Материалы конкурса по Школе правовой грамоты

                                                                                                                                                                                                  О формировании правовой культуры воспитанников детского дома «Үміт»               ( Выступление на конкурсе по правовому воспитанию)  В детском доме «Үміт» сложилась определённая система работы по воспитанию правовой культуры несовершеннолетних и по формированию в них гражданско-правовых отношений. Основн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




О формировании правовой культуры воспитанников детского дома «Үміт»


( Выступление на конкурсе по правовому воспитанию)


В детском доме «Үміт» сложилась определённая система работы по воспитанию правовой культуры несовершеннолетних и по формированию в них гражданско-правовых отношений. Основная цель системы - создание условий для формирования в детском доме гражданско-правового воспитывающего пространства. В сентябре 2010 году опыт работы был представлен на областном конкурсе «Школа правовой грамотности» в городе Павлодаре (1 место).

Вся деятельность выстроена по трём модулям: первый - реализация проектов и целевых программ гражданско-правовой направленности; второй - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; третий - связь с социумом.

Первый модуль включает в себя следующее: программы «Я - гражданин Казахстана» и «Воспитать гражданина», долгосрочные проекты «Правовой всеобуч», «Школа правовой грамоты» и «Защити себя», краткосрочный проект «Правовой экспресс», реализуемый в каникулярный период.

Программа «Я - гражданин Казахстана» имеет внешнюю рецензию ИПК ПК и рассчитана на воспитанников младшего и среднего школьного возраста. Основанием для её разработки послужили Концепция о патриотическом воспитании граждан РК, Постановление Президента РК «О мерах по дальнейшему реформированию организации правового всеобуча», Послание Президента РК к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». В основу программы положены три направления деятельности: нравственное, способствующее развитию гражданского долга, гражданского самосознания и гражданской ответственности; правовое, направленное на формирование правовой культуры, соблюдение законов государства и личную ответственность; социально-политическое, формирующее в несовершеннолетних гражданское достоинство, гражданскую активность, политическую культуру, патриотизм, интернационализм.

Программа «Воспитать гражданина» (внешняя рецензия ИП ПК) - для воспитанников старшего школьного возраста. Основная цель программы - воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Программа включает в себя 5 направлений: живая память, я - патриот своей страны, моя Родина - Казахстан, моя семья, я - законопослушный гражданин. Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания нового гражданина Республики Казахстан, подготовка его к самостоятельной жизни, формирования в нем гражданской позиции, развития в юноше-девушке способности не теряться, а находить решение в сложных жизненных ситуациях.

Проект «Школа правовой грамоты» действует в течение всего учебного года. Благодаря организационно-деятельностным играм по правовой тематике и тщательному отбору материала к занятиям и внеклассным мероприятиям происходит достаточно активная социализация воспитанников и тем самым повышается уровень их правовой культуры. Для проведения занятий на юридические темы воспитатели приглашают инспекторов ОДН и инспекторов школ, в которых учатся наши воспитанники. Каждый участник проекта имеет свою зачётную книжку, в которую заносятся темы, освоенные ими и оценка. По результатам анкет, опросов, выполнения практических заданий на занятиях «Школы правовой грамоты» воспитанники показывают достаточно стабильные знания и стараются их применять в своей жизни.

Краткосрочный проект «Правовой экспресс» реализуется в период осенних каникул. Традиционным стало проводить такие мероприятия как конкурсная игра «Детективное агентство», встречи с инспекторами ОДН за круглым столом.

Проект «Защити себя» реализуется в течение всего учебного года и в летний период. Данный проект направлен на индивидуальную работу с детьми девиантного поведения. Координаторами данного проекта являются психолог детского дома и социальный педагог. С воспитанниками проводится коррекционно-развивающая работа по восстановлению психического здоровья: тренинги, направленные на снятие агрессивного поведения и тревожности детей, тренинги на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и уровня мотивации. Результаты наблюдений, тестов заносятся в индивидуальный дневник наблюдения воспитанника.

Проект «Правовой всеобуч» рассчитан на педагогов и воспитателей детского дома. В содержание проекта входят следующие мероприятия: круглый стол «Возрастные особенности подростков», семинар-практикум «Мои права и мои обязанности», проблемный семинар «Как несовершеннолетнему не стать жертвой преступления», Круглый стол «Нормативно-правовые документы, стоящие на защите прав детей», педагогический консилиум «Стили взаимоотношений среди воспитанников» и др. Занятия для педагогов проходят 1 раз в месяц, результаты участия каждый педагог заносит в своё портфолио.

В проект «Моральная опека» вовлечены все сотрудники детского дома: от младшего технического персонала до администрации. За каждым ребёнком закреплён свой наставник - своего рода «родитель». От того, насколько тесной будет связь между взрослым и ребёнком, зависит, попадёт ли ребёнок на один из Советов по профилактике правонарушений или найдёт правильный выход, который поможет ему избежать очередной проблемы.

Второй модуль - «Профилактика правонарушений среди подростков». Он реализуется через работу Советов детского самоуправления, административный совет и Совет профилактики правонарушений. На заседаниях Советов детского самоуправления у детей есть возможность проявить свою самостоятельность и активность, высказать свою точку зрения по отношению правонарушений своих сверстников. Довольно действенный приём, используемый детьми во время заседания Совета - это приём «Даём шанс», авансирование добрых дел «Верим в тебя», «Ты оправдаешь наши надежды».

Третий модуль системы работы - «Связь с социумом». С целью эффективности профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в течение ряда лет детский дом сотрудничает с правоохранительными органами, образовательными учреждениям и другими заинтересованными структурами и службами города. С каждой структурой составлен отдельный план совместной работы. В него входят индивидуальные беседы, круглые столы, общие педагогические советы, педагогические консилиумы и др. Такое сотрудничество позволяет быть всегда в центре внимания данного вопроса и способствует совместному принятию конструктивных решений при возникновении проблем. Эффективное многолетнее сотрудничество с ОДН ГОВД г. Экибастуза посодействовало росту правовой культуры среди воспитанников детского дома и снижению роста преступности.

Эффективностью деятельности системы работы можно считать сформированность в детском доме гражданско-правового воспитывающего пространства, в накоплении детьми достаточного объёма знаний в области правовой культуры и умении применять полученные знания на практике, необходимого для формирования правовой компетенции, эффективной социальной адаптации, в разработке педагогами и воспитателями практических рекомендаций по вопросам организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на воспитание правовой культуры воспитанников.

Хочется надеяться, что владея правовыми знаниями и формируя в себе гражданское самосознание, воспитанники детского дома разовьют устойчивую потребность - соблюдать права и обязанности, нетерпимость к мелким правонарушениям, что послужит важным шагом в укреплении всего государства.

2

© 2010-2022