Статья Современный урок в свете ФГОС

Данный материал поможет учителю при организации образовательной деятельности на принципах деятельностного подхода использовать ряд новых организационных форм урока: презентация, лаборатория, учебное занятие (практики), групповая консультация, самостоятельная работа учащихся дома (задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ, разноуровневые задания по освоению ведущих тем курса, задания на отработку предметных способов действий и закрепление предметны...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коровникова Любовь Александровна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ № 41

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС


Организация образовательной деятельности на принципах деятельностного подхода предполагает использование наряду с традиционными ряд новых организационных форм:

  • урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

  • презентация - место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

  • лаборатория - место для решения исследовательских и проектных задач;

  • учебное занятие (практики) - место для индивидуальной работы учащихся над своими образовательными проблемами;

  • групповая консультация - место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

  • самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

  • задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

  • разноуровневые задания по освоению ведущих тем курса;

  • задания на отработку предметных способов действий и закрепление предметных знаний.

Понятие «Урок» на современном этапе определяется исходя из двух позиций:


Традиционно

ФГОС

  • урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков по содержанию может быть отнесено к тому или иному типу

  • урок как интервал в 35-45 мин. Имеет свои пространственно- временные характеристики


  • урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволяют ребенку в будущем решать неизвестные проблемы

  • это не отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности по формированию универсальных учебных действий

Типология уроков, основанная на структуре универсальных учебных действий

Тип урока

Виды уроков

Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности

  1. Урок смыслообразования - поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»

  2. Урок нравственно-этического оценивания - оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Урок организационно-деятельностного типа - ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность

1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий

2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий

3. Урок прогнозирования - построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы

4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия

Урок когнитивного типа - ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности

Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации

Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

Урок моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Урок - обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий

Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Урок постановки и решения проблем

Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Урок - дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация

Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Статья Современный урок в свете ФГОС

Система объяснительно-иллюстративного обучения построена на дидактических принципах:

  1. Принцип наглядности

  2. Принцип научности

  3. Принцип преемственности

  4. Принцип доступности

  5. Принцип системности

  6. Принцип сознательного усвоения знаний

Система деятельностного обучения построена на следующих принципах:

  1. Принцип управления развитием

  2. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

  3. Принцип исследования и поиска

  4. Принцип моделирования

  5. Принцип соответствия содержания и формы

Типология уроков в сравнении


Традиционно

ФГОС

  • Урок изучения нового материала

  • Урок совершенствования знаний, умений навыков

  • Урок обобщения и систематизации

  • Комбинированные уроки

  • Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

  • Урок постановки учебной задачи

  • Урок решения учебной задачи

  • Урок моделирования и преобразования модели

  • Урок решения частных задач с применением открытого способа

  • Урок контроля и оценки

Статья Современный урок в свете ФГОС

Статья Современный урок в свете ФГОС

В рамках введения ФГОС представление учителя о современном уроке должно измениться согласно следующим правилам:

  1. Ученик - субъект учебной деятельности.

  2. Представление различных источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления, ИКТ.

  3. Структура урока динамична - набор разнообразных действий и операций, объединенных в целенаправленную деятельность.

  4. Учитель поддерживает инициативу ученика и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной (право выбора).

  5. Целью учителя является организация индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

  6. Оценивается не только предметные результаты, но и сформированность УУД.


© 2010-2022