Современные педагогические методики определения компетентностей

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет: «Современные педагогические методики определения компетентностей»

Колчанова Марина Валерьевна,

заместитель директора по УВР

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» В ответ на какие вызовы возник компетентностный подход?

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике.

Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать.

Кто заказчики компетентностного подхода?

  • работодатели

  • обучающиеся

  • преподаватели

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники образовательных учреждений, принимаемые ими на работу, были к ней готовы. Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Наиболее востребованные качества и умения

  • саморазвитие (способность к самообразованию)

  • решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация)

  • работа с другими (сотрудничество)

  • владение информационными технологиями

  • адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

Наиболее сложный заказчик - сам обучающийся. Не каждый сможет сходу ответить на вопрос, зачем он учится. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;

  • золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;

  • молодой специалист - выпускник института - слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объём профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;

  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

  • подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения - некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили - действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни. Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции

Поэтому было принято решение:

  • выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;

  • довести важность формирования ключевых компетенций до сотрудников ОУ, учащихся и родителей;

  • оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся;

Ключевые компетенции -

универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях;

  • ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе;

  • универсальные способы социальной деятельности 4 элементарные ключевые компетенции: (слайд №10)

  • информационная- готовность работать с информацией;

  • коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной

  • кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

  • проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;

  • подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; · облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)

  • разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;

  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Педагог должен уметь :

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • ориентироваться в ситуации на рынке трудя, ходя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерами для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;

  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;

  • оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;

  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

  • его главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников - самые верные его союзники;

  • любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;

  • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;

  • достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

  • передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;

  • мелочных правил и инструкций;

Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической. Сразу же надо внести ясность относительно используемых определений. Различают понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетентность - способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетенция - способность человека следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Учителя в формулу «знания -умения-навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Задача же нашего педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются :

  • ключевые компетенции;

  • воспитанность;

  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим необходимо понять, какие компетенции определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечиваю- щих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечиваю- щих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Профессиональная компетентность учителя - понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания»

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:

  • Педагогическая деятельность - углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;

  • Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;

  • Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Рассмотрим педагогические критерии компетентности учителя.

Педагогические критерии компетентности учителя

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий - это уровень обученности наших учеников, так называемый УУД

Второй критерий - уровень сформированности общеучебных умений и навыков

Это:

  • Учебно-информационные умения

  • Учебно-логические умения

  • Учебно-управленческие умения

Третий критерий - это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

Четвертый критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель - это т от человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Пятый критерий - образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

Шестой критерий - способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.

Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

  • Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)

  • Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) - рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Психологические критерии компетентности учителя

«Настоящее образование - это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.

1. Интерес, мотивация.

Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

2. Сознательное обучение.

Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

3. Взаимоотношения в системе «Учитель - ученик».

Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:

  • Как на уроке создана установка быть внимательным;

  • Как использованы внешние особенности наглядного материала

  • Как организована смена видов деятельности

  • Как учитываются возрастные особенности

  • Как организована активность учащихся

Личностные критерии компетентности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность

  • интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств

  • адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся

  • доброжелательность реакции учителя на возбуждение · уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

  • общение с хорошей литературой, искусством, природой

  • общение с интересными людьми, любовь, дружба

  • общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений. К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь и говорить нечего. Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Как часто, посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Мы провели опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы, чтобы определить первостепенность требований к современному учителю. Я думаю, что требования были и будут всегда практически одинаковыми во все времена.

Что же ценят ученики в первую очередь, на развитие каких приоритетов должен обратить внимание учитель? Давайте посмотрим вместе с вами Критерии оценки учителя учениками нашей школы (анкеты с вопросами я раздавала ребятам предварительно, предложив им ряд критериев качеств учителя для того, чтобы они расставили их по степени важности с точки зрения ученика)

Эти критерии:

Стать компетентным в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство,учителю помогают

Различные образовательные технологии

Методика преподавания конкретного предмета - это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Если методика направлена на решение задача: чему учить, зачем учить, как учить, то технология отвечает на третий вопрос с дополнением - как учить результативно! Существует много различных технологий: Каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя.

  • Традиционные технологии

  • Игровые технологии

  • Тестовые технологии

  • Модульно-блочные технологии

  • Интегральные технологии

  • Технологии опорных сигналов

  • Технология адаптивной системы обучения

Говоря о корпоративной этике учителя, надо заметить, что

Функции общения со своими коллегами им выбираются разные.

Например:

1. Информационная - взаимодействие учителя со своими коллегами состоит в обмене между ними информацией.

2. Социально-перцептивная - в этом случае идет восприятие учителем другого участника и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание его проблем. Нам так часто не хватает именно этого общения. Мы черствеем душой, наоборот становимся более жестокими друг к другу.

3. Самопрезентативная - в актах общения осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения. «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».

4. Интерактивная - при общении происходит обмен идеями, образами и действиями.

5. Аффективная - общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция. Предлагаю почаще отдыхать вместе, ходить в бар, на природу.

«Способы регулирования конфликтов и поведенческих стратегий»

Постоянно находясь среди людей, учитель, как никакой другой человек, должен уметь выходить из разных ситуаций, порой самых негативных.

  • Соревнование (конкуренция) - «Акула». Суть этого способа состоит в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношений нет

  • Приспособление - «Медвежонок». Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения - важны, цели нет. Хотят, чтобы их любили и принимали, ради чего жертвуют целями.

  • Компромисс - «Лиса». Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

  • Избегание - «Черепаха». Это стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

  • Сотрудничество - «Сова». Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Практика показывает, что именно ситуация и стратегия «Совы» конфликт разрешает максимально выигрышно для всех его участников.

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".







© 2010-2022