Из опыта работы: Развитие школы в условиях модернизации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие МКОУ СОШ №1 р.п.Куйтун в условиях модернизации образования РФ


По мнению великого немецкого философа И. Канта, лишь два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. Оба этих искусства должны быть гармонично соединены в работе школы. Деятельность по управлению школой кардинально отличается от работы других руководителей учреждений. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и конечный результат - развитие личности школьника.

В школе работает стабильный педагогический коллектив. Администрация школы уделяет серьезное внимание проблемам набора и сохранения педагогических кадров. Свыше 85% учителей имеют педагогический стаж работы свыше 10 лет. Подавляющее большинство из них работает в данной школе длительное время. Учителями школы наработан значительный учебно-методический потенциал в области эстетического образования. За последние годы обучение учащихся по всем предметам учебного плана осуществлялось в полной мере специалистами соответствующих специальностей.

С учетом задач модернизации образования управление учебно-воспитательным процессом в школе, на наш взгляд, становится оптимально эффективным при определенных условиях, которые мы стараемся соблюдать на практике:

* в работе школы доминирует педагогическое управление, а все остальные виды управления направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

* ученик является субъектом педагогического управления;

* вся педагогическая система в школе и вне ее направлена на воспитание, образование и развитие личности;

* педагогическое управление осуществляется учителем при содействии директора школы и его заместителей;

Национальная Доктрина образования в Российской Федерации установила приоритет образования в государственной политике страны, признав образование сферой ответственности и интересов государства. Качество образования определяется степенью достижения намеченных образовательных результатов, отвечающих потребностям государства, учащихся и их родителей, вузов и работодателей.

Мы отчетливо сознаем, что повышение конкурентоспособности школы может быть достигнуто только на основе повышения качественных параметров образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой стороны - обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется совершенствованию системы оценки качества образования с учетом образовательной среды.

Главными элементами оценки качества образования являются: уровень профессиональных компетенций, знаний и опыта преподавателя; организация учебно-методической работы в школе; рейтинг школы с учетом мнения всех субъектов оценки (потребителя образовательных услуг, его семьи, работодателя, общества и государства);

Основные приоритеты школы по дальнейшему развитию изложены в программе развития. Приоритетными целями деятельности педагогов являются:

- обеспечение устойчивого развития и совершенствования системы образования и воспитания, повышение качества и рост эффективности;

- создание условия для удовлетворения потребностей учащихся и родителей в качественном личностно-ориентированном обучении, максимальное расширение возможности выбора учащимися профиля обучения, подбора педагогических технологий;

Эти цели полностью соотносятся с программой развития на предыдущие годы и скорректированы применительно к настоящему этапу развития школы.

Работа осуществляется по следующим основным направлениям:

• развитие предпрофильного обучения как системообразующего компонента образовательной системы школы;

• профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива;

• внедрение и совершенствование методов обучение и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у обучающихся стремления к успешному образованию;

Педагогами созданы и постоянно развиваются условия для обеспечения качественного образования для всех категорий обучающихся. Уровень подготовки учащихся по большинству предметов учебного плана соответствуют требованиям государственных стандартов. Качество обучения за последние три года стабильно и составило в среднем 47%; Школа работает без второгодников.

Об объективности оценивания знаний позволяют судить результаты внешней оценки выпускников. Последние 3 года единый государственный экзамен успешно сдают 100% выпускников

Показателем успешной деятельности педагогов школы, несомненно, является успешная адаптация выпускников школы в социуме: ежегодно подавляющее большинство из них находят применение полученным в школе знаниям, продолжая обучение в ВУЗах и ССузах. За последние годы в среднем 98% выпускников средней школы продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в том числе 78-89% в ВУЗах

В соответствии с Образовательной программой школы основным направлением ее развития является создание в основной и старшей школах условий для базовой подготовки обучающихся к мотивированному выбору будущей профессии и более успешному освоению высшего образования по избранной специальности. Учащимся в соответствии с их способностями, склонностями, уровнем базовых знаний и ориентацией на будущую самостоятельную деятельность предлагается вариативность курсов.

Материальная база динамично развивается. Для этого задействованы все возможные ресурсы: проводится закупка современных средств обучения, организуется медиатека, пополняется банк электронных обучающих программ, открываются новые кабинеты и компьютерные классы. Средства финансовой поддержки, полученные в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были израсходованы на приобретение различного оборудования, модернизацию материально-технической базы и переподготовку педагогических работников.

Улучшение условий образовательного процесса мы связываем с:

* обновлением материально-технической базы школы. (На сегодняшний день в школе 72 единицы компьютерного оборудования и 2 компьютерных класса.);

* пополнением ресурсного оснащения, в первую очередь за счет использования информационно-коммуникационных технологий в обучении;

* обновлением фонда библиотеки, в том числе за счет внебюджетных средств;

* развитием медиатеки и оптимизацией работы сайта школы.

В ходе выполнения школой социального заказа на образовательные услуги произошел переход к объединению усилий всех заинтересованных сторон в решении проблем модернизации образования в направлениях повышения качества и роста эффективности, а именно:

- здоровье детей стало приоритетным направлением образовательной деятельности, педагоги приступили к внедрению медицински оправданных технологий. В школе перед первым уроком проходит утренняя зарядка в течение 5 минут, практически на всех уроках учителями поводятся различные физпаузы для одыха, в учебных кабинетах выдерживаются требования СанПин;

- получила дальнейшее развитие информатизация учебно-воспитательного процесса:

- создано нормативно-правовое, документационное обеспечение работы школы;

- получила развитие государственно-общественная форма управления школой;

- на основе анализа и прогнозирования образовательных потребностей родителей и возможностей детей вариативность программ и образовательных технологий выстраивается в профориентированную систему обучения;

- создана медико-психолого-дефектологическая служба;

В структуре управления школой в условиях модернизации образования происходит освоение новых управленческих функций. Параллельно с обновлением структуры постоянно возрастает роль самоуправления. Главной его задачей является обеспечение совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей, социальных инфраструктур с целью удовлетворения образовательных запросов общества, семьи, личности, рынка труда, выполнения государственных и региональных образовательных стандартов. Всем обучающимся предоставляются равные возможности для комплексной самореализации по всем направлениям деятельности: образование, воспитание, здоровьесбережение.

Контроль и усовершенствование преподавания носит систематический, направленный характер, побуждает к профессиональному росту. Ежегодно педагоги школы подают заявления в аттестационную комиссию с целью повышения или подтверждения квалификационных категорий. Систематически проходят курсы повышения квалификации (ПК). На сегодняшний день 100% педагогов обладают ИКТ компетентностью, прошли курсы ПК ИКТ. Благодаря тому, что УО вышло на областную площадку при БГУЭиП по осуществлению дистанционного обучения ИКТ наши учителя получили возможности не прерывая образовательного процесса в дистанционной форме повышать свою ИКТ компетентность, что на сегодняшний день очень актуально для педагогов нашей школы.

В соответствии с Уставом школы управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Совет школы, педагогический совет школы, общее собрание работников школы. В последние годы значительно возросла роль общественного самоуправления.

Компьютеризация управления школой осуществляется по четырём направлениям: учебная деятельность, педагогическая деятельность, управленческая деятельность, обслуживающая деятельность. В её основе лежит программный комплекс «ХроноГраф», введена программа «Электронный журнал» благодаря которому родители, имея индивидуальный пароль могут отследить успехи своих детей. По заполнению электронного журнала 100% учителей прошли курсовую подготовку и владеют этой технологией. В школе создана локальная сеть, к которой подключены все компьютеры. Сбор, хранение, переработка и анализ информации осуществляется по выработанной схеме.

Таким образом, имеется единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, родителям другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы и ее элементов.

Администрация школы прошла курсовую подготовку и профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент в сфере образования» Менеджеры образования перестают быть людьми, которые знают ответы на все вопросы: «Что и как лучше организовывать?», «Чему учить?», «Как учить?». В практике работы современной школы взаимодействие руководителей и их заместителей с рядовыми работниками и вышестоящими органами управления системой образования таково, что они вынуждены быть людьми, знающими и умеющими все.

Таким образом, администратор является не столько контролером, сколько координатором, обеспечивающим коллективное получение результата. Он заботится о реализации индивидуальных интересов в развитии личности учащегося и учителя.

В реализации Программы развития принимают участие все педагогические работники школы. Постоянно расширяется круг внешних партнеров из числа учреждений образования поселка и области, других организаций социума. Школа осуществляет сотрудничество с Институтами и техникумами области, РДК, ДДТ, Спортшколой, музыкальной и художественной школой, ДОСААФ, и другими организациями поселка. А также заключен договор с БГУЭП г. Иркутска. По соглашению с данноым ВУЗом учащиеся 10-11 классов получили уиникальную возможность пройти элективные курсы в дистанционном режиме с преподавателями ВУЗА: кандидатами наук, доцентами, которые в свою очередь дистанционно помогают учащимся осваивать новые предметы по интересам. Не малую роль играет и то, что получив сертификаты по прохождению этих курсов наши учащиеся будут иметь преимущество при поступлении в университет.

Существенное влияние на реализацию принципа государственно-общественного характера самоуправления и развитие инновационной деятельности оказывает Совет школы, в состав которого на паритетных началах входят наряду с педагогами представители родительской общественности и учащиеся. Совет участвует в решении важнейших вопросов школьной жизни: на его заседаниях определяются основные направления развития, особенности образовательной программы школы. В определении перечня профилей обучения в старшей школе, набора элективных при формировании учебного плана школы. Своей работой Совет школы содействует созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Педагогическая система инновационной школы, каковой, по нашему мнению, является школа, главным приоритетом считает личность ученика, учителя и все субъекты образовательного процесса. С 2012 года наша школа вышла на областную экспериментальную площадку по опережающему введению ФГОС. В рамках работы площадки рассмотрен ряд вопросов связанных с введением стандартов второго поколения: обобщен опыт работы школы по теме «системно-деятельностный подход в обучении и воспитании» над которой школа работает в течение последних 5 лет. Проведен ряд практических семинаров как внутри школы так и на муниципальном уровне по формированию УУД, 10 января 2012 года был проведен межтерриториальный семинар для педагогов школы по теме «Новая идеология учебно-воспитательной деятельности педагога». С 2012 года школе присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме «Опережающее введение ФГОС ООО». Коллективом школы проведена большая методическая работа в данном направлении: освоены технологии в системно-деятельностном подходе, на которых основываются Стандарты второго поколения, изучена методическая и методологическая база ФГОС. Своеобразным рубежом в инновационной работе по данной теме стал методический день для педагогов района, проведенный педагогическим коллективом школы 19 декабря 2014 года. Педагогами школы представлено 14 современных уроков (Английский язык 11 класс _ Коржавина С.Н., Литература 8 класс - Банщикова Т.В., Русский язык 9 класс - Долгодворова С.П., Литература 7 класс - Мочалова Л.В., Математика 5 класс - Климкович Т.Н., Биология 9 класс - Горбасенко О.В., География 6 класс - Разумович Е.А., Музыка 4 класс - Алексеева Н.И., Физика 10 класс - Провада Е.П., Русский язык 2 класс - Шатило И.И., Русский язык 4 класс - Федотова Т.Н., Русский язык 3 класс - Горлова О.А., Литературное чтение 2 класс - Соколова О.М., Английский язык 3 класс - Нижегородова А.А., 5 внеурочных заняти (Социальный педагог Моцек В.А., педагог-психолог Банщикова Е.В., преподаватель МХК - Сизых И.Н., преподаватель истории и обществознания - Подлинова Е.Н., учитеь нацальных классов - Данилова О.И.)

проведено 5 мастер-классов по освоению современных педагогических методов, приемов и технологий руководителями школьных методических объединений (Молчановой В.Н., Полониной Е.Ю., Богуславской Л.Н., Ерофеевой Т.Г.Кришкевич Е.Г.) 3 методических практикума по основным направлениям: «Разработка рабочих программ» - зам.диреуктора по НМР Коржавиной С.Н., «Конструирование урока в соответствии с ФГОС» - зам.директора по УВР в начальной школе Напрюшкиной О.О., «Технологическая карта урока» - зам.директора по УВР Климкович Т.Н.

С января 2015 года начала работу рабочая группа по локальному эксперименту «Новая эффективная дидактика. Оценка качества по предмету»

Инновационные процессы нацелены на достижение важнейших задач модернизации образования. Проблемы повышения качества всех составляющих образовательной системы школы постоянно выносятся на педагогические советы, совещания при директоре и заместителях директора, заседания методических подразделений, Совет школы.

В ходе выполнения педагогическим коллективом школы социального заказа на образовательные услуги, определенные государством, произошел переход к объединению усилий всех участников педагогического процесса в решении проблем модернизации образования в направлениях повышения качества, доступности и роста эффективности. Администрацией школы достаточно эффективно выбираются оптимальный стиль и направления в руководстве для достижения поставленных задач. Системный мониторинг и усовершенствование преподавания носят направленный характер, побуждают к профессиональному росту. Постепенно происходит усиление самоанализа и самооценки участников образовательного процесса в осуществлении внутришкольного контроля, роли общественного самоуправления, совершенствование личностно-ориентированного подхода к управлению на разных уровнях.

Администрацией школы в тесном контакте с методическими объединениями учителей осуществляется регулярный мониторинг учебно-воспитательного процесса, целью которого является создание условий для повышения качества образовательных услуг, роста их эффективности.

Директор МКОУ «СОШ №1» р.п.Куйтун Нина Владимировна Заколодная

Зам.директора по НМР Светлана Николаевна Коржавина

8


© 2010-2022