ПРОГРАММА эксперимента «Профессиональное самоопределение учащихся в учебно – воспитательном процессе»

Раздел Завучу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю___________

И. о. директора школы Калдина Г.С. Согласовано

Актобе облыстң

ғылыми-тәжірибелік

орталығы директоры

И.М.Абишев







ПРОГРАММА

эксперимента «Профессиональное самоопределение учащихся в учебно - воспитательном процессе»

по ГУ «Жосалинская средняя школа-детский сад»

Каргалинского района Актюбинской области,

ориентированная на 2014-2017 гг.






Научная концепция и программа

экспериментальной работы по теме:

«Профессиональное самоопределение учащихся в учебно - воспитательном процессе школы» на период с 2014 по 2017 годы


Актуальность темы эксперимента

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже к 9 классу учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решения о выборе профиля обучения.

В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней школе.

Предмет исследования: профессиональное самоопределение учащихся

Цели исследования: подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка труда.

Задачи исследования:

- получить диагностические данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного выбора будущей профессии;

- обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, факультативных занятиях, кружках и в системе воспитательной работы;

- разработать систему взаимодействия средней школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района, города.

- проверить на практике эффективность данной системы с последующими коррективами и дополнениями.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что создание условий в средней школе для психолого-педагогической поддержки учащихся в их профессиональном самоопределении будет способствовать успешной социализации выпускника в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Диагностический инструментарий: методы организации исследования (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; моделирование; длительное наблюдение); методы сбора данных (анкетирование, беседы, диагностика, самодиагностика, самооценка); методы обработки и интерпретации данных (математическая статистика, уровневый и сравнительно-сопоставительный анализ), психодиагностика, тесты и т. д.

Основные концепты исследования:

Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, педагогический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера - взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.

Сроки эксперимента: 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годы.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

I. Диагностический этап: выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью эксперимента; определение проблемы и обоснование ее актуальности.

II. Прогностический этап: постановка целей и задач, формулировка гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов. Разработка программы эксперимента.

III. Организационный этап: создание необходимых условий для создания профессионального самоопределения учащихся в учебно-воспитательном процессе средней школы (база воспитательной работы, ТСО, кадровое обеспечение; научно-методические программы, технологии, тесты, анкеты, дидактический материал; создание морально-психологического климата педагогов-экспериментаторов, их стимулирование; консалтинговые связи с научным руководителем и координатором эксперимента и прочее).

IV. Практический: констатирующие срезы, отслеживание результатов и их корректировка, мониторинговые исследования.

V.Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода работы и результатов эксперимента; выпуск методических изданий с описанием результатов исследования; проведение семинаров и мастер- классов на районном и областном уровнях.

Оценка ожидаемых результатов эксперимента:

-повышение мотивации школьников к труду;

-оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

-обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

-ориентирование учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Состав участников эксперимента: заместитель директора по воспитательной работе, методист школы, учащиеся, учителя - предметники, классные руководители, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник и родители учащихся.

База эксперимента: в индивидуальном порядке, в зависимости от типа организации образования.

Масштаб эксперимента: системный, смешанный - поисково-формирующий.

Статус: областной.

Участники эксперимента и их обязанности:

Методист школы, заместитель директора по воспитательной работе, как координаторы профориентационной работы в школы реализуют следующие направления:

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся средней школы;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

  • проведение педагогических советов по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах и конкурсах районного, областного, республиканского уровней;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога и др. по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Классный руководитель:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Родители:

• Отслеживание состояния психологического и физического состояния здоровья своих детей;

• Определение степени ответственности и удовлетворенности личностным развитием в процессе ОЭР;

• Осуществление связи с участниками ОЭР;

• Осуществление коррекции отношения детей к познавательной, учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности.

Учащиеся:

• Осмысление своего участия в эксперименте;

• Отслеживание динамики развития, состояния психологического комфорта;

• Определение степени удовлетворенности условиями и ходом эксперимента.

Примерный план работы эксперимента

на 2014-2015 учебный год

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1



Организационная работа в школе


Январь

Методист

Администрация

Составление и обсуждение плана работы школы по теме эксперимента на2014-2015 учебный год.

2

Укрепление материально-технической базы школы

В течение уч. года

Администрация

3

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

В течение уч. года

Зам. директора по УВР

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В течение уч. года

Библиотекарь

5

Организация работы предметных кружков, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.

Январь

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

6

Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и «Мое профессиональное будущее»

Январь

Зам. директора по ВР

7

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Оформление уголка по профориентации.
"Твоя профессиональная карьера"
"В мире профессий"

Февраль

Зам. директора по ВР, классные руководители

9

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

В течение уч. года

Методист

Зам. директора по ВР, классные руководители

10

Оформление стенда «Профессии, которые нам предлагают»

Январь-февраль

Зам. директора по ВР

1

Работа с педагогическими кадрами

Январь

Зам. директора по ВР

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

2

Организовать для педагогов и классных руководителей семинар по теме «Теория и практика профориентационной работы»

Март -апрель

Зам. директора по УВР, методист
Зам. директора по ВР

3

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:
"Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии".
"Система образования в Республике Казахстан";
"Методика профориентационной работы по возрастным группам";
"Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками";
"Методические основы профориентации во внеклассной работе";
"Работа с учащимися по интересам";
"Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии";
"Профориентация в процессе изучения основ наук"

Май

Зам. директора по УВР
Руководители МО

Методист
Психолог

4

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

Октябрь -ноябрь

Психологи

5

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

В течение уч. года

Зам. директора по ВР

6

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психологов, медработников и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

В течение уч. года

Методист

Зам. директора по ВР

1



Работа с родителями

Май

Зам. директора по ВР, классные руководители

Психологи

Организовать для родителей лекцию по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

2

Организовать встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий

Сентябрь

Классные руководители, Учителя-предметники

3

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

Октябрь

Классные руководители

4

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий

В течение уч. года

Классные руководители
Учителя-предметники

6

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Ноябрь

Классные руководители
Психолог

7

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол "Выбираем свой путь" для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.

Декабрь

Классные руководители
Психолог,

Зам. директора по ВР

1



Работа с учащимися

Сентябрь

Психологи
Классные руководители

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

2

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Октябрь

Классные руководители
Психологи

3

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

Зам. директора по ВР, классные руководители

4

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
"Фестиваль профессий".
Классный час "Есть такая профессия - Родину защищать".
Конкурс рисунков "Моя будущая профессия"
«Мама, папа на работе»

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Организация и проведение с учащимися выставок "В мире профессий":
"Транспорт", "Военные профессии"
"Информационные технологии".
"Строительство и архитектура", и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

В течение уч. года

Классные руководители Библиотекарь

6

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
"Сто дорог - одна твоя"
"Как претворить мечты в реальность"
"К чему люди стремятся в жизни" и др.

В течение уч. года

Классные руководители

7

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Организация экскурсий и встреч со специалистами
"Центра занятости"

Май

Зам. директора по ВР, классные руководители

9

Организация работы декоративно-прикладных, технических, художественных кружков и вовлечение в них учащихся.

В течение уч. года

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по ВР

10

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

В течение уч. года

Зам. директора по ВР

Учителя физической культуры

11

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Сентябрь - октябрь

Психологи

12

Обеспечение участия учащихся в работе на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

Апрель - май

Зам. директора по ВР, классные руководители

Учителя биологии

13

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

В течение уч. года

Библиотекарь

Примерный план работы эксперимента

на 2015-2016 учебный год

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1



Организационная работа в школе


Сентябрь

Методист

Администрация

Анализ работы за прошлый учебный год.
Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации.

2

Укрепление материально-технической базы школы

В течение уч. года

Администрация

3

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг "Человек и профессия"

В течение уч. года

Библиотекарь

4

Организация работы предметных кружков, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

5

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

6


Оформление стенда (общешкольного): "В помощь выпускнику", "Куда пойти учиться".

Октябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

7

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости и др.

В течение уч. года

Методист

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»

Октябрь - ноябрь

Зам. директора по ВР

1

Работа с педагогическими кадрами

Октябрь

Зам. директора по ВР

2

Организовать для педагогов и классных руководителей районный семинар по теме «Профессиональное самоопределение учащихся в учебно - воспитательном процессе»

Декабрь

Зам. директора по УВР, методист
Зам. директора по ВР

3

Семинары-тренинги: Функциональное разделение труда. Способности и склонности человека как основа выбора профессии. Мотивы выбора профессии

В течение уч. года

Психологи

5

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

Октябрь - ноябрь

Психологи

6

Педагогический совет: "Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся"

Октябрь

Заместитель директора по ВР

1



Работа с родителями



Январь

Апрель

Зам. директора по ВР, классные руководители

Психологи

Организовать для родителей лекции по темам "Профессия и рынок труда, рабочие специальности";

"Как помочь ребенку выбрать профессию";

2

Организовать встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий

Январь - февраль

Классные руководители, Учителя-предметники

3

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

В течение уч. года

Классные руководители

4

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий

В течение уч. года

Классные руководители
Учителя-предметники

6

Тренинг «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся»

Ноябрь

Классные руководители
Психолог

7

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол "Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе и области"

Март

Классные руководители
Психолог,

Зам. директора по ВР

1



Работа с учащимися

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

2

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Октябрь

Классные руководители
Психологи

3

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения района, города

Ноябрь- май

Зам. директора по ВР, классные руководители

4

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
"Молодые хозяюшки" ; "Молодые модельеры";

"Все работы хороши - выбирай на вкус!" и т.д.

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Организация и проведение с учащимися выставок "В мире профессий":
"Транспорт", "Военные профессии"
"Информационные технологии".
"Строительство и архитектура", и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

В течение уч. года

Классные руководители Библиотекарь

6

Проведение серий классных часов по профессиональному самоопределению (согласно возрастным особенностям)

В течение уч. года

Классные руководители

7

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Организация экскурсий и встреч со специалистами
"Центра занятости"

Май

Зам. директора по ВР, классные руководители

9

Организация работы декоративно-прикладных, технических, художественных кружков и вовлечение в них учащихся.

В течение уч. года

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по ВР

10

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

В течение уч. года

Зам. директора по ВР

Учителя физической культуры

11

Проведение диагностик, тренингов

Сентябрь - октябрь

Январь-март

Психологи

12

Театрализованное представление "Ярмарка профессий"

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

13

Читательская конференция «Смысл жизни и выбор профессии»

Май

Библиотекарь

14

Подготовка выставок:

• "Будущему офицеру";

• "В поисках призвания";

• "Инженеры на рынке труда";

• "Компьютерщик - это звучит модно!";

• "Профессия - экономист";

• "Будущему дизайнеру ландшафта"

В течение уч. года

Библиотекарь

15

Беседы, лекции о ЗОЖ, медицинских профессиях

В течение уч. года

Медицинский работник

16

Обеспечение участия школьников Днях открытых дверей образовательных учреждений

Апрель, май

Зам. директора по ВР, методист, классные руководители

Примерный план работы эксперимента

на 2016-2017 учебный год

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1



Организационная работа в школе


Сентябрь

Методист

Администрация

Анализ работы за прошлый учебный год.

Составление и обсуждение плана работы школы по теме эксперимента на2016-2017 учебный год.

2

Укрепление материально-технической базы школы

В течение уч. года

Администрация

3

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

В течение уч. года

Зам. директора по УВР

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В течение уч. года

Библиотекарь

5

Организация работы предметных кружков, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

6

Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов

Сентябрь

Зам. директора по ВР

7

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости, образовательными учреждениями района, города.

В течение уч. года

Методист

Зам. директора по ВР, классные руководители

9

Выпуск еженедельной газеты
«Кем быть»

Еженедельно

Зам. директора по ВР, редколлегия школы

1

Работа с педагогическими кадрами



Октябрь

Библиотекарь

Обзор новинок методической литературы по профориентации

2

Совещание при директоре по вопросам:

-анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов;

-анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год;

-состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения;

-содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Ноябрь

Зам. директора по УВР, методист
Зам. директора по ВР

3

Учебно-методические семинары для классных руководителей:

"Интерактивные формы и методы профориентационной работы";

"Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии";

"Методика профориентационной работы по возрастным группам";

"Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками";

Сентябрь



Ноябрь



Январь



Март

Зам. директора по УВР
Руководители МО

Методист
Психолог

1



Работа с родителями





Декабрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

Психологи

Организовать для родителей лекцию по теме «Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)»

2

Организовать встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий

Январь - февраль

Классные руководители, Учителя-предметники

3

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

В течение уч. года

Классные руководители

4

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий

В течение уч. года

Классные руководители
Учителя-предметники

6

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля

В течение уч. года


Психолог

7

Круглый стол:

"Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе";

"Медицинские аспекты при выборе профессии";

"Приобщение к миру взрослых"



Сентябрь



Ноябрь

Март

Классные руководители
Психолог,

Зам. директора по ВР

8

Выпуск буклета для родителей по профориентации

Октябрь

Заместитель директора по ВР

9

Социологический опрос родителей:

"Каким я вижу своего ребенка";

"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"



Ноябрь

Март


Психолог, социальный педагог

1

Работа с учащимися

Сентябрь

Психологи
Классные руководители

Профдиагностика и консультирование учащихся 9 классов "Оценка профессиональной направленности личности выпускника"

2

Конкурсно - развлекательная игра "Как много профессий хороших" (7-9-е классы)

Январь

Заместитель директора по ВР

3

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

Март-апрель

Зам. директора по ВР, классные руководители

4

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр, конкурсов рисунков и др.

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Организация и проведение с учащимися выставок "В мире профессий":
"Транспорт", "Военные профессии"
"Информационные технологии".
"Строительство и архитектура", и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

В течение уч. года

Классные руководители Библиотекарь

6

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)

В течение уч. года

Классные руководители

7

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

В течение уч. года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Организация экскурсий и встреч со специалистами
"Центра занятости"

Май

Зам. директора по ВР, классные руководители

9

Организация работы декоративно-прикладных, технических, художественных кружков и вовлечение в них учащихся.

В течение уч. года

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по ВР

10

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

В течение уч. года

Зам. директора по ВР

Учителя физической культуры

11

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Сентябрь - октябрь

Психологи

12

Обеспечение участия учащихся в работе на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

Апрель - май

Зам. директора по ВР, классные руководители

Учителя биологии

13

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

В течение уч. года

Библиотекарь

14

Вечер-портрет "Звезда в своем деле": встречи с ветеранами труда села

Март

Заместитель директора по ВР

15

Диспут: "Правильный выбор профессии как первый шаг к построению карьеры"

Январь

Заместитель директора по ВР

16

Круглые столы:

"Мастерство и талант";

"Что такое труд?";

"Профессионализм. Что это такое?";

"Куда пойти учиться?"



Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Методист

Зам. директора по ВР, классные руководители

17

Разработка и защита научных проектов по профессиональному самоопределению учащихся на конкурсах МАН, «Дарын» и др.

В течение уч. года

Методист

Учителя - предметники

18

Подготовка выставок:

"Стратегия профессионального выбора";

"Каждый может стать звездой в своем деле";

"Как стать студентом"

В течение уч. года

Библиотекарь

19

Беседы, лекции о ЗОЖ, медицинских профессиях

В течение уч. года

Медицинский работник

20

Обеспечение участия школьников Днях открытых дверей образовательных учреждений

Апрель, май

Зам. директора по ВР, методист, классные руководители

21

Подготовка библиографических списков:

"Что нужно знать абитуриенту";

"Сам себе репетитор";

"Калейдоскоп профессий";

"Как стать юристом";

"Как стать экономистом";

"Компьютерные профессии";

"Профессия - медработник";

"Как выбрать вуз" и др.

В течение уч. года

Библиотекарь

По завершении эксперимента планируется следующая работа:

-Мониторинг профессионального самоопределения выпускников;

-Мониторинг эффективности реализации программы, направленную на профессиональное самоопределение учащихся в соответствии с требованиями рынка труда;

-Мониторинг эффективности проведения в школе работы по профессиональному самоопределению учащихся (включая отслеживание результатов выбранного обучающимися направления при предпрофильной подготовке и выбора специальности при поступлении в колледжи и высшие учебные заведения.

Возможные формы предъявления (оформления) результатов эксперимента:

  1. Разработка педагогами - участниками эксперимента методических рекомендаций по привитию профессиональных навыков в учебно-воспитательном процессе средней школы.

  2. Разработка педагогами - экспериментаторами дидактических материалов, авторских учебно-методических рекомендаций и пособий, электронных сред, спецкурсов и т. д.

  1. Научные статьи в педагогических периодических изданиях, выступления в средствах массовой информации, творческие отчеты перед коллегами.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента


1. Абдульханов-Славская, К.А. Стратегия жизни (Текст)/ К.А. Абдульханов-Славская. М.: Мысль, 1991. -224с.

2. Алексеев, Ю. Выбирая профессию (Текст) / Ю. Алексеев // Воспитание школьников. - 1982.- 229с.

3. Болотова, Е.Л. Профильное обучение в старшей школе (Текст)/ Голомшток Е.Л. Болотова.- М.: Просвещение, 1996. -264с.

4. Голомшток, А.Е. Выбор будущей профессии и воспитание личности школьника (Текст)/ А.Е. Голомшток.- М.:Просвящение,1979. - 390с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы (Текст)/ Е.П. Ильин.- СПБ., 2003. -186с.

6. Климов, Е.А. Как выбирать профессию (Текст)/Е.А. Климов.- М., Просвещение, 1990. - 653с.

7.Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся А.М. Кухарчук, А.В. Центипер.- Минск,1976.-127с.

8. Боголюбов, Л.Н. Обществознание 10 класс (Текст)/ Л.Н. Боголюбов.-М., Просвещение,2009. - 48с.

9. Ярощенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы (Текст)/ В.В. Ярощенко.-М.: Просвещение, 2004.- С.235.







Утверждаю _________

И.о. директора ЖСШ-д/с

Калдина Г.С.

«__» ______2015 г.

Список

участников эксперимента - учащихся

7 «А» и 7 «Б» классов



7 «А» класс


1. Амангелді Бекзат

2. Мамыт Диас

3. Нұрлыбаева Индира

4. Сағындықова Нұргүл

7 «Б» класс


1.Бубекенова Гульзира

2.Замирайло Максим

3. Зейбель Анна

4. Кобыляцкая Анастасия

5. Мороз Ирина

6. Филатова Анна

7. Швец Иван

8. Шокотько Анастасия


Функциональные обязанности

членов экспертной группы


Методист школы, заместитель директора по воспитательной работе, как координаторы профориентационной работы в школы реализуют следующие направления:

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся средней школы;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

  • проведение педагогических советов по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах и конкурсах районного, областного, республиканского уровней;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога и др. по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Классный руководитель:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Родители:

• Отслеживание состояния психологического и физического состояния здоровья своих детей;

• Определение степени ответственности и удовлетворенности личностным развитием в процессе ОЭР;

• Осуществление связи с участниками ОЭР;

• Осуществление коррекции отношения детей к познавательной, учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности.

Учащиеся:

• Осмысление своего участия в эксперименте;

• Отслеживание динамики развития, состояния психологического комфорта;

• Определение степени удовлетворенности условиями и ходом эксперимента.








© 2010-2022