• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Компетентностно-ориентированное задание как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях опережающего введения ФГОС ООО

Компетентностно-ориентированное задание как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях опережающего введения ФГОС ООО

В статье рассматривается проблема грамотного отношения педагога к учебным заданиям и к актуальности применяемых на уроке технологий, направленных на формирование образовательных результатов в условиях введения ФГОС. Представлены примеры компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование информационной, коммуникативной компетенций, компетенции разрешения проблем. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика  безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» Н.В.Горенко
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностно-ориентированное задание как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях опережающего введения ФГОС ООО.

Компетентностно-ориентированное задание как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях опережающего введения ФГОС ООО

Платонова С.Ю., г.Югорск, МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева», заместитель директора, учитель русского языка и литературы

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Н.В.Горенко


Если сегодня российскому педагогу задать вопрос, каким он видит своего сегодняшнего пятиклассника в 2020 году, наверное, многие (смею предположить), находясь под впечатлением новых понятий, определений, заложенных в федеральных государственных стандартах общего образования, ответят, что это должен быть выпускник, готовый к переменам, мобильный, конструктивный, умеющий учиться.

Все так. Еще один вопрос: каким образом получить такой результат образования как компетентность? Каким образом готовить своих учеников к взрослой жизни, формируя у них ключевые компетентности, о которой сама школа мало что знает? Опять смею предположить классические ответные формулировки типа «использовать современные интерактивные технологии», «уйти от традиционного урока» и пр. Опять соглашусь.

Сегодня страна очень активно включилась в процесс повышения квалификации педагогов: новые технологии, приемы, нетрадиционные уроки. Хорошо. Полезно. Своевременно. Необходимо. Но…

На практике, проводя семинарские занятия с учителями, посещая их уроки, где демонстрируется применение современных технологий, где отсутствие презентаций считается признаком плохого тона, наблюдаю, что элементарный вопрос о том, на формирование какой компетентности направлено предложенное обучающимся задание, ставит учителя в тупиковую ситуацию.

Не менее серьезные трудности многие педагоги испытывают при соотнесении тех или иных заданий к знаниям, умениям или навыкам.

Более того, широко распространено убеждение в том, что сегодня такие понятия как «знания», «умения», «навыки» уступают такому понятию как «компетентность». А между тем в Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 главы 1 «Общие положения» читаем: «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитие способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни ».

Вот проблема, на решении которой должно быть сегодня сфокусировано профессиональное внимание педагога: разворачивая обучение в направлении формирования ключевых компетентностей, учитель должен вдумчиво относиться не только к актуальности применяемых на уроке технологий, но и учебным заданиям, которые направлены на формирование требуемых образовательных результатов.

Более того, учебное задание должно быть компетентностно-ориентированным, чтобы, как справедливо заметил, Н.В.Горенко, не вызывать «у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Для чего? Для того, чтобы наши ученики могли:

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем;

  • применять знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации;

  • решать жизненную задачу, с которой ранее не встречались;

  • адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.

Итак, есть список ключевых компетентностей. А какое содержание прячется за каждой компетентностью?

Обработка информации и классификация информации по заданному основанию - это информационная компетентность;

Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма - это самоорганизационная (разрешения проблем);

Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении - это коммуникативная компетентность.

Каждая ключевая компетентность, в свою очередь, представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях.

Тема разработки компетентностно-ориентированных заданий актуальна сегодня, поскольку в литературных источниках, предметных журналах, методических сборниках она практически отсутствует.

При разработке компетентностно-ориентированного задания важно учитывать наличие необходимых структурных элементов: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение; задачную формулировку, которая точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации; бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); инструмент проверки.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что оно предполагает умения применять накопленные знания в практической деятельности.

В данной статье представлена группа компетентностно-ориентированных заданий, которые применялись автором для формирования информационной, коммуникативной и самоорганизационной компетенций на уроках курса «Литература» в VIII классе.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. ( Б.Паскаль)

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной компетентности.

  1. Характеристика задания (информация для учителя): Предмет литература 2.Класс 8

Тема: Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

  1. Ключевая компетентность и аспект: Компетентность: информационная Аспект: извлечение первичной информации. Уровень: III (самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника);

  2. Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение): Вы вступили в Клуб юных политиков. Тема очередного занятия «Принятие решений».

  3. Задачная формулировка: Используя текст, выпиши аргументы, повлиявшие на решение императора. Являются ли они доказательством того, что император заботился о своём народе?

  4. Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания:

Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом кяшттапа нескольких кораблей (Главы из романа). Отрывок:

Между тем во дворце Бельфаборак, в самой дальней зале, император собрал тайный совет, чтобы решить, что делать с Гулливером.
Министры и советники спорили между собой девять часов.
Одни говорили, что Гулливера надо поскорее убить. Если Человек-Гора порвет свою цепь и убежит, он может растоптать всю Лилипутию. А если он не убежит, то империи грозит страшный голод, потому что каждый день он будет съедать больше хлеба и мяса, чем нужно для прокормления тысячи семисот двадцати восьми лилипутов. Это высчитал один ученый, которого пригласили в тайный совет, потому что он очень хорошо умел считать.
Другие доказывали, что убить Куинбуса Флестрина так же опасно, как и оставить в живых. От разложения такого громадного трупа может начаться чума не только в столице; но и во всей империи.
Государственный секретарь Рельдрессель попросил у императора слова и сказал, что Гулливера не следует убивать по крайней мере до тех пор, пока не будет построена новая крепостная стена вокруг Мельдендо. Человек-Гора съедает хлеба и мяса больше, чем тысяча семьсот двадцать восемь лилипутов, но зато он, верно, и работать будет по крайней мере за две тысячи лилипутов. Кроме того, в случае войны он может защитить страну лучше, чем пять крепостей.
Император сидел на своем троне под балдахином и слушал, что говорят министры.

Когда Рельдрессель кончил, он кивнул головой. Все поняли, что слова государственного секретаря ему понравились.

Но в это время встал со своего места адмирал Скайреш Болголам, командир всего флота Лилипутии.

Человек-Гора, - сказал он, - самый сильный из всех людей на свете, это правда. Но именно поэтому его и следует казнить как можно скорее. Ведь если во время войны он вздумает присоединиться к врагам Лилипутии, то десять полков императорской гвардии не смогут с ним справиться. Сейчас он еще в руках лилипутов, и надо действовать, пока не поздно.

Казначей Флимнап, генерал Лимток и судья Бельмаф согласились с мнением адмирала.

Император улыбнулся и кивнул адмиралу головой - и даже не один раз, как Рельдресселю, а два раза. Видно было, что эта речь понравилась ему еще больше.

Судьба Гулливера была решена.

Но в это время дверь открылась, и в залу тайного совета вбежали два офицера, которых прислал к императору начальник стражи. Они стали перед императором на колени и доложили о том, что случилось на площади.

Когда офицеры рассказали, как милостиво обошелся Гулливер со своими пленниками, государственный секретарь Рельдрессель опять попросил слова.

Он произнес еще одну длинную речь в которой доказывал, что бояться Гулливера не следует и что живой он будет гораздо полезнее императору, чем мертвый.

Император решил помиловать Гулливера, но приказал отнять у него огромный нож, о котором только что рассказали офицеры стражи, а заодно и всякое другое оружие, если оно будет найдено при обыске.

  1. Инструмент проверки (модельный ответ):

  1. От разложения такого громадного трупа может начаться чума не только в столице; но и во всей империи.

  2. работать будет по крайней мере за две тысячи лилипутов

  3. он может защитить страну лучше, чем пять крепостей

  4. Гулливер милостиво обошелся со своими пленниками

2 балла - соответствует образцу + ответ - «нет»

1 балл - допускается одно отступление от образца + ответ - «нет»

0 баллов - более одного отступления от образца + ответ «да»

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование коммуникативной компетентности.

  1. Характеристика задания (информация для учителя): Предмет литература 2.Класс 8

Тема: Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

  1. Ключевая компетентность и аспект: коммуникативная, аспект: публичное выступление, уровень II:


  • соблюдает нормы публичной речи и регламент,

  • определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией,

  • использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,

  • использует невербальные средства или наглядные материалы,
    работает с вопросами, заданными в развитие темы.)

  1. Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение): В Клуб юных политиков Вас знают как человека, способного отстаивать права и свободу других людей. Представьте, что вместо государственного секретаря Рельдресселя (выделено в тексте) выступаете Вы.

  2. Задачная формулировка: Подготовьте небольшое публичное выступление, направленное на защиту Гулливера.

  3. Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания:

Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом кяшттапа нескольких кораблей (Главы из романа). Отрывок:

Между тем во дворце Бельфаборак, в самой дальней зале, император собрал тайный совет, чтобы решить, что делать с Гулливером. Министры и советники спорили между собой девять часов.

Одни говорили, что Гулливера надо поскорее убить. Если Человек-Гора порвет свою цепь и убежит, он может растоптать всю Лилипутию. А если он не убежит, то империи грозит страшный голод, потому что каждый день он будет съедать больше хлеба и мяса, чем нужно для прокормления тысячи семисот двадцати восьми лилипутов. Это высчитал один ученый, которого пригласили в тайный совет, потому что он очень хорошо умел считать.
Другие доказывали, что убить Куинбуса Флестрина так же опасно, как и оставить в живых. От разложения такого громадного трупа может начаться чума не только в столице; но и во всей империи.

Государственный секретарь Рельдрессель попросил у императора слова и сказал, что Гулливера не следует убивать, по крайней мере, до тех пор, пока не будет построена новая крепостная стена вокруг Мельдендо. Человек-Гора съедает хлеба и мяса больше, чем тысяча семьсот двадцать восемь лилипутов, но зато он, верно, и работать будет по крайней мере за две тысячи лилипутов. Кроме того, в случае войны он может защитить страну лучше, чем пять крепостей.

Император сидел на своем троне под балдахином и слушал, что говорят министры.

Когда Рельдрессель кончил, он кивнул головой. Все поняли, что слова государственного секретаря ему понравились.

Но в это время встал со своего места адмирал Скайреш Болголам командир всего флота Лилипутии.

-Человек-Гора, - сказал он, - самый сильный из всех людей на свете, это правда. Но именно поэтому его и следует казнить как можно скорее. Ведь если во время войны он вздумает присоединиться к врагам Лилипутии, то десять полков императорской гвардии не смогут с ним справиться. Сейчас он еще в руках лилипутов, и надо действовать, пока не поздно.

Казначей Флимнап, генерал Лимток и судья Бельмаф согласились с мнением адмирала. Император улыбнулся и кивнул адмиралу головой - и даже не один раз, как Рельдресселю, а два раза. Видно было, что эта речь понравилась ему еще больше. Судьба Гулливера была решена.

Но в это время дверь открылась, и в залу тайного совета вбежали два офицера, которых прислал к императору начальник стражи. Они стали перед императором на колени и доложили о том, что случилось на площади.

Когда офицеры рассказали, как милостиво обошелся Гулливер со своими пленниками, государственный секретарь Рельдрессель опять попросил слова. Он произнес еще одну длинную речь в которой доказывал, что бояться Гулливера не следует и что живой он будет гораздо полезнее императору, чем мертвый.

Император решил помиловать Гулливера, но приказал отнять у него огромный нож, о котором только что рассказали офицеры стражи, а заодно и всякое другое оружие, если оно будет найдено при обыске.

  1. Инструмент проверки (аналитическая шкала):

Критерии оценивания:

  • Тезис

  • Приведено не менее 3 аргументов

  • Каждый аргумент направлен на защиту человека, а не интересов императора

  • Вывод

Совпадают 4 позиции - 2 балла

Совпадают 3 позиции и каждый аргумент направлен на защиту человека, а не интересов императора - 1 балл

Остальное - 0 баллов

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование самоорганизационной компетентности.

  1. Характеристика задания (информация для учителя): Предмет литература 2.Класс 8

Тема: Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

  1. Ключевая компетентность и аспект: самоорганизационная, аспект: применение технологий

Уровень: II (выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности.)

  1. Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение): Ваша младшая сестра (семиклассница) была очень удивлена тому, что всем известный роман Дж.Свифта «Путешествия Гулливера» носит политический характер.

  2. Задачная формулировка: Используя вступительную статью Е. Брандиса к роману Дж. Свифта и приведённый ниже отрывок, докажите, что произведение носит политический характер.

  3. Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания:

1. Вступительная статья Е. Брандиса к роману «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом кяшттапа нескольких кораблей (Главы из романа)».

2. Отрывок из романа: Между тем во дворце Бельфаборак, в самой дальней зале, император собрал тайный совет, чтобы решить, что делать с Гулливером.

Министры и советники спорили между собой девять часов.

Одни говорили, что Гулливера надо поскорее убить. Если Человек-Гора порвет свою цепь и убежит, он может растоптать всю Лилипутию. А если он не убежит, то империи грозит страшный голод, потому что каждый день он будет съедать больше хлеба и мяса, чем нужно для прокормления тысячи семисот двадцати восьми лилипутов. Это высчитал один ученый, которого пригласили в тайный совет, потому что он очень хорошо умел считать.

Другие доказывали, что убить Куинбуса Флестрина так же опасно, как и оставить в живых. От разложения такого громадного трупа может начаться чума не только в столице; но и во всей империи.

Государственный секретарь Рельдрессель попросил у императора слова и сказал, что Гулливера не следует убивать, по крайней мере, до тех пор, пока не будет построена новая крепостная стена вокруг Мельдендо. Человек-Гора съедает хлеба и мяса больше, чем тысяча семьсот двадцать восемь лилипутов, но зато он, верно, и работать будет, по крайней мере, за две тысячи лилипутов. Кроме того, в случае войны он может защитить страну лучше, чем пять крепостей.

Император сидел на своем троне под балдахином и слушал, что говорят министры.
Когда Рельдрессель кончил, он кивнул головой. Все поняли, что слова государственного секретаря ему понравились.

Но в это время встал со своего места адмирал Скайреш Болголам, командир всего флота Лилипутии.

-Человек-Гора, - сказал он, - самый сильный из всех людей на свете, это правда. Но именно поэтому его и следует казнить как можно скорее. Ведь если во время войны он вздумает присоединиться к врагам Лилипутии, то десять полков императорской гвардии не смогут с ним справиться. Сейчас он еще в руках лилипутов, и надо действовать, пока не поздно.

Казначей Флимнап, генерал Лимток и судья Бельмаф согласились с мнением адмирала.

Император улыбнулся и кивнул адмиралу головой - и даже не один раз, как Рельдресселю, а два раза. Видно было, что эта речь понравилась ему еще больше.

Судьба Гулливера была решена. Но в это время дверь открылась, и в залу тайного совета вбежали два офицера, которых прислал к императору начальник стражи. Они стали перед императором на колени и доложили о том, что случилось на площади.

Когда офицеры рассказали, как милостиво обошелся Гулливер со своими пленниками, государственный секретарь Рельдрессель опять попросил слова.

Он произнес еще одну длинную речь в которой доказывал, что бояться Гулливера не следует и что живой он будет гораздо полезнее императору, чем мертвый.

Император решил помиловать Гулливера, но приказал отнять у него огромный нож, о котором только что рассказали офицеры стражи, а заодно и всякое другое оружие, если оно будет найдено при обыске.

  1. Инструмент проверки (аналитическая шкала):

  • Критерии оценивания: (2-полностью соответствует, 1- частично соответствует, 0 - не соответствует)

  • Логичность аргументирования 2-1-0

  • Достаточность аргументирования (не менее 3 аргументов) 2-1-0

  • Использование 2-х источников информации 2-1-0

Список литературы.

  1. Информационные ресурсы автономной некоммерческой организации «Центр развития молодёжи» URL: http: // cerm.ru

  2. Ковалёва Г.С. и др. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003. М., 2004.

  3. Кузнецова Л.Е. Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения (Электронный ресурс) // ufa- edu.ru/nimc/department/organization/proekt.


© 2010-2022