Статья «Научно-исследовательская деятельность студентов техникума»

Статья предназначена для заместителей директора, педагогов, методистов.В статье кратко ракрыто содержание научно-исследовательской работы студентов техникума; мотивационная сфера студентов к исследоваетльской работе. Также изложены цели функционируюшего в техникуме Студенческого научного общества, основные направления его деятельности. Рассмотрены основные виды, этапы, результативность исследовательской работы студентов под руководством преподавателей техникума. Результаты выносятся на ежегодную...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА


Л.В. Стриевич, заместитель директора по УМР,

А ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум»


В основу нового типа личности, которая бы соответствовала организации деятельности в современных условиях (компетентностный подход к формированию личности профессионала), могут быть положены три главных качества: активность, самостоятельность, ответственность. Указанные качества, основанные на проявлении инициативы, собственной мысли и независимости суждения, формируют самостоятельную творческую личность, которая должна отвечать двум главным требованиям: быть сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; быть самоуправляемой, т. е. с жестким контролем конечного результата и с допуском широких вариаций способов его достижения.

Требования, предъявляемые работодателями к квалифицированным специалистам: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

Новое качество обучения может быть достигнуто при модернизации содержания обучения через развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: повышение уровня мотивации образовательной деятельности обучающихся; повышение уровня социальной и личностной значимости результатов начального и среднего профессионального образования [1].

Таблица 1-Мотивационная сфера студентов к исследовательской деятельности

Мотив

Характеристика мотива

Мотив самореализации

  • стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков; творческий поиск;

  • возможность самовыражения и саморазвития

Мотив достижения

  • стремление к успеху, достижению цели;

  • желание находить и решать проблемы;

  • получение удовлетворения от учебы и научной деятельности

Мотив статуса

  • желание занять достойное место в обществе;

  • желание найти высокооплачиваемую работу;

  • желание стать профессионалом в избранной сфере деятельности

Сегодня на первый план выходят такие перспективные стимулы, как возможность после окончания техникума занять достойное место в жизни, реализовать свои способности, занять приемлемую нишу на рынке труда.

Всю научно-исследовательскую работу, которую выполняют студенты в техникуме, можно разделить на две большие группы:

  • работы, предусмотренные действующим учебным планом (курсовое и дипломное проектирование, производственная практика);

  • исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Особо актуальной задачей является задача внедрения научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс. Учебно-исследовательская работа выполняется по специальному заданию студентом под руководством преподавателя-руководителя. В научных кружках студенты закрепляют теоретические знания, готовят рефераты по научной литературе, проектируют и изготовляют наглядные пособия, лабораторные установки и другое оборудование, выступают с научными сообщениями. В настоящее время в техникуме действует Студенческое научное общество (СНО). Основные цели СНО: создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации; формирование интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе.

Основными видами исследовательской деятельности СНО являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

  • изобретательно-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов, лабораторных стендов.

В исследовательской работе студентов выделено три этапа [2].

Таблица 2 - Этапы научно-исследовательской деятельности

Этап

Деятельность

Результат

Значимость

1 этап

Написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ

Формирование навыков работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы

Формирование самостоятельности, критичности, умения работать в команде.

Формирование стремления к саморазвитию.

Быстрая адаптация в будущей профессиональной среде

2 этап

Проведение диагностики, мини-исследований и их анализ в процессе изучения дисциплин

Усвоение и закрепление некоторых теоретических методов исследования, приобретение навыков научной работы

3 этап

Исследовательская работа студентов во время производственных практик

Развитие творческих способностей, формирование умения определить практическую значимость работы

Развитие поля исследовательской деятельности студентов, вовлечение большего числа обучающихся в творческую работу помогает повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Становится традицией проведение студенческих научно-практических конференций. К участию в конференциях привлекаются студенты, как младших, так и старших курсов: для младшекурсников важно познание и теоретическое осмысление основ будущей профессии; для студентов старших курсов главное - приобретение навыков практической работы с реальными предприятиями, глубокое изучение научной и учебной литературы по специальности. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

Развитие поля исследовательской деятельности студентов и большее вовлечение их в работу способствует:

  • формированию востребованности выпускников техникума;

  • формированию качеств: умения самостоятельно пополнять знания, быстро ориентироваться в современном потоке научно-технической информации;

  • повышению конкурентоспособности выпускников на региональном и местном рынке труда.

Литература


  1. Журнал «Специалист» №1 - 2009

  2. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» №2, №8 - 2008

© 2010-2022