Необходимость смены парадигмы образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Губин Геннадий Александрович

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

учитель истории и обществознания;

с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым

Необходимость смены парадигмы образования

Парадигма - устоявшаяся, ставшая привычкой точка зрения, модель-стандарт решения определённого класса педагогических задач, которые, однако, продолжают применяться, несмотря на то, что в педагогической науке и передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую модель-стандарт, общепринятую точку зрения.

В истории общеобразовательной школы, как в зеркале, нашли своё отражение процессы, происходившие в европейской цивилизации. В аграрной доиндустриальной цивилизации важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, где орудия труда не изменялись практически на протяжении многих столетий. Точной копией сложившихся общественных отношений была и школа: застывшая, непоколебимая в своей косности и консерватизме.

Зарождение в Европе машинной цивилизации потребовало непрерывного технологического и технического обновления. Динамика, технический прогресс явились основой жизни цивилизации нового типа. История начала отсчёт Нового времени. Темп изменений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежним периодом. Такая скорость технического прогресса стала возможна лишь только благодаря постепенно формирующемуся союзу между машинной индустрией, наукой и образованием, ориентированными на практические цели. Все эти изменения потребовали коренной перестройки системы образования, что и явилось предпосылкой появления структурной перестройки образования Я.А.Коменским. «Машинные» методы стали использоваться и в педагогике.

Традиционная (с современной точки зрения) система обучения и воспитания, создателем которой считается Я.А.Коменский, появилась около 350 лет тому назад, в период победного шествия промышленной революции по Европе. Появление в то время принципиально новой техники, новых технологий требовали появления и «нового» человека, Человека Нового времени. Классно-урочная система Я.А.Коменского смогла выполнить эту задачу и, потому была принята и востребована европейским обществом.

Классно-урочная система Коменского полностью соответствовала философии образования того времени, где наука и практика развивались в русле законов классической механики, когда в человеческом массовом сознании безраздельно господствовала механико-метафизическая картина мира, а потому обучали и воспитывали подрастающее поколение, как мыслящий придаток машины.

Развитие европейской цивилизации на протяжении последних трёх веков потребовало изменение философии образования и воспитания. И если традиционная система образования и воспитания готовила Человека умелого, действенного (homo habilis), то есть придаток машины, то ныне возникла острая необходимость в такой системе образования и воспитания, которая формировала бы Человека Разумного (homo sapiens), человека-творца и созидателя.

Научно-техническая революция ХХ века «вырвала» Человека из цепких объятий машины, освободила его от функции придатка машины, вручив ему функции контроля и управления за деятельностью машины.

Компьютерная, информационная революция второй половины ХХ века освободила Человека от функций контроля и управления машиной и вручила ему функцию творца, созидателя. Но к полноценному выполнению этой функции Человек оказался не подготовленным, т.к. система современного образования и воспитания продолжает базироваться на механистической философии образования времён Я.А.Коменского.

Отсюда следует вывод о необходимости замены «механистической» педагогики на морально-психологическую, т.е. необходима педагогическая «революция». Все ощущают необходимость этой революции, потому что в настоящее время мир вступает в нано-техническую революцию, которая требует новой философии образования, но мало кто понимает её сущность. Однако, когда число носителей новой философии образования достигнет критической массы, тогда и произойдёт эта революция. Однако пассивно ожидать появления критической массы сторонников новой философии образования опасно для мировой цивилизации и преступно перед человечеством. Адепты новой философии образования должны, да просто обязаны, объединиться и вести целенаправленную и энергичную просветительскую работу.

Многие идеи или общественные системы рождаются потенциально прогрессивными и многообещающими. Но через определённое время они, исчерпав свои ресурсы и возможности, становятся консервативными или даже реакционными. То же самое произошло и с классно-урочной системой Я.А.Коменского.

Современная школа при классно-урочном методе обучения сводит личное общение ученика и учителя к минимуму, в пределе (программированное обучение) - к нулю. Так о каком общении на равных можно говорить, если он - учитель - вещает откуда-то с недосягаемых высот языком машины или телеэкрана? Вот и создай тут творческий климат. Иными словами, совершенствование процесса «вкладывания знаний» в голову ученика идёт за счёт ослабления творческого климата. А это - верный путь к тому, что можно вполне назвать «тупиком цивилизации». Неплохой повод для размышления нашим ретивым «компьютеризаторам», которые думают преодолеть кризис школы исключительно за счёт полной компьютеризации учебного процесса.

Неразумно за счёт технического прогресса (компьютеризация) принижать и исключать роль человеческого фактора (фактора педагога-воспитателя). Сколь угодно умная машина не имеет творческого и эмоционально-нравственного, эстетического потенциала, которым обладает даже самый слабый педагог.

Возьмём простой пример. Есть условие задачи и формула. Подставляем условия в формулу и получаем ответ. Случай второй: есть условия, а формулы нет. Думаем и получаем ответ. Первый способ решения - нетворческий, второй - творческий. Творчество - это и есть правильное решение при отсутствии формулы.

А теперь, пожалуйста, ответьте: какую формулу надо было знать Рафаэлю, чтобы написать «Сикстинскую мадонну»? Или Эйнштейну, чтобы придумать теорию относительности? Наверняка её не было среди тех, которые он знал. Не исключено даже, что были люди, знавшие больше формул, чем Эйнштейн, но теории относительности они не придумали. Отсюда вывод: надо сделать так, чтобы человек мог решать задачи при дефиците знаний. Это и есть кардинальное решение выхода из «тупика цивилизации».

Современная общеобразовательная система, вся её учебно-методическая мотивировка направлены на воспитание эгоистичного покорителя, завоевателя и потребителя Природы. Воспитание субъекта-хищника, потребителя, завоевателя связано с экстенсивным способом ведения хозяйства. Помните знаменитое мичуринское: «Мы не можем ждать милости от природы. Взять их у неё - наша задача!» Именно такой человек-хищник поставил современный мир на грань истощения природных ресурсов, на грань экологического кризиса. Несмотря на душераздирающие вопли защитников окружающей среды, этого субъекта-хищника пока никто не остановил и мало вероятности, что кто-либо в ближайшее время остановит. По всей вероятности для этого необходимо внешнее вмешательство или катастрофа планетарного масштаба.

Жалкие потуги ведения в школах экологического образования и воспитания лишь подчёркивают глубину пропасти между современным человеком и Природой. Одолеть эту пропасть и соединиться в гармоничном единстве не могут уже ни современный Человек, ни Природа. Природа - потому что ей не хватает ресурсов справиться с техногенной агрессией Человека. Человек, за исключением отдельных индивидов, воспитан в духе эгоистического потребительства любой ценой, несмотря ни на кого и ни на что.

Принципы, провозглашённые Французской революцией конца XVIII века, и закреплённые в «Декларации прав человека и гражданина», сделали своё дело. Великую Экологическую войну против Природы человечество успешно выиграло, и мы присутствуем при полном поражении Природы. Но Природа не сдаётся и, умирая, она старается нанести ответные чувствительные удары по своему врагу: т.е. человечеству.

Очевидно, что человечество из периода гармоничного существования в Природе и сосуществования с Природой вступило в новый период - период формирования Человеком Второй Природы - искусственной среды обитания. Уже более ста лет назад учёные прогнозировали наступление этого времени. Прогнозы эти полностью сбываются ныне.

Новая среда обитания Человека требует и нового подхода к ней, основанного на знании закономерностей функционирования этой новой среды. Но Человек не имеет пока этих знаний, т.к. новая среда обитания развивается по иным, нежели живая Природа, законам. Любое познание проходит путём проб и ошибок. Но нынешние ошибки имеют несравнимо более тяжёлые и более планетарные последствия, нежели прежде.

Человек постиг, да и то далеко не полностью, законы функционирования естественного мира. Но философия его образования и воспитания была и есть более или менее приспособлена к существованию в естественной природной среде обитания. А человечество вступило в новую эпоху своего существования в новой, им самим созданной реальности. Произошёл трагический разрыв между жизнью и практикой… Переход человечества к существованию в новой, техногенной среде обитания потребовал иной философии, иного Человека, с отличными от прежних принципами существования, принципами деятельности, системой взаимоотношений.

Существование Человека в ноосфере, о которой писал ещё Вернадский, и в условиях развёртывающейся нано-технической революции настоятельно требует появления на Земле «нового» Человека. Но где найти его? Эта проблема должна стать тематикой и заботой мировой педагогики. Время национальных педагогик и педагогических систем неуклонно сокращается. Для своего выживания (а вопрос стоит именно так) человечество просто обязано уже сейчас формировать защитные механизмы. Одним из основных защитных механизмов и является формирование новой мировой педагогикой нового Человека, Человека с новой философией отношения к Природе и новой психологией взаимоотношений в обществе, т.е. Человека с принципиально новым мышлением.

Наконец-то человек обучаясь в школе должен стать Человеком. Это означает, что большая часть учебных школьных дисциплин должна быть посвящена изучению самих себя, развитию своих способностей и способов разумного взаимодействия в интересах не узкозамкнутых группировок стран или отдельных стран, а в интересах мировой цивилизации. Нынешняя философия образования исчерпала себя и не отвечает вызовам современности, а потому с устрашающей неизбежностью подвигает земную цивилизацию к краху. Учёные определили уже и возможные сроки этой катастрофы: ближайшие пятьдесят лет.

Прошедший ХХ век был временем, когда практически все страны без лишних эмоций и стенаний лишились своей экономической автономии. Земная цивилизация приобрела к началу XXI века единый экономический (хозяйственный) организм. Лучшим подтверждением этому стали постоянно повторяющиеся «экономические лихорадки». Если один из достаточно крупных субъектов мировой экономики начинает «трясти», то «трясти» сразу же начинает и все остальные экономики мира. Кризис 2008-2009 годов и нынешний кризис тому наглядное подтверждение.

Конец ХХ и начало XXI века являются временем, когда большинство стран также незаметно, а подчас и добровольно, потеряли свою политическую автономию, сдавая её т.н. «цивилизационным центрам». Идёт интенсивное формирование этих «центров», которые и будут в дальнейшем определять мировую политику в XXI веке, а потому говорить о национальной политической автономии просто не имеет смысла. Космополитизация идет успешно по всем направлениям. Противостоять ей бессмысленно и бесполезно, то же самое, что дуть против ветра. Но в одной области это делать всё-таки просто необходимо: в национально-культурной автономии.

Стремительное сокращение Времени и Пространства (процесс глобализации) происходит одновременно с процессом атомизация общества. Вся жизнь толкает человека в объятия другому человеку, лишает его интимности, защиты собственного неприкосновенного мирка, делает из людей некую безликую массу. Но в этой массе человек не сливается органически с остальными людьми (это соединение чисто механическое), а остаётся в одиночестве, в страшном одиночестве, когда до его проблем нет никому никакого дела. «Одиночество в толпе» набирает обороты и масштабы. Время и жизнь требуют от Человека реального коллективного мышления, взаимодействия и психологического взаимопонимания.

Если в предыдущий период сосуществования Человека и Природы в биосфере биологическая эволюция человека протекала случайно и была растянута во времени на достаточно длительный период, то в условиях существования в ноосфере эволюция человека уже начинает происходить целенаправленно и сроки этой эволюции значительно сокращаются. Человек получил возможность «конструировать» самого себя, т.е. присвоил себе функцию Создателя. Это очень сложная моральная проблема и Человечество нравственно вряд ли готово ныне решить эту проблему.

Указанные выше факты крайне опасны сами по себе. Они требуют появления Нового Человека, с принципиально отличающимся от нынешнего Человека уровнем морально-этического сознания (мышления) и умением предвидеть не только ближайшие, но и отдалённые последствия своей научно-практической деятельности.

Дело в том, что мировая цивилизация при всём своём гигантском росте находилась до конца ХХ века в некоей «гармонии» (равновесии) с окружающей средой, которая имела вполне определённые и достаточно эффективные механизмы контроля, которые не позволяли грянуть Апокалипсису.

Человек, благодаря науке, технике и технологиям смог преодолеть эти контрольные механизмы, как бы «выключить» их, но создать новых ещё не смог, не сумел или не увидел в этом необходимости. Необходимо некоторое время, т.н. переходная эпоха для осознания Человеком новой реальности, существования в системе ноосферы. Время необходимо для изучения закономерностей функционирования новой среды обитания и создания контролирующих механизмов. Но для этого нужен и новый Человек.

Нового Человека можно воспитать только Новой Педагогикой. И вот тут-то и скрыта огромная проблема. Пока что не видно даже намёка на попытки создания принципиально новой педагогики: идёт лицевание, перекраивание традиционной, почти четырёхвековой давности, педагогики.

Все попытки реформировать современную школу к ожидаемому результату не приведут по одной простой причине: несмотря на все разрушительные действия власть предержащих за годы независимости (вернее безвременья), им не удалось разрушить ментальность современной школы. Во многом она по-прежнему остаётся худшим вариантом советской школы, хотя не без некоторых положительных моментов. Основой этой ментальности остаётся, во-первых, состав учительского корпуса. Заменить его в одночасье невозможно и в перспективе некем. Во-вторых, идеологической и методической основой подготовки учительских кадров являются труды демократической интеллигенции дореволюционной генерации и труды выдающихся советских педагогов-теоретиков.

Самое изумительное то, что во всех школах и педагогических вузах в качестве непререкаемого авторитета используются мысли таких ведущих советских педагогов, как Макаренко, Шацкий, Сорока-Росинский, Сухомлинский, но при этом делается вид, что идеология этих педагогов идентична нынешней идеологии. Педагог не может быть вневременным: желает он того или нет, но он вынужден служить существующей системе, иначе он будет не востребован данным обществом и государством.

Нынешняя т.н. «элита» породить подобных педагогических титанов не способна, а потому все её старания по реформированию школы в нужном для неё направлении постоянно терпят фиаско. Понимая это, правящие круги стараются уничтожить советский дух школы, уничтожив её как таковую, заменив неким суррогатом, подобием школы, которое будет выращивать малообразованных, послушных «рабов» для дальнейшего высасывания из них жизненных соков. Вот поэтому нынешняя школа брошена на произвол судьбы, а все эти заклинания правящей камарильи накануне 1сентября и Дня учителя не более чем ловкий трюк манипуляторов общественным сознанием. Так что их реальным лозунгом является: «Да здравствует развал школы!»

Трагикомизм современной ситуации в педагогике заключается в том, что в нынешнем массовом педагогическом сознании всё ещё господствуют представители советской школы. Да здравствует советская школа! Кстати, не самая худшая в то время. Современная педагогика не может породить авторитеты подобные советским, потому что, пытаясь привить нынешним школьникам советские высокие морально-нравственные идеалы и духовность, она наталкивается на мощное противодействие разрушающей личность действительности. В этом её слабость и бесперспективность.

Но не всё так мрачно. Дело в том, что общая тенденция развития мировой цивилизации, несмотря на все зигзаги исторического процесса, имеет социалистическую направленность. Поэтому все действительно реальные педагогические теории, которые появляются или будут появляться, хотят их разработчики того или не хотят, будут выстраивать теорию социалистической школы: школы сотрудничества, взаимопомощи, равенства, гармоничного развития личности ребёнка и педагога. Задача руководителей современной школы увидеть и понять этот процесс и, не теряя времени и сил, двигаться в нужном направлении.

Авторская разработка

5

© 2010-2022