Аналитический доклад о деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса МБОУ Майская ООШ №10

Аналитический доклад о деятельности школьного уполномоченного (омбудсмена) по правам участников образовательного процесса.    Школьный  уполномоченный – это дополнительная общественная составляющая в деле защиты прав несовершеннолетних. Школьный уполномоченный взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса и службами защиты прав ребенка, что позволяет ему непосредственно влиять на все процессы в учреждении. Данный отчет предоставляется ежегодно директору школы.В отчёте указаны ко...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Аналитический доклад


о деятельности Уполномоченного

по правам участников образовательного процесса


МБОУ Майская ООШ №10












Омбудсмен:

Будко Татьяна Ивановна







МБОУ Майская ООШ №10


1. Сведения о школьном уполномоченном по правам ребенка
Ф. И. О. Будко Татьяна Ивановна
Должность: учитель
Контактный адрес и телефон: Ростовская область, Целинский район, х.Свободный Ул.Зелёная , 40 «а». 8(86371)9- 74- 68

2. Анализ деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка.

2.1. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом школы и Положением.

Школьный уполномоченный - это дополнительная общественная составляющая в деле защиты прав несовершеннолетних. Школьный уполномоченный взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса и службами защиты прав ребенка, что позволяет ему непосредственно влиять на все процессы, происходящие в учреждении.

Оформлен стенд в фойе школы , где размеС учреждениями

социальной защиты

населения

С социально -

педагогической

службой ОУ


Администрацией ОУ

С право-

охранительными

органами

С органом

опеки и

попечительства

С общественностью хутора Свободный

Взаимодействует

правовое

просвещение

конфликтные

ситуации

личный

прием

С общественными

организациями

Осуществляет

Ведет

Разрешает

С педагогическим

коллективом ОУ

С органами

школьного

самоуправления


Школьный

уполномоченный

С комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

щены Правила для учащихся , Устав школы. На стенде размещены материалы:
статья «Кто такой - омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);
выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;
обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;
контактная и текущая информация.
В рамках правового просвещения всех участников образовательного процесса были проведены следующие мероприятия:
Правовая декада в октябре 2012 для обучающихся, в течение которой были проведены:
- Тренинг «Первые шаги» для учащихся 3-4 классов «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»;
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»;
Для педагогов:
- Лекция «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТСЯ С ПРАВ РЕБЕНКА: КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» .
Для родителей:
Общешкольное родительское собрание «Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей», целью которого стало повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей. Перед организаторами родительского собрания стояли следующие задачи: 1) познакомить родителей с нормативно-правовыми документами по теме собрания; 2) содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Были рассмотрены следующие вопросы:
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие права обязанности родителей.
- Защита детей от жестокого обращения.
- Психологическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, Уполномоченным подготовлены памятки для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Следует отметить, что Швеция стала первой страной в мире, где родителям запрещено физически и психологически наказывать детей. Этот закон, введенный в 1978 году, был в дальнейшем принят и в других странах Европы. К сожалению, один закон не может прекратить насилие, но он создает норму, он является выражением социальной и культурной нормы обращения с детьми и женщинами.

Осенью 2008 года Совет Европы, объединяющий 47 европейских государств, в том числе Российскую Федерацию, начал широкомасштабную компанию, целью которой является запрещение в странах - членах организации телесных наказаний детей. Данная компания является частью крупномасштабного проекта Совета Европы «Строим Европу для детей и вместе с детьми», направленного на продвижение прав детей и их защиту от всех форм насилия. Главной целью компании является изменение менталитета родителей в области воспитания детей.

В школе омбудсменом совместно с классным руководителями организовано проведение классных часов по следующим тематикам:
«Правила школьной жизни»;
«Что такое толерантность»;
«Конвенция о правах ребенка»;
«Здоровый образ жизни. Профилактика правонарушений».
2.2. Межведомственное взаимодействие (Муниципальный уровень)
Социальной адаптации учащихся способствует их активное участие в жизни школы, города. Ученики осознают себя самодостаточной личностью. Этому способствует участие школьников в
- школьном самоуправлении

- конкурсах районного уровня.


Проведены социологические опросы родителей и учащихся в аспекте прав человека, проведено анкетирование учащихся о комфортности пребывания учащихся в школе. В рамках проведения «Недели права», «Я и Закон», выпущены стенгазеты по правовой тематике и толерантности, проведены классные часы 5-9кл. «Имею право и обязан».

2.3.Количество правонарушений несовершеннолетних школьников

За период 2011-2012 г.г. количество правонарушений несовершеннолетних - 0.

2.4.Качество знаний по общественным дисциплинам

направлены на

- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.)

-

пп

Предмет

Кол-во учащихся, изучающих данный предмет

Кол-во учащихся, имеющих «5,и 4»

% от общего числа учащихся, изучающих данный предмет

1.

Обществознание

28

19

67,9

- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.)
2.5. Информация о деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка
1.Количество обращений - 3
- от учащихся - 3
- от родителей - 0
- от учителей - 0

3.Количество консультаций по правовым вопросам - 1

8.Активное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, Кировским сельским поселением
9.Участие в реализации программ по профилактической направленности
10.Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям
- индивидуальные беседы,
- консультации,
- ведение просветительской деятельности,
- выступление на родительских собраниях,
- классных часах
11.Просветительская деятельность уполномоченных по правам ребенка
- соцопрос,
- проведение ролевых игр,
- круглых столов,
- оформление информационных стендов

Анализ основных школьных проблем

за 2012-2013 учебный год



Тематика обращений:

Будко Т.И. была избрана уполномоченным по правам участников образовательного процесса в 2012 году (стаж работы 1 год).

ЦЕЛЬ:- формирование правового пространства в образовательном учреждении.

- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.

- соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования.

- усилить работу по правовому просвещению с семьями.

ЗАДАЧИ:- взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.

- формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в поликультурной среде образовательного учреждения на основе толерантного подхода.

- становление школы как института получения опыта демократического поведения и взаимодействия.

1. Количество обращений, соотношение заявителей.

Год

Всего

Учащиеся

Учителя

Родители

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2012-2013

51

100%

3

6,7%

0

0%

0

0 %


1. Обращения по поводу взаимоотношений «Учитель - ученик»:

- низкий уровень педагогической культуры;

- низкий уровень воспитанности учащихся;

- грубость со стороны учащихся;

- нарушение этики взаимоотношений;

2. Обращения, связанные с проблемой учащихся:

- отсутствие свидетельства о рождении ребёнка 14 лет;

- отсутствие паспорта гражданина РФ у ребёнка 15 лет.

Права несовершеннолетних на гражданство и паспортизацию.

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой конституционно-правового статуса личности. Закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Во всей полноте человек может их использовать, будучи гражданином Российской Федерации. И, конечно же, очень важно для несовершеннолетнего, которому исполнилось 14 лет своевременно оформить гражданство и получить паспорт гражданина РФ.

Немотивированные отказы в оформлении свидетельства о рождении ребёнка14 лет, гражданства и паспортизации несовершеннолетних детей со стороны родителей - вследствие недостаточных правовых знаний . (свидетельство о рождении ребёнка получено паспорт оформляется родителями.)


Положительные тенденции в работе:

1. Увеличение количества обращений со стороны учащихся, которые стали более четко понимать и осознавать границы своих прав и обязанностей.

2. При поддержке администрации школы реализуется принцип сохранения физического и психического здоровья детей.

3. Возрос кредит доверия к Уполномоченному со стороны администрации и учителей.

Отрицательные тенденции:

1. Учащиеся стали более требовательны к соблюдению своих прав, нередко нарушая при этом права других участников образовательного процесса.

2. В некоторых случаях учителя не готовы к решению задач модернизации Российского правового образования - необходимы новые формы правового просвещения, особенно классных руководителей.

Меры, предпринимаемые по обращениям:

- консультирование учащихся, учителей и родителей по правовым вопросам в рамках функционирования образовательного учреждения;

-индивидуальные и коллективные беседы с учащимися;

-доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;

- проведение конкурсов, викторин, классных часов на правовую тематику;

- проведение мониторингов;

-индивидуальные беседы с учителями;

-индивидуальные беседы с родителями учащихся;

Мониторинг загруженности домашним заданием

учащихся

В соответствии с планом работы школы был проведён мониторинг загруженности учащихся домашним заданием со 2 по 4 класс.

Целью данного мониторинга было изучение влияния учебной нагрузки на физическое и психическое здоровье ребёнка.

Мониторинг показал следующие результаты:

Класс

норма

Примечание

2

Норма

3

Норма

4

Норма


5

Норма


6

Норма


7

Норма


8

Норма


Мониторинг допустимой аудиторной нагрузки учащихся 1-9 классов

Класс

норма

Примечание

2

Норма СанПинов

Не превышает

3

Норма СанПинов

Не превышает

4

Норма СанПинов

Не превышает

5

Норма СанПинов

Не превышает

6

Норма СанПинов

Не превышает

7

Норма СанПинов

Не превышает

8

Норма СанПинов

Не превышает

9

Норма СанПинов

Не превышает

Дополнительные занятия в 1-4 классах начинаются согласно расписанию . Начало дополнительных занятий не ранее, чем через час после окончания основных занятий. Работа кружков и секций начинается после обеда .

Организация и проведение совместно с психологической службой , анкетирование;

Результаты анкеты 21 человек.

С 15 по 28 февраля 2013 года в МБОУ Майская ООШ №10

было проведено анкетирование среди родителей.

Цель исследования состояла в изучении обстановки в школе в аспекте прав человека.

Участвовало - 21 человек. Родители учащихся.

Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребёнка в свою школу?

Да- 18 человек (85%) Не знаю - 2 (12%) Нет -1 (2%)

Ваши дети сталкивались с фактами физического насилия в своей школе?

Да - 0 Нет - 21 (100%)

С какими фактами психологического насилия Ваши дети сталкивались в своей школе?

Постоянные оскорбления -0(0%)

Угрозы - 1 (2%)

Постоянная критика или высмеивание ребёнка - 1 (2%)

Демонстрация неприязни к нему - ( 0%)

Предъявление к ребёнку требований, несоответ. возрасту - ( %)

Частое невыполнение обещаний - ( %)

Не знаю - ( %)

Не сталкивался - 20 (94%)

Вопросы

да

затрудняюсь

нет

Надёжная обстановка

19 (94,5)

1 (5,4%)

0 (0%)

Учителя - квалифициров. специалисты

18 (90,2%)

2 (9,8%)

0 (0%)

Качество образования

19 ( 94,5%)

2 (6%)

8 (4%)

Уваж. классного руководителя

15 (86%)

2 (6%)

4 (8%)

Важная информация на собрании

18 (91%)

3 (9%)

0 (0%)

Недопонимание с классным руководителем

1 (6%)

2 (6%)

19 (92%)

Правила школьной жизни

20 (95%)

1 (2%)

0 (0%)

Интересует всё..

16 (88%)

4 (12%)

0 (0%)

Участие в жизни школы

14 (66%)

4 (18%)

3 (16%)

Авторитарн. стиль управления - это не про школу

19 (97%)

1 (2,5%)

1 (1%)

В школе всегда выслушают и поймут

17 (89%)

1 (3%)

3 (9%)

Почти каждый родитель аргументировано высказывает свои претензии как, в общем, так и в частном.

Безусловно, сегодня в родительском сообществе трудно было бы найти человека, который был бы в полной мере удовлетворен качеством школьного образования и общей атмосфере в школе. Многие из них справедливы, ведь для родителей очень важен вопрос качества образования, в каких условиях проходит обучение детей, достаточно ли комфортны эти условия для того, чтобы дети не имели проблем с физическим и психологическим здоровьем.

Прежняя установка руководителей «Не нравится - идите в другую школу!» может изрядно способствовать «похудению» школы, у родителей теперь есть возможность выбора. Кроме того, участие родителей в жизни школы мотивирует и их детей к учебе и творчеству.

Таким образом, школа с ее огромным образовательным потенциалом, выработанными стандартами обучения и воспитания должна действительно стать центром правовой и психологической культуры для родителей, независимо от их социального положения.

Взаимодействие родительского сообщества и образовательного учреждения по обеспечению

образовательного и воспитательного пространства

№ шк.

ФИО

Уполномоченного

(стаж работы)

Темы обсуждения

Участники

Решения

10

Будко Т.И. 1 год

1. Организация и проведение работ по благоустройству школьной территории

Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы

Проводить совместные субботники по благоустройству школьной территории

2. Открытые уроки для родителей учащихся, выступления детей в школе.

Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы

Провести открытые уроки, собрания с приглашением родителей учащихся

3. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы

Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы

Привлекать родителей к сотрудничеству в соревнованиях, классных часах, праздников, экскурсий

Мониторинг комфортности пребывания учащихся в школе.

Анкета для учащихся.

Дорогие, ребята!

Вам предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, на сколько Вы согласны или не согласны с ними. Степень Вашего согласия или несогласия можно отразить в ответах:

-ДА

-НЕТ

-ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ (поставьте любой знак)

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов.

Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. СПАСИБО!

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

1.

Я иду в школу с радостью.

2.

В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.

4.

На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение.

5.

В школе я защищён от оскорблений со стороны учителей.

6.

Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами - они раздражают его.

7.

Все проблемы, возникшие в школе, я стремлюсь решить самостоятельно, собственными силами.

8.

В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему.

9.

На уроке учитель оценивает мои знания, а не моё поведение.

10.

Хорошая учёба - серьёзный труд.

11.

Нецензурные выражения в общении с одноклассниками - признак безкультурья.

12.

Внешний вид - показывает уважение не только к себе, но и к окружающим.

13.

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

14.

Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.

15.

Ученик, совершивший плохой поступок, никогда не сможет стать хорошим в нашей школе.

16.

В нашей школе я защищён от унижения.

17.

Придя, домой из школы, я часто чувствую разочарование и усталость.

18.

На каникулах я скучаю по школе.

19.

В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей.

20.

На уроке учитель обращается ко мне по имени.

21.

Я спокойно могу зайти в кабинет директора.

22.

Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую».

23.

Я согласен с утверждением, что «в школе меня всегда выслушают и поймут».

24.

У нас в школе есть «Правила школьной жизни».

25.

На каникулы мне задают домашнее задание по предметам.


В декабре 2012 года в школе было проведено анкетирование с целью изучения комфортности пребывания учащихся в школе в аспекте прав человека. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-9 классов. Всего 31 человек.

Вот некоторые обобщенные результаты:

- на уроке я могу всегда свободно высказать свое мнение - 74%

- к нашим школьным учителям можно обратится за советом и помощью - 61%

- на уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение - 92%

- в школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей - 12%

- в школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему - 66%

- для меня открыта дверь в кабинет директора - 51%

- я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую». - 96%

- я с радостью иду в школу - 89%

В социологическом опросе большая часть опрошенных учащихся утверждают, что идут в школу с радостью, могут свободно высказывать свое мнение, готовы спорить с учителем в цивилизованной форме, учителя оценивают знания, а не поведение на уроке. Тем не менее анализ анкеты показывает, что 9% учащихся испытывают неуважительное отношение к себе со стороны учителей и не чувствуют себя защищенными.

Я считаю, что ситуация в нашей школе в рамках безопасной образовательной среды требует дополнительной работы. В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель - ученик», так как именно данный подход позволяет найти способы разрешения многих проблемных ситуаций. Психологическая служба образовательного учреждения и омбудсмен должны быть инициаторами такого рода семинаров и тренингов, ибо образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Основные направления деятельности Уполномоченного

по правам участников образовательного процесса

на 2013-2014 учебный год

- В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель - ученик».

- Усилить работу по правовому просвещению с семьями.

- Усилить контроль за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования. Особое внимание уделить соблюдению гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

- Правовая поддержка учителей.

- Продолжение деятельности по профилактике эмоционального выгорания учителей.

- Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма.

- Проводить круглые столы в образовательных учреждениях совместно с родительским сообществом с целью активизации роли родительского сообщества в образовательном процессе.

- Сотрудничество с психологической и социальной службой школы.

- Создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них важное значение.

- Создание целостной системы повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и культуры, стимулирования уважения к праву и закону участников образовательного процесса

- Соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования.

- Выступать на педсоветах с информационными справками о нарушении прав участников образовательного процесса.

Результативность проведённой работы:

1. Новый уголок уполномоченного вызвал большой интерес, коллективные обсуждения.

2. После проведенных классных часов «Знаем ли мы свои права?» поступили предложения педагогов о необходимости создания методических разработок для различных возрастных групп, положено начало составлению методической копилки по правовому просвещению.

3. - публичный доклад о проделанной за учебный год работе доступен на сайте школы и представляется общему собранию участников образовательного процесса.

Такой подход к управлению школой сделал ее жизнь открытой и прозрачной.



Информацию подготовила уполномоченный по правам ребенка Будко Т.И.



© 2010-2022