Мастер-класс: применение технологии Развитие критического мышления в образовательном процессе

Мастер-класс: применение технологии"Развитие критического мышления" в образовательном процессе"Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики и математики Клемина Рамия Галиевна.


Мастер-класс: применение технологии

"Развитие критического мышления" в образовательном процессе»


Цели занятия:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии "Развитие критического мышления":

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Эпиграф:

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.» Э. Кинг

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Меня зовут Клемина Рамия Галиевна , я учитель физиики Олуязского лицея Мамадышского муниципального района.

Свое выступление хочу начать со следующих слов «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.» Э. Кинг(слайд1)

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какова тема моего мастер- класса?

- Совершенно верно.

Тема моего мастер - класса «Применение технологии «Развитие критического мышления в образовательном процессе».

Приветствую всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления»,

-Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления ».

-Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения.

- Для разминки давайте обсудим одно утверждение из книги «Развитие критического мышления на уроке» и я вас попрошу просигналить поднятой рукой, если вы будете согласны с данными утверждениями.

1. Ученик не должен делать ошибок.

2. Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.

3. Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.

4. На вопрос, поставленный преподавателем всегда должен быть ответ.

-Я вижу, присутствуют профессионалы своего дела. Большинство присутствующих не согласились с данными утверждениями. И теория развития критического мышления (КМ) также подтверждает эти стереотипы.

Впервые я узнала о технологии развития критического мышления из журнала «Физика в школе. Заинтересовала формулировка и приёмы, которые приводил автор статьи. Очень хорошо были описаны все стадии технологии КМ в журнале «Директор школы» в 2013г. №4-6. Автор изложил технологию умно, интересно, показал ее практический характер. Решила попробовать на уроках пока только некоторые, и заметила, что ребята стали активнее работать, стал развиваться интерес к урокам. В этом учебном году я взяла тему по самообразованию « Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках физики». Сегодня у меня второй выход по технологии КМ . Впервые выступала со своими наработками перед учителями своей школы.

Как учитель-практик хочу сказать, что технология развития критического мышления - стоящее дело, если используешь ее не ради чего-то новенького в своей работе, а для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие.

Нa сегодняшний день выпускник школы должен иметь не просто зaпaс знaний, но и объективно рaссудить и поступить логично, с учетом кaк своей точки зрения, тaк и других мнений, при необходимости умение отстaивaть свое мнение, a иногдa может и откaзaться от собственных убеждений.

Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

вызов (побуждение),

осмысление (реализация),

рефлексия (размышление)

Уважаемые коллеги, сейчас позвольте мне продемонстрировать некоторые методические приемы технологии "Развитие критического мышления".

А в этом мне помогут мои помошники.

Стадия «Вызов» . Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

Коллеги, вытяните руки вперед ладонями вверх.

Что вы чувствуете?

Вам тяжело?

Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом.

А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

О чем пойдет речь ?

Какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

Задается прямой вопрос о том, что известно по теме «Атмосферное давление».

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего разговора.

Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)».

Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме.

Для формирования лучшего понимания и актуализации базовых знаний Вам предлагается заполнить первые два столбца в таблице.


В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы нашего разговора.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Атмосфера - воздушная оболочка

Атмосферное давлениие изменчиво

Почему изменяется давление

Стадия «Осмысление»

Затем обучающиеся смотрят видеоролик, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы.

После просмотра предлагаю заполнить колонку «Узнал».

Располагаем ответы напротив поставленных вопросов.

Далее предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

После этого можно использовать прием «Класстер» , как закрепление изученного.

Прием «Класстер».

Уважаемые коллеги , а теперь составьте кластер к понятию "Атмосферное давление». Кластер («гроздь»)-это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель.

Работу выполняем в группе.

Данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они получили по ходу занятия.

Группа вычерчивает кластер на плакате и проводит презентацию своего кластера.

Общее обсуждение.

- Следующая стадия работы: «Рефлексия».

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний об атмосферном давлении

проведем с помощию приема «Синквейн» .

АД

Высокое, низкое

Давит , повыш, пониж,

Анализ синквейнов.

Давайте подведем итог нашей работы.

- Порой никакие награды не перекроют и не превзойдут по своей ценности те чувства и эмоции, которые испытывает победитель. Эти чувства - бесценны!!! Но мы с вами все победители: когда не испугались трудностей и стали использовать новые технологии, одержали победу прежде всего сами над собой, согласившись участвавать в конкурсе «Учитель года -2015», стали победителями на предыдущих турах.

Удачи Вам во всем, дорогие коллеги! Спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.

  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998.

  4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102 с.

  5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»ct-net.net/ru/ct_tcp_ru

  6. Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru/articles/600417/





© 2010-2022