Выступление Школа и семья в едином воспитательном пространстве

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования и, безусловно, опорой экономического благополучия школьных начинаний. Семья является первой, наиболее важной ступенью вхождения детей во взрослый мир, потому что родители закладывают основы мировоззрения, морали, вкусов ребенка. Семья всегда выступала ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШКОЛА И СЕМЬЯ В ЕДИНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

И.Р.Сайфуллин, заместитель директора по учебной работе высшей квалификационной категории МОУ Суксинская СОШ.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования и, безусловно, опорой экономического благополучия школьных начинаний.

Семья является первой, наиболее важной ступенью вхождения детей во взрослый мир, потому что родители закладывают основы мировоззрения, морали, вкусов ребенка.

Семья всегда выступала главным хранителем традиций общества, основывалась на эмоциональных связях, чувствах ее членов друг к другу и являлась посредником между обществом и ребенком.

В определении проблемы взаимодействия школы и семьи лежит основная идея о том, что за воспитание детей несут ответствен­ность родители, а все остальные социальные институты должны помогать, под­держивать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.

Сегодня семья с трудом справляется со многими функциями в воспитании подрастающего поколения, чувствуя свою беспомощность перед лицом все воз­растающих и неконтролируемых стихийных влияний на подростка. Какие это влияния, все мы хорошо знаем. В результате распадаются семьи, увеличивается количество неполных семей, семей, нуждающихся в социальной поддержке. Наш микрорайон, как и наша Республика, не может оставаться «островком коммунизма» в стороне от социальных перемен, происходящих в российском обществе.

На сегодняшний день в нашей школе обучаются 12 детей из неполных семей, 18 детей из многодетных семей, 1 ребенок- инвалид, 6-из социаль­но неблагополучных семей.

Современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Осо­бенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, ижди­венчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалиру­ющими факторами влияния на ребенка. Ребенок идентифицируется с семьей, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы пове­дения и общения. Хорошо, если семья полная, отношения между родителями и ребенком хорошие. А если нет? Тогда функции семьи перекладываются на ос­тальные социальные институты, в особенности на школу.

Признание приоритета семейного воспитания требует изменений в отноше­ниях семьи и образовательного учреждения. Позитивные изменения в воспита­нии и личностном развитии детей возможны лишь тогда, когда педагоги объединяют свои усилия с усилиями родительской обще­ственности, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. Ин­тересные тенденции по взаимодействию школы с семьями учащихся сложились у многих классных руководителей.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспи­тательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательном процессе школы важное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний, цель работы с ро­дителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, при­влечь к организации жизнедеятельности класса, школы. Вот уже несколько лет в школе работают лектории для родителей, составлена программа обуче­ния родителей. В школе стало традицией проведение дня открытых дверей, где родители могут посетить уро­ки, получить консультацию у педагогов, поговорить с представителями адми­нистрации школы. В результате родители стали интересоваться делами школы, предлагать свою помощь и участвовать в решении конкретных проблем. С удовольствием стали родители участвовать в школьных праздниках, экскурсиях, походах, начали рождаться школьно-семейные традиции. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых. и детей.

Привлечение родителей к участию в совместных делах с детьми и педагога­ми , таких как акция «Моя семья», конкурсы рисунков, фотографий, семейных альбомов, показали, как нравственно обогащаются дети, изучая историю, запечатленную в памяти семьи. Учащиеся школы предпочитают совместные с родителя­ми конкурсы, вечера, праздники «Вам дорогие мамы!», «Умники и умницы», «Устами младенца», «Веселые старты» и др.

Издавна семья у татар считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Татарский народ в течение многих веков своего исторического развития накопил и выработал богатые педагогические традиции. В последнее время в семьях появились разобщен­ность, отчужденность детей от своих родных и близких, утрата традиций рода. Работа нашей школы направлена на сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций, передачу подрастающему поколению производствен­ного, духовного и педагогического опыта родителей. На основе национальных традиций осуществляется работа по воспитанию культурных ценностей. Педагоги школы в работе с детьми опираются на опыт работы татарстанских, российских, зарубежных педагогов.

Через семью осуществляется культурная преемственность, эстетическое вос­питание, связь поколений. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению культурно-художественных традиций семьи является развитие и поддержка семейных фольклорных ансамблей, семей, занимающихся декоратив­но-прикладным творчеством.

Стали традиционными семейные праздники «Играем и танцуем» по возрождению семейных традиций, развитию творчества детей в форме совместных с родителями отрядных сборов, тематических вечеров, родительских собраний.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется также через семейные культурно-экскурсионные программы (в г.г. Казань, Болгар, музеи Г.Тукая, С.Сайдашева и т.д.); благотворительные праздники и концерты для пожилых и одиноких, семейные клубы, мастерские.

Для успешной реализации рекомендаций Концепции психолого-педагогического просвещения родителей, принятой коллегией МО РТ в 1994 году, была разработана школьная программа «Гаилэ», которая обновляется и корректируется в рамках этой программы в 2007-08 учебном году был объявлен школьный конкурс на лучший сценарий семейного праздника. В течение года во всех классах прошли семейные праздники - «Если бы я был папой», «Самая..., самая...,самая... семья», «Моя семья», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Наиболее интересные формы работы нашли отражение в дея­тельности учителей начальных классов.

Перемены в обществе, образовании выдвигают новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. Позитивные изменения в воспитании и личностном развитии детей возможны лишь в тех объединениях, где педагоги кооперируют свои усилия с усилиями родителей, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. Каждый педагог ведет работу по изучению семьи учащегося, деликатно и с уважением относится к родителям, знает и использует их семейные традиции и порядки.

В целях возрождения национальных традиций в семейном и общественном воспитании, обращения к семейным истокам и исторической памяти семей в школе были проведены конкурсы «Древо моего наследия», акция «Моя семья», «Сильному роду нет переводу». В 2007 году ученик 7 класса Сагдиев А. стал дипломантом II Всероссийского конкурса «История моей семьи» (руководитель Сагдиева Э.К. ),а в 2009 году ученик 6 класса Шакирзянов И. стал лауреатом IV Всероссийского конкурса «История моей семьи» (руководитель Сайфуллина Г.Н. ). Стенгазета «Семья-родник жизни» заняла III место в республиканском конкурсе, посвященном Году семьи.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется также и в организации выставок детских работ, конкурсов семейных газет, ярмарок-распродаж, пре­зентации опыта семейного воспитания в местных средствах массовой информации. В период кризиса духовности и нравственности проблемы здоровья для многих отодвигаются на задний план, а между тем и в семье и в трудовом коллек­тиве нужны здоровые люди. Таким образом, перед школой острейшими пробле­мами стали пропаганда и формирование здорового образа жизни подрастающе­го поколения, профилактика пьянства, курения, наркомании и других вредных привычек. Традиционными стали праздники, конкурсы «День отца», «А ну-ка, девчата!», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама, я- спортивная семья.». В 2009 году семья Минуллиных стала победителем районного тура конкурса «Спортивная семья» и успешно выступила в республиканских соревнованиях.

Однако озабоченность большинства семей проблемами экономического, а порой физического выживания ведет к самоустранению многих родителей от вопросов нравственного, личностного развития ребенка. К сожалению, в проводимые школой мероприятия чаще вовлекаются благополучные семьи.

А как же быть с неблагополучными? Таким семьям требуется помощь, причем систематическая, со стороны школы. Одно из таких направлений работы - психолого-педагогическое просвещение родителей.

Работа в школе начинается с изучения семьи ребенка, составления картотеки неблагополучных семей, семей, нуждающихся в по­мощи, выявления учащихся, нуждающихся в особом внимании, поддержке. Работа в данном направлении включает в себя собеседование, анкетирование, тестирование и т.д. Для дальнейшего улучшения работы в данном направлении считаем целесообразным:

  1. Шире вовлекать родителей из неблагополучных семей и их детей во внеклассные мероприятия, усилить дифференцированную работу с ними.

  2. Практиковать в школе проведение обучающих практикумов для молодых родителей по руководству подготовкой домашних заданий к урокам.

Такая работа, на наш взгляд, несомненно дает свои положительные результаты.

Анализируя количество и качество проводимых совместных дел с родителя­ми, можно сделать вывод, что между семьей и школой сделан верный и устойчивый шаг к сотрудничеству и партнерству.

© 2010-2022