Справка по итогам классно-обобщающего контроля

Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПРАВКА

ПО ИТОГАМ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В 5 КЛАССЕ


Тема: «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы».

Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.

Сроки: декабрь 2015 года.

Проверяющий: Вотчель С.С.-зам. директора по УВР.

Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:

1. Посещение уроков русского языка, литературы, математики, истории, казахского языка.

2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием, административной контрольной работы по математике в форме тестирования, казахскому языку, проверка техники чтения.

3. Проверка рабочих тетрадей по русскому и казахскому языкам.

4. Проверка дневников.

5. Хронометраж домашнего задания.

6. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации.

Уроки посещались зам. директора по УВР Вотчель С.С., педагогом психологом Шпак А.В..

1. Преподавание русского языка в 5 классе ведется по программе Министерства образования РК для общеобразовательных учреждений по учебнику Т.Н. Андрияновой, О.Н. Сусловой «Русский язык» издательства «Арман-ПВ». Посещение уроков в 5 классе показало, что учитель Любарская Т.А.- учитель первой квалификационной категории - знает психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, хорошо владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включает задания развивающего характера, применяет на уроках различные формы и методы обучения. Для нормализации учебной нагрузки Татьяна Александровна практикует работу в парах, групповые формы работы, использует дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеет детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.

Анализ административного контрольного диктанта но русскому языку.

Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку за курс начальной школы после повторения.

Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество

писавших работу

Количество учащихся, получивших оценки

% успеваемости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

5

12

10

1

1

8


100

20

Наиболее типичные ошибки:

1.Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением - 56%;

2. Правописание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением - 50%

3.Правоисание парных звонких и глухих согласных- 24%.

2.Тсхника чтения

Цели проверки:

1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.

2. Провести диагностику техники чтения учащимися на начало учебного года.

В ходе проверки установлено:

Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество присутствующих

Количество учащихся,

прочитавших

% успеваемости

% качества

Выше

норм

Норма

Ниже

норм

Слого

вое

5

12

12

2

1

7

2

100

25

Типичные ошибки: замена слогов, неправильная постановка ударения, искажение слов.

3. Преподавание математики. Математика в 5 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Т.А. Алдамуратовой. «Математика» для 5-х классов издательства «Атамура».

Посещенные уроки показали, что учитель математики Мустафин С.Т. владеет методикой ведения урока, владеет коллективом, знает возрастные особенности пятиклассников. Он формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения. Сабыром Тойкановичем созданы и успешно используются на уроках папки: «Устный счёт», «Разноуровневые контрольные тесты», «Итоговые контрольные тесты», «Разноуровневые самостоятельные работы», «Разноуровневые контрольные задания», «Письменные проверочные работы». Такой подбор раздаточного материала способствует нормализации учебной нагрузки учащихся, созданию ситуации успеха у всех школьников, развивает навыки контроля и самоконтроля, творческую активность пятиклассников, что способствует успешной адаптации учеников к условиям обучения в среднем звене школы. Учащиеся на уроке организованны, активны.

Анализ административной контрольной работы но математике на повторение

Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по математике за курс начальной школы после повторения.

Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество писавших работу

Количество учащихся, получивших оценки

% успеваемости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

5

12

10

3

5

2


100

80

Типичные ошибки:

1. Решение задач, условия которых выражены в косвенной форме - 50%;

2. Нахождение неизвестных компонентов действий - 33%;

3. Деление натуральных чисел, где в частном есть 0 - 33%;

4. Сравнение именованных чисел - 20%.

4. Преподавание казахского языка. В 5 классе преподавание казахсого языка ведется по программе для общеобразовательных школ по учебнику Артыковой Т и Кыстабаевой Ж. «Казахский язык», 2010. Учителя второй квалификационной категория Борамбаева А.Б. и Есеналина А.Ж. на уроках проводят работу, направленную на развитие устной речи учащихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки учащихся используют дифференцированные домашние задания. Знают возрастные особенности учащихся 5 класса, целенаправленно ведут работу по их успешной адаптации к условиям обучения в среднем звене школы. Однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала сделает эту работу более эффективной.

Анализ административной контрольной работы по казахскому языку на повторение

Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество писавших работу

Количество учащихся, получивших оценки

% успеваемости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

5

12

11

2

6

3

-

100

73

Типичные ошибки:

1. Написание слов в транскрипции - 40%;

2. Закон сингармонизма - 60%.

5. Преподавание истории. Учитель высшей квалификационной категории Момбаев А.Г. ведёт обучение пятиклассников по программе для общеобразовательных школ, учебник «Рассказы по истории Казахстана» Ж.О. Артыкбаевой. Алмат Габдуллович на уроках проводит работу над словом, приводит интересные исторические факты, учащиеся учатся выделять главное, анализировать. Процесс адаптации он проводит через использование разноуровневых дифференцированных заданий, выработку навыков самоконтроля, разнообразие форм и методов опроса на уроке. На его уроках учащиеся активны, любо­знательны, учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения.

6. Проверка рабочих тетрадей

В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие тетради учащиеся 5 класса по математике, русскому языку.

Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий.

Тетради но русскому языку.

Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Вотчель С.С.. Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого орфографического режима школы. Тетради учащихся 5-х классов проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5-х классов. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель пишет образцы правильного написания букв и соединений. Однако следует отметить малый объём классной работы, у отдельных учеников - низкий уровень каллиграфии.

Тетради по математике. Тетради по математике проверялись заместителем директора по УВР Вотчель С.С. Тетради по математике в 5 классе проверяются регулярно, они в хорошем состоянии. Объем классных и домашних работ выдержан. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, работа над ошибками. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию.

7. Проверка дневников. Проверку дневников проводила зам. директора по воспитательной работе Вотчель А.П. Дневники учащихся 5 класса в хорошем состоянии, кроме отдельных, накопляемость оценок в дневниках хорошая. Текущие оценки классный руководитель выставляет регулярно, исправляет ошибки, росписи родителей присутствуют.

8. Хронометраж домашнего задания.

Было обработано 12 анкет. 57% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 1 часа до 2 часов, что говорит об отсутствии перегрузки; 30% тратят от 2 до 3 часов; 13% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 3 до 4 часов, что свидетельствует о неправильной организации домашней работы и перегрузке учащихся. Не все учащихся выполняют домашнее задание регулярно. Ребята, имеющие справки о ЗПР (2 человека) домашнее задание выполняют нерегулярно.

9. Анкетирование учащихся на выявление случаев дезадаптации среди пятиклассников.

С целью определения эмоционального состояния и отношения к учебным предметам педагогом-психологом Шпак А.В.. проводилась диагностика по методике Филлипса « Диагностика тревожности», анкета для учащихся «Диагостика взаимоотношений с классным руководителем» , анонимная анкета, которая состоит из опросников: «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе» и диагностика отношения к учителям - предметникам, работающим в классе. Для более полной картины процесса адаптации проводилось анкетирование родителей, велись беседы с учителями - предметниками, социометрия «Выявление лидера».

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы.

Психологический анализ уроков показал, что эмоциональная обстановка на уроках благоприятная. Учителя-предметники весьма доброжелательны по отношению к учащимся, поддерживают в случаях затруднений (задают наводящие вопросы, помогают вспомнить правило или определение). Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся путем подбора и дифференциации заданий, разнообразят виды деятельности, регулярно проводят физминутки.

Учащиеся на уроках активно работают, свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Отклоняющегося поведения (рассеянное внимание, навязчивые движения, вызывающее поведение, грубость) не выявлено.

Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:

- 80% учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям - предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;

- 43,4% пятиклассников с интересом изучают все предметы;

- 55% респондентов равнодушны к нескольким предметам(3-4), а остальные предметы им интересны.

Результаты диагностики показали, что практически все учителя, работающие в классе, ассоциируются у пятиклассников со светлыми, теплыми, радостными цветами (желтый, оранжевый, розовый, красный). Таким образом, ожидания пятиклассников по отношению к учителям - предметникам, высказанные в опроснике «Черты идеального учителя»( Хорошо знает свой предмет; Считается с моими возможностями; Относится ко мне по- человечески; Дает работать самостоятельно) оправданы.

Однако на фоне положительных явлений наблюдаются и негативные моменты, которые в дальнейшем могут привести к дезадаптации.

Так, например, анализ личных дел, медицинских карт, посещенных уроков ( ответы учащихся, темп работы на уроке, качество выполнения заданий на уроках и дома)показал, что у отдельных учащихся (Сорока Д. и Вотчель Ю.) в силу личностных особенностей, состояния здоровья, уровня обученности в начальной школе с увеличением учебного материала, с усложнением его содержания, с освоением новых форм работы могут появиться серьезные трудности в обучении.

Данные результаты подтверждаются и результатами анкетирования родителей. По словам родителей, эти учащиеся без особого желания идут в школу, пасуют перед трудностями, не в силах преодолеть их сами.

Эти данные свидетельствуют о наличии случаев дезадаптации среди пятиклассников. При этом следует отметить, что в начале учебного года большая часть учащихся испытывает беспокойство и тревогу за будущее, что, в принципе, является нормой для переходного периода

Выводы.

  1. Не все учащиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала.

  2. Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.

  3. Учителя, ведущие уроки, учитывают возрастные особенности учащихся 5 класса при работе с ними.

  4. Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный.

  5. Отсутствуют «проблемные» предметы и негативное отношение к учителям, работающим в классе.

  6. Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, но результаты анкетирования всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся. Учителя казахского языка слабо используют разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников.

Рекомендации.

  1. Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.

  2. Учителям казахского языка использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала.

  3. Педагогу-психологу Шпак А.В, учителям-предметникам, классному руководителю Григоренко С.В.. продолжить наблюдение за процессом адаптации пятиклассников (в частности - за учащимися группы «риска»), своевременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

  4. Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.

  5. Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.

  6. Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике и казахскому языку в декабре и апреле, проверку техники чтения в апреле месяце.

  7. Обсудить результаты классно-обобщающего контроля совместно с учителями начальной школы на МО.

28.12.15г.

Зам. директора по УВР /С.С.Вотчель/

© 2010-2022