Презентация на тему Формирование воспитательной системы: диагностика, проектирование, анализ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование воспитательной системы: диагностика, проектирование, анализ

Слайд №1 - Формирование воспитательной системы: диагностика, проектирование, анализ

Педагогическая общественность России вступила в новый этап развития системы образования, связанный с введением нового «Закона об образовании» и федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд №2- Нормативно - правовое обеспечение

Провозглашение воспитания приоритетной задачей образовательных учреждений является актуальной проблемой нашего времени. В своей деятельности мы руководствуемся федеральными документами, представленными на слайде.

Слайд№3 - Цели и задачи

Основной целью воспитательной работы в Тюменском президентском кадетском училище является формирование нравственного уклада жизни, способствующего развитию интереса к воинской службе и дальнейшему самоопределению. В связи с этим нам видится приоритетной задачей воспитание таких качеств кадет, как любовь к Отечеству, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность через осуществление военно-специального, правового, этико-эстетического и физического образования, являющихся составной и неотъемлемой частью воспитательной работы.

Слайд №4 - Подходы к проектированию воспитательного процесса

При проектировании воспитательного процесса мы учитывали приоритетные позиции: Программно-целевое управление; Интеграция всех ресурсов социума; Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса; Расширение базы социокультурных практик (ученическое самоуправление); Формирование педагогического мышления воспитателей в контексте ФГОС; Построение индивидуальных образовательных траекторий

Слайд №5- Проектирование воспитательного процесса

Проектирование и реализация воспитательного процесса осуществляются на основе федеральной программы развития воспитательной компоненты в ОУ по 11 направлениям.

Слайд №6 - Реализация воспитательного процесса

Воспитание не сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно охватывает и пронизывает все виды деятельности через интеграцию общего и дополнительного образования.

Слайд №7 -Затруднения в организации воспитательного процесса

Вместе с тем существуют проблемы, на которые необходимо обратить внимание и учесть при проектировании воспитательного процесса. Одной из главных проблем является недостаточная профессиональная и личностная подготовленность воспитателей к работе с современными школьниками. Хотя с этой категорией ведется методическая работа, но тем не менее воспитатели затрудняются в отборе содержания воспитывающей деятельности на основе анализа данных психолого-педагогической диагностики, в определении единых подходов к воспитанию и развитию личности кадет, во владении технологиями индивидуального сопровождения и др.

Слайд №8 - Психолого-педагогический мониторинг

В училище создана научно обоснованная диагностическая система, адекватная целевым ориентирам и содержанию воспитательного процесса. Разработан и действует психолого-педагогический мониторинг. Воспитательный процесс выстраивается на основе изучения личности кадета и тесном взаимодействии всех структурных подразделений училища с целью создания единого воспитательного пространства. Психологической службой училища изучаются личностная и интеллектуальная сферы, степень комфортности, удовлетворенности образовательным процессом, развитие коллектива. Воспитателями проводятся психолого-педагогические тестирования по изучению уровня воспитанности, наличию социально-значимых качеств, ценностных ориентиров личности и другие, что позволяет адресно выстраивать воспитательный процесс.

Слайд №9 - Диагностика уровня воспитанности

На протяжении 2 лет в училище проводится диагностика уровня воспитанности, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И. Шиловой. Воспитанники оцениваются по признакам и уровням 6 формирующихся качеств: Эрудиция; Отношение к обществу; Прилежание; Отношение к труду; Отношение к природе; Эстетический вкус, Отношение к себе.

Анкетирование проводится не анонимно, воспитанники подписывают свои анкеты, что дает возможность корректировать и развивать личностные качества, определяющие уровень воспитанности.

В процессе диагностического анализа уровня воспитанности кадет мы стремимся к тому, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Опираясь на результаты диагностики, классные руководители и воспитатели выбирают наиболее рациональные способы сотрудничества с кадетами. При этом, они ориентируются не только на особенности кадет и класса в целом, но и подбирают эффективные формы и методы воспитания.

Результаты диагностического обследования кадет обсуждаются на методических объединениях воспитателей, а также в индивидуальной беседе с родителями, коллективно с классом. Полученные данные расширяют и углубляют знания классных руководителей о детях, позволяют выявить причины, выстроить индивидуальную траекторию их развития.

На основе проведенного анализа устанавливается, на каком уровне воспитанности находится каждый ученик и отдельные группы учащихся, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности (к учению, труду, к сверстникам) он может проявить самостоятельность, инициативу, способен регулировать свое поведение. Анализ позволяет конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход - подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно развитых личностных качеств.

В настоящее время в училище разрабатывается основная образовательная программа. Воспитательный отдел работает над созданием Программы воспитания и социализации и ее диагностического инструментария.

Слайд № 10 - Личностные результаты

Известно, что наряду с требованиями к структуре образовательной программы и условиям ее реализации, в стандарте установлены также требования к результатам ее освоения: личностным, метапредметным и предметным.

Особую сложность, по мнению и ученых, и практиков, вызывает исследование личностных результатов как одного из компонентов нового образовательного результата. В стандарте прописаны личностные результаты и их характерные черты. В педагогической науке существуют различные точки зрения на проблему определения и классификации личностных результатов (В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, Н.К.Голубев). Необходимо заметить, что формирование ценностных отношений рассматривается нами как формирование личностных результатов.

Слайд № 11- Классификация личностных результатов

Мы основываемся на классификации и методиках изучения и оценки личностных результатов, разработанными сотрудниками кафедры теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО совместно с учеными Псковского государственного университета, под руководством д.п.н., профессора Е.Н. Степанова. Авторский коллектив, сгруппировав 11 направлений личностных результатов, прописанных в ФГОС, предлагает 6 приоритетных компонентов: отношение к познавательной деятельности; отношение к преобразовательной деятельности; отношение к социальному и природному окружению; отношение к Отечеству; отношение к прекрасному; отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию. Хотелось бы заметить, что уровень воспитанности отслеживался в училище по 6 формирующимся качествам личности. Классификация Е.Н. Степанова более совершенна и соответствует требованиям ФГОС и взята нами за основу.

Слайд №12 - Методики исследования личностных результатов

В этой связи становится очевидной актуальность разработки диагностико-аналитического инструментария для изучения и анализа личностных результатов образовательного процесса.

Авторы разработали целостную систему, позволяющую комплексно и аспектно отслеживать процессы формирования личностных результатов классным руководителем. Каждая из методик легка в обработке и доступна для преподавателей. Такое стремление связано с тем, что практические работники не обладают большим объемом времени для диагностической деятельности. Да и важнее, чтобы их временные затраты были в большей мере связаны с созданием условий для формирования и коррекции ценностных отношений учащихся

Слайд №13 - Уровни сформированности личностных результатов

Осуществив систематизацию личностных результатов с помощью выделения 6 приоритетных ценностных отношений, мы переходим к определению критериев и уровней сформированности ценностных отношений. Эта логическая операция является ключевой в алгоритме действий по изучению и оценке личностных результатов.

Наполнение этой таблицы конкретными проявлениями ценностных отношений на этапах их развития позволит разработать карты оценки развития ценностных отношений учащихся, которые педагоги могут использовать при изучении и оценке достигнутых воспитанниками личностных результатов.

Слайд №14 Карта Оценки развития ценностных отношений

В качестве основных критериев оценки воспитанности ценностных отношений большинство ученых предлагает избирать сформированность главных структурных компонентов этих отношений:

Слайд № 15 - Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников

Внимательно изучив информацию, изложенную в карте о проявлениях ценностных отношений учащихся в процессе их развития, и опираясь на результаты своих педагогических наблюдений и проведенных в классе диагностических исследований, педагог заполняет бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников. На основе полученных данных проводит анализ, делает выводы, разрабатывает комплекс мероприятий.

Актуальность и важность обозначенной проблемы еще не гарантируют быстрое и полное ее решение. Предстоит сформировать более ясные, глубокие и детальные представления о личностных результатах, их содержательных характеристиках, приемах и методах исследования и оценки, субъектах и объектах изучения и анализа

Слайд №16 - Эффективность реализации программы

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации нам представляется по следующим показателям, представленным на слайде- сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, физического потенциала развития личности ученика, удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе, сформированность классного коллектива. Мы выстроили диагностический инструментарий для проведения мониторинга программы

Реализация программы начнется с 1 сентября 2015-2016 учебного года, но мы сегодня активно изучаем, моделируем, формируем воспитательную систему училища.








© 2010-2022