Проектная деятельность в процессе социализации детей и подростков через работу в детской общественной организации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность в процессе социализации детей и подростков через работу в детской общественной организации.

ПДО Чикишева Лидия Викторовна,

КГКП «Центр детского и

юношеского творчества»,

руководитель клубов «Жас Улан»

и «Романтик».

Детское объединение-важная форма участия подростков в жизни общества, значимый компонент целостной социально-педагогической системы общества, которая обеспечивает вхождение личности в социальную жизнь. Характерная черта современного детского объединения-предоставление детям свободы выбора, поддержка детской инициативы, самостоятельность в осуществлении тех или иных социальных акций и проектов. Это своеобразная «разведка» своих сил и возможностей, «примерка» себя к миру взрослых. Детское общественное объединение - фактор социализации личности. Слова Н.А.Назарбаева «Быть личностью - это значит быть ответственным. Не плыть по течению, а быть активным. Быть профессионалом - это значит выбрать дело жизни, которым вы действительно хотите заниматься. Быть патриотом - это значит искренне любить свою Родину. Верить в себя и свой народ, служить обществу» - стали девизом жизни и работы детской организации.

В социально-педагогическом контексте социализация выступает как процесс вхождения, адаптации человека в современное общество. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи, ближайшего окружения. Социализация проходит также через взаимодействие с институтами общества. Смысл социализации "раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие, самореализация". Единство этих процессов обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни. Социальная адаптация характеризуется активностью личности по отношению к среде, способностью к продуктивной жизнедеятельности в обществе. Главное в механизме социальной адаптации личности - умение активно действовать, ставить перед собой цели и в зависимости от них планировать и строить свою жизнь, анализировать ее, уметь преобразовывать как личную жизнь, так и социальную действительность.

Сегодня во всем мире признано: чем выше и качественнее уровень образования граждан, тем более успешной будет их жизнь, тем эффективнее будут решаться социально-экономические задачи в государстве. Отсюда в обществе появилась потребность в модернизации учреждений дополнительного образования, внедрении прогрессивных методик и форм обучения.

Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. При этом компетентность рассматривается как «…самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях воспитанника, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Получается, быть компетентным означает умение воспитанника мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Понятие компетентности является более широким, чем «академические» знания. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности и интересы, которые самостоятельно реализуются воспитанником и используются им в определенной ситуации.

На сегодняшний день ключевыми, то есть универсальными по своему характеру и степени применимости, являются следующие компетенции:

  • Социальная (участие в совместном принятии решения);

  • Коммуникативная (расширение сферы общения);

  • Информационная (владение новыми технологиями);

  • Учебно-познавательная (способность к обучению, владение знаниями, умениями и навыками).

Для развития каждой компетенции применимо проектное обучение через работу в детской организации. Под проектным обучением понимается весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационных средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность воспитанника, то есть научить детей проектированию.

Проект это комплекс действий специально организованный педагогам и выполняемый воспитанником, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Что лежит в основе такой деятельности? Через целесообразную деятельность воспитанник будет заинтересован в результатах приобретаемых знаний. Обучение должно проходить как игровая, трудовая, исследовательская деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Организуя проектную деятельность, педагог только сопровождает и направляет самостоятельный поиск воспитанников.

Условиями успешности проектной деятельности, влияющими на дальнейшую социализацию ребенка, являются:

  • Познавательная активность ребенка;

  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом и т.д.;

  • Помощь ребенку реализовать свои природные задатки и формировать определенные индивидуальные качества.

Основная задача проектной деятельности - научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Умение учиться, способность проектировать свое образование становятся жизненно необходимым для выживания в современном мире.



Зачем необходимо владеть проектированием?

В современном обществе проектирование все шире применяется в разных сферах и видах человеческой деятельности, таких как: архитектура, строительство, машиностроение, технологические процессы и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерное и т.п. Эти и гуманитарные проекты (в журналистике, в шоу-бизнесе, образовании) позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, закономерности.
Желая через проектирование обучить ребенка самостоятельно решать познавательные проблемы, мы, педагоги, должны вооружить его способами, приемами, такой деятельности в целях проектирования собственного обучения.

Для социализации личности воспитанника важно, что с помощью проектирования достигается следующее:

  • Формируется сфера общения детей (проекты могут быть индивидуальными, парными, групповым, межшкольными, городскими);

  • Интерес к сложным групповым проектам, имеющим социальную значимость;

  • Применение проектирования в самообучении, самоорганизации (это важно и для будущей профессиональной деятельности);

  • Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач.

Постепенное освоение школьником всех этапов проекта способствует развитию умения организовывать любую исследовательскую или творческую работу.

На первом этапе ученик самостоятельно выбирает тему, цели, форму работы. На втором этапе учится анализировать проблему, планировать исследование, распределять роли в команде. Далее совершенствует умение находить и отбирать информацию в зависимости от поставленных целей. При выполнении иногда происходит корректировка плана. Далее - выбор формы презентации проекта. Исследовательская работа завершается рефлексией и оцениванием.

Педагогический эффект от включения воспитанника в «добывание знаний» - формирование личностных качеств, мотивации, самообучения, обучения выбору и осмысление самого процесса проектирования и результатов собственной деятельности. А это важно для успешной социализации детей, которую мы понимаем, как «активную культурную деятельность и одновременно активное проживание детьми и подростками ситуации, изменяемой ими, творимой ими новой социокультурной среды».

Проектная деятельность позволяет воспитаннику обрести собственный социальный опыт, самому строить свою личность и жизнь.



© 2010-2022