- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Научно-исследовательская деятельность студентов техникума»
Статья «Научно-исследовательская деятельность студентов техникума»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сайдычаков Е.А. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Л.В. Стриевич, заместитель директора по УМР,
А ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум»
В основу нового типа личности, которая бы соответствовала организации деятельности в современных условиях (компетентностный подход к формированию личности профессионала), могут быть положены три главных качества: активность, самостоятельность, ответственность. Указанные качества, основанные на проявлении инициативы, собственной мысли и независимости суждения, формируют самостоятельную творческую личность, которая должна отвечать двум главным требованиям: быть сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; быть самоуправляемой, т. е. с жестким контролем конечного результата и с допуском широких вариаций способов его достижения.
Требования, предъявляемые работодателями к квалифицированным специалистам: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
Новое качество обучения может быть достигнуто при модернизации содержания обучения через развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: повышение уровня мотивации образовательной деятельности обучающихся; повышение уровня социальной и личностной значимости результатов начального и среднего профессионального образования [1].
Таблица 1-Мотивационная сфера студентов к исследовательской деятельности
Мотив
Характеристика мотива
Мотив самореализации
-
стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков; творческий поиск;
-
возможность самовыражения и саморазвития
Мотив достижения
-
стремление к успеху, достижению цели;
-
желание находить и решать проблемы;
-
получение удовлетворения от учебы и научной деятельности
Мотив статуса
-
желание занять достойное место в обществе;
-
желание найти высокооплачиваемую работу;
-
желание стать профессионалом в избранной сфере деятельности
Сегодня на первый план выходят такие перспективные стимулы, как возможность после окончания техникума занять достойное место в жизни, реализовать свои способности, занять приемлемую нишу на рынке труда.
Всю научно-исследовательскую работу, которую выполняют студенты в техникуме, можно разделить на две большие группы:
-
работы, предусмотренные действующим учебным планом (курсовое и дипломное проектирование, производственная практика);
-
исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Особо актуальной задачей является задача внедрения научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс. Учебно-исследовательская работа выполняется по специальному заданию студентом под руководством преподавателя-руководителя. В научных кружках студенты закрепляют теоретические знания, готовят рефераты по научной литературе, проектируют и изготовляют наглядные пособия, лабораторные установки и другое оборудование, выступают с научными сообщениями. В настоящее время в техникуме действует Студенческое научное общество (СНО). Основные цели СНО: создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации; формирование интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе.
Основными видами исследовательской деятельности СНО являются:
-
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
-
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
-
изобретательно-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов, лабораторных стендов.
В исследовательской работе студентов выделено три этапа [2].
Таблица 2 - Этапы научно-исследовательской деятельности
Этап
Деятельность
Результат
Значимость
1 этап
Написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ
Формирование навыков работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы
Формирование самостоятельности, критичности, умения работать в команде.
Формирование стремления к саморазвитию.
Быстрая адаптация в будущей профессиональной среде
2 этап
Проведение диагностики, мини-исследований и их анализ в процессе изучения дисциплин
Усвоение и закрепление некоторых теоретических методов исследования, приобретение навыков научной работы
3 этап
Исследовательская работа студентов во время производственных практик
Развитие творческих способностей, формирование умения определить практическую значимость работы
Развитие поля исследовательской деятельности студентов, вовлечение большего числа обучающихся в творческую работу помогает повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Становится традицией проведение студенческих научно-практических конференций. К участию в конференциях привлекаются студенты, как младших, так и старших курсов: для младшекурсников важно познание и теоретическое осмысление основ будущей профессии; для студентов старших курсов главное - приобретение навыков практической работы с реальными предприятиями, глубокое изучение научной и учебной литературы по специальности. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
Развитие поля исследовательской деятельности студентов и большее вовлечение их в работу способствует:
-
формированию востребованности выпускников техникума;
-
формированию качеств: умения самостоятельно пополнять знания, быстро ориентироваться в современном потоке научно-технической информации;
-
повышению конкурентоспособности выпускников на региональном и местном рынке труда.
Литература
-
Журнал «Специалист» №1 - 2009
-
Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» №2, №8 - 2008