Роль школы в формировании семейных отношений как основы развития личности школьника

Выступление на Республиканском форуме «Здоровая семья – успешная Республика.   В данной разработке проведен анализ работы  и роли Школа в формировании семейных ценностей. Школа, являясь единственным  государственным институтом, через который проходят все граждане страны, выполняет социальный заказ на формирование гражданина обновленной России, обладающего развитыми социальными и гражданскими компетенциями. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы. Именно семь...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школы в формировании семейных отношений

как основы развития личности школьника


Школа, являясь единственным государственным институтом, через который проходят все граждане страны, выполняет социальный заказ на формирование гражданина обновленной России, обладающего развитыми социальными и гражданскими компетенциями. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы. Именно семья призвана с раннего детства заложить в ребенке основы духовных нравственных ценностей. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной творческой личности. Результат воспитательного воздействия будет более успешным, если родитель и педагог, семья и школа являются союзниками. Эффективным сотрудничество семьи и школы будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.

Бесспорно, воспитание - процесс непрерывный и управлять им в системе образования столь же необходимо, как и учебным процессом. На это направлены современные документы в области образования, такие как «Стратегия развития образования до 2020 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральные образовательные стандарты второго поколения», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Красной нитью через все эти документы проходит идея сохранения и укрепления моральных и духовно-нравственных ценностей общества. Именно это национальное богатство сегодня является базой для укрепления единства и суверенитета страны.

Наиболее системно и последовательно идеи, заложенные в нормативных документах реализуются через программный подход. В программе развития нашей школы сформулирована цель «Гуманизация системы учебно-воспитательной работы» и задачи, одной из которых является совершенствование системы работы с родителями, укрепление связи семьи и школы.

В рамках Программы развития школы реализуются следующие подпрограммы

  • Комплексная программа по созданию здоровьесберегающей среды

  • Программа экологического образования и воспитания обучающихся,

  • Система воспитательной работы МАОУ «СОШ № 18»

  • Программы организации летнего отдыха и оздоровления, в том числе и программы организации профильных смен.

  • Целевая программа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

  • Программа семейного сопровождения.

Первые четыре программы из перечисленных, были представлены на муниципальном, республиканском и российском уровнях и получили высокую оценку. Но главный результат программного подхода - организация позитивного воспитательного воздействия на детей, включение родителей и общественных организаций в единое воспитательное поле.

Современный характер управления школой предполагает участие общественности в решении задач образования и воспитания. Открытость школы обеспечивают наличие собственного печатного органа - газеты «Свободный полет» и сайта, на котором размещается актуальная информация для детей, родителей и всех заинтересованных лиц. (Разделы сайта: «Галерея», «Информация о школе», «Страницы истории», «Школьная газета», «Праздники» и др.)

Огромное значение в совместной воспитательной работе имеет заранее продуманная и четкая система сотрудничества. Здесь уместно назвать наших партнеров: родители, депутаты и кандидаты в депутаты Городского совета, Республиканская Ассоциация попечительских советов, Союз ветеранов Афганистана, Женская палата РК, Школа боевых искусств Анатолия Чиканчи, печатные издания «Твоя параллель», «Образование города Сыктывкара», учреждения Агентства по социальной защите.

Ежегодно на базе школы проводятся совместные дела и акции, направленные на совершенствование физического и духовно-нравственного развития и укрепление семейных ценностей. «Папа, мама, я - спортивная семья», «Зеленый город», «Сыктывкар - город новых идей», «Доброе сердце» и др.

Инновационными формами сотрудничества семьи и школы является разработка и проведение социально-значимых, творческих проектов, таких как «Красивая школа», «Памяти героя», «Ярмарка семейных умельцев», «Георгиевская ленточка», «Спортивный квартал».

Одним из активно развивающихся и востребованных проектов является проект полидеятетельностной игры «Этик-Мэтик, кык-мык». Это игра - в которой дети и родители в течение всего учебного года принимают участие в краеведческих праздниках, объединенных одной общей идеей. Цель проекта - приобщение обучающихся к духовному, культурному и социальному опыту поколений, осознание себя патриотом своей малой родины на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, реализация творческого потенциала семей обучающихся.

Во время проведения игры учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия, осваивают этический опыт поколений, получают навыки здорового образа жизни через знакомство с рецептами народной медицины, правилами национальных игр.

Интерес к игре обеспечивает ее яркость, нетрадиционность, зрелищность, массовость. В наших планах привлечение к игре новых участников - детей из других школ города.

С целью поддержки малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с особыми образовательными потребностями в школе ежегодно проводятся социальные акции. В качестве примера назову новогоднюю акцию «Подарим радость», в ходе которой учащиеся школы и их родители собирали подарки. А члены школьного самоуправления в образах Деда Мороза и Снегурочки провели их адресную доставку.

Ценным в работе нашей школы является опыт классных руководителей по реализации авторских программ воспитательной работы. Программно-целевой подход позволяет планировать работу классного руководителя на перспективу, и строить ее в соответствии с ожидаемыми результатами. Вот названия некоторых программ воспитательной работы с классом «Все лучшее сбудется» - автор Полякова Л.В., победитель конкурса «Самый классный классный - 2008», «Взрасти свой успех» - автор Чередова Э.Р., победитель конкурса «Самый классный классный - 2009», «Путь в профессию» - автор Иванова И.В. - победитель конкурса «Самый классный классный - 2006», «Программа семейного воспитания» - автор Иванова З.В. - лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2012 года.

Остановлюсь на особенностях последней из названных программ. Она представляет собой систему работы классного руководителя по формированию семейных отношений, основанных на любви, взаимопонимании и совместном времяпровождении. Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе, причем занятия каждого года посвящены отдельным членам семьи. Так, в первом классе проводится цикл занятий, посвященных роли матери. Второй год предусматривает занятия по тематике «Отец в семье», третий год проходит под девизом «Родители наших родителей», на завершающем этапе в 4 классе под общим названием «Семья вместе, и душа на месте» формируются ценностные ориентиры на многие годы вперед. В конце каждого учебного года подводятся итоги совместной работы в форме праздника или творческого отчета.

Данная программа реализуется уже на третьем выпуске. Старшие дети сейчас обучаются в 10 классе. Это один из самых дружных, ярких, творческих классных коллективов, особенностью которого является сохранение тесной взаимосвязи между родителями и школой. Неслучайно учащиеся этого класса регулярно становятся участниками и победителям всевозможных конкурсов. Например, Даша Воробьева стала победителем городского этапа конкурса «Малая нобелевская премия», одним из учредителей которого является правительство республики Коми.

В приведенный пример подтверждает, что союз семьи и школы, заложенный на начальной ступени образования имеет продолжение в среднем и старшем звене, так как подросток более всего нуждается в сохранении тесного эмоционального контакта с родителями.

Другой интересной формой сотрудничества классного руководителя с семьей оказалась работа по изучению родного края. Для многих городских детей поездка в село является экзотикой, поэтому вызывает повышенный интерес. Краеведческие экспедиции стали возможными благодаря многолетнему сотрудничеству с Республиканским центром эколого-биологического образования детей. Наши дети и родители неоднократно бывали в этно-педагогическом центре села Пажга, музеях истории и культуры сёл Усть-Вымь, Корткерос, Нёбдино, Иб, Выльгорт. Накопленные знания и впечатления требую обобщения и выливаются в исследовательские и проектные работы с которыми учащиеся выступают на республиканских краеведческих конференциях. Успех детей стимулирует у родителей возникновение устойчивого интереса к жизни школы.

Заканчивая свое выступление, приведу старый школьный афоризм, который гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Задача школы в этом направлении - способствование сплочению семьи, установлению доверительных взаимоотношений родителей и детей, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни.


3

© 2010-2022