«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МОБУ СОШ с. Сухоречка»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МОБУ СОШ с. Сухоречка»

Проблема безопасности детей и подростков на дороге актуальна как для городской школы так и сельской. Дети более активны, чем взрослые, и очень любопытны. У них снижено чувство опасности, а значит, и получают они травмы по несколько иным причинам, чем взрослые. Вывести точную статистику по основным травмам среди всех детей достаточно сложно. Одно из первых мест в детском травматизме от нуля до 18 лет занимают дорожно-транспортные происшествия, дальше идут бытовые и спортивные травмы. Даже в свете новых ограничений на перевозку детей в автомобилях и ужесточения правил дорожного движения около 2000 детей ежемесячно страдают от аварий на дорогах, из них 60 умирают.

Приведем статистику.

Дорожно-транспортный травматизм

Показатели

2013 год

2014 год

Количество

ДТП

Погибло, чел

Ранено, чел

Количество

ДТП

Погибло, чел

Ранено, чел

По Республике Башкортостан

403

22

413

406

20

415

По г. Уфа

221

7

231

227

4

235

По городам

86

4

87

86

3

85

По районам РБ

96

11

95

93

13

95

По Бижбулякскому району

1

0

1

1

1

0

А если отойти от эмоций - это еще и огромные затраты, выражающиеся во вполне реальных суммах в рублях. Причем не только из кошельков родителей. Это увеличение количества инвалидов в стране, бюджетные затраты на их лечение и содержание, это рост сиротства и смертности. Сколько теряет на детском травматизме в результате ДТП экономика страны, никто не считал.

Поэтому работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дороге требует постоянного совершенствования, поиска новых творческих форм работы.

Система деятельности МОБУ СОШ с. Сухоречка представляет собой целенаправленную работу всех участников школьного коллектива и отражает творческий подход к решению проблемы.

Цель работы:

- правовое воспитание детей и подростков,

- пропаганда безопасности дорожного движения, профилактика дорожно-транспортного травматизма

Задачи коллектива МОБУ СОШ с. Сухоречка:

- Формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания эффективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения

- Изучение в системе Правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки, сигналов и т.д.

- Особое внимание в работе с детьми уделять моделированию в целях усвоения и закрепления получаемых знаний

- Формирование первичных умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

- Формирование здорового образа жизни

- Активное вовлечение в работу по профилактике ДДТТ родителей, педагогов и заинтересованные организации

Направления работы:

1. Повышение эффективности работы школы по обучению учащихся ПДД.

2. Активизация познавательной деятельности.

3. Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик, технологий, улучшение и разнообразие работы по изучению ПДД в школе.

Работа организуется в тесном взаимодействии с ОГИБДД РОВД МВД по Бижбулякскому району РБ, МКУ «Отдел образования АМР Бижбулякский район РБ», Администрацией СП «Сухореченский сельский совет», МБДОУ детский сад «Радуга», СМИ.

В начале учебного года проводится совещание, на котором тщательно планируется работа по профилактике ДДТТ на учебный год. План работы проходит согласование с вышестоящими инстанциями. Приказом директора из числа работников школы назначается общественный инструктор по безопасности дорожного движения.

В течение учебного года инструктор ведет следующую работу:

- Составляет раздел общешкольного плана внеклассной работы по профилактике ДДТТ;

- Помогает классным руководителям при составлении планов на учебный год;

- Контролирует выполнение запланированных мероприятий;

- Ведет контроль над обучением ПДД в 1-8 классах и учет проведенных занятий в классных журналах;

- Организует работу отряда ЮИД, создаваемого из числа учащихся 5-8 классов;

- Организует викторины, игры, тематические праздники, общешкольные линейки;

- Проводит подготовку теоретического этапа районного конкурса по безопасности дорожного движения «Безопасное колесо»;

- Выступает пред родителями на темы профилактики ДДТТ.

При планировании работы мы обязательно учитываем следующие моменты:

  1. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке и проведении занятий по ПДД, созданию методической копилки.

  2. Пропаганда безопасности дорожного движения через стенгазеты, показ видеофильмов, видеороликов, организацию выступлений сотрудников ОГИБДД.

  3. Организация работы отряда «ЮИД» по разъяснению правил поведения на улице среди школьников и дошкольников.

  4. Функционирование кабинета безопасности дорожного движения, изготовления стендов, наглядных пособий, макетов для занятий.

  5. Разъяснение правил поведения на улице среди родителей.

Формы работы с педагогами:

- проблемные семинары

- инструктаж по предупреждению ДДТТ

- консультации

- практикумы

- пополнение методических новинок

- создание воспитательной среды

Мы считаем, что большое значение в профилактике ДДТТ кроме изучения ПДД по 10 часовой программе и курса ОБЖ имеет внеклассная работа с обучающимися, проводимая классными руководителями, в рамках которой проходят самые разные мероприятия: тематические игры, конкурсы, викторины, экскурсии, лекции, диагностика знаний и умений. Систематически с учениками проводятся кратковременные беседы-напоминания о правилах поведения на улице в разное сезонное время года, при различных метеорологических условиях.

Мы считаем, что уважение к правилам дороги необходимо формировать в раннем детском возрасте, поэтому особый вклад в работу по предупреждению опасного поведения на дороге вносят учителя начальных классов. В начальной школе слово учителя оказывает на детей определенное воздействие, и стремление делать, как сказал учитель, у детей достаточно распространенное. Особенно эта работа актуальна пред выходом детей на каникулы. В это время наибольшее число ребят имеет наименьший контроль. Особое внимание заостряется на правилах езды на велосипедах, выборе места для катания на санках, лыжах, игры в мяч.

Беседы с младшими школьниками учат их анализировать ситуации, искать и находить в них единственно правильное решение. Педагоги используют в беседах постановку вопросов на:

- выявление причинно-следственных связей;

- сравнение;

- обобщающего характера;

- развитие абстрактного мышления.

Применяют различные средства наглядности:

- печатные пособия (таблицы, схемы)

- настольные игры;

- динамические пособия;

- развивающие игры, загадки, стихи, рассказы.

Разумеется, эффективность такой беседы увеличивается при правильно подобранном учителем месте и времени проведения.

В работе при обучении детей основам дорожной грамоты педагоги придерживаются простых, но важных принципов:

1. Важно не простое заучивание правил, а воспитание культуры поведения на дороге. Главное - осознанно принять правила и превратить их в прочные навыки.

2. Изучение ПДД должно сочетаться с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности, реакции.

3. Использовать каждую возможность для обсуждения проблем безопасности дорожного движения.

4. Теория должна быть совместима с практикой, реальной дорожной обстановкой.

5. Нет основных и второстепенных форм и методов работы. Все доступны и хороши.

Еще одним положительным моментом в нашей работе можно функционирование опорного кабинета безопасности дорожного движения. Педагоги и учащиеся имеют возможность изучать ПДД в кабинете, где имеется учебно-тренировочный перекресток, на котором школьники закрепляют понятие о тротуаре, проезжей части, отрабатывают навыки перехода и движения по проезжей части, привычки осматриваться перед выходом на проезжую часть, видеть транспортное средство как средство опасности на дороге. Кабинет оснащен наглядностью, плакатами дорожных ситуаций, методической литературой, макетами дорожных знаков и светофоров. Здесь имеется уголок детского тематического творчества, информация о проводимых мероприятиях: «Снежная горка», «Внимание: ДЕТИ!», «Служба спасения» и т.д., плакаты с правилами ДД в стихах, стенд о состоянии аварийности на дорогах, о случаях ДТП. Практика показывает, что мероприятия, проводимые на базе этого кабинета наиболее запоминаются детям и особо интересны.

Ежегодно осенью и весной в школе проводятся в целях восстановления навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, а также адаптации детей и подростков к транспортной среде в местах постоянного жительства и учебы проводится Неделя «Внимание: дети!». Программа Недели постоянно обновляется. В доходчивой и доступной форме проходят тематические беседы, встречи с водителями из числа родителей, конкурс рисунков, макетов улиц, автомобилей будущего, выступления агитбригады, встречи с работниками ОГИБДД, конкурс велосипедистов, экзамен на звание велосипедиста, выпуск газет, дорожных бюллетеней, игры-тренинги, диагностика знаний. Такие формы работы позволяют нам вырабатывать законопослушное поведение детей на дороге.

В комплексе школьных мероприятий по изучению ПДД обязательно включена работа с родителями учащихся, т.к. роль семьи в развитии у ребенка культурного поведения на дороге трудно переоценить.

В нашей школе функционирует отряд юных инспекторов движения «Клаксон» из числа учащихся 5-8 классов, задачами которого являются

- Пропаганда изучения Правил дорожного движения среди учащихся школы;

- Проведение с учащимися начального и среднего звена бесед, мероприятий, конкурсов, викторин о Правилах дорожного движения и мерах предосторожности на дорогах;

- Помощь учителям в проведении мероприятий, игр, соревнований по Правилам дорожного движения.

Основными формами работы с родителями в данном направлении являются:

- Регулярные консультации;

- Тематические собрания, занятия родительского лектория, беседы

- Выпуск газет;

- Совместные конкурсы рисунков, проектов;

- Анкетирование

- Информационные письма;

- Памятки для родителей

Данные формы работы позволяют нам акцентировать внимание родителей на проблеме безопасности детей на дороге. Родители зачастую самым эффективным способом, своим личным примером, обучают детей неправильному поведению. Поэтому мы стараемся, чтобы родители поняли опасность, угрожающую их детям, ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.

Родитель должен прививать детям навыки безопасного поведения, т.е. учить ребенка:

  1. Смотреть на дорогу.

  2. Замечать машины.

  3. Оценивать скорость и направление транспортного средства.

  4. Предвидеть скрытую опасность.

Роль школы - убедить родителей научить и проконтролировать их работу с ребенком по безопасному движению.

Немного статистики за 2014-2015 учебный год. Коллективом педагогов было проведено за истекший период:

3 акции: «Маршрут», «Светоотражатель», «Обращение к водителям»

7 внеклассных мероприятий

35 бесед

5 конкурсов

4 диагностических тестирования

5 просмотров видеороликов

11 викторин

1 брейн-ринг

19 тематических классных часов

10 лекций

48 инструктажей

10 памяток

2 информационных листа

5 тематических общешкольных линеек

Посвящение в пешеходы

Посвящение в велосипедисты

Неделя «Внимание: дети!»

1 место в районном конкурсе КВН «Безопасная дорога детства»

3 место в зональном конкурсе КВН «Безопасная дорога детства»

В заключении мы хотим сказать, что правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача преподавателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, не исказив их содержания.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет. Самым главным показателем нашей работы мы считаем, что наши воспитанники на протяжении длительного периода времени не попадают в дорожно-транспортные происшествия.

И.Н. Родичкина,

директор МОБУ СОШ с. Сухоречка


© 2010-2022