• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации

  В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост  числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать  факт увеличения количества детей с нарушениями  слуха. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. И...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 1

  2. ГЛАВА 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ…………...2

  3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ТУГОУХОСТИ………………………………13

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………24

  2. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………24

Введение.

В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать факт увеличения количества детей с нарушениями слуха.

Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.

Задача системы образования, состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодолении «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям.

Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей. Цель работы: раскрыть теоретические аспекты проблемы инклюзивного образования, изучить имеющийся опыт по созданию специальных образовательных условий для детей с легкой степенью тугоухости.

Задачи:

  1. Выявить основные подходы в организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ.

  2. Обобщить рекомендации по созданию специальных условий для детей с легкой степенью тугоухости.


ГЛАВА 1.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ.
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии. Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы. С начала до середины 60-х годов ХХ века - «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ОВЗ. С середины 60-х до середины 80-х годов - «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. С середины 80-х годов ХХ века до настоящего времени - «модель включения», т.е. инклюзия [6].

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности [1]. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи [4].

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью - доступным и качественным образованием для всех без исключения детей [5].

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить, следующие принципы инклюзии:

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

  • повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

  • устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

  • различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

  • признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;

  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе [3].

Суть данных принципов - в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы - транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Особое значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия - не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого было интегрированное образование, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу инвалидов, родителям детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скорее, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети - одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, - которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу. Все они - Дети.

Переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет правовую основу. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессивных законодательных актах, практически отсутствует механизм реализации, претворения их в жизнь. По этой же причине в обществе имеет место предвзятое отношение к инклюзивному образованию. В ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы общего образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии, для которых необходимы меньшие по наполняемости классы (от 6 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть достаточно укомплектован

высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения.

Таким образом, проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное - она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена, по Л. Ионину, широта предложения в области образования [1]. Несомненно, что трудностей тем больше, чем сложнее структура общества, чем ярче выражены социальная дифференциация и социальная стратификация.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации

права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности.

В конечном итоге, как отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

•достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

•использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

•адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (их законных представителей);

•индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

•целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

•выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

•включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и общественности в разработку основной

образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

•использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных

особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

•взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в

себя, в том числе наличие или отсутствие инвалидности определяет

значительную вариативность специальных образовательных условий

распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных

образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых

для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Организационное обеспечение.

•Нормативно-правовая база.

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

•Система взаимодействия и поддержки.

Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров - территориальной ПМПК, методического центра, ППМСцентра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

•Организация питания и медицинского сопровождения для определенных категорий детей.

•Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута.

•Информационное обеспечение.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых

образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

•санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

•возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

•санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

•социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);

•пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации.

Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям

обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и

материалами по всем учебным предметам основной образовательной

программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения

должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого надо предусмотреть:

•в штатном расписании или по договору с ППМСцентром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

•организовать деятельность специалистов в форме консилиума для

выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы,

•организовать в соответствии с разработанной программой процесс

сопровождения детей.

•должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают следующие положения:

•укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых

образовательных потребностей детей с ОВЗ.

•уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ.

•непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии

•включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и

специальных (коррекционных) школ 1-8 видов.

ГЛАВА 2.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ТУГОУХОСТИ.

Одной из основных целей обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе является обеспечение их компетенциями,

необходимыми для успешной социализации в современном обществе.

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов (ФГОС начального и основного общего образования) нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. В рыночной экономике, когда патернализм государства весьма ограничен, детям-инвалидам после школы искать свое место в жизни придется самому.

Огромное значение придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебного процесса и определению предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу учащихся.

В связи с вышесказанным, актуальным является вопрос о создании

специальных условий в общеобразовательном учреждении для освоения неслышащими и плохослышащими детьми программы обучения,

используя все возможные средства коррекционной педагогики и специальной психологии.

Организационное обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих локальных актах:

•внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;

•положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);

•образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу;

•приказ о создании и положение о ПМПк;

•договор с родителями;

•договор между ОУ и ОПМПК;

•договор с ППМСцентром;

•договор с Окружным ресурсным центром;

•договор с СКОУ (при необходимости);

•лицензии на программы дополнительного образования.

Взаимодействие с ресурсными организациями

При недостаточном кадровом ресурсе самого образовательного учреждения сопровождение детей с нарушением слуха может быть организовано внешними организациями - ППМС-центрами, Ресурсными центрами на базе СКОУ или ППМС-центров. В этом случае ОУ учреждение заключает договор с внешними организациями.

Моделью психолого-педагогического сопровождения глухих и

слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе будет организация деятельности выездной группы сопровождения, целью которой является создание адекватного социального пространства в общеобразовательном учреждении и оказание конкретной помощи всем участникам процесса инклюзивного обучения.

В состав выездной группы сопровождения включены следующие специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.

Направления работы выездной группы: коррекционно-развивающее, психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение. Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется с плохослышащими учащимися и направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс. Психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение нацелены на оказание помощи слышащим учащимся,

родителям, учителям и специалистам учреждения для создания адекватного социального пространства.

Организация медицинского обслуживания

Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного

процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с нарушенным слухом является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является профилактика заболеваний органа слуха. По этому направлению необходимо организовать не только медицинское сопровождение детей с нарушенным слухом, но и всех учащихся школы. В рамках программы по здоровьесбережению школьников задача

профилактики и ранней диагностики заболеваний органа слуха обуславливает необходимость введения обследования слуха в программу

диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий.

К профилактическим мероприятиям в школе относятся - контроль

состояния органа слуха в школьных медицинских кабинетах и направление на лечение к врачам - отоларингологам в районные поликлиники; проведение педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов и социально значимых акций по проблеме сохранения слуха.

Профилактические мероприятия позволят своевременно выявлять

школьников с заболеваниями слухового анализатора и учащихся группы риска, что в конечном итоге положительно скажется не только на здоровье школьников, но и позволит повысить их академическую успеваемость.

Не менее важным направлением медицинского сопровождения является охрана зрения глухих и слабослышащих детей. Рекомендуется соблюдение офтальмо-гигиенических требований в учебном процессе, проведение специальных профилактических мероприятий (по возможности ограничение зрительного напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).

Информационное обеспечение

Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств

(компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные

продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей

детей с ОВЗ. Необходимая информация должна быть представлена на

сайте школы

Для детей с нарушением слуха в информационной среде учреждения

должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям

стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.

Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»

на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и

помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека)

Материально-техническое обеспечение

Создание специальных образовательных условий в школе должно

предусматривать организацию материально-технической базы,

включающей архитектурную среду (внеучебное, учебное пространство)

и специальное оборудование.

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения

информации является зрительный анализатор. Следовательно, в архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.

Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»

на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и

помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).

В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые

могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных целях, должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры.

В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование микрофонов, должна быть проведена индукционная петля.

Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС - сообщений) и доступа к интернету.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом

в классе - значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в

процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать

престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

Важным моментом в организации учебного пространства является

выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется - первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом - справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь

сверстника на организационных моментах урока (при записи номера за

дачи, задания и т. п.).

При включении детей с нарушениями слуха в общеобразовательное

учреждение необходимо помнить об организации их психолого-педагогического сопровождения, которое включает коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для проведения таких индивидуальных и групповых занятий в учреждении необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 ×2 м), оснащенный мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet,средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); специальным оборудованием

для занятий сурдопедагога и логопеда (FMсистемы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные

компьютерные программы Hear the World, Speech W и др.); музыкальным центром с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги; диагностическим набором для определения уровня слухового восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии

Организационно-педагогическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение образования детей с нарушением слуха в СОШ.

Включение в образовательный процесс школы ребенка с теми или иными особенностями требует от школьного коллектива разработки

коррекционно-развивающей программы, являющейся частью общеобразовательной программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении этих документов учитель совместно со специалистами, входящими в состав психолого-педагогического консилиума школы, могут использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические

пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.

Организация образовательного процесса

В рамках сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы можно рекомендовать более активное использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые,

работа в парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей глухого/слабослышащего ребенка будет использование нестандартных уроков в форме деловых/ролевых игр, пресс-конференций, урока-КВН, урока-конкурса, урока-концерта, интегрированного урока и учебно-практического занятия. Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством учителя и их защита.

Рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные занятия и факультативы по предметам, кружковую, клубную и внеклассную работу (праздники, тематические вечера, конференции, олимпиады, соревнования, походы, экспедиции и т. д.). В неформальной обстановке школьникам с нарушениями слуха легче преодолеть коммуникативные барьеры и начать полноценно взаимодействовать со сверстниками.

Организуя образовательный процесс в классе, где обучается ребенок

с нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:

1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

2. Стимулирование полноценного взаимодействия глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;

3. Организация рабочего пространства педагога: месторасположение

относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к

речи педагога; использование наглядного и дидактического материала

во время устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и

инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;

4. Организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха:

месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;

5. Включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства,ьучитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не снижая при этом темп проведения урока;

6. Решение задач коррекционной направленности в процессе урока:

стимулирование слухо-зрительного внимания; коррекция речевых

ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов.

Методы, приемы и средства работы с плохослышащими и неслышащими детьми, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях, являются специальными. Педагог должен помнить, что учитель не решает коррекционных задач, главное для него - сделать образовательный процесс максимально эффективным для ребенка с нарушенным слухом, используя специальные методы, приемы и

средства. При этом учителю важно не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса общеобразовательной школы.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и изучения языка.

В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, М.Л. Любимов, К.И. Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов,

б) в суженном понимании значения слова,

в) В непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное

восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является - письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по

нескольким направлениям:

•лексическосемантический уровень (слово);

•синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

•уровень текста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с нарушениями слуха в образовательном учреждении.

Модель психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе реализуется через разные модели.

Одна из моделей организации такого сопровождения - создание в

школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Кадровая обеспеченность общеобразовательного учреждения.

При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо предусмотреть в штатном расписании специалистов

психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, дефектолога, логопеда, тьютора, координатора по инклюзии.

Безусловно, повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как сурдопедагог, специальный психолог, социальный педагог.

Основные направления работы с педагогическим коллективом школы:

- мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе

интегрированного/инклюзивного образования;

- расстановка кадров с учетом особенностей классов и квалификации педагогов;

- организация взаимодействия со специалистами профильных психолого-педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида;

- организация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.

Необходимо также организовать систематический мониторинг уровня преподавания в инклюзивных классах посредством посещения и анализа уроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

В настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию. Развитие инклюзивного образования требует терпения и терпимости, последовательности и непрерывности. Для развития образования в целом необходимо, чтобы государство резко увеличило финансирование образования, а учителя массовых школ овладели достаточными профессиональными знаниями для оказания

адекватной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Только при

колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой

общеобразовательной школе оптимальные условия для детей с ОВЗ. проблемного

ученика.

Литература.

  1. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. - 2001.

  2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. - М., 1997.

  3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб., - 1997.

  4. Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. - М., 1995.

  5. Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-шакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, 2002.

  6. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова. - Саратов, 2003.

  7. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010. С. 104-116.

  8. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11. URL: kprao.ru/almanah/11/st01.htm, Дата обращения: 10.04.2011.

  9. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).

  10. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 - С. 5-12.

  11. Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. - С. 19.

25


© 2010-2022