Эссе Перспективы развития ОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Эссе

Перспективы развития образовательного учреждения

в условиях перехода на федеральные государственные

образовательные стандарты


Введение.

Сегодня много говорится о школе ХХI века. И это правильно. Меняются время, условия, технологии, система. Только не система человеческих ценностей: отношение к Родине, к природе, к матери, к своей истории и культуре своего народа, людям разных национальностей, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем. Нужно помнить об этом каждый раз, когда мы находимся с нашими детьми. Очень важно сегодня сохранить в наших детях эти человеческие ценности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Основная часть.

Школе даны широкие возможности для определения направления развития: формирование своего учебного плана, своего штатного расписания, образовательной программы в соответствии с ФГОС. Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП разработана в соответствии с положениями Устава школы и локальными актами учреждения.

ООП предоставляется для ознакомления родителям (законным представителям), обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования.

Особенность ООП заключается в разумном сочетании требований действующего стандарта и перспективных мер по переходу к новым требованиям утвержденного стандарта для начального общего образования и в дальнейшем к созданию условий для реализации требований стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменений методологических подходов в организации образовательного процесса, создание новой оценочной системы, обеспечивающей качество образования. При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) на этапе основного общего образования школа руководствуется возрастными особенностями и возможностями обучающихся и обеспечивает результативность образования с учетом этих факторов:

  • расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

  • организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, постепенный переход от устных видов коммуникации к письменным, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;

  • использование проектной деятельности, проектных форм образовательной деятельности, способствующих решению основных учебных задач на уроке;

  • использование во всех классах (годах обучения) основной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию.

В нашей школе мы стремимся поддерживать образовательные ценности: ребенок самоценен. Учитель не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает с ребенком, раздумывает вместе с ним над проблемами, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел. Учитель организует работу учащихся в школе, исходя их гуманистических принципов: ребенок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности, осваивает мир в целостном восприятии. Ребенок успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют.

В условиях конкурентной среды повышение имиджа школы отвечает интересам, как ближайшего социума, так и самого образовательного учреждения. Для нашей школы это позволяет не только сохранить контингент, но и привлечь дополнительных учащихся. А за учеником, как известно, следует финансирование. Это даст возможность привлекать высококвалифицированных педагогов и обеспечить им профессиональное развитие и социальную стабильность, расширить круг создаваемых инновационных проектов. Нормативное подушевое финансирование реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования является гарантированным минимально допустимым объемом финансовых средств на реализацию ФГОС.

Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает широкое использование учащимися и педагогическими работниками в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей основной ступени образования. В новой школе, согласно ФГОС, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Информационные технологии ориентированы на поддержку поисковой деятельности, проверку гипотез, моделирование, а также контроль и оценку.

Реализация ООП обеспечивается доступом учащихся к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по всему перечню дисциплин (модулей) программы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного плана, выпущенными в последние 5 лет. Библиотекой в течение учебного года проводятся библиотечные уроки, викторины, литературное лото, конкурсы и др.

В школе планируется принять долгосрочную Программу Информатизации школы, которая предполагает развитие инфраструктуры информационного пространства, расширение парка информационных медиаресурсов и программного обеспечения. Процессу информатизации способствуют мобильный компьютерный класс, компьютерное оборудование. В учебном процессе активно используются 2 компьютерных кабинета, интерактивные доски, мультимедийные проекторы.

Осуществлять постоянную связь с родителями своих учеников мне позволяют электронные дневники учащихся.

Очень хотелось бы иметь дисплей с электронным расписанием уроков в фойе школы.

Развитию личности каждого ребенка способствует также система дополнительного образования. Внеурочная деятельность - специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части учебного плана и предусматривающая следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д., позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС.

Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Я с удовольствием дополнительно работаю с одаренными детьми в организованном мной объединении «Страна сказок», где мы поставили уже несколько спектаклей на английском языке. Мои ученики постоянно участвуют в школьных, краевых и общероссийских олимпиадах, общаются по Интернет с англоговорящими ровесниками из других стран.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Педагогика направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя - формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры.

Во все времена в образе учителя аккумулировался нравственно-этический идеал, национальные, религиозные и культурные традиции.

Будущее каждого народа, каждого государства в значительной степени зависит от качественной подготовки и повышения квалификации педагогов. Не случайно есть замечательная фраза: счастлив тот человек, у которого были хорошие учителя. Новые требования к школьному образованию, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, предполагают адекватные изменения в масштабах и качестве подготовки педагогов.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года Президент РФ обратил особое внимание на то, что новая школа должна не просто учить, но и воспитывать «граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

Учитель современной новой школы - это учитель,

  • открытый ко всему новому;

  • владеющий психолого-педагогическими знаниями и понимающий особенности развития школьников;

  • способный внести деятельностный и мыследеятельностный компонент в содержание образования;

  • воспитывающий личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;

  • заботящийся о здоровье школьников и создающий условия для его поддержания;

  • способный к постоянному саморазвитию;

  • обучающий детей в условиях сотрудничества;

  • компетентный в ИКТ, использующий в своей работе информационное пространство, предназначенное для учителей и учащихся;

  • способный помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми;

  • способный тесно взаимодействовать с семьей, обладающий умением вовлекать ее в жизнь класса, школы;

  • понимающий значимость в жизни ребенка поддержания его наклонностей и интересов во внеурочной деятельности;

  • способный сформировать мотивацию к дальнейшему обучению;

  • способный научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности их удовлетворения и развития.

Для достижения результатов ООП в ходе ее реализации предполагается оценка качества работы педагогических работников школы с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Основанием для осуществления поощрительных стимулирующих выплат являются, прежде всего, результаты, а также показатели качества обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетентностях. Новое качество образования предполагает выход за пределы традиционной результативности. Новая результативность - это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает четких алгоритмов поведения.

Заключение.

Главный результат деятельности нашей новой школы - наш выпускник.

Конкурентоспособный, инициативный, изобретательный, осваивающий новое, творчески мыслящий и способный выражать собственные мысли, находящий нестандартные решения, стремящийся к духовному росту и здоровому образу жизни, имеющий интерес к учебе и знаниям, стремящийся к освоению нового, готовый к получению профессионального образования, способный принимать решения в различного рода учебных и жизненных ситуациях человек. Выпускник, умеющий оказать помощь другому, осознающий возможность удовлетворения и развития своих интересов, способный формировать свой стиль мышления и коммуникации с окружающими, осваивающий различные способы и средства деятельности, способный освоить различные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире, способный приобщаться к современной коммуникационной культуре и овладевать различными способами мышления, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировые цивилизации.

Имидж современного образования - это интегрированное понятие, оно складывается из различных составляющих: имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения, имиджа педагога, имиджа территориальной системы образования.

Список используемых информационных источников:

  1. Комментарий к Федеральному Закону от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) под редакцией академика РАО, доктора юридических наук, профессора В.Е. Усанова, Москва - 2013.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

  3. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012 (Работаем по новым стандартам).

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения).

  5. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам).

  6. pedsovet.alledu.ru


© 2010-2022