- Преподавателю
- Директору, завучу
- Аналитический доклад о деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса МБОУ Майская ООШ №10
Аналитический доклад о деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса МБОУ Майская ООШ №10
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будко Т.И. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Аналитический доклад
о деятельности Уполномоченного
по правам участников образовательного процесса
МБОУ Майская ООШ №10
Омбудсмен:
Будко Татьяна Ивановна
МБОУ Майская ООШ №10
1. Сведения о школьном уполномоченном по правам ребенка
Ф. И. О. Будко Татьяна Ивановна
Должность: учитель
Контактный адрес и телефон: Ростовская область, Целинский район, х.Свободный Ул.Зелёная , 40 «а». 8(86371)9- 74- 68
2. Анализ деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка.
2.1. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом школы и Положением.
Школьный уполномоченный - это дополнительная общественная составляющая в деле защиты прав несовершеннолетних. Школьный уполномоченный взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса и службами защиты прав ребенка, что позволяет ему непосредственно влиять на все процессы, происходящие в учреждении.
Оформлен стенд в фойе школы , где размеС учреждениями
социальной защиты
населения
С социально -
педагогической
службой ОУ
Администрацией ОУ
С право-
охранительными
органами
С органом
опеки и
попечительства
С общественностью хутора Свободный
Взаимодействует
правовое
просвещение
конфликтные
ситуации
личный
прием
С общественными
организациями
Осуществляет
Ведет
Разрешает
С педагогическим
коллективом ОУ
С органами
школьного
самоуправления
Школьный
уполномоченный
С комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
щены Правила для учащихся , Устав школы. На стенде размещены материалы:
статья «Кто такой - омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);
выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;
обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;
контактная и текущая информация.
В рамках правового просвещения всех участников образовательного процесса были проведены следующие мероприятия:
Правовая декада в октябре 2012 для обучающихся, в течение которой были проведены:
- Тренинг «Первые шаги» для учащихся 3-4 классов «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»;
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»;
Для педагогов:
- Лекция «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТСЯ С ПРАВ РЕБЕНКА: КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» .
Для родителей:
Общешкольное родительское собрание «Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей», целью которого стало повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей. Перед организаторами родительского собрания стояли следующие задачи: 1) познакомить родителей с нормативно-правовыми документами по теме собрания; 2) содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Были рассмотрены следующие вопросы:
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие права обязанности родителей.
- Защита детей от жестокого обращения.
- Психологическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, Уполномоченным подготовлены памятки для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Следует отметить, что Швеция стала первой страной в мире, где родителям запрещено физически и психологически наказывать детей. Этот закон, введенный в 1978 году, был в дальнейшем принят и в других странах Европы. К сожалению, один закон не может прекратить насилие, но он создает норму, он является выражением социальной и культурной нормы обращения с детьми и женщинами.
Осенью 2008 года Совет Европы, объединяющий 47 европейских государств, в том числе Российскую Федерацию, начал широкомасштабную компанию, целью которой является запрещение в странах - членах организации телесных наказаний детей. Данная компания является частью крупномасштабного проекта Совета Европы «Строим Европу для детей и вместе с детьми», направленного на продвижение прав детей и их защиту от всех форм насилия. Главной целью компании является изменение менталитета родителей в области воспитания детей.
В школе омбудсменом совместно с классным руководителями организовано проведение классных часов по следующим тематикам:
«Правила школьной жизни»;
«Что такое толерантность»;
«Конвенция о правах ребенка»;
«Здоровый образ жизни. Профилактика правонарушений».
2.2. Межведомственное взаимодействие (Муниципальный уровень)
Социальной адаптации учащихся способствует их активное участие в жизни школы, города. Ученики осознают себя самодостаточной личностью. Этому способствует участие школьников в
- школьном самоуправлении
- конкурсах районного уровня.
Проведены социологические опросы родителей и учащихся в аспекте прав человека, проведено анкетирование учащихся о комфортности пребывания учащихся в школе. В рамках проведения «Недели права», «Я и Закон», выпущены стенгазеты по правовой тематике и толерантности, проведены классные часы 5-9кл. «Имею право и обязан».
2.3.Количество правонарушений несовершеннолетних школьников
За период 2011-2012 г.г. количество правонарушений несовершеннолетних - 0.
2.4.Качество знаний по общественным дисциплинам
направлены на
- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.)
-
пп
Предмет
Кол-во учащихся, изучающих данный предмет
Кол-во учащихся, имеющих «5,и 4»
% от общего числа учащихся, изучающих данный предмет
1.
Обществознание
28
19
67,9
- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.)
2.5. Информация о деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка
1.Количество обращений - 3
- от учащихся - 3
- от родителей - 0
- от учителей - 0
3.Количество консультаций по правовым вопросам - 1
8.Активное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, Кировским сельским поселением
9.Участие в реализации программ по профилактической направленности
10.Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям
- индивидуальные беседы,
- консультации,
- ведение просветительской деятельности,
- выступление на родительских собраниях,
- классных часах
11.Просветительская деятельность уполномоченных по правам ребенка
- соцопрос,
- проведение ролевых игр,
- круглых столов,
- оформление информационных стендов
Анализ основных школьных проблем
за 2012-2013 учебный год
Тематика обращений:
Будко Т.И. была избрана уполномоченным по правам участников образовательного процесса в 2012 году (стаж работы 1 год).
ЦЕЛЬ:- формирование правового пространства в образовательном учреждении.
- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
- соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования.
- усилить работу по правовому просвещению с семьями.
ЗАДАЧИ:- взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.
- формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в поликультурной среде образовательного учреждения на основе толерантного подхода.
- становление школы как института получения опыта демократического поведения и взаимодействия.
1. Количество обращений, соотношение заявителей.
Год
Всего
Учащиеся
Учителя
Родители
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
2012-2013
51
100%
3
6,7%
0
0%
0
0 %
1. Обращения по поводу взаимоотношений «Учитель - ученик»:
- низкий уровень педагогической культуры;
- низкий уровень воспитанности учащихся;
- грубость со стороны учащихся;
- нарушение этики взаимоотношений;
2. Обращения, связанные с проблемой учащихся:
- отсутствие свидетельства о рождении ребёнка 14 лет;
- отсутствие паспорта гражданина РФ у ребёнка 15 лет.
Права несовершеннолетних на гражданство и паспортизацию.
Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой конституционно-правового статуса личности. Закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Во всей полноте человек может их использовать, будучи гражданином Российской Федерации. И, конечно же, очень важно для несовершеннолетнего, которому исполнилось 14 лет своевременно оформить гражданство и получить паспорт гражданина РФ.
Немотивированные отказы в оформлении свидетельства о рождении ребёнка14 лет, гражданства и паспортизации несовершеннолетних детей со стороны родителей - вследствие недостаточных правовых знаний . (свидетельство о рождении ребёнка получено паспорт оформляется родителями.)
Положительные тенденции в работе:
1. Увеличение количества обращений со стороны учащихся, которые стали более четко понимать и осознавать границы своих прав и обязанностей.
2. При поддержке администрации школы реализуется принцип сохранения физического и психического здоровья детей.
3. Возрос кредит доверия к Уполномоченному со стороны администрации и учителей.
Отрицательные тенденции:
1. Учащиеся стали более требовательны к соблюдению своих прав, нередко нарушая при этом права других участников образовательного процесса.
2. В некоторых случаях учителя не готовы к решению задач модернизации Российского правового образования - необходимы новые формы правового просвещения, особенно классных руководителей.
Меры, предпринимаемые по обращениям:
- консультирование учащихся, учителей и родителей по правовым вопросам в рамках функционирования образовательного учреждения;
-индивидуальные и коллективные беседы с учащимися;
-доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;
- проведение конкурсов, викторин, классных часов на правовую тематику;
- проведение мониторингов;
-индивидуальные беседы с учителями;
-индивидуальные беседы с родителями учащихся;
Мониторинг загруженности домашним заданием
учащихся
В соответствии с планом работы школы был проведён мониторинг загруженности учащихся домашним заданием со 2 по 4 класс.
Целью данного мониторинга было изучение влияния учебной нагрузки на физическое и психическое здоровье ребёнка.
Мониторинг показал следующие результаты:
Класс
норма
Примечание
2
Норма
3
Норма
4
Норма
5
Норма
6
Норма
7
Норма
8
Норма
Мониторинг допустимой аудиторной нагрузки учащихся 1-9 классов
Класс
норма
Примечание
2
Норма СанПинов
Не превышает
3
Норма СанПинов
Не превышает
4
Норма СанПинов
Не превышает
5
Норма СанПинов
Не превышает
6
Норма СанПинов
Не превышает
7
Норма СанПинов
Не превышает
8
Норма СанПинов
Не превышает
9
Норма СанПинов
Не превышает
Дополнительные занятия в 1-4 классах начинаются согласно расписанию . Начало дополнительных занятий не ранее, чем через час после окончания основных занятий. Работа кружков и секций начинается после обеда .
Организация и проведение совместно с психологической службой , анкетирование;
Результаты анкеты 21 человек.
С 15 по 28 февраля 2013 года в МБОУ Майская ООШ №10
было проведено анкетирование среди родителей.
Цель исследования состояла в изучении обстановки в школе в аспекте прав человека.
Участвовало - 21 человек. Родители учащихся.
Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребёнка в свою школу?
Да- 18 человек (85%) Не знаю - 2 (12%) Нет -1 (2%)
Ваши дети сталкивались с фактами физического насилия в своей школе?
Да - 0 Нет - 21 (100%)
С какими фактами психологического насилия Ваши дети сталкивались в своей школе?
Постоянные оскорбления -0(0%)
Угрозы - 1 (2%)
Постоянная критика или высмеивание ребёнка - 1 (2%)
Демонстрация неприязни к нему - ( 0%)
Предъявление к ребёнку требований, несоответ. возрасту - ( %)
Частое невыполнение обещаний - ( %)
Не знаю - ( %)
Не сталкивался - 20 (94%)
Вопросы
да
затрудняюсь
нет
Надёжная обстановка
19 (94,5)
1 (5,4%)
0 (0%)
Учителя - квалифициров. специалисты
18 (90,2%)
2 (9,8%)
0 (0%)
Качество образования
19 ( 94,5%)
2 (6%)
8 (4%)
Уваж. классного руководителя
15 (86%)
2 (6%)
4 (8%)
Важная информация на собрании
18 (91%)
3 (9%)
0 (0%)
Недопонимание с классным руководителем
1 (6%)
2 (6%)
19 (92%)
Правила школьной жизни
20 (95%)
1 (2%)
0 (0%)
Интересует всё..
16 (88%)
4 (12%)
0 (0%)
Участие в жизни школы
14 (66%)
4 (18%)
3 (16%)
Авторитарн. стиль управления - это не про школу
19 (97%)
1 (2,5%)
1 (1%)
В школе всегда выслушают и поймут
17 (89%)
1 (3%)
3 (9%)
Почти каждый родитель аргументировано высказывает свои претензии как, в общем, так и в частном.
Безусловно, сегодня в родительском сообществе трудно было бы найти человека, который был бы в полной мере удовлетворен качеством школьного образования и общей атмосфере в школе. Многие из них справедливы, ведь для родителей очень важен вопрос качества образования, в каких условиях проходит обучение детей, достаточно ли комфортны эти условия для того, чтобы дети не имели проблем с физическим и психологическим здоровьем.
Прежняя установка руководителей «Не нравится - идите в другую школу!» может изрядно способствовать «похудению» школы, у родителей теперь есть возможность выбора. Кроме того, участие родителей в жизни школы мотивирует и их детей к учебе и творчеству.
Таким образом, школа с ее огромным образовательным потенциалом, выработанными стандартами обучения и воспитания должна действительно стать центром правовой и психологической культуры для родителей, независимо от их социального положения.
Взаимодействие родительского сообщества и образовательного учреждения по обеспечению
образовательного и воспитательного пространства
№ шк.
ФИО
Уполномоченного
(стаж работы)
Темы обсуждения
Участники
Решения
10
Будко Т.И. 1 год
1. Организация и проведение работ по благоустройству школьной территории
Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы
Проводить совместные субботники по благоустройству школьной территории
2. Открытые уроки для родителей учащихся, выступления детей в школе.
Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы
Провести открытые уроки, собрания с приглашением родителей учащихся
3. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы
Председатели родительских комитетов, классные руководители, администрация школы
Привлекать родителей к сотрудничеству в соревнованиях, классных часах, праздников, экскурсий
Мониторинг комфортности пребывания учащихся в школе.
Анкета для учащихся.
Дорогие, ребята!
Вам предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, на сколько Вы согласны или не согласны с ними. Степень Вашего согласия или несогласия можно отразить в ответах:
-ДА
-НЕТ
-ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ (поставьте любой знак)
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов.
Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. СПАСИБО!
Да
Нет
Затрудняюсь
ответить
1.
Я иду в школу с радостью.
2.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
3.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.
4.
На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение.
5.
В школе я защищён от оскорблений со стороны учителей.
6.
Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами - они раздражают его.
7.
Все проблемы, возникшие в школе, я стремлюсь решить самостоятельно, собственными силами.
8.
В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему.
9.
На уроке учитель оценивает мои знания, а не моё поведение.
10.
Хорошая учёба - серьёзный труд.
11.
Нецензурные выражения в общении с одноклассниками - признак безкультурья.
12.
Внешний вид - показывает уважение не только к себе, но и к окружающим.
13.
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
14.
Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
15.
Ученик, совершивший плохой поступок, никогда не сможет стать хорошим в нашей школе.
16.
В нашей школе я защищён от унижения.
17.
Придя, домой из школы, я часто чувствую разочарование и усталость.
18.
На каникулах я скучаю по школе.
19.
В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей.
20.
На уроке учитель обращается ко мне по имени.
21.
Я спокойно могу зайти в кабинет директора.
22.
Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую».
23.
Я согласен с утверждением, что «в школе меня всегда выслушают и поймут».
24.
У нас в школе есть «Правила школьной жизни».
25.
На каникулы мне задают домашнее задание по предметам.
В декабре 2012 года в школе было проведено анкетирование с целью изучения комфортности пребывания учащихся в школе в аспекте прав человека. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-9 классов. Всего 31 человек.
Вот некоторые обобщенные результаты:
- на уроке я могу всегда свободно высказать свое мнение - 74%
- к нашим школьным учителям можно обратится за советом и помощью - 61%
- на уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение - 92%
- в школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей - 12%
- в школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему - 66%
- для меня открыта дверь в кабинет директора - 51%
- я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую». - 96%
- я с радостью иду в школу - 89%
В социологическом опросе большая часть опрошенных учащихся утверждают, что идут в школу с радостью, могут свободно высказывать свое мнение, готовы спорить с учителем в цивилизованной форме, учителя оценивают знания, а не поведение на уроке. Тем не менее анализ анкеты показывает, что 9% учащихся испытывают неуважительное отношение к себе со стороны учителей и не чувствуют себя защищенными.
Я считаю, что ситуация в нашей школе в рамках безопасной образовательной среды требует дополнительной работы. В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель - ученик», так как именно данный подход позволяет найти способы разрешения многих проблемных ситуаций. Психологическая служба образовательного учреждения и омбудсмен должны быть инициаторами такого рода семинаров и тренингов, ибо образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Основные направления деятельности Уполномоченного
по правам участников образовательного процесса
на 2013-2014 учебный год
- В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель - ученик».
- Усилить работу по правовому просвещению с семьями.
- Усилить контроль за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования. Особое внимание уделить соблюдению гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательном учреждении.
- Правовая поддержка учителей.
- Продолжение деятельности по профилактике эмоционального выгорания учителей.
- Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма.
- Проводить круглые столы в образовательных учреждениях совместно с родительским сообществом с целью активизации роли родительского сообщества в образовательном процессе.
- Сотрудничество с психологической и социальной службой школы.
- Создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них важное значение.
- Создание целостной системы повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и культуры, стимулирования уважения к праву и закону участников образовательного процесса
- Соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования.
- Выступать на педсоветах с информационными справками о нарушении прав участников образовательного процесса.
Результативность проведённой работы:
1. Новый уголок уполномоченного вызвал большой интерес, коллективные обсуждения.
2. После проведенных классных часов «Знаем ли мы свои права?» поступили предложения педагогов о необходимости создания методических разработок для различных возрастных групп, положено начало составлению методической копилки по правовому просвещению.
3. - публичный доклад о проделанной за учебный год работе доступен на сайте школы и представляется общему собранию участников образовательного процесса.
Такой подход к управлению школой сделал ее жизнь открытой и прозрачной.
Информацию подготовила уполномоченный по правам ребенка Будко Т.И.