными находками. Взаимообщение, взаимообогащение педагогов.

6. Посещение уроков администрацией.

Получение экспертизы профессиональной компетентности педагога от администрации, методической помощи.

Написание справок по ВШК, собеседование с учителем, выражение благодарности за труд или предложение рекомендаций.

7. Изготовление наглядности, дидактических материалов, презентаций к урокам.

Усовершенствование качества комплекса необходимых ТСО, их целесообразность и эффективность влияния на качество УВП

Предоставление дополнительных методических дней. Содействие на получение современно оборудованного кабинета по предмету. Возможность участия и победы в конкурсах.

8. Уровень и качество обученности по предмету.

Позитивная динамика работы педагога по сравнению с прошлыми годами, районными, окружными, областными показателями.

Выдвижение на награждение разного уровня наград, предоставление творческого отпуска для обобщения опыта по достижению качественных результатов работы. Выдвижение на повышение квалификационного разряда.

9. Победители олимпиад (школьного, районного, областного уровня)

Обобщение опыта работы с одаренными детьми.

Дополнительные дни к отпуску, выпуск авторских публикаций.

10. Курсовая подготовка.

Повышение уровня профессионализма.

Организация и проведение курсовой подготовки на базе школы за счет ОУ, привлечение к руководству методическими службами в школе, поручение о выступлениях на семинарах разного уровня.

11. Аттестация.

Постоянное повышение уровня квалификации.

Назначение руководителями творческих групп, РМО, ОМО. Предоставление возможности открыть собственный мастер-класс, творческую лабораторию на базе района, школы, выдвижение на отраслевые государственные награды.



Приложение № 3

Самоанализ методической работы за 2007-2008 учебный год

Ф.И.О. учителя________________________________________________________________

Моя методическая тема:_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Изучена литература:

1 триместр

2 триместр

3 триместр


  1. Выступления (где, по какому вопросу) Обобщение и распространение опыта

1 триместр

2 триместр

3 триместр


  1. Проведено открытых уроков (класс, тема)

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего



  1. Посещено уроков у коллег (Ф.И.О. учителя, предмет, класс)

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего



  1. Посещено уроков администрацией (в т.ч. срезовые работы, контрольные работы, техника чтения)

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего



  1. Изготовлена наглядность, дидактические материалы, презентации к урокам

1 триместр

2 триместр

3 триместр


  1. Уровень и качество обученности по предмету.


Триместр


Предмет


Всего обучаю уч-ся

Средний балл по предмету


Уровень обученности


Качество обученности

I триместр




II триместр




III триместр




Год



  1. Победители олимпиад (школьной, районной, областной)

9. Курсовая подготовка (последние курсы: название, месяц и год прохождении)

10. Аттестация (месяц, год): первая аттестация подтверждение

Основное назначение самоанализа.

- изучение состояния и тенденции развития профессионализма педагогов школы;

- реальная и объективная оценка результатов своего труда в сравнении с деятельностью коллег;

- выявление имеющихся резервов;

- выработка на его основе рекомендаций по упорядочению методической работы в школе ( по планированию, проектированию, организации, контролю, коррекции).

- нахождение стимулов к самосовершенствованию, к профессиональному росту, достижение нового качества образования.

Технология управления морального стимулирования труда педагогов состоит и трех этапов:


  1. Диагностика - сбор информации о состоянии управляющего объекта.

  2. Анализ полученной информации.

  3. Выдача воздействующей информации.

Алгоритм действий.


  1. В конце каждого триместра педагоги делают самоанализ методической работы.

  2. Руководители творческих групп обобщают самоанализ по критериям и делают отчёт за триместр в форме справки ВШК.

  3. Заполняется сводная таблица заместителем директора по УВР в конце учебного года, которая дает объективную и полную информацию о кандидатах на выдвижение наград отраслевого и государственного уровня.

Ф.И.О.

Образование

Стаж

Аттестация

Курсо

вая

подго

товка

Обобще

ние опыта

Награжде

ния

Уровень обученности и качества

2006

2007

2008

Рогожкина Г.Н.., учитель русского языка и литературы

высшее КГПИ, 1986г.


23


2007г.-высшая

2005-2006

На обл. 2005 - 2006

«Отличник народного просвещения» 1994г.

Почетные грамоты КИПК и ПРО (2005,2006,2008г.)


100%

(р) 64%

(л)73,4%


100%

67,2%

73%


100%

69%

79%


  1. Подводятся итоги на методическом совете и педсовете «Анализ работы школы по конечным результатам», награждение и поощрение учителей. Утверждение кандидатур на награждение отраслевыми и государственными наградами.

  2. Обобщается и распространяется опыт педагогов на школьной научно-практической конференции, где определяются новые направления и перспективы методической работы.

Замечу, что моральное стимулирование труда педагогов должно обязательно подкрепляться материальным, чтобы не утратить своей ценности.

Вспомним мудрую мысль Сенеки: « Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Отсюда наши предложения:

Необходимо:

1.В любом ОУ сформировать систему педагогических ценностей.

2.Выработать эффективный механизм управления моральным стимулированием труда педагогов.

Имея, хорошо продуманную и организованную систему морального стимулирования можно рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Согласимся или нет с Конфуцием: «Три пути ведут к знаниям: (в нашем случае в управлении) путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»? Право выбора пути всегда остается за нами…


© 2010-2022