• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Доклад Технология проектной деятельности в школе как форма организации деятельности всех субъектов образовательного процесса

Доклад Технология проектной деятельности в школе как форма организации деятельности всех субъектов образовательного процесса

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Абдикаримова С.Т.-

заместитель директора по

методической работе.

Дружбинская средняя школа

с.Коргалжын




Технология проектной деятельности в школе

как форма активизации деятельности всех

субъектов образовательного процесса.



Идея обучения и воспитания на основе проектной деятельности возникла в нашей школе не на пустом месте. Педагоги давно искали пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовали средства, методы и формы учебно-воспитательной работы.

Методическая служба школы более трех лет назад начала работу по теме «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса».

Задача школы состоит в том, чтобы вырабатывать и развивать такие способности учащихся, как умение учиться, решать практические задачи в повседневной жизни, оценивать свое поведение в окружающем мире, т.е. их компетентности.

Таким образом, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Наблюдение за учащимися школы позволило педагогам очертить круг проблем, которые необходимо было решать. Кроме таких проблем, как:

-недостаточно сформированные у обучающихся умения и навыки ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания;

-слабый опыт в сотрудничестве, педагоги обозначили и общие проблемы модернизации образования, такие как:

-несоответствие содержания и технологий образования;

-отставание образования от других социально-экономических институтов;

-непривлекательность образовательных услуг;

-репродуктивность методов обучения и воспитания;

-отрицательная мотивация обучающихся и ряд других.

Кроме того, педагогов школы волновали вопросы:

-что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

-какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду.

Поиск ответа на эти вопросы дал ответ: школа должна готовить выпускников, способных:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, четко осозновать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимын обобщения, сопоставления с аналогичныи или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

-быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Педагоги пришли к выводу, что сейчас время -за программами и технологиями, которые обучают учителей учить и воспитывать по-другому, прежде всего, учить школьников думать в полном соответствии с требованиями завтрашнего дня.

Все это подтолкнуло коллектив школы к поиску технологий, которые смогли бы побудить к активности всех участников образовательного процесса. Назрела необходимость оживить учебно-воспитательный процесс с помощью совместной деятельности. И взрослые, и дети остро почувствовали, что нужны новые формы работы, которые бы качественно изменили содержание традиционных классных и общешкольных КТД в целом. Необходимо было найти и апробировать метод, который бы стимулировал интерес и активность взрослых и детей к определенным проблемам, взятым из реальной жизни и значимым для всех участников образовательного процесса.

Всем понятно, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые: могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Учитывая вышеперечисленное, мы определись с приоритетами в области педагогических технологий. Наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются обучение в сотрудничестве и метод проектов. Почему именно эти технологии? Потому что это педагогические технологии, гуманистические по своей сущности. Они обеспечивают не только успешное усвоение материала, но и интелдлектуальное развитие детей.

В последнее время метод проектов (возникший еще в 20-е годы XX столетия в США) широко используется в педагогической практике. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

-необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е умений работать, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя);

-значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что только технология проектной деятельности позволит сформировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки, которые будут способствовать в дальнейшем активной и успешной социализации личности.

Основная цель, которую коллектив школы поставил перед собой: создание в школе условий для использования технологии проектной деятельности с целью активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Основные задачи:

1. Сформировать у учащихся такие ценностно-смысловые компетенции, как:

-общекультурные компетенции;

-учебно-познавательные компетенции;

-информационные компетенции;

-коммуникативные компетенции;

-социально-трудовые компетенции;

-компетенции личностного самосовершенствования.

2. Включить педагогов в активную инновационную деятельность.

3. Содействовать активному сотрудничеству с родительской общественностью.

Мы ожидали получить следующие результаты:

1. Повышение учебной мотивации и качества знаний.

2. Включение педагов в активную инновационную деятельность.

3. Активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе школы.

4. Изменение психологического климата в школе.

Нелегко дается смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного типа деятельности к продуктивному.

Поэтому в преддверии районного семинара «Организация проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе» (2011г) мы начали с простого обучения отдельной группы педагогов общему методу и алгоритмам проектирования.

При этом достигается две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, и кроме этого, педагоги начинают внедрять метод проектов в образовательную деятельность. Одновременно мы изучали теоретический материал и выполняли первые проекты.

Грамотно спланировать и организовать проектную деятельность в условиях общеобразовательной школы нам помог опыт московских школ, а также публикации:

1. «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении». Составитель С.Т.Щербакова.

Как и любая педагогическая технология, технология проектной деятельности представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение в деятельности как педагога, так и обучающегося.

Мы определили, что должен уметь учитель, работая по методу проектов:

-Видеть и находить наиболее интересные и практически значимые темы проектов.

-Владеть разнообразными видами самостоятельной деятельности учащихся.

-Организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.

-Вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом.

-Направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем.

-Устанавливать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

-Владеть компьютерной грамотностью.

От учащихся требуется:

-Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение новых проблем, выдвижение гипотез).

-Владение компьютерной грамотностью.

-Владение коммуникативными навыками.

-Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания в разных сферах жизни для решения познавательных задач.

Начиная работу по методу проектов мы обучали педагогов школы как правильно:

-создать мотивацию;

-создать образовательную среду;

-определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

-использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

-представлять возможные способы презентации ситауций для осмысления проблемы исследования;

-организовать работу (в малых группах, индивидуально);

-владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.д.;

-консультировать (по методу убывающих подсказок);

-иметь критерии объективной оценки.

Учителя должны четко планировать ход проектной недели и определять, каким видам деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирования:

не

де

ли

Этапы проектной

деятельности

Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности

Виды деятельности

учащихся дома

Виды деятельности учащихся вне дома

Деятельность учителя



Кроме того, каждый педагог придерживался четкой структуры проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения.

Выбор рабочей группы

Уточняют информацию.

Обсуждают задание

Мотивирует учащихся.

Объясняет цели проекта.

Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы.

Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.


Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),

наблюдает

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информаций. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует.

4. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, советует

(по просьбе)

5. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита проекта.

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Таким образом, на каждом этапе была определена конкретная деятельность руководителя и учащихся. Для более успешной работы над проектами надо активно привлекать родителей. Причем не только при подготовке проектов, но и в момент оценивания.

Когда ученики под руководством учителя выходят на заключительный этап, они вместе серьезно должны обдумать вопрос, в какой форме будет проходить презентация проекта. А каким будет продукт проектной деятельности, участники проекта определили в начале работы.

Виды презентаций проектов

Формы продуктов

проектной деятельности

Деловая игра

Демонстрация видеофильма

Игры с залом

Научная конференция

Научный доклад

Отчет исследовательской экспедиции

Путешествие

Пресс-конференция

Реклама

Ролевая игра

Соревнование

Спектакль

Спортивная игра

Театрализация

Телепередача

Экскурсия

Web -сайт

Мультимедийный продукт

Анализ данных социологического опроса

Театральная постановка

Атлас, карта

Праздник

Видеофильм

Прогноз

Выставка

Газета, журнал

Справочник

Действующая фирма

Игра

Коллекция

Экскурсия

Костюм


Из таблицы видно, что наряду с традиционными формами технология проектной деятельности предполагает нетрадиционные, часто интерактивные формы.

Далее взрослые (педагоги и родители) и дети учились грамотно оцениваить готовые проекты.

Оценивание-это имитация профессиональной экспертизы. Самый напряженный этап проектирования - подготовка и выход на публичную защиту творческой работы. Оценивают выполненные проекты и защиту (доклад на 6-7 минут, ответы на вопросы, оценивание по экспертной анкете) команда экспертов.

Учащиеся учатся отстаивать свою работу, убеждать комиссию в ее значимости; показывать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрывать значение проекта с разных точек зрения.

Рассматривая метод проектов как один из наиболее эффективных методов, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет эфеективно достигать поставленных целей современной системы обучения и воспитания.

Педагоги отмечают ценность данного метода еще и в том, что в процессе проектной деятельности формируются и совершенствуются общенаучные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний:

-умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умение коллективного планирования;

-умение помогать друг другу в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать процесс (изделие);

-умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-навыки анализа собственной деятельности.

6. Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучаясь технологии проектной деятельности, педагоги школы усвоили основные требования к образовательному проекту:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой, исследовательской, информационной практической проблемы.

2. Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.

3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы -поиск информации.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.

Для грамотной организации работы мы познакомили учителей и обучающихся с типологией проектов.

В условиях нашей школы по доминирующей деятельности чаще всего мы создаем проекты информационные, исследовательские, творческие и др.

По предметно-содержательной области -монопроекты, межпредметные проекты и внепредметные проекты.

По характеру контактов - среди участников одной школы и класса.

По количеству участников проекта-личностные, парные, групповые.

По продолжительности проекта -краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Результатом работы над проектом становились:

1. Презентация проекта внутри группы.

2. Презентация проекта на научно-практической конференции среди учащихся на параллели.

3. Презентация лучших проектов на научно-практической конференции школы.

4. Презентация лучших проектов школы на районных, областных научно-практических конференциях.

За последние 6 лет в школе реализовано 32 проекта разного уровня, это были как индивидуальные, групповые, так и коллективные проекты.

У метода проектов много достоинств, но есть и недостатки. Один из них -это малочисленность учащихся с повышенности мотивацией к обучению.

Вот некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги при внедрении данного метода.

Типичные затруднения при выполнении проектных работ;

-Наибольшие сложности у учителей вызывает формулировка проблемы и умение подвести учащихся к ее «самостоятельному» определению.

-где нет вопроса или проблемы для разрешения или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум.

-Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре.

-Проект часто превращается в реферат. Особенно это касается информационных проектов. Стоит помнить, что реферат - это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением.

Информационный же проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности.

-Рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что задумано, с тем, что получилось.

Итак, для всех желающих в школе прошли индивидуальные, и групповые консультации. Такие же консультации должны проводиться и для учащихся, и для родителей. Зачетной работой были 4 проекта учащихся начальной школы, впервые представившие свои работы на конкурс научных проектов младших школьников «Зерде». Ребята изучали историю родного края (проект «Ғалымдар өмірі -ұрпаққа мұра»), фольклор казахского народа (проекты «Қазақ халқының музыка мұрасы -домбыра», 7б Амангельдинов Асылмұрат, Жақсылыков Әділ), «Современное устное детское творчество», Калашник Юлия -2 в класс; Природу родного края (проект «Өрмекшінің пайдасы мен зияны», учащийся 2 б класса Даулет Шахмұрат).

В декабре 2010 года мы провели районныйсеминар «Использование проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе», где впервые были представлены уроки по проектной технологии.

Этот урок физики «Нитраты в продуктах питания», проект младших школьников «Ғалымдар өмірі-болашаққа мұра», проект «Жібек жолы». Итогом проектной деятельности учащихся, родителей и педагогов стали буклеты рекомендации по правильному питанию, памятки по снижению содержания нитратов в продуктах питания, карта Шелкового пути и многое другое.

Много проектов было посвящено проблемам родного края -Қорғалжын. Это проекты: «Аққұмның шығу тарихы. Оның өндіріс нысанына айналуы», «Қорғалжын өңірінің тарихи-мәдени ескерткіш орындары », «Қорғалжын экологиясының адам денсаулығына әсері ».

Очень интересным и содержательным получился проект « Қорғалжын өңіріндегі дәрілік өсімдіктер», в котором перечислены лекарственные растения нашего региона, распостранненые заболевания жителей отдельных улиц нашего районного центра, способы лечения их в домашних условиях, а так же целесообразность их использования. Проект вышел на областной этап, но не смог закрепить свои позиции.

Продолжением работы районного семинара по проектной технологии можно считать проекты : «Квадрат теңдеулер», «Кристалды өсіру». Своим выходом в областной этап республиканского конкурса научных соревновании школьников доказала содержательность и результативность проектов.

Анализируя историю проектов нашей школы можно обратить внимание на следующее: есть много монопроектов по математике «Жұп сандар қатарының қосындысы», «Табиғаттағы симметрия», «Дәстүрлі сандар магиясы», «Квадрат теңдеулер» , по физике : «Выращивание кристаллов», «Электромагнитное излучение».

А почему наши дети не проявляют интерес к проектам по таким предметам как технология, физическая культура, русская\ казахская литература? Остались вне поля зрения классных руководителей темы «Мир профессий»,

«Здоровье», «Мода и здоровье», «Моя школа» итд. Я думаю, что ответы на эти вопросы мы найдем в процессе работы проектной недели. И это должен быть вывод, сделанный коллективным трудом.

За годы участия в конкурсе научных соревнований школьников 4 работы были отмечаны дипломами 3-й степени областного этапа. Это проекты «Табиғаттағы симметрия» (Абдильманов Самат), «Кристалды өсіру» (Макаева Гүлден), «Физика және экология адам өмірінде» ( Аужанова Гүлзат), «Қазақстанның тарихи-мәдени ескерткіштері» (Ақылбеков Уалихан). Проект «Квадрат теңдеулер» стал участником областного этапа конкурса научных соревновании школьников.

И еще один существенный момент - в проектную деятельность, стали включаться и классные руководители. Раньше этого не было.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны педагога, так и со стороны учащихся и не менее тщательной координации всей деятельности ребят в процессе работы над проектом. Вместе с тем, думаем, из приведенного описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего выпускника, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности итд) Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества-одно из основных направлений социализации личности.

Педагоги, осознавшие значимость проектной технологии, убежденно говорят, цитируя В.Осницкого «Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от не знания к знанию, от неумения к умению, осознает смысл и результат своих усилий не только по указанию учителя, но и в результате собственного поиска». Разве это не может радовать педагога?

По мнению ряда исследователей, и мы не можем не согласиться с этим: метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относиться к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность-ощущать себя членом команды : подчинить свой темперамент, характер, время, интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения и воспитания.

Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании и воспитании, помогая овладевать культурными образцами мышления.

Применение метода проекта позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной, воспитательной проблемы. Главная педагогическая цель любого проекта-формирование различных компетенций, т.е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.

Из анализа результатов анкетирования педагогов.

Изменилось и отношение педагогов к проектной деятельности:

  • Способствует ли проектная деятельность активации инновационной деятельности обраовательного учреждения 100%

  • Вызывает ли интерес участия в ПД - 83%

  • Принимаете ли участие: да - % готовы - 55%,не готовы - 45%

Причины, затрудняющие участие в ПД:

  • Не достаточно знании по организации ПД - 56%, нехватка времени - 14% ,другое - 30%

  • Занятия в ПД приносят большие пользы - 84% больше вреда - 6%

  • Мешают учебному процессу - 16%, не мешают - 0%

Эти данные говорят о том, что организаторам проектной деятельности нужно постоянно поддерживать интерес к проектной деятельности, умело вовремя решать психологические коммуникативные проблемы, продумать формы стимулирования учащихся и педагогов.

Опыт работы с использованием проектной технологии мы представляли не раз на мероприятиях районного масштаба, за что получали высокую оценку.

Уверена: при грамотном и системном подходе результаты не заставят себя ждать. И от этого выиграют все : и дети, и педагоги, и родители.

18



© 2010-2022