Деловая игра для учителей «Здоровый учитель - здоровый ученик»

"Педагог – ключевая фигура учебно-воспитательного процесса. Эффективность его деятельности во многом определяется профессиональной компетентностью, духовным, психическим и физическим благополучием, отношением к собственному здоровью. "Образование всегда выдвигало высокие требования к уровню знаний, умений и навыков педагогов, их профессиональной компетентности и личностным особенностям. В наши дни к этому перечню прибавилось умение сохранять и укреплять здоровье, как учеников, так и собственное....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Будьте добрыми, если захотите,

Будьте мудрыми, если сможете,

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Здоровье человека - это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, функцию воспроизводства здорового потомства и социальные функции. Психологическое здоровье - это эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищённости.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье человека. Среди прочих (наследственность, экологические, профессиональные, социально-экономические, психоэмоциональные) 50 % здоровья определяет образ жизни - характер питания, физическая активность, режим труда и отдыха, наличие или отсутствие вредных привычек.

Педагог - ключевая фигура учебно-воспитательного процесса. Эффективность его деятельности во многом определяется профессиональной компетентностью, духовным, психическим и физическим благополучием, отношением к собственному здоровью.

Образование всегда выдвигало высокие требования к уровню знаний, умений и навыков педагогов, их профессиональной компетентности и личностным особенностям. В наши дни к этому перечню прибавилось умение сохранять и укреплять здоровье, как учеников, так и собственное.

С древнейших времён люди относили здоровье к числу важнейших жизненных ценностей. Сократ считал его выше искусства, науки, дружбы, согласия между родителями и детьми.

Требуемые от педагога выносливость, терпимость, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем. От состояния здоровья, уровня и характера заболеваемости в значительной степени зависит профессиональное долголетие и уровень удовлетворённости работой. Однако лишь немногие учителя осознали важность здоровья.

В современном, быстро меняющемся, но сохраняющем свои фундаментальные ценности мире педагогу необходима осведомлённость об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения, предлагаемых средствах и формах укрепления. Способность к созданию мотивов и интересов быть здоровым должна стать своеобразным «допуском» к данной профессии.

В последние годы активно разрабатываются различные программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. При этом здоровье педагогов часто остаётся вне сферы внимания государства, органов управления разного уровня и общественности.

Социум, ожидая от педагога неустанного труда, постоянного совершенствования и обновления, забывает, что он - живой человек, нуждающийся в заботе и поддержке.

Учитель ежедневно находится в тех же условиях, что и обучающиеся, но из-за специфики своей работы ещё в большей степени подвергается воздействию факторов социальной напряжённости общества. Труд педагога - постоянная и значительная отдача душевных сил.

Школьные учителя как профессиональная группа по уровню заболеваемости занимают среднее положение - лучше, чем шахтёры или работники химических производств, но значительно хуже, чем банковские служащие или работники торговли. Профессия педагога может быть отнесена к группе риска развития невротических, психосоматических расстройств и других заболеваний.

В число факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья педагогов, входят специфические особенности их сложной и многогранной деятельности. К ним относятся высокая напряжённость, ответственность, необходимость запоминать и воспроизводить значительный объём информации, большие нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппарат.

Сегодня педагог работает в условиях постоянного дефицита времени и повышенной продолжительности рабочего дня. Многие учителя берут работу домой (проверка тетрадей, контрольных работ) в ущерб своей семье и детям. При этом они, как правило, не имеют возможности восстанавливать затраченные силы.

Анкетирование показало, что практически здоровы 3,7 % педагогов, одно заболевание имеют 39 %, два и более - почти 49 %, страдают различными хроническими заболеваниями 60 % педагогов.

В структуре заболеваемости преобладают заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем. К числу самых распространённых болезней относятся острые респираторные заболевания, острый фарингит и тонзиллит, болезни верхних дыхательных путей и периферической нервной системы, гипертоническая болезнь, сосудистые поражения мозга.

Особенно остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагогов. По частоте возникновения невротических и психосоматических нарушений профессию учителя относят к профессии повышенного риска.

Признаки стресса обнаруживают у себя 80 % педагогов, сигналы перенапряжения и переутомления имеются у 55-60 %. Этим педагогам необходимо незамедлительно начинать работать над собой, учиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение. В противном случае они скоро могут перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую.

Истощение жизненных сил и высокий уровень срыва защитных механизмов наблюдается у 17 % педагогов. Постоянное подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания. А ведь от профессионального стресса учителя до стресса ученика - один шаг.

Крайне низкие показатели здоровья педагогов ещё более снижаются по мере увеличения стажа работы. Для учителей, проработавших в школе 15-20 лет, характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», хронические заболевания разных систем организма.

К основным факторам риска труда и патологии, наиболее характерные для педагогов относят:

- интенсивная голосовая нагрузка и отсутствие навыков правильного речевого дыхания;

- выраженное нервно-эмоциональное напряжение;

- напряжение органов зрения;

- малая двигательная нагрузка;

- частое заражение простудными заболеваниями.

Необходимо особо выделить ещё один фактор - стремление большинства педагогов справляться со своими недугами, не прерывая профессиональной деятельности. тем самым они наносят вред как своему здоровью, так и здоровью обучающихся.

Наиболее показательным является изучение заболеваемости педагогов с временной утратой трудоспособности. Её анализ представляет определённые трудности, так как значительное число больных не обращается в поликлиники по разным причинам: экономические потери при оплате труда, боязнь потерять работу, ответственность за качество учебного процесса и др.

По данным анкет, листок нетрудоспособности оформляют:

- 11% педагогов каждый раз или в большинстве случаев заболевания;

- 21 % педагогов только в случае серьёзного заболевания;

- чаще учителя со стажем педагогической деятельности до 20 лет, реже или вообще не оформляют учителя с большим стажем работы;

- чаще педагоги-мужчины, реже педагоги-женщины.

Подведём итоги.

Во-первых, низкая самооценка состояния здоровья учителей, необходимость выходить на работу в «полуздоровом» состоянии, пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация к ведению здорового образа жизни - всё это свидетельствует о неблагополучии здоровья педагогов.

Во-вторых, сегодня повышается роль учителя, владеющего здоровьесберегающими технологиями, умеющего сохранять собственное здоровье и здоровье школьников и одновременно являющегося проводником идей здорового образа жизни и полезных привычек.

В-третьих, кризисная ситуация в обществе создаёт трудности в создании и реализации целостной действенной системы социальной, медицинской и психологической помощи педагогам для поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья и предупреждения профессионально-личностной деформации.

Современному педагогу необходима моральная и материальная поддержка, причём на самом высоком государственном уровне. В то же время каждый учитель, чётко осознавая самоценность здоровья, должен сам использовать для его сохранения и укрепления весь спектр достижений современной науки и практики оздоровления.

В новых экономических условиях реформирования жизни складывается принципиально новый подход к здоровью. Оно становится базовым свойством человека в системе рыночных отношений, его субъективной ценностью.

Здоровье как экономический фактор предусматривает два аспекта:

- сохранение в образовании профессионалов высокого уровня, здоровье которых определяет стабильность результатов их труда;

- новую психологическую установку на здоровье как на социально-экономическое благополучие в системе конкуренции и в сложных условиях выживания.

Здоровье педагога - категория не столько медицинская, сколько психологическая. Сохранение и укрепление здоровья во многом находится в руках самих педагогов!

Заседание методического объединения учителей начальных классов в форме деловой игры «Здоровый учитель - здоровый ученик»

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

- анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс;

- изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей;

- развитие у преподавателей потребности в сохранении собственного здоровья;

- знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Оборудование: 2 ватмана, листы бумаги (формат А 4), маркеры или фломастеры (4 пачки), картины с изображением пейзажей (времен года), записи спокойной музыки, памятки, стаканчики, травяные отвары.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: - Сегодня мы поговорим о культуре здоровья, путях ее формирования у детей и педагогов.

- Давайте определимся: что такое «культура здоровья»? (Обсуждение.)

- Итак, под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспитания.
- Я думаю, что, прежде чем говорить о путях ее формирования, необходимо выявить и проанализировать составляющие культуры здоровья и ее влияние на образовательный процесс. Давайте совместно обозначим составляющие культуры здоровья.

(Обсуждение, во время которого ведущий записывает на доске предлагаемые варианты.)

- Как много составляющих входит в понятие «культура здоровья»? Если остановиться на четырех самых важных, то, какие бы выбрали вы? Пожалуйста, напишите 4 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья. Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.

(После выбора педагогов, листы собираются и обрабатываются, 4 выбранные составляющие записываются на отдельных листочках.

В это время психолог предлагает педагогам анкету «В какой мере вы подвержены стрессам?», Приложение 1)


- Вами, уважаемые педагоги, были выбраны следующие составляющие культуры здоровья (перечисление).

- Для того чтобы продолжить работу, предлагаю разделиться на 4 группы, в чем нам помогут времена года, а именно: у нас в комнате находятся картины, изображающие зиму, весну, лето и осень. Прошу собраться в группы около картин соответственно вашим дням рождения: кто родился зимой - рядом с изображением зимы и т.д.

(В случае, если какая-то группа будет малочисленной, предложить на время сменить сезон.)

- Группы сформированы, теперь послушайте, пожалуйста, задание. Сейчас каждая группа выберет 1 составляющую культуры здоровья, получит лист бумаги, маркеры и подготовит презентацию выбранной темы. Во время подготовки презентации учитывайте два момента:

- докажите значимость и пользу составляющей культуры здоровья;

- познакомьте нас с приемами, методами, играми и пр., позволяющими ее формировать на практике (эту информацию оформите, пожалуйста, на бумаге).

(На подготовку, во время которой звучит музыка, отводится 10 мин., затем каждая группа выступает, наработки прикрепляются на доске, производится обмен практическими наработками. В итоге оформляется «Банк педагогических находок».)

- Мы уже дали определение понятию «культура здоровья», выявили и охарактеризовали его составляющие, обменялись практическими наработками, сформировали «банк педагогических находок».

- А теперь хотелось бы поговорить о нашем здоровье, потому что рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые воспринимаются и оцениваются как сложные, трудные, опасные и вызывают сильные эмоции (как правило, негативные). Поэтому важно знать и использовать приемы, обеспечивающие психологическое здоровье нам и нашим ученикам, воспитанникам. Ведь есть одна аксиома: «Если хочешь изменить кого-то, начни с себя». Для начала давайте проанализируем результаты теста «В какой мере вы подвержены стрессам?».

(Обобщаются результаты.)


- Продолжим работу в группах. Вам необходимо разработать и записать «Правила здорового педагога». Чтобы, дорогие коллеги, вам было проще, предлагаем «Советы в помощь педагогу».

(Каждой группе раздаются листы ватмана и маркеры, «Советы в помощь педагогу», Приложение 2. Время работы - 10 мин. Включается музыка...

После подготовки происходит обсуждение правил, отбор лучших. В случае слабых предложений преподавателям предлагаются готовые «Правила здорового педагога», Приложение 3.)


- Самым важным сегодня считаю практические наработки, обмен опытом. А в конце хотелось бы познакомить вас с некоторыми упражнениями, значение которых можно охарактеризовать как «скорую помощь» при нарастании негативных эмоций.

Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать.
Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий.

Ведущий: Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.

(Раздаются подготовленные материалы.)

- Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».

Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

- Спасибо, коллеги, за работу! Приглашаем вас в фитобар.

(Участников угощают травяными отварами с медом.)

Приложение 1

Анкета «В какой мере вы подвержены стрессам?»

Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный - 5 очков.

1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
2. Спите ли вы по 7-8 часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
6. Курите ли вы?
7. Любите ли вы спиртное?
8. Соответствует ли ваш вес вашему росту?
9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
10. Имеете ли вы твердые убеждения?
11. Регулярно ли вы ходите в театр и кино?
12. Много ли у вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?
16. Находите ли вы время для отдыха?
17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
18. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?
19. Любите ли вы спать днем?

Результаты:

Менее 30 очков - вообще не поддаетесь стрессу.

30-49 очков - легко относитесь к стрессовым ситуациям.

50-74 очка - с трудом справляетесь с ними.

Более 75 очков - чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Приложение 2

Советы в помощь педагогу

- Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование - рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%;

- ежедневно съедайте 30 граммов рыбы - это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов;

- не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь;

- больше ходите пешком;

- если любите петь, то делайте это каждый день;

- бойтесь попасть в плен к врачам;

- живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра;

- думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;

- не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;

- считайте свои удачи, а не несчастья;

- старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его, прежде всего самому себе;

- активно ищите способы превращения минусов в плюсы;

- отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;

- умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение;

- не задерживайте внимание на недостатках других;

- профилактикой от стресса является чувство юмора;

- помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

Приложение 3

Правила здорового педагога

  • Спокойствие, только спокойствие!

  • Относитесь с юмором к себе и ситуации.

  • Всю работу делайте на работе!

  • Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего».

  • Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

  • Будьте оптимистом!

  • Здоровый сон - важное условие вашего здоровья.

  • Имидж - все: встречают по одежке!

Приложение 4

Упражнения для снятия стресса

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 сек.; расслабьте их тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 сек. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 сек., затем расслабьте, тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 сек. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

Список литературы:


  1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. - М., 1979.

  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.

  3. Андрюшкина Е.Н., Рзянкина М.Ф. Здоровье детей в образовательном учреждении. Организация и контроль. - Ростов- на -Дону: Феникс, 2007.

  4. Кравчук Т.А. Организация спортивно-оздоровительных развлечений в дошкольных учреждениях. - Омск: СибГАФК, 2002.

  5. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

  6. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. - Тюмень: «Академия», 2006.

  7. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997.

  8. Оздоровительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие / М.П. Асташина, В.П. Шульпина. - Омск: «Наука», 2008.

  9. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

  10. Правильная осанка - залог красоты и здоровья. Серия «Охрана здоровья - дело общее» / А.Г. Косова. - Омск: ОмГПУ, «Наука»,2008.

  11. Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах образовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. - 2000. 1, 3, 4.

  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  13. Селевко Г.К. Мониторинг здоровья школьников. - Ярославль: ГАЦ, 1998.

  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

  15. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. - Спб., 1997.

  16. Чтобы ребенок рос здоровым. Серия «Здоровые дети» / Т.П. Зайцева, Т.Б. Ханох. - Омск: «Наука», 2008.


© 2010-2022