Проблемное обучение. План-конспект выступления на МО учителей МБОУ СОШ №75

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Путём создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащихся. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями и развитие мыслительных способностей.

Цели проблемного обучения.

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. В результате эти знания, умения и навыки более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи.

Обучающая - изучение мотивации всех участников - субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете.

Когда вы видите, вы понимаете.

Когда вы действуете, вы научитесь.

Основные приёмы преподавания в методике проблемного обучения:


  • постановка проблемы;

  • создание проблемной ситуации;

  • разрешение проблемной ситуации (поиск);

  • анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:


  • формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

  • учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

  • обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;

  • продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.


  1. Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

  2. Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные.

  3. Накопление, отбор материала.

  4. Консультация для всего класса и для помощников учителя - консультантов.

Структура урока-исследования.

Основные этапы данного урока:


  • актуализация знаний;

  • мотивация;

  • создание проблемной ситуации;

  • определение темы исследования;

  • формулирование цели исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • проверка гипотезы (чтение литературы, размышления);

  • интерпретация полученных данных;

  • вывод по результатам исследовательской работы;

  • применение новых знаний в учебной деятельности;

  • подведение итогов урока;

  • домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:


  • принцип наглядности обучения в комплексном решении задач;

  • научность обучения;

  • соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приёмы создания проблемных ситуаций используются следующие:


  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения;

  • учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

  • даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведётся репродуктивная и частично поисковая работа по тексту.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующихся действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учащихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Так, при изучении лирики А.А. Фета на этапе объяснения учащимся предлагаются следующие вопросы: «Какое впечатление производит на вас стихотворение «Шёпот, робкое дыханье»? Какое настроение вызывает? Чему посвящено, по-вашему, это стихотворение? Каково основное чувство лирического героя?»

Если эти вопросы посвящены непосредственно содержанию стихотворения, то следующие проблемные вопросы требуют от учащихся умения анализировать, сопоставлять, используя ранее полученные знания. Вот эти проблемные вопросы: «можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов, согласиться с утверждением, что стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье» является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?»

На этапе закрепления: «Вы познакомились с поэзией двух крупнейших поэтов России XΙX века - Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Что, по-вашему, объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы.»

На этапе контроля: «Напишите интерпретацию наиболее понравившегося стихотворения А.А. Фета».

Для реализации проблемной технологии необходимо:


  • отбор самых актуальных, сущностных задач;

  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

  • построение оптимальной системы проблемного обучения;

  • создание учебных и методических пособий и руководств.

Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, часто выбирается такая форма работы, как урок-диспут.

Что такое урок-диспут? Диспут - это наиболее развёрнутая форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Урок-диспут вызван самой жизнью, это ответ на острую потребность времени, это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой. Во время урока-диспута умение спорить, рассуждать о вещах самостоятельно сочетается со знаниями текста литературного произведения и определёнными навыками анализа. Не обязательно каждый урок проводить как урок-диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло ещё убедительного обоснования.

Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убеждённости, становлению активной жизненной позиции.

Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Так, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и нказание» учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа. Можно ли встретить Лужина в наши дни? В чём он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы оставаться Лужиным?»

На заключительном уроке по роману «Преступление и наказание» перед учащимися ставится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?» также ребятам предлагаются мнения критиков по этому поводу.

«Но особенно ясно неверность и нелепость нравственной «арифметике» Раскольникова обнаруживается в непредвиденных последствиях преступления для окружающих людей. Разве Раскольников мог думать, что вместе со старухой ему придётся убить ни в чём не повинную Лизавету… Нравственно ему придётся убить также и Соню в ту минуту, когда он признаётся ей во всём. Такое же неожиданное последствие - попытка самоубийства мужика, случайно заподозренного в убийстве. Дуня, которую он надеялся спасти от Свидригайлова на деньги старухи, оказывается именно благодаря преступлению в руках Свидригайлова… Разве, наконец, мог он предвидеть, что мать его умрёт от невыносимого страдания, что сын её убийца?»

(Д.С. Мережковский. Достоевский. 1890)

«То была вакханалия, захватывающая даже «избранное общество», сказавшаяся у молодёжи злобными преступлениями, и не только ради корысти, но и во имя «идеи», как, например, у Раскольникова в романе «Преступление и наказание», - торжество социального вывода - «цель оправдывает средства».

(И.С. Шмелёв. О Достоевском. К роману «Идиот». 1940)

«В жанре, так сказать, традиционного романа XIΧ века Раскольников мог быть изображён как отрицательный персонаж, и в этом сказалось бы авторское к нему отношение. Однако Раскольников вовсе не отрицательный герой, которому противопоставлена положительная героиня - Соня Мармеладова. Наоборот, он необычайно привлекательный, и не только силой своего характера и остротой ума, но и высокой человечностью. Он поистине гуманист, болеющий болями человечества».

(А. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973)

Изучая «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, учащиеся рассуждали о том, какой должна быть любовь. Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг? Создать проблемную ситуацию помогли высказывания В. Львова-Рогачевского и Д.С. Лихачёва.

Львов-Рогачевский: «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию… «Гранатовый браслет» Куприна - это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д.С. Лихачёв: «Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям».

И последнее, о чём я бы хотела сказать. Разрабатываются и своеобразные формы работы на проблемных уроках. Так, при изучении повести М, Булгакова «Собачье сердце» учащимся был предложен вопрос: «Нужны ли нам Шариковы?» Урок предложено было провести в форме интервью с Шариковым, предположив, что он остался человеком. Очень сложная задача предстала перед учащимся, которому предстояло играть роль Шарикова. Велась тщательная подготовка: надо было изучить манеру поведения, язык, мировоззренческую позицию булгаковского героя, чтобы полностью воплотиться в этот образ. На уроке учащиеся задавали самые разные вопросы, а в заключение было высказано общее мнение: «Как хорошо, что профессор Преображенский вовремя превратил вас снова в Шарика!»

Кроме этого, перед учащимися был поставлен и ещё один вопрос: «А есть ли Шариковы сегодня?» Отвечать нужно было аргументированно, используя текст повести. Ответы были очень интересные. Ребята называли имена известных общественных деятелей, а в качестве характеристики использовали цитаты из повести.

Конечно, основой подобных уроков является прежде всего хорошее знание текста художественного произведения.


© 2010-2022