Шаблоны анализа проверочных работ в начальной школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы начальной школы за 2011-2012 год

Анализ работы начальной школы

за 2011-2012 учебный год

В 2011-2012 учебном году перед педагогами начальной школы стояла цель:

Продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями за курс начальной школы.

Проблемы, актуальные для начальной школы в 2011-2012 учебном году:

• повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

• подготовка к переходу начальной школы на введение новых федеральных стандартов;

• повышение профессионализма учителей, работа с молодыми специалистами;

• сплочение детского и педагогического коллективов;

• развитие материально-технической базы;

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  • Совершенствование качества образования через изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках;

  • Использование индивидуальных и дифференцированных подходов к обучению учащихся для раскрытия их творческого потенциала;

  • Направление усилий на улучшение качества преподавания предметов детям с разными образовательными возможностями;

  • Продолжение работы по обеспечению системы мер, гарантирующих преемственность программ начальной и средней ступени обучения;

  • Совершенствование работы с одарёнными учащимися;

  • Администрации систематически осуществлять внутришкольный контроль.

  • Разработать и начать реализацию программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения /материальные, кадровые, организационные, нормативно - правовые ресурсы/

  • Развивать у учащихся младших классов интеллектуальные, творческие и коммуникативные компетенции, предъявляемые новым ФГОС.

I. Информационная справка.

В начальных классах на 1 сентября обучалось 88 учеников, на конец учебного года - 86. Обучение велось по программе «Школа России» и «Перспектива», в режиме одной смены пятидневной рабочей недели. За последние три года количественный состав начальной школы стабильный, в течение года дети выбыли только по причине смены места жительства.

Год

Кол-во учащихся

на начало года

Кол-во учащихся

на конец года

2009-2010

86человек

88человек

2010-2011

89человек

87человек

2011-2012

88человек

86человек

В 2011-2012 учебном году было организовано 4 группы продлённого дня, все имели статус - класс-группа. Школа работает в одну смену. Урок длится не более 45 минут, в первом классе 35минут в течение 1четверти, график перемен составлен с учетом графика питания, согласно нормам САНПИНа. Минимальная перемена - 10 минут, максимальная - 20 минут. При составлении расписания учтена недельная нагрузка учащихся и уроки чередуются согласно баллу трудности предмета. Школа работает по четвертям.

Задачи, поставленные в 2011-2012 учебном году, решал педагогический коллектив в количестве 4 учителей и 3 воспитателей.

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Квалификационная категория

1

Попова Валентина Алексеевна

Учитель начальной школы

высшее

12лет

первая

2

Зябкина Елена Павловна

Учитель начальной школы

высшее

5лет

вторая

3

Данилочкина Лариса Анатольевна

Учитель начальной школы

средне-специальное

28лет

первая

4

Сергеева Елена Николаевна

Учитель начальной школы

высшее

20лет

высшая

5

Цыплакова Галина Сергеевна

Воспитатель

высшее

30лет

первая

6

Карпухина Ольга Александровна

Воспитатель

высшее

первая

7

Пустынская Мария Сергеевна

Воспитатель

высшее

2года

10разряд

Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В этом учебном году учителя начальной школы прошли курсы по новым образовательным стандартам, также в течение года посещали окружные и городские мероприятия по проблемам образования. В этом году повысила свою квалификационную категорию Сергеева Елена Николаевна (высшая категория).

Анализ учебно-воспитательного процесса

В 2011-2012 учебном году школа работала по теме: «Совершенствование методики проведения урока и повышение качества знаний»

Перед учителями начальной школы были поставлены следующие задачи:

  1. Работать над повышением качества знаний. Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

  2. Интенсифицировать работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости.

  3. Популяризация работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни.

  4. Продолжить работу по вопросу реализации преемственности дошкольного и школьного образования.

  5. Обеспечить дальнейший рост профессионального мастерства учителей начальной школы.

  6. Изучение документации по введению ФГОС.

Вся работа учителей начальной школы и воспитателей ШПД, а также психолога и логопеда нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности.

Информация об уровне обученности учащихся начальной школы и результаты работы учителей начальных классов.

Показатели успеваемости за три прошедших учебных года выглядят следующим образом Из представленных данных можно сделать следующие выводы:

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

2009-2010

100%

48%

2010-2011

100%

43%

2011-2102

100%

50%

Результаты работы учителей за 2011-2012 учебный год

Класс

ФИО учителя

Кол-во уч-ся

Отличники

«5» и «4»

С одной тройкой

Неуспева-

ющие

1 а

Поповам В.А.

25

Без отметок

2 а

Зябкина Е.П.

19

3

11

нет

2

Данилочкина Л.А.

24

2

7

нет

нет

Сергеева Е.Н.

18

3

8

нет

3

итого

86

8

26

нет

5

Аттестованы

86

Из аттестованных учащихся 2-4 классов закончили учебный год:

на «5» - 8 человек,

на «4 » и «5» - 26 человека.

Без троек начальную школу закончили 34 человека, т.е. 50 %.(без учащихся 1 класса)

Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены окружные контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению. По русскому языку были даны контрольные диктанты с грамматическим заданием, по математике контрольные работы по вариантам, по окружающему миру тестовые задания, по литературному чтению задание на понимание прочитанного. Результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.

Русский язык

Попова В.А.

100%

68%

Зябкина Е.П.

100%

62%

Данилочкина Л.А.

100%

83%

Сергеева Е.Н.

100%

67%

Математика

Попова В.А.

100%

82%

Зябкина Е.П.

100%

70%

Данилочкина Л.А.

100%

72%

Сергеева Е.Н.

100%

75%

Литературное чтение

Попова В.А.

100%

74%

Зябкина Е.П.

100%

83%

Данилочкина Л.А.

100%

92%

Сергеева Е.Н.

100%

82%

Окружающий мир

Попова В.А.

100%

91%

Зябкина Е.П.

100%

81%

Данилочкина Л.А.

100%

87%

Сергеева Е.Н.

100%

80%

По результатам итоговых контрольных работ качество знаний, показанное учащимися начальных классов, можно сказать следующее: качество обученности по литературному чтению и окружающему миру составляет 83%, по математике 75%,по русскому языку 70%. Проанализировав данные результаты мы видим, что:

по русскому языку самый высокий результат у учащихся 3 класса ( учитель Данилочкина Л.А.), низкий во 2 классе (учитель Зябкина Е.П.);

по математике самый высокий результат у учащихся 1 класса (учитель Попова В.А.), низкий во 2 классе (учитель Зябкина Е.П.)

по литературному чтению высокий результат в 3 классе (учитель Данилочкина Л.А.), низкий 4 класс (учитель Сергеева Е.Н.)

по окружающему миру высокий результат у учащихся 1 класса (учитель Попова В.А.), низкий 4 класс (учитель Сергеева Е.Н.)

Тестовые контрольные работы по литературному чтению и окружающему миру показали, что учащиеся понимают прочитанное, умеют правильно отвечать на поставленные вопросы, а также делать выводы.

Из 80 учащихся, выполнявших работу, все имеют положительные отметки, т.е. качество обученности 100%. Не справились с решением задачи 16 учащихся, т.е. 20%. Допускают ошибки в вычислениях 20 учащихся, т.е. 25%. Незначительные ошибки допущены учащимися в выражениях с величинами. В контрольной работе для всех классов было задание повышенной сложности, на логическое мышление, с которым справились 57 учащихся, т.е. 71%.

По русскому языку уровень обученности составляет 70 %. Из 83 учащихся все имеют положительные отметки за контрольный диктант. Наиболее встречающиеся ошибки допущены на правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, а также непроверяемых безударных гласных, в так называемых словарных словах. 22 % учащихся (18 человек) допускают ошибки на пропуск, замену и вставку буквы в словах. Выполнили грамматическое задание без ошибок 47 % учащихся (39человек).

По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:

  1. Учителям 1-4 классов проанализировать результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, математике и литературному чтению, окружающему миру и наметить план мероприятий по формированию у детей более качественных знаний.

  2. Всем учителям начальной школы в будущем году продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, правильности чтения, а также развитию внимания, памяти, логического мышления.

  3. Продолжить работу со слабоуспевающими детьми, совершенствовать качество работы по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах.

  4. Всем учителям продолжить работу по самообразованию, реализации творческого потенциала, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности, добиваться качественных знаний учащихся.

Сравнительный анализ промежуточной аттестации в 4 классах за последние три года представлен на диаграмме (по каждому предмету показано качество знаний в %) таблица 8.

предмет

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Русский язык

63%

65%

67%

Математика

75%

72%

75%

Литературное чтение

80%

87%

82%

Окружающий мир

85%

90%

80%

Как видно из данной таблицы по литературному чтению и окружающему миру произошло снижение качества знаний по сравнению с предыдущими годами. Одной из причин можно назвать большое количество детей с нарушениями речи, которые посещают занятия логопеда. Также многие дети с низким уровнем мотивации к учению, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь психолога по коррекции. По русскому языку и математике, наоборот, качество знаний резко возросло. В этом учебном году, уже начиная с первых месяцев учёбы, каждый учитель начальных классов проводил работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании. Учителя наблюдали за успешностью и выявляли учащихся, которым трудно справляться с предложенным программным материалом. В школе уже не первый год работает психолого-медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входят школьный психолог, педагог-логопед, руководитель МО начальных классов, завуч по начальным классам, социальный педагог.

По данным в таблице видим, что лучшее качество знаний показано во 2а классе (учитель Зябкина Е.П.). Хорошие и стабильные показатели у Данилочкиной Л.А.(3а), Сергеевой Е.Н. (4а) Но для повышения качества необходимо продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению через урок и внеурочную работу по предмету, применять в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, активнее подключать к работе с «трудными» учащимися психолога и логопеда школы.

Перед учителями начальных классов стоит проблема повышения качества знаний. Большим резервом являются учащиеся, которые закончили 2011-2012 учебный год с одной отметкой «3» при общей успеваемости на «4» и «5». Таких учащихся 5.

По итогам 2011-2012 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена. Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, математические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса.

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2012-2013учебный год по учебно-воспитательной работе:

  1. Уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;

  2. Вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития уч-ся;

  3. Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;

  4. Усилить работу с мотивированными детьми;

Каждому учителю серьёзно отнестись к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров, посещение уроков коллег, работать над индивидуальной темой по самообразованию.

Анализ внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль проводился в 2011-2012 учебном году с целью:

- оказания методической помощи, совершенствования и развития профессионального мастерства;

-взаимодействия администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствования педагогического процесса;

Внутришкольный контроль строился на принципах научности, актуальности, плановости, открытости, достоверности.

Психологическая задача ВК - помочь человеку уважать себя:

-педагог в системе контроля демонстрирует свои притязания;

-администрация обеспечивает успех;

-совместно находят принципы успеха и определяют перспективу профессионального роста.

Методы, которые были использованы в процессе контроля:

-наблюдения;

- проверки;

- собеседования, индивидуальные беседы, посещение уроков, внеклассных мероприятий;

- анкетирование.

Основными элементами контроля явились:

- Состояние преподавания учебных предметов;

- Качество ЗУН учащихся;

- Ведение школьной документации;

- Выполнение учебных программ;

- Подготовка и проведение промежуточной аттестации;

- Выполнение решений педагогических советов и совещаний.

1. Календарно-тематические планы соответствовали требованиям и сдавались в срок большинством педагогов. Замечания, в основном, касались планирования текущих проверочных работ, прохождения практической части программы, беседы по ТБ. Все замечания устраняли в срок.

2. В течение года проверялись классные журналы и журналы групп продлённого дня. При проверке классных журналов отслеживались:

► Правильность, аккуратность, своевременность заполнения;

► Своевременность прохождения программы;

► Выполнение программы, практической её части;

► Объективность оценивания учащихся.

Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 75% учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков задним числом, оформляют журналы не в соответствии с требованиями, допускают исправления оценок т.е. нарушают инструкцию по заполнению журналов. После сделанных замечаний все учителя старались исправить недочёты и учесть данные администрацией рекомендации.

Вместе с тем в ходе проверки были выявлены следующие недочеты и нарушения инструкции по ведению классных журналов:

-допущены исправления в классных журналах;

-несвоевременно записывались темы проведенных уроков;

- содержание уроков - не раскрыто ;

- не записывались темы проверочных и контрольных работ;

- по организации индивидуальной работы обучающихся;

- у некоторых преподавателей недостаточное количество оценок;

- оценки за работу на уроке выставляются не сразу и т.д.

Проверка журналов групп продлённого дня показала, что воспитатели Пустынская М.С., Карпухина О.А., Цыплакова Г.С., Сергеева Е.Н., Зябкина Е.П. добросовестно отнеслись к своим должностным обязанностям по ведению документации. Очень много замечаний было сделано воспитателю Пустынской М.С. Несмотря на прохождение ежегодных инструктажей по ведению документации, Мария Сергеевна допускает большое количество ошибок при заполнении журнала группы продлённого дня.

3. Проверка состояния тетрадей в течение учебного года показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам.

Орфографический режим соблюдается. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому планированию.

Образцово ведутся тетради у следующих учителей: Сергеевой Е.Н. и Зябкиной Е.П. Много замечаний по каллиграфии учащихся у Данилочкиной Л.А. и Поповой В.А.

4. Дневники проверялись у учащихся 2 - 4-х классах. Сделаны следующие выводы: все учителя вовремя выставляют отметки, учащиеся ведут дневники аккуратно, записаны расписания уроков и списки учителей, но в, то же время на момент проверки не у всех учащихся имелись дневники, не всегда записывается домашнее задание, отсутствуют росписи родителей, что говорит об отсутствии систематического контроля за детьми с их стороны и со стороны классных руководителей.. Учителя допускают пропуски учениками записи домашних заданий, мало внимания уделяют правильности заполнения учащимися расписания занятий на неделю. Были назначены повторные проверки, которые показали, что большинство недочётов были устранены.

5. В результате проверки личных дел учащихся установлено, что на каждого учащегося заведено личное дело, личные дела ведутся аккуратно, имеется вся необходимая документация (заявление, копия свидетельства о рождении). Классные руководители своевременно вносят в личные дела итоговые оценки, сведения о поощрении учащихся. Были даны рекомендации внимательно заполнять личные дела учащихся, не допускать исправлений.

6. В рамках внутришкольного контроля были проведены контрольные срезы, административные контрольные работы и диктанты, а также проверка техники чтения (итоги административных контрольных работ и техники чтения см. в разделе «Анализ учебно-воспитательного процесса»).

Анализируя результаты контрольных срезов, можно сделать вывод, что в основном учащиеся начальных классов с предложенными заданиями справились.

В целом по начальной школе результаты следующие:

русский язык - успеваемость - 100%,

качество знаний - 70%;

математика - успеваемость - 100%,

качество знаний - 77%.

Учителям начальных классов после проведения срезов были даны следующие рекомендации:

  1. Учителям начальных классов усилить работу по формированию у детей грамотного письма, вычислительных навыков, воспитанию добросовестного отношения к учению, используя личностно-ориентированный подход и современные педагогические технологии.

  2. Каждому учителю тщательно проанализировать работы учащихся и наметить план работы с детьми, не справившимися с предложенными заданиями, со слабоуспевающими учениками.

  3. Продолжить работу над главной темой работы школы - повышение качества знаний учащихся.

7. По посещенным урокам хотелось бы также отметить, что учителя в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. Большая часть уроков проходит в оптимальном режиме, части урока логически связаны друг с другом.

Также в большинстве случаев прослеживается отработанность учебных действий между учителями и обучающими. Имеет место и то, что далеко не все обучающиеся заинтересованы происходящим на уроке. Учителя испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией.

По итогам посещения уроков даны рекомендации:

1. Эффективно внедрять личностно-ориентированные и мультимедийные технологии.

2. Рационально использовать учебное время урока.

3. Проверять запись д/з обучающимся в дневниках, выставлять отметки в дневник.

4. Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива .

5. Учитывая возрастные особенности обучающихся использовать разные формы работы на уроке.

Итоги различных видов контроля рассматривались на заседаниях Педагогических советов, совещаниях при директоре, на заседаниях Методического объединения учителей начальных классов.

Задачи на 2012-2013 учебный год:

• Продолжить работу по взаимодействию и сотрудничеству семьи и школы;

• Разнообразить формы работы с родителями учащихся;

• Использовать индивидуальный подход при работе со слабоуспевающими учащимися с целью предупреждения неуспеваемости, вместе с родителями вести постоянный контроль за этими учащимися;

• Совершенствовать систему взаимодействия школы и семьи по здоровьесбережению, гражданскому и духовному становлению личности.

Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год.

Общие выводы

1. В основном поставленные задачи на 2011-2012 учебный год выполнены.

Учебные программы по всем предметам пройдены. Повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера. Уровень подготовки (качество знаний) учащихся повысился на 7% по сравнению с прошлым учебным годом.

2. Поставленные задачи в основном выполнены.

Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь.

Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей. Учителя активно работают по распространению своего педагогического опыта.

Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ.

Работу над методической темой школы «Создание благоприятной образовательной среды для удовлетворения образовательных, коммуникативных, нравственных, духовных потребностей младших школьников» следует признать удовлетворительной.

3. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:

- все еще недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;

-при работе с документацией - много замечаний и недочётов;

- недостаточно налажена связь классных руководителей с узкими специалистами школы - логопедом, психологом, социальным педагогом.

Задачи на следующий учебный год.

  1. Продолжить работу по обеспечению качества обучения.

  2. Совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.

  3. Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

  4. Изучить нормативные документы и примерные образовательные программы ФГОС второго поколения.

  5. Составить план работы методического объединения на 2012-2013 учебный год, включая вопросы по изучению и внедрению ФГОС второго поколения.

  6. Продолжить работу просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.

  7. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.

  8. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.

  9. Систематически осуществлять внутришкольный контроль.



© 2010-2022