Статья Применение технологии критического мышления

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученье без размышления бесполезно,

но и размышленье без ученья опасно

Конфуций

Одной из целей Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны [1].

Поэтому задачей современной образовательной системы должно стать обеспечение условий для формирования таких ключевых компетенций учащихся как «умение отбирать из массы предложений конструктивное, способность реализовать себя в новых социально-экономических условиях, умение адаптироваться в различных жизненных ситуациях» [2].

Одним из способов достижения поставленной задачи является технология развития критического мышления. Под термином "критическое мышление" понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Или критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств, посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения [3].

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений лежит основе формирования исследовательских навыков учащихся. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Применение технологии критического мышления на сегодняшний день является актуальным, так как позволяет развивать исследовательские навыки учащихся в образовательном процессе, а это является необходимым в условиях обновления содержания образования и развития функциональной грамотности учащихся.

На уроке с использованием технологии развития критического мышления выделяют три последовательные стадии: вызов - осмысление - рефлексия.

На стадии «Вызов» происходит актуализация имеющихся знаний, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. На этой стадии можно использовать проблемный вопрос, задачу, ситуацию, мозговой штурм, кроссворды, ассоциации и т.д.. Например, на уроке химии в 10 классе при изучении темы «Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле-Шателье-Брауна» используется прием «Покопаемся в памяти». Так, после опроса домашнего задания в виде игры «Химическое лото» учащимся задаются вопросы, которые постепенно подведут их к теме и цели урока:

  1. По какому признаку вы классифицировали реакции в заданиях?

  2. Какое понятие вы использовали для определения химического равновесия обратимых процессов?

  3. Для чего необходимо знать условия смещения равновесия?

  4. Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке?

На стадии «Осмысления» учащиеся получают новую информацию по теме урока. Причем на этой стадии учащиеся должны работать самостоятельно или в группе, обрабатывая новую информацию и связывая ее с имеющимися знаниями. Роль учителя на этой стадии в поддержании интереса и контроль учебной деятельности учащихся. На этой стадии можно использовать прием «Бортовой журнал», «Сводная таблица», «Тонкие и толстые вопросы», «Зигзаг» и т.д. Например, на уроке химии в 11 классе при изучении темы «Органическая химия. Особенности строения атома углерода» использую прием «Инсерт (чтение с пометками)». Этот прием позволяет добиться вдумчивого прочтения учебного материала, анализа учащимися имеющихся знаний о строении атомов, химических связях, а также выявления пробелов в знаниях учащихся. По завершении чтения учащимся предлагается составить кластер, отражающий характеристики химических связей в органических соединениях во взаимосвязи с электронным строением и типами гибридизации. Таким образом, происходит формирование исследовательских навыков высокого порядка (анализ, синтез, оценка)

На стадии «Рефлексии» происходит закрепление полученных знаний, развитие навыков интерпретации их своими словами, что позволяет добиваться их долгосрочного запоминания и последующего применения на практике. На этой стадии можно использовать написание эссе, синквейна, рефлексивный экран вопросов; прием «Мое мнение» и т.д.. На стадии «Рефлексии» удобно использовать рефлексивную карту.

  1. Оцените уровень усвоения вами темы урока?

  2. Что тебе удалось сегодня лучше всего?

  3. По какому вопросу тебе необходима консультация?

Отвечая на вопросы карты, учащиеся развивают навыки саморегуляции и самооценивания. А также позволяет учителю проследить уровень понимания и усвоения темы урока, выявить вопросы, требующие проработки, то есть вести мониторинг индивидуально по каждому учащемуся.

Таким образом, применение технологии критического мышления для развития исследовательских навыков на уроках химии является эффективным, так как развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Используемые стратегии развития критического мышления, учат детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

"…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

В процессе применения этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает обучать себя сам. То есть данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, исследовательские навыки, помогает в освоении культуры работы с текстом [4].








Литература:

1. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118)

2. Саулембекова Р.М. «Компетентностно-ориентированные задания как средство развития личности». Методические рекомендации. Кокшетау, 2015г

3. Руководство для учителя по программе третьего базового уровня.

4. Субеева Л.Х. «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии» (nsportal.ru/subeeva-liliya-khalilullovna)


© 2010-2022