«Система работы по организации антинаркотической деятельности в образовательном учреждении»

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.  Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания. Сегодня воспитательная работа нашей школы имеет... Непосредственной целью программы  является создание условий для отвлечения детей от пагубных привычек, от совершения противоправных деяний, предупреждения и своевременного предотвращения случаев употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.   
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Система работы по организации антинаркотической

деятельности в образовательном учреждении»

Егорова О.А., заместитель директора

по воспитательной работе

История наркотиков стара как человечество! Наркотики были известны и употреблялись давно! А в 90-е годы новая забава вместе со всем западным пришла и к нам, в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и улицам городов. Смерть с огромным напором вылилась на подростков! Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые психологически намного слабее взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать!

Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей?

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Сегодня воспитательная работа нашей школы имеет свою устоявшуюся и проверенную в течение многих лет систему работы с обучающимися в организации их жизнедеятельности. Работа ведется по нескольким направлениям. И большое внимание мы уделяем просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни. Профилактика наркомании - одно из самых важных направлений. Программа по профилактике наркомании, помогает нам к этой проблеме подходит системно. Необходимость создать программу по данному направлению работы возникла у нас на основании анализа контингента школы, семей обучающихся, окружения, микро и макросреды.

Непосредственной целью программы является создание условий для отвлечения детей от пагубных привычек, от совершения противоправных деяний, предупреждения и своевременного предотвращения случаев употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

В школе созданы условия для повышения эффективности работы: сохранилась социально-психологическая служба, которая разработала и реализует ряд социально-педагогических и психологических программ. Действует школьная общественная детская организация «Родник», создан волонтерский отряд «Открытые сердца». Открыты объединения дополнительного образования детей. Школа взаимодействует с организациями, направлением работы которых является здравоохранение, правопорядок, досуговая и образовательная, спортивная деятельность, социально-психологическая корректировка поведения несовершеннолетних. Для обеспечения занятости детей младшего школьного возраста в летний период, в школе на протяжении нескольких десятков лет работает пришкольный оздоровительный лагерь «Ласточка», в этом году работал трудовой лагерь для подростков. В школе ведутся занятия по духовно-нравственному воспитанию, которые настраивают учащихся на соблюдение норм православной морали. И в то же время, обращая внимание на православие, в школе проводится работа по толерантному отношению к людям разных религиозных течений, разных национальностей.

В реализации данной программы участвуют не только педагогический коллектив, но также и социальные партнёры, родительская общественность.

Эта работа строится на основе изучения и выполнения действующих нормативных документов, а именно:

  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.89 (ст. 33)

  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.98 (подп. f и g п. 5 ст. 3

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ст. 4)

  • пункт 3 статьи 32 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"

  • Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст. 1, 2, 5)

  • ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.14);

  • ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

  • ФЗ от 10 июля 2001 г. «Об ограничении курения табака»;

  • УК РФ (ст.151) «Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, а именно в систематическом употреблении спиртных напитков»;

  • Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями от 28 сентября 2011 г.)

  • Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 N ВФ-1376/06 "Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях)

  • Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2007-2012 г

  • Закон Рязанской области от 3 августа 2010 года N 81-ОЗ "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Рязанской области";

  • Закон Рязанской области от 2 декабря 2005 года N 132-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";

  • Закон Рязанской области от 3 апреля 2006 года N 41-ОЗ "О защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области";

  • Закон Рязанской области от 29 декабря 2010 года №170-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей" (принят Постановлением РОД от 23.12.2010 № 534-V)

  • Закон Рязанской области от 29 декабря 2010 года №169-ОЗ «Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Рязанской области» (принят Постановлением РОД от 23.12.2010 № 534-V)

  • Долгосрочная областная целевая программа «Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Рязанской области на 2011-2015 годы» (в ред. Постановлений Правительства Рязанской области от 01.03.2011 N 27, от 05.10.2011 N 322)

  • Постановление от 17.11.2010 г. № 290 об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкогольной продукцией и формирования здорового образа жизни населения Рязанской области на 2011-2015годы» (в ред. Постановлений Правительства Рязанской области от 01.03.2011 N 27, от 12.10.2011 N 339) и другие.

В школе разработан и реализуется план мероприятий по профилактике употребления наркотических веществ на текущий учебный год.

Реализация плана осуществляется через разные направления. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них.

1)Диагностирование и выявление детей и подростков, склонных к вредным привычкам и имеющих их:

- Сформирован банк данных несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учёте, учёте в ИДН, КДН. Сегодня на учете в инспекции состоит лишь один ученик нашей школы, на внутришкольном учете - 9 учащихся.

-С целью профилактики бродяжничества и правонарушений среди подростков в учреждении осуществляется ежедневный учет и контроль посещаемости и успеваемости обучающихся. Эту работу координирует социальный педагог, который совместно с классными руководителями ведет учет пропусков обучающихся каждый день. Кроме этого, классные руководители каждодневно заполняют «Листы учета пропущенных занятий», в случае пропусков связываются с родителями, выясняют причину неявки в школу. На сегодняшний день обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительных причин, нет.

2) Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Так в школе действуют спортивные секции: баскетбол, волейбол. Работают кружки по различным направлениям. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Ежегодно школьники участвуют в туристическом слете, где занимают призовые места. Организовываются экскурсии по достопримечательным местам нашего района, области.

Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

- Физкультминутки на уроках

- Дни здоровья (1 раз в четверть)

- Тематические вечера

- Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

- Конкурс агитбригад "Мы за здоровый образ жизни"

- Акции

Ежегодно в школе разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся школы - постоянные участники районных спортивных состязаний.

Данная работа не ограничивается месяцем или четвертью, она ведётся регулярно и особое место ей отводится в летний период в лагере дневного пребывания и трудовом лагере. В частности этим летом ученики нашей школы приняли участие в региональной акции «Лето без табачного дыма».

3) Классными руководителями проводятся мероприятия, способствующие заинтересованности в сохранении здоровья. В работе с учащимися для формирования здорового образа жизни используются разнообразные, нестандартные формы: беседы-диалоги, ролевые игры, социальный опрос, самотестирование, викторины и др.. Реализуя программу по профилактике ПАВ классными руководителями проводятся тематические классные часы: «Умей сказать «Нет», «Курить или жить?», викторина «Наши вредные привычки», урок здоровья о вреде наркомании, дискуссия «Трезвость - норма жизни», «Профилактика злоупотребления психоактивных веществ» и многое другое.

Хочется отметить то, что педагогами школы активно ведётся поиск новых форм и методов работы с подростками:

- это и использование Интернет - ресурсов, применение информационно-коммуникативных технологий (просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций во время тематических мероприятий). Кроме этого в учреждении на компьютерах, имеющих доступ в Интернет, установлена программа, блокирующая запрещённую информацию о способах производства наркотических средств, взрывчатых веществ в домашних условиях, и т.д.

4) Дополняет работу классных руководителей план мероприятий школьной социально-психологической службы. В этом направлении используются такие формы работы, как беседы «Как не поддаться соблазну», «Жизнь без наркотиков», беседы с использованием видеотеки «Алкоголь - миф и реальность», игры «Ты становишься взрослым», «С законом на Вы», групповые занятия с элементами тренинга «Умей сказать «Нет!», проведение анонимного анкетирования на предмет информированности и отношении подростков к алкоголю и наркотическим веществам и т.д.

Социально - психологической службой школы разрабатывается и осуществляется выпуск буклетов по профилактике наркомании среди школьников для детей и родителей.

Так, в сентябре 2014 г. в нашей школе прошло общешкольное родительское собрание по теме «Здоровый образ жизни», где родители наряду с ценными советами медицинского работника получили от социального педагога школы буклеты с рекомендациями как правильно организовать работу с детьми по ЗОЖ.

5) Вся учебная программа школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. Поэтому следующим направлением работы по профилактике вредных привычек является преподавание учебных курсов «Обществознание», «ОБЖ» и др. Учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека. В учебных программах данных курсов отводится определённое количество часов, посвящённых пропаганде здорового образа жизни, выработке негативного отношения к вредным привычкам, к наркотическим средствам. В рамках курса «Обществознания» изучаются такие темы как:

- «Переходный возраст»;

- «Молодежные субкультуры»

- «Задачи и трудности подросткового возраста»;

- «Быть взрослым»;

- «Подросток в группе»;

- «Опасный путь преступной жизни»;

- «Подросток в обществе риска»;

- «Проблема одиночества»;

- «Враги моего здоровья»;

- «Ценность человеческой жизни» и др.

Данный курс как нельзя лучше формирует в подростке нужные жизненные ориентиры и пропагандирует общечеловеческие ценности. На таких уроках учащиеся могут высказать свою точку зрения, анализировать конкретные ситуации, моделировать своё поведение в критические минуты выбора.

6) Педагогический коллектив школы осуществляет поиск новых методов и форм в решении проблемы наркомании. Мы наряду с традиционными подходами пробуем новые: воздействуя на детей и подростков никогда не употребляющих курение, алкоголь, наркотические вещества, пропагандируем преимущества полноценного здорового образа жизни. Особенностью рассматриваемого нами подхода является то, что работу с подростками наряду с педагогами по профилактике вредных привычек на добровольных началах ведут их сверстники.

Я говорю о совершенно новой в практике школы работы форме - волонтёрская инициатива. Это является следующим в ряду перечисленных мною направлений по профилактике вредных привычек. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, но могут присушиваться к сверстнику, принимать от них информацию с меньшим сопротивлением, мы выбрали этот путь пропаганды здорового образа жизни.

Волонтёрский отряд «Открытые сердца» действует на базе МОУ Тумская СОШ №46 с 2010 года и представляет собой самостоятельное общественное объединение. В его состав входят подростки в возрасте 14-16 лет, осознавшие себя лично ответственными за то, что происходит сейчас в окружающем их обществе. Основное содержание деятельности волонтёрского отряда - благотворительная помощь нуждающимся, и волонтёрская инициатива по формированию здорового жизненного стиля стоит не на последнем месте. Их девиз «Нам жизнь дана на добрые дела!».

В годовом плане работы волонтёрского отряда подготовка и проведение общешкольных акций и совместных мероприятий. Например, проведение осеннего кросса, выступление агитбригады по здоровому образу жизни, игровая программа «Курильщик - сам себе могильщик», организация подвижных игр на переменах в младшем звене, акция милосердия «Моему маленькому другу», конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!», проведение акции, направленной на привлечение внимания к проблеме наркомании и СПИДа и др.

Около 40% членов волонтёрского отряда можно назвать гордостью школы, т.к. они зарекомендовали себя отличной учебой, многократными победами в спортивных соревнованиях районного и областного уровней.

Я считаю, что это дело очень значимое, нужное, для многих личный пример других может оказаться более действенным, чем назидательная беседа педагога.

В этой связи доброй традицией школы является демонстрация личных успехов каждого, особенно в спорте, учёбе через вручение грамот и призов на общешкольных линейках, работа с личным портфолио успеха ученика.

Педагогический коллектив школы также своим собственным примером пропагандирует здоровый образ жизни, участвуя в традиционных соревнованиях в рамках спартакиады трудовых коллективов района.

7) В рамках работы школы по антинаркотическому направлению активно используется социальное партнерство. Наша школа осуществляет активное взаимодействие:

- с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- с инспекцией по делам несовершеннолетних (ИДН) отдела МВД России по

и дрология»риятий школьной соцтора по воспитательной работебразу жизниКлепиковскому району;

- с органами социальной защиты Клепиковского района;

- центром социально-психологической поддержки «Контакт»;

- управлением образования Клепиковского района;

- Клепиковским технологическим техникумом;

- Центром занятости населения Клепиковского района;

- администрацией Тумского городского поселения.

8) Следующим направление работы ОУ является психолого-педагогическое просвещение родителей. Это осуществляется через следующие формы:

- родительский всеобуч (тематические беседы на классных и общешкольных родительских собраниях, например «Возрастные особенности подростков. Что может привести к употреблению ПАВ» «Наркомания. Спасем наших детей»);

- индивидуальная работа с семьями учащихся, которые замечены в употреблении вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков) Им оказывается педагогическая, правовая, психологическая помощь. В результате проведенной профилактической работы многие родители начинают выполнять свои права и обязанности по отношению к своим детям.

- приглашение на общешкольные родительские собрания специалистов (инспектора ИДН Куликову Е.И., врача-педитра Жиркову Н.Н., нарколога Сергееву О.В.)

- привлечение членов родительского комитета к участию в работе школьного Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;(Зайцева Е.В., Карпухина Н.В. и др.).

- работа с неблагополучными семьями по оказанию социальной поддержки детям, которые в них проживают. Зачастую, видя пример отца и матери, для детей живущих в этих семьях, является нормой курение, несоблюдение режима дня, а в будущем и склонность к употреблению алкоголя. Из 21 ученика, взятого на учёт как курящие, 11 несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях.

9) Вопросы состояния работы педагогов школы по профилактике вредных привычек регулярно отражаются в тематике совещаний при директоре, на малых педсоветах, на заседаниях методического объединения классных руководителей, и на планёрках администрации школы.

В школе создана и продолжает накапливаться методическая копилка, которая содержит, не только научно-популярную, психологическую литературу, разработки мероприятий по обсуждаемой проблеме, но также электронные презентации и видеофильмы.

Я рассказала об основных направлениях работы нашего образовательного учреждения по профилактике употребления наркотических средств. Данная система работы даёт свои положительные результаты, позволяет в определённой мере контролировать ситуацию, мы знаем каждого ребёнка, его семью, стараемся находить к каждому свой «ключик».

Положительным является то, что:

- Из числа обучающихся школы на сегодняшний день никто не стоит на учёте у детского нарколога;

- Из числа обучающихся школы на сегодняшний день только один ученик состоит на учёте в КДН и в ИДН.

- Из 335 учащихся школы выявленными курильщиками являются незначительное количество - 21 человек, что составляет 6,27% от общего числа, 11 - из неблагополучных семей

- Число учащихся, занимающихся в спортивных секциях учреждений дополнительного образования, а также кружковой деятельностью растет с каждым годом;

- Наша школа постоянно принимает участие в муниципальных и региональных акциях, направленных на формирование здорового образа жизни детей.

Наряду с тем, что было отмечено выше перед нами остаются нерешённые проблемы:

- Анонимное анкетирование, проведённое в апреле 2014 года показало, что из числа учащихся 7-11 классов (133 чел.), на утверждение «Я иногда употребляю спиртные напитки (пиво)» ответили -14 человек (10,53% от общего числа), на утверждение «попробовал наркотическое вещество из интереса» - 1 человек. Это, конечно, сигнал к размышлению.

- Наш поселок расположен на пересечении путей, совсем рядом от нас города Рязань, Владимир, Касимов. Естественно город несёт в себе определённую опасность в досягаемости всего запрещённого, что так манит подростков, они общаются со знакомыми, естественно передают определённый отрицательный опыт. Особенно это становится актуальным в летний период.

- Остаётся злободневной проблемой работа с неблагополучными семьями, злоупотребляющие спиртным и курением. И в связи с этим снижение социальной ответственности семьи за воспитание своих детей, они не контролируют свободное время своих детей, круг их знакомых. К сожалению, общая тенденция роста числа таких семей очевидна.

- Повышенный интерес подростков к Интернету, зачастую родители не интересуются на какие сайты заходят их дети, с кем общаются.

Данные проблемы остаются нерешёнными даже в масштабах всей страны.

Завершая своё выступление, хочу сказать, что наша школа будет и дальше продолжать работу по профилактике вредных привычек, в том числе употребления ПАВ, так как это является одним из ключевых направлений воспитательной деятельности образовательного учреждения.



© 2010-2022