Инструменты развития исследовательского поведения в образовании

Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирование в образовательной практике над репродуктивными методами.

Содержание современного образования строится в основном на межпредметном взаимодействии. Здесь возникает совершенно новая задача. И здесь стоит вспомнить, что межпредметный подход, в полной мере, возможно реализовать через учебные исследования, через учебные дискуссии, через обсуждение проблем. А это значит, что возникает возможность построения такого типа учебных занятий, в которых содержание строится не за счет логической систематичности и соотнесения одной темы относительно другой. В такого рода межпредметных занятиях содержание выстраивается вокруг реальных проблем, требующих детского исследования, требующих детской активности и привлечения знаний и умений целого ряда гуманитарных дисциплин.

Еще в начале XX века советскими педагогами широко использовался исследовательский метод обучения. Однако в проблемном подходе принципиальным является выполнение исследовательских работ и проектов не описательного характера, а направленных на выявление противоречивых ситуаций или решение сложной социальной проблемы, что требует развития мышления. С точки зрения информационной ориентации такой подход часто интерпретируется как возможность школьникам под руководством учителя детально изучить ту или иную проблему, освоить все сопутствующие понятия и представления. Но возможна и другая расстановка акцентов. Ведь именно в процессе решения интересующих их проблем школьники учатся анализировать ,взаимодействовать, принимать решения.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовать, открыть изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя - творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно творец, и не имеет значения, чем он занимается: изучает движение небесных светил, законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.

Что же такое творческая, исследовательская деятельность? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. По данным из научных источников, реализация творческого потенциала личности удовлетворяется всего на 10%.

Вы скажите: о каком творчестве может идти речь на обычных уроках, когда школьники познают и усваивают то, что было открыто взрослыми, их предшественниками?

Однако, как известно, базовое содержание общего образования включает четыре основных компонента: знания, умения и навыки, эмоционально-ценностные ориентиры и опыт творческой деятельности. К содержанию опыта творческой деятельности в свою очередь могут быть отнесены следующие элементы:

- самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию;

- обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

- видение новой функции объекта;

- учет альтернатив при решении проблемы;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

И если ребёнок впервые произвел умственную операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой познавательной деятельности.

Привлекать учащихся к научно-исследовательской деятельности начинаю постепенно. Уже в 5-ом классе можно использовать элементы исследовательской деятельности в работе с текстом исторических документов.

Почему же у части школьников творческое мышление так и остается не развитым, что же является препятствием для его развития?

Ну во-первых это конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться слишком или не очень умным. Подобное явление может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукт детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Во-вторых это цензура, в особенности внутренняя цензура. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникшие проблемы. Иногда нежеланные мысли подавляется ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научит ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами.

Предложения:

Одной из основных особенностей использования исследовательского обучения в практике современного образования является то, что эта деятельность требует особого подхода.

  • Специальные семинары для педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью по истории теории и методике использования исследовательских методов обучения;

  • Специальные тренинговые занятия по развития у школьников умений и навыков исследовательского поведения (умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать и т.д.) по рекомендациям специалистов с этой проблемой лучше всего справиться психолог.

  • Создать в школе центр обобщения содержания образования, где могли бы накапливаться средства для детских исследований и храниться их результаты.

Президент России В.В.Путин в своем выступлении на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г. следующим образом охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в образовании: «Теперь нельзя дать ребенку образование однажды и на всю жизнь. И уже мало даже учиться всю жизнь. Приходится учить учиться… И тогда, если это будет так, то наши студенты и школьники смогут не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но будут сами формировать эти изменения на благо страны.»

© 2010-2022