- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Современный урок в свете ФГОС
Статья Современный урок в свете ФГОС
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коровникова Л.А. |
Дата | 19.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коровникова Любовь Александровна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ № 41
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС
Организация образовательной деятельности на принципах деятельностного подхода предполагает использование наряду с традиционными ряд новых организационных форм:
-
урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
-
презентация - место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
-
лаборатория - место для решения исследовательских и проектных задач;
-
учебное занятие (практики) - место для индивидуальной работы учащихся над своими образовательными проблемами;
-
групповая консультация - место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
-
самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
-
задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
-
разноуровневые задания по освоению ведущих тем курса;
-
задания на отработку предметных способов действий и закрепление предметных знаний.
Понятие «Урок» на современном этапе определяется исходя из двух позиций:
Традиционно
ФГОС
-
урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков по содержанию может быть отнесено к тому или иному типу
-
урок как интервал в 35-45 мин. Имеет свои пространственно- временные характеристики
-
урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволяют ребенку в будущем решать неизвестные проблемы
-
это не отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности по формированию универсальных учебных действий
Типология уроков, основанная на структуре универсальных учебных действий
Тип урока
Виды уроков
Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности
-
Урок смыслообразования - поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»
-
Урок нравственно-этического оценивания - оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Урок организационно-деятельностного типа - ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность
1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий
2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий
3. Урок прогнозирования - построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы
4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия
Урок когнитивного типа - ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности
Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации
Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей
Урок моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Урок - обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий
Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Урок постановки и решения проблем
Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Урок - дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация
Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров
Система объяснительно-иллюстративного обучения построена на дидактических принципах:
-
Принцип наглядности
-
Принцип научности
-
Принцип преемственности
-
Принцип доступности
-
Принцип системности
-
Принцип сознательного усвоения знаний
Система деятельностного обучения построена на следующих принципах:
-
Принцип управления развитием
-
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
-
Принцип исследования и поиска
-
Принцип моделирования
-
Принцип соответствия содержания и формы
Типология уроков в сравнении
Традиционно
ФГОС
-
Урок изучения нового материала
-
Урок совершенствования знаний, умений навыков
-
Урок обобщения и систематизации
-
Комбинированные уроки
-
Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков
-
Урок постановки учебной задачи
-
Урок решения учебной задачи
-
Урок моделирования и преобразования модели
-
Урок решения частных задач с применением открытого способа
-
Урок контроля и оценки
В рамках введения ФГОС представление учителя о современном уроке должно измениться согласно следующим правилам:
-
Ученик - субъект учебной деятельности.
-
Представление различных источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления, ИКТ.
-
Структура урока динамична - набор разнообразных действий и операций, объединенных в целенаправленную деятельность.
-
Учитель поддерживает инициативу ученика и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной (право выбора).
-
Целью учителя является организация индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
-
Оценивается не только предметные результаты, но и сформированность УУД.