НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы акцентируется внимание на том, что негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования, информационная перегрузка, снижение мотивации обучения, ухудшение здоровья учащихся. «Обучение ориентировано на  получение  формальных результатов, а не на развитие личности» [1].  Изменить ситуацию можно, создав образовательную среду, способствующую самореали...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

Разагулова Г.Б., учитель химии КГУ «СОШ №13 акимата города Сарани»


«Плохой учитель преподносит истину,

хороший - учит её находить»

А. Дистервег

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы акцентируется внимание на том, что негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования, информационная перегрузка, снижение мотивации обучения, ухудшение здоровья учащихся. «Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности» [1]. Изменить ситуацию можно, создав образовательную среду, способствующую самореализации учащихся, что означает существенную перемену в содержании, методах, формах преподавания и обучения.

Несомненно, ключевая фигура системных преобразований - учитель. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя - это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от учителя дети, ведь они главные индикаторы нашей деятельности. Сегодня неприемлемы решения вчерашнего дня. Для учащихся нужны ясные земные цели, совпадающие с реальными обыденными устремлениями развивающегося человека. Надуманность целей образования порождает недоверие к педагогу. В связи с этим появляется необходимость в формировании учителя новой формации.

Краткосрочные курсы повышения квалификации помогают педагогам изучить новые подходы в образовании, обеспечивающие возможность целенаправленного прогнозируемого результата; позволяют изменить содержание уроков, сделать их более интересными, продуктивными, способствуют развитию педагогического мастерства.

Внедряя новые подходы в обучении, нужно сломать те стереотипы, которые живут во многих педагогах: результат обучения - это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных». Обучение на курсах повышения квалификации позволит учителю внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, наиболее способствующие развитию у ребенка умения самостоятельно работать, мыслить: обучение в сотрудничестве (cooperative learning), метод проектов и исследовательская деятельность; учитывать образовательные потребности каждого ученика; повысить компетентность в цифровых технологиях и эффективном использовании ИКТ в преподавании.

Курсы заставили взглянуть на себя и свою каждодневную работу совершенно с другой стороны, а их практическая часть позволила апробировать основные идеи. Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому - несовременно, что реализуя новую концепцию образования, учитель должен готовить учащихся, опираясь на следующее:

• помочь учащимся научиться познавать окружающий мир, то есть создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями;

• помочь учащимся научиться действовать, то есть приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями;

• помочь учащимся научиться жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире (особенно важно разбудить и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умение предупреждать и снимать конфликты);

• научиться жить в ладу с самим собой (научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности, помочь учащимся построить траекторию своего развития).

Современный учитель должен хорошо понимать, что главная задача образования - это максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических способностей, развивать у учащихся рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые позволили бы добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся ситуации. В связи с этим, необходим

новый подход к планированию урока в русле парадигмы личностно-ориентированного образования:

•смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация»;

•смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока;

•переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

• переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному;

•оценивание не столько результатов сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой. «Школа - это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел» [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 7 декабря 2010 года

2.Материалы Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада

© 2010-2022