Анализ методической работы школы за 2006-2007 учебный год

Анализ качества методической работы с педагогическим коллективом поводится на основе трех критериев – системности, результативности, динамики совершенствования.             В настоящем учебном году деятельность методической службы определялась единой методической темой   «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор развития личности ученика и учителя». Основной целью деятельности методической службы школы являлось создание условий для непрерывного повышения уровня професс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ методической работы за 2006 - 2007 учебный год

Анализ качества методической работы с педагогическим коллективом поводится на основе трех критериев - системности, результативности, динамики совершенствования.

В настоящем учебном году деятельность методической службы определялась единой методической темой

«Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор развития личности ученика и учителя».

Педколлектив был нацелен на выполнение следующих задач:

  1. - Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса через раскрытие творческих ресурсов участников образовательного процесса.

  2. - Продолжение формирования рефлексивной культуры у всех субъектов образовательного процесса.

  3. - Поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного и дошкольного образования.

  4. - Обеспечение методическими материалами и рекомендациями всех структурных звеньев УВП.

  5. - Организация взаимодействия со «Школами Здоровья» с целью обмена опытом.

  6. - Реализация ресурсного обеспечения поэтапного перехода на новый БУП-2004.

  7. - Выявление творчески работающих педагогов для изучения, обобщения и распространения их опыта.

Основной целью деятельности методической службы школы являлось создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и совершенствования их деятельности в рамках реализации Программы развития «Школы Здоровья».

В соответствие с поставленными задачами методическая работа проводилась по следующим направлениям:

  • Деятельность Методического совета школы как координатора работы с педкадрами.

  • Повышение профессионального уровня педагогов, изменение профессиональной компетентности кадров, самообразование педагогов.

  • Создание учебных программ, разработка методических и дидактических материалов.

  • Организационные формы методической учебы, отбора, обобщения и трансляции передового опыта.

  • Деятельность методических объединений, цикловых и проблемных групп.

Деятельность Методического совета школы строилась в соответствии с Положением о МС. Основными вопросами, которые рассматривались на заседаниях МС, были следующие:

  1. Согласование планов работы методической службы школы.

  2. Создание рабочих групп по подготовке к педсоветам, семинарам.

  3. Подготовка к аттестации школы (согласование тематического планирования, проверка журналов, подготовка УМК).

  4. Организация и проведение мониторинга образовательного процесса.

В целом работа МС была организована конструктивно, в обсуждениях различных вопросов принимало участие большинство членов МС. Однако, нуждаются в доработке такие вопросы как:

  1. Взаимопосещение уроков у коллег.

  2. Проведение предупреждающего контроля за аттестацией учащихся.

  3. Работа с нормативными документами.


Подбор и расстановка кадров

Количественный и качественный состав кадров на конец 2006\07бь уч.года

предмет

Всего учителей

Высшей категории

Первой категории

Второй ктегории

Не имеют категории

Начальная школа

8

2

6

-

-

Русский язык и литература

7

3

3

-

1

Математика, физика, информатика

7

2

4

1

-

История, география

4

1

1

2

-

Биология, химия

3

1

1

-

1

Иностранный язык

3

-

-

2

1

Музыка, ИЗО, труд, Ф\К, ОБЖ

10

2

6

1

-

В 2006\07 уч.году успешно прошли аттестацию и получили квалификационные категории следующие педагоги:

Высшую квалификационную категорию:

  1. Бурцева Е.Б.-учитель информатики

  2. Забродняя Л.И.-учитель русского языка и литературы

  3. Кузьмина Е.Е.-учитель начальных классов

Первую квалификационную категорию:

  1. Потапова Л.Л.-учитель начальных классов

  2. Трубецкая И.С.-учитель истории и обществознания

Вторую квалификационную категорию:

  1. Виноградова Л.Н.-учитель истории и обществознания

  2. Матвеева А.Н.-учитель английского языка


Динамика аттестации в период с 2004 по 2007 год

Учебный год

2004\05

2005\06

2006/07

Всего учителей

48

48

44

Высшая категория

11(30%)

10(20%)

12 (27%)

Первая категория

23(48%)

26(54%)

22 (50%)

Вторая категория

7(15%)

4(8%)

5 (11%)

Анализ данных свидетельствует о повышении процента категорийности педкадров с 82% до 88%. У 3х педагогов школы (Суркова С.П., Куролесова Н.В., Сорока В.М.) нет категорий.

Прошли курсовую подготовку по проблеме «Использование ИКТ в образовательном процессе» педагоги: Доронина И.И., Савельева О.Н., Бурцева Е.Б., Ларионова Е.В., Айрапетян Э.О., Брегадзе С.Ю.; предметные курсы - Леухина О.В., Мещеряков Н.К., Лунгул Л.Б., Бурмистрова О.В., Капитонова О.А.

За последние 5 лет не были охвачены курсовой подготовкой учителя истории, биологии, химии.

Деятельность структурных звеньев методической службы

В этом учебном году действовало 4 методических объединения, 3 цикловые группы, 3 проблемные группы.

Название структурного звена метод. службы

Содержание деятельности

Результативность

МО учителей начальных классов

Руководитель Лысова М.Н.

Основные задачи МО: повышение эффективности урока как основной формы организации УВП через раскрытие творческих ресурсов участников образовательного процесса; поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс дошкольного образования. Проведено 5 заседаний МО в различных формах - круглые столы, семинары-практикумы, ролевые игры. Внутри МО работает творческая микрогруппа «Оздоровление через обучение младших школьников» под руководством Бережковой Л.И., продолжала свою работу 2Школа дошкольника»

Обобщался опыт работы МО на уровне города на городском семинаре «Реализация модели здоровьесберегающей педагогики на 1 ступени обучения».

Давали открытые уроки учителя Лысова М.Н., Бережкова Л.И., Кузьмина Е.Е.

Учителями Степанищевой В.И. был подготовлени призер городской олимпиады по русскому языку.

Учитель Плтапова Л.Л. повысила свою квалификационную категорию (первая)

Требует доработки вопросы: 1) «Изучение технологии В.Ф. Базарного», 2) «Возможности использования системы Занкова в начальной школе».

2. МО учителей математики, физики, информатики

Руководитель Доронина И.И.

Проведены 5 заседаний МО по плану. Делились опытом работы Салькова Н.П., Доронина И.И., ., Бурцева Е.Б.

Учителя продолжили работу по выбранным темам самообразования и сделали отчет по своей работе. В рамках интеллектуального марафона проводились математические олимпиады, конкурсы.

Давали открытые уроки Салькова Н.П., Бурцева Е.Б. ( аттестовалась на высшую категорию) 77 учащихся приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру». Ученик 10А класса Суринов А. стал пятым в регионе. Ученик 10А класса Бурцев Д. занял 2 место на городском конкурсе «Лучший пользовательПК». В следующем году необходимо обратить внимание на вопросы: 1) Взаимопосещение уроков у коллег,2) отработка вычислительных навыков, 3) новые формы работы МО

3. МО учителей химии, биологии

Руководитель Глинюк И.Н.

Проведены 3 заседания МО в соответствии с планом работы. МО работает над проблемой применения интеграционных технологий в образовательном процессе, использования валеологических знаний на практике. Делились опытом работы Глинюк И.Н., Шептухова Т.А.

Подготовлены призеры городской олимпиады по биологии в 9 кл. (3 и 4 места), заочной областной валеологической олимпиады, Заочной областной экологической олимпиады.

4.МО учителей-словесников

Руководитель Кузнецова О.А.

Проводились практикумы по самоанализу, обсуждалась и рекомендовалась учебно-методическая литература, особенно по проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ. Руководителе МО было организовано Взаимопосещение уроков, составлен план предметной недели, план работы по проведению года русского языка.

Много внимания уделялось организации мониторинга - анализ контрольных работ, результатов ЕГЭ, итоговая аттестация.

В предметной неделе приняло участие 360 учащихся 5-11 классов, В международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» - 114 учащихся.

Учащиеся 10 классов заняли 1 место на городском конкурсе чтецов с композицией 2Умейте же беречь наш дар бесценный речь» ( подготовили Кузнецова О.А., Матвеева А.Н.). Собран и оформлен материал об ученом-русисте Виноградове.

Требуют доработки следующие вопросы:1) выявление разделов (тем) учебного материала, дающих наиболее высокий уровень знаний и, наоборот, более низкий, 2) работа с учащимися над заданиями повышенной сложности, 3) организация контроля и оценка знаний, умений, наыков, 4) планирование целевых взаимопосещений уроков.

5.ЦГучителей истории и географии

Руководитель Трубецкая И.С.

Ведется работа по изучению ноых программ и учебников, по самообразованию по вопросам использования различных здоровьесберегающих технологий. Проводились внеклассный мероприятия: турнир знатоков истории в 6х классах (Виноградова Л.Н.), Музейный урок в 10-х классах (Губанова И.Ю.), конкурс «Восток-дело тонкое» (Ларионова Е.В., Брыксина Ю.В.), олимпиада по истории и обществознанию ( Трубецкая И.С.)

Давали открытые уроки Губанова И.Ю., Трубецкая И.С. ( повысила свою квалификационную категорию) Подготовили призеров городских олимпиад по обществознанию:Цымбалов А., 10кл., 3-е место (учитель Губанова И.Ю.), Горохивская А., 9 кл. (Учитель Трубецкая И.С.), 3 место; по истории 10 кл Сорокина К. 1 место (учительГубанова И.Ю.)

1 место на городском конкурсе знатоков истории - Сорокина К. (Учитель Губанова И.Ю.)

15 учеников принимали участие в городском краеведческом конкурсе сочинений 2мемто занял Бурцев Д., 10кл. (УчительГубанова И.Ю.)

6.ЦГ учителей физической культуры, ОБЖ и хореографии

Руководитель Леухина О.В.

Проведены 5 заседаний согласно плану работы.ЦГ работала над проблемами применения здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности, профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников, организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах для детей с ослабленным здоровьем.

Педагоги подготовили призеров городских олимпиад: Мещеряков Н.К. - 11кл. Лихачев А. 2место, 9кл. Абрамов Г. 3место; Леухина О.В. - 9 кл. Мусаева А. 3место. Учитель Леухина О.В. давала открытый урок ЛФК на городском семинаре в начальной школе.

Рекомендации: более полно использовать имеющийся спортивный инвентарь и другое метериальное оснащение.

7.ЦГ учителей технологии, музыки, ИЗО

Руководитель Брегадзе С.Ю.

Все педагои выступали с обобщением собственного опыта работы по реализации предпрофильного обучения

Давли открытые уроки на областной педмастерской Брыксина Ю.В., Ошкина В.Б., Махова Е.В.

Подготовили призеров городских олимпиад по технологии: Сучков В.Ю. - 2место (Сенотов, Соломатин 8кл.)

Второй год в структуре методической службы действует проблемная группа учителей классов компенсирующего обучения, руководитель Полякова Л.К. Она функционирует в тесном сотрудничестве с психологом школы Капитоновой О.А. Если в прошлом учебном году деятельность ПГ основывалась на изучении теоретических вопросов (программы ККО, методы и формы работы), то в этом году основными формами деятельности ПГ стали практические занятия, обмен опытом, аналитическая деятельность. На основании данных анкетирования педагогов и учащихся определялся круг проблем для каждого класса в отдельности, намечались пути их решения. В этом году работа будет продолжена, особенно требуют внимания такие вопросы, как профилактическая работа по предупреждению конфликтных ситуаций, мотивация учения и предупреждение пропусков уроков учащимися, проведение системной диагностики образовательного процесса, соблюдению единых требований и критериев оценивания на уроке.

План работы ПГ «Оздоровление через обучение младших школьников» (руководитель Бережкова Л.И.) включал в себя теоретическую и практическую части. Особое внимание уделялось организации первых дней обучения первоклассников. Совместно с психологом рассматривались следующие вопросы:

  1. Психофизические механизмы трудностей обучения письму и чтению и пути их преодоления.

  2. Проработаны статьи из журналов «Школа Здоровья».

  3. Организация работы гиперактивных детей в условиях общеобразовательного процесса.

  4. Организация взаимопосещений уроков учителей-предметников.

В этом учебном году ПГ будет работать совместно с психологом по программе «Рука друга».

Формы повышения профессиональной компетентности педагогов школы.

Реализация плана работы над методической темой школы.


Формы методической работы

Цели

Содержание

Результаты

Методическая презентация «Ресурсный подход к организации образовательного пространства школы».

10 октября 2006г.

Выработка единых подходов к ресурсному обеспечению образовательно-воспитательного процесса на уровне поставленных задач.

1. Теоретическое обоснование выбранной методической темы школы.

2. Практическая работа «Ресурсное обеспечение Профессионального и личностного развития педагога».

3. Управленческие аспекты проблемно-ресурсного подхода.

1.Обсуждение планов работы методических звеньев (коллективная рефлексия).

2.Дальнейшее развитие сотрудничества и сотворчества членов педколлектива.

3.Создание Модели ресурсного подхода к повышению собственной профессиональной компетентности.

Педагогический консилиум «Проблемы и перспективы развития воспитательнобразовательного пространства 5-классников в условиях преемственности между 1 и 2 ступенями обучения».

23 ноября 2006г.




Изучить трудности в обучении и воспитании 5-классников, разработать учебно-воспитательные и управленческие меры по устранению причин затруднений

1.Итоги классно-обобщающего контроля в период адаптации уч-ся 5-ых классов.

2. Поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с 5-классниками на основе диагностики сформированности общеучебных умений и навыков.

3. Педагогическая фасилитация учебной деятельности школьника- выступления классных руководителей.

1.Справка по итогам 1 триместра.

2.Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 5-ых классах

3.Выработка рекомендаций учителю, работающему с 5-классниками.

Педагогический совет-профессиональный диалог участников образовательного процесса ( педагогов, учащихся 10-х классов и их родителей) на тему «Мотивация учения - основное условие успешности обучения».

1 февраля 2007г.

1. Определить проблемы мотивационной сферы нынешних десятиклассников через анализ данных анкетирования.

2. Проанализировать результаты классно-обобщающего контроля по 10-м классам.

1. Создание структурной схемы мотивационной сферы учащегося.

2.Показ видео-слайд-фильма «Легко ли быть 10-классником?»

3. Практическая работа по группам «учителя», «10-классники», «родители» с материалами психолого-педагогического анкетирования.

4. Рефлексия, заполнение анкет участниками педсовета.

5. Справка по итогам классно-обобщающего контроля.

1. Получены представления о важной роли мотивов в процессе обучения.

2.Выявлены общие подходы в проблемах мотивации (слабая мотивация процессом и содержанием). Составление совместного трехстороннего проекта фотмирования мотивационной сферы .

Теоретический семинар «Здоровьесберегающие технологии как инновационный ресурс современного педагога».

21 февраля 2007г.

Раскрыть сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и ее практическое применение в учебном процессе

1. Презентация здоровьесберегающих технологий.

2. Работа временных творческих проблемных групп

3. Обмен мнениями

1.Рассмотрены возможности использования след. Технологий: А.С.Макаренко, адаптивная физкультура, телесно-ориентированная терапия, ИКТ

Педагогический совет «Творчество педагога - основной компонент здоровьесберегающей системы образования».

9 апреля 2007г. (в рамках традиционной Недели Здоровья)

1. Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной темы.

1. Мозговой штурм « Педагогическое творчество: отказ от шаблонов и стереотипов» как вхождение в тему.

2. Презентация Городского семинара по начальной школе как творческий опыт здоровьесберегающего пространства в школе.

3. Кружковая деятельность как творческий диалог учителя и ученика.

4. Практическая работа «Коллективное педагогическое творчество».

5. Мультимедийная презентация Недели Здоровья.

1. Знакомство с различными подходами к педагогическому творчеству через показ собственного практического опыта.

2. Создание Мандолы нашего педколлектива.

3. Дальнейшее совершенствование рефлексивной культуры.

Выработаны рекомендации по планированию творчества в педагогической работе.

Методический день на тему «Урок - важнейший показатель профессиональной компетентности и мастерства учителя». Проходил в рамказ областной педагогической мастерской «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении как условие повышения качества образования».

28 апреля 2007г.

Стимулирование пед.коллектива к повышению пед.мастерства; ознакомление коллектива с технологией работы учителей школы, создание «Копилки внутренних методических находок».

1. Проведение 6 открытых уроков с составлением технологической карты.

2. Круглый стол на основе работы творческих групп

3. Анализ посещенных уроков по технологической карте. Представление творческого портрета уроков.

  1. Открытые уроки получили положительную оценку.

  2. Профессиональное проектирование уроков определило их высокое качество.

  3. Метод составления технологических карт уроков взят на вооружение педагогами школы.

Избранные формы методической работы способствовали повышению профессионализма учителей, знакомили с новыми педагогическими идеями и технологиями, обобщали передовой опыт работы внутри школы, развивали творческий потенциал и мастерство учителей. Такая организация методической учебы способствовала включенности в процесс методического творчества 70% педагогов.

Избранная методическая тема школы имеет большой нереализованный еще потенциал, поэтому работа над ней будет продолжена в следующем учебном году.

Уровень реализации поставленных задач, а также предстоящие перспективы показан в таблице:

Основные задачи по реализации методической темы

Уровень выполнения (через какие формы) задач

Причины невыполнения, недовыполнения

Задачи на новый учебный год

  1. Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса через раскрытие творческих ресурсов участников образовательного процесса.

- открытые уроки в рамках методического дня «Урок-важнейший показатель профессиональной компетентности и мастерства учителя»;

- открытые уроки аттестуемых учителей;

- городской методический семинар по начальной школе;

- педагогический совет «Творчество педагога-основной компонент здоровьесберегающей системы образования»;

- взаимопосещение уроков у коллег

- использование неэффективных технологий обучения;

- недостаточная оргинизация внутришкольного взаимопосещения;

- непроработанность механизма обратной связи «контроль-исправление»

-усилить практическую направленность образовательного процесса на развитие мышления учащихся с использованием творческого потенциала.

  1. Обеспечение методическими материалами и рекомендациями всех структурных звеньев УВП.

-планирование работы методической службы;

-памятка «Рекомендации учителю, работающему с 5-классниками»;

-теоретический семинар «Здоровьесберегающие технологии как инновационный ресурс современного педагога»;

-тезаурус и рекомендации к педсовету-профессиональному диалогу «Мотивация учения-основное условие успешности обучения»;

-подготовка брошюры по областной педагогической мастерской.

- недостаточная диагностика затруднений у педагогов;

- невсе учителя эффективно используют предложенные материалы в своей педагогической деятельности

Провести необходимое анкетирование с целью выявления методических пробелов и подготовки необходимых материалов для их ликвидации;

-усилить практическую направленность методических рекомендаций.

  1. Продолжение формирования рефлексивной культуры у всех субъектов образовательного процесса.




- выступления на педагогических советах, семинарах;

-технологические карты открытых уроков (Лысова М.Н., Кузьмина Е.Е., Брыксина Ю.В., Леухина О.В., Махова Е.В., Ошкина В.Б., Бережкова Л.Н., Бурцева Е.Б., Салькова Н.П., Капитонова О.А., Губанова И.Ю.);

-диагностические карты;

- мониторинг УВП,мониторинг здоровья;

- анализ методической работы;

- аттестация педкадров (Бурцева Е.Б., Виноградова Л.Н., Забродняя Л.И., Кузьмина Е.Е., Трубецкая И.С., Матвеева А.Н., Потапова Л.Л.);

- привлечение учащихся и их родителей к обсуждению проблемы оптимизации образовательного процесса (профессиональный диалог «Мотивация учения-оснрвное условие успешности обучения»)

- недостаточная исполнительская дисциплина;

- формальное отношение к планированию своей деятельности.

- систематизировать работу по самообразованию педагогов;

-изучить новые подходы к оформлению папки достижений учителя, руководителя, учащихся класса;


  1. Выявление творчески работающих педагогов для изучения, обобщения и распространения их опыта.

Через посещение уроков, открытые уроки, выступления, изучение документации была выявлена группа педагогов, которые творчески подходят к организации своей профессиональной деятельности: Лысова М.Н., Кузьмина Е.Е., Полякова Л.К., Бурцева Е.Б., Трубецкая И.С., Махова Е.В., Салькова Н.П.

-недостаточная обеспеченность внутришкольного обмена опытом, его невостребованность со стороны других педагогов


- использовать ресурс творчески работающих учителей путем создания более эффективных форм распространения их опыта (мастер-класс, наставничество и др.)

  1. Организация взаимодействия со «Школами Здоровья» с целью обмена опытом.

-участие в областных педагогических чтениях «Отечественная педагогика о воспитании гражданина. С.И. Гессен о воспитании гражданина»;

- Региональная педагогическая мастерская «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении как условие поышения качества образования»

-

-недостаточный уровень практической направленности

Продумать возможности посещения других школ с целью приобретения практического опыта.


  1. По прежнему остаются нерешенными и актуальными следующие задачи: 1) Поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного и дошкольного образования. 2) Реализация ресурсного обеспечения поэтапного перехода на новый БУП-2004.



© 2010-2022