Почему страны мира проводят реформы в системе образования?

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Почему мне необходимо измениться?

Самый лучший учитель тот,кто высказывает

предположения,а не категорические суждения,

кто пробуждает в слушателе желание познавать.

Эдвард Бульвер-Литтон


Почему страны мира проводят реформы в системе образования?

Изменился мир,изменился процесс обучения, изменились даже учащиеся ,

в то время школа как учебное заведение ,и класс притерпели практически некаких изменений за последние сто лет. Мир меняется динамично, меняется и образование в современном мире развивающегося общества 21-го века. Свой отчет я связываю с практикой в школе и поэтому буду опираться на реальные примеры применения в обучении одаренных и талантливых детей описывающихся в лучших школах мира .

Учебная среда школы будующего открывает новые возможности обучения и преподавания,конечно не исключая методы традиционного обучения.

Безусловно ,необходимо учесть и принять во внимание мировой опыт 21-го века превращения школы в среду обучения по средством ориентированной на будующее,состоящих из проектов стран с мировым уровнем,отвечающих той же цели. Качество образования разных стран значительно отличается друг от друга. Поэтому очень важно нам понять,что объединяет лучшие школьные системы образования.

21-ый век стал веком конкуренции. Всему миру нужна современная система образования.Высокое качество образования самое важное для конкурентноспособности на мировом рынке.

Если провести анализ системы образования в мировом пространстве и пути повышения ее качества, совершенствование лидирующих систем образования в мире,есть ли универсальные аспекты процесса школьного образования?

Чтобы ответить на этот вопрос я проанализировала школьное образование на примере стран США и Англии и Японии, попыталась сапоставить стартовые позиции и успехи.

Благодаря реформам среднего образования в этих странах особое внимание мне бы хотелось уделить на аспекте работы с талантливыми и одаренными детьми. Талантливые и одаренные дети - это будущий потенциал страны, это дети, на которых будет держаться, и процветать государство. И поэтому нельзя бездарно и равнодушно относиться к этим детям.

Возращаясь к методике зарубежных стран хотелось бы остановиться на примере системы образования Англии, как одной из стран в мире, которая имеет одну из самых престижных и востребованных систем образования. Система государственных общеобразовательных школ, которая обучаюет разно способных и разно одаренных детей по одной и той же стандартной программе, подверглась радикальной перестройке: способности, и наклонности учащегося были поставлены во главе бесплатного обязательного образования. Система образования Великобритании и раньше предрасполагала изменения . Например в Северной Ирландии средняя школа организована по принципу выборности в зависимости от качества знаний и способности учеников. Так, успешно прошедшие тестирование по естественным наукам могли обучаться в grammar schools , так именуются средние школы для одаренных детей. Процент учащихся в 2000-2010 годах, посещающих данные школы, составил около 30 процентов от общего числа учащихся средних школ. Хорошей альтернативой являются спецшколы для одаренных детей, которые занимают можно сказать очень скромное место. ( Дмитриева В. П. О системе классического образования в Англии. 2001 г. с.11-23)

Реформа программ для спецшкол обновлялась в Англии сравнительно недавно - в 1993 году. Эти программы предусматривают углубленное изучение специальных предметов наряду с изучением общеобразовательной программы средних школ. Все эти школы также являются государственными. Среди намеченных реформ в системе государственного образования специализация школ значится на первом месте. Большую половину общеобразовательных школ страны правительство намерено сделать специализированными, с углубленным изучением одного или нескольких родственных предметов.

Если брать на образование в США важное значение для современного этапа развития образовательной системы имеет вступивший в силу с 1 сентября 2002 года закон Д. Буша «Ни один ребёнок не должен быть отстающим». В нем выдвигаются следующие основные приоритеты модернизации американского среднего образования для одаренных и талантливых детей:

-совершенствование академической успеваемости учащихся с ограниченными возможностями;

-усиление качества подготовки учителей;

-улучшение качества языковой подготовки для учащихся с недостаточными знаниями английского языка;

-внедрение инновационных программ обучения;

-повышение информированности и участия родителей в делах школы;

-создание безопасных школ в XXI веке;

-увеличение финансирования на внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.( edweek.org - Education Week on the Wed) Это одно из государств, которое уделяет пристальное внимание инклюзивному образованию. Как вы знаете, США приняла опыт Японии. Основной задачей политики государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармонично и духовно богатой личности , способной действовать в разнообразных общественных и государственных структура. Обучая детей взаимодействию, формируя их в маленькие группы, что является наиважнейшей особенностью. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы, 6-8 человек, формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Ученикам прививается множество навыков, как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников. Такая система помогает сохранить здоровье школьника, так как в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с нею стрессы, кроме этого дети широко вовлекаются в управление классом. В младшем звене выбирается наставник из числа учащихся , которые меняются каждый день , и , таким образом, каждый ребенок бывает им. Кроме этого, существуют уроки самокритики и размышления, которые являются обязательной частью программы, где дети обсуждают что им нравиться и не нравиться в школе, отмечая случаи своего плохого поведения , качество выполнения индивидуальных и групповых задач. То есть дети с малого возраста учатся рефлексировать, контролировать себя, приучают себя заниматься саморегуляцией, самопознанием. Здесь будет правильным отметить принципы обучения в школе для японского учителя ,где все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и "второгодников". Репетиторские школы (дзюку) помогают "выравниванию" детей.

Обычная школа дает знания массово, Дзюку более ориентирована на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку. Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого.

В школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли.

Цель - формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.(Котряков Н. Общеобразовательная школа Японии)

В какой степени эти реформы актуальны и применимы к Казахстану в целом? На примере образования этих трех выдающихся стран видно,что проблемы в обучении хорошо осознаны. Опираясь на их опыт попробуем ответить на главный вопрос актуальны ли эти реформы и методы обучения в нашей молодой процветающей Республике. Проанализировав опыт вышеуказанных стран,система образования во главе с президентом разработала главные задачи нашей страны:

-обеспечить участие экспертов в разработке новой системы;

-осуществить перевод всех необходимых для работы материалов на государственный язык;

-осуществить мониторинг непрырывного профессионального развития педагогов.

Что получаем и что не получаем ?

-предложенные модели предпологают обеспечение регулярного и постоянного сотрудничества;

-модели основаны на активном участие технического и профессионального образования;

-качественный и количественный анализ организации подготовки кадров образования;

-обеспечения соответствия квалификации выпускников учебных заведений;

-внедрение в учебный процесс самых передовых достижений по реализации программы «E-learning»,оснащение учебных кабинетов электронными планшетами,создание электронной библиотеки.

Одним из показателей развития нашего государства является результат рейтинговой оценки вышеуказанных стран.

Ее решение осуществляется в нескольких направлениях.

« Мы обязанны вернуть престиж и достоинство профессии учителя»-такая задача была поставлена прежде всего Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.

Первое направление-система подготовки педагогических кадров.

В основу подготовки педагогических кадров заложенна овладение функциональной грамотностью.

Второе направление-повышение квалификации педагогов.

Это-основа основ конечного результата образования. На основе мирового опыта государство разработало совершенно новые многоуровневые программы и методы повышения квалификации професионнального уровня учителей.

Созданы: «Назарбаев Интеллектульные школы» и «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу».

Поготовка педагогов новой формации по программе «Болашақ».

Благодоря этому можно сказать создана цепочка подготовки и повышения квалификации кадров для формирования профессиолизма.( Информационно-методический журнал «Педагогический диалог»

2 издание стр.26-30)

Отдельно хотелось бы остановиться на среднем образованиив Казахстане. Согласно статистике 2012-2013г.г. по итогам ЕНТ, качество знаний выпускников школ РК ниже удовлетворительного, так как пороговый балл не смогли набрать 38 % выпускников. Возникает вопрос: как в развитых странах мира определяют цели и задачи тестового материала. Например в США ореинтируются на программы в высших учебных заведениях. В Японии помимо индивидуального тестирования сдают экзаменнационные тесты. Размышляя над этим Казахстан с 2015 года внедряет новую программу,где приметивное тестирование уходит в прошлое и наступает новая эра обучения . Среднее образование в Казахстане действительно испытывает серьезные проблемы, и прежде чем приступить к реорганизациям реформ, необходимо четко понимать его текущее состояние и динамику, а также взять за основу успешные реформы среднего образования в других странах.

Сейчас в начале 21-го века обучение ставит задачи подготовить учащихся готовых определить самостоятельно цели обучения и сделать необходимые обобщения и выводы. В отношении работы с одаренными детьми в последнее время в Казахстане идет активная работа в этом направлении. Это и разветвленная сеть школ «Дарын», областного и республиканского масштаба, частные школы, хотя и не многочисленные, проект «НИШ», который осуществляется при масштабной поддержке государства. В республике происходит интенсивный отбор одаренной и талантливой молодежи, нашего стратегического будущего. Казахстанские школьники принимают участие в более чем 20 -ти международных интеллектуальных олимпиадах, Казахстан с 2000 года является членом всемирной выставки науки и техники. Вместе с тем команды школьников Казахстана принимают участие в ряде международных научных олимпиад по различным направлениям. Но всегда ли участники являются призерами или же действуют по принципу «главное - участие »?? Как наша система среднего образования готовит участника, способного конкурировать с участниками победителями?

(. edweek.org - Education Week on the Wed)

На данный момент, считаю, что государство начало работать на свое будущее в настоящем. Перспектива проекта в том, что это не какой то один отрезок в образовании, а это целый цикл, который состоит из среднего и высшего образования.

Почему подобные преобразования необходимы и приемлемы для моей школы? Что из всех этих нововведений приемлемо в моей школе? В первую очередь система групповой работы в школах США по методике Японских школ, где путем введения групповой работы с самой младшей ступени решаются две задачи, повышение качества образования через диалоговое обучение, развитие творческих способностей у одаренных и талантливых через стимуляция ребенка к самопознанию и к само регуляции, что является одной из самых главных задач воспитания. А обучение без воспитания, особенно талантливых и одаренных детей - это бомба замедленного действия. Внедрение работы в группах в младшем звене не по способностям, а именно по принципу соответствия с тем, что может сделать их деятельность эффективной. В старшем звене деление на группы целесообразнее проводить по принципу успеваемость по отдельным предметам или по способностям. Думаю, возможна система введения наставничества, хотя бы для одаренных и талантливых учащихся. Наша школа впрочем как и другие школы не готовит профессионналов - журналистов , ораторов и т.д., но каждый преподаватель стремится к тому,чтобы выпускник нашей школы умел воспринимать и передавать информацию,защищать свои убеждения и убеждать других,выступать с предложениями,самостоятельно мыслить. Работа в рамках реформ привела к изменению основных направлений деятельности моего педагогического коллектива. Специфика обучения и воспитания как условие развития одаренных и талантливых детей потребовала от учителя профессионального уровня. На всесторонее повышение мастерства учителя была направлена работа практики первого уровня «Лицом к лицу» ,который включал в себя комплекс мероприятий. Учителя школы получили выбор определить и принять решение:нужен этот им эксперемент или нет. Даст ли это успех? Если брать изменения учителей в процессе преподавания как показывает практика, проведение групповой работы повышает эффективность учебного процесса, и способствует быстрому достижению поставленной цели. На первом этапе «Лицом к лицу» курсов изучали теорию коуча и ментора. На этих коуч-семинарах групповая работа учителей способствовала, быстрому взаимодействию. Когда в одну группу собирались творческие люди, высказывание идей было много. Собирались такие группы, когда участники вели себя пассивно. Не высказывали идеи, и работать в таких группах было сложно. Но это не было особой проблемой, так как мы, имея определённый опыт, находили пути решения. Метод работы был увлекательным, интересным. Для обсуждения, задавались различные проблемные ситуации. Ответы мы разрабатывали на постерах, и каждая группа выходила представлять свою работу. С помощью групповой работы мы смогли изучить большой объём информации, имели возможность взаимообучения, узнали много нового. На этапе практики при планировании, а также при проведении уроков было осмысление. Далее я бы в школе внедрила реформы США и Японии по работе с закрытыми тестами , где по мимо тестирования в обязательном порядке сдают экзаменнационные тесты.Это пошаговая ступень к ожидаемым результатат индивидуальной работы с учащимися:

-отслеживание результатов обучения;

-достижений учащихся по уровням;

-управления процессом повышения качества образования школы.

В Своем выступлении «Казахстан на пути к обществу знаний» Президент Республики Казахстана Назарбаев Н.А. отметил,что «...Мы последовательно модернизируем национальную систему образования,приближая ее к международным стандартам...». Очень важным вопросом в условиях быстрого обновления является объединение между собой опыт и ресурсы отдельных стран.

Список использованной литературы:

1.Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М, 1999 г.

Дмитриева В. П. О системе классического образования в Англии. 2001 г. с.11-23

2.Котряков Н. В. Общеобразовательная школа Японии

Куибс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ.

Кликунов Н.Д. Принципы функционирования японской системы образования.

3.Лим С.Ч. Проблемы школьного образования и дальнейшей демократизации системы образования в Японии.

Лапчинская В.В. Некоторые вопросы школьного образования в Англии. 1984 г. С. 91-93

4.Тищенко Е.Г. Практика выявления одаренных учащихся в школах США // Педагогика и народное образование за рубежом: НИИТиИП,, вып.2 (170). 1992.

5.ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета Информационно-методический журнал «Педагогический диалог» 2 издание .

6.Интернет-ресурсы:
1. edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки.

















© 2010-2022