Доклад на педсовете: Качество становится символом тех изменений

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тематический педсовет

" Обеспеченность качественного образования посредством применения в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий"

Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества.

А.И. Субетто

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;

  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Ведь в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.

Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно - волевой регуляции.

Во всем мире сейчас отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Страны Европейского союза объединяют усилия в разработке подходов к оценке и управлению качеством образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Качество образования:

Качество - философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, это характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педколлектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.

Исходя из данного подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

  1. Качество преподавательского состава.

  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.

  3. Мотивация преподавательского состава.

  4. Качество учебных программ, вводимых в рамках часов компонента образовательного учреждения.

  5. Качество образовательной среды, обусловленное внешними связями школы.

  6. Качество знаний учащихся.

  7. Инновационная активность руководства.

  8. Конкурентоспособность и востребованность выпускников.

  9. Достижения выпускников.

Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы.

Качество образования - это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результатов.

Качество образования относительно общеобразовательного учреждения находит свое выражение в качестве образовательного процесса.

Качество образования определяется:

  • социальным заказом - требованиями к образовательным результатам, установленными личностью, обществом, государством;

  • образовательной программой - трансформацией данных требований в миссию, цели и задачи образовательной программы;

  • управлением качеством - созданием условий и их совершенствованием для достижения целей и результатов образования.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

  • игровые технологии;

  • тестовые технологии;

  • модульно-блочные технологии;

  • интегральные технологии и т.п.;

Я думаю, что на сегодняшнем педсовете вы расскажете о тех инновационных технологий, которые вы используете в своей работе, эффективность и результативность их применения.

«Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижений (знаний, специальных и общеучебных умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики), творческих способностей, здоровья.

К наиболее важным критериям оценки результатов работы школы относят критерий качества, выражающийся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями, государственными стандартами, ожиданиями общества, и критерий эффективности, показывающий отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов».

В соответствии с поставленными задачами на 2013-2014 учебный год сделаны акценты на проблемы первостепенной значимости:

  • повышение качества образования за счет эффективности проводимых учебных занятий;

  • совершенствование методического мастерства учителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением учебно-воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьника;

  • обеспечение условий для проявления, развития склонностей, способностей каждого ученика; развитие системы адекватной самооценки;

  • целенаправленная работа учителей русского языка и математики по качественной подготовке учащихся к итоговой аттестации ГИА ;

  • систематическая подготовка учащихся старшей школы к выпускным экзаменам по основным и выбранным предметам в формате ЕГЭ;

  • поддержание и укрепление школьных традиций, что способствует созданию общешкольного коллектива и его жизнь.

Качество обучения (результативность за 3 года).

В школе ведется планомерная работа по формированию внутришкольной системы комплексного мониторинга качества образования. Эту работу осуществляют заместители директора по УВР, руководители методических объединений, классные руководители и учителя-предметники.

Отслеживание уровня обученности проходит по следующим направлениям:

входной контроль знаний;

промежуточный контроль знаний;

административный контроль;

итоговый контроль;

мониторинг уровня участия учащихся (по результатам олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов).

Данные мониторинга свидетельствуют об успешном освоении обучающимися образовательных стандартов обязательного минимума содержания образования.

4 класс

предмет

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

% кач.

% общ. успев.

% кач.

% общ. успев.

% кач.

% общ. успев.

Русский язык

50%

100%

51%

97%

48%

100%

Литературное чтение

88%

100%

81%

100%

88%

100%

Английский язык

79%

100%

73%

100%

77%

100%

Математика

72%

100%

62%

97%

58%

100%

Информатика и ИКТ

88%

100%

83%

100%

97%

100%

Окружающий мир

82%

100%

75%

100%

81%

100%

Технология

97%

100%

100%

100%

100%

100%

Физическая культура

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Музыка

92%

100%

100%

100%

92%

100%

Изобразительное искусство

100%

100%

100%

100%

99%

100%

Вывод: качество знаний на 1 ступени обучения стабильно и прослеживается выраженная динамика повышения качества знаний и успеваемости по всем общеобразовательным предметам.

9 класс (результаты ГИА - 2011, ГИА - 2012, ГИА - 2013)

ГИА - 2011

предмет

средний балл

(по 5-балльной шкале)

% качества

% общей успеваемости

ОУ

краевой

ОУ

краевой

ОУ

краевой

русский язык

3,6

4,13

58,0

80,82

100,0

100,0

математика

3,5

3,87

45,0

63,61

100,0

100,0

физика

4,0

4,22

100,0

84,0

100,0

100,0

обществознание

4,0

4,1

100,0

78,4

100,0

100,0

Следует отметить отличную подготовку учащихся к сдаче предметов по выбору в новой форме с участием ТЭК в 2011 году. По всем предметам, кроме обязательных, качество знаний учащихся составляет 100%.

ГИА - 2012

предмет

средний балл

(по 5-балльной шкале)

% качества

% общей успеваемости

ОУ

краевой

ОУ

краевой

ОУ

краевой

русский язык

3,7

4,34

95,0

82,29

100,0

100,0

математика

3,6

3,69

52,0

48,55

100,0

100,0

физика

4,0

4,09

100,0

82,52

100,0

100,0

химия

4,8

4,33

100,0

87,44

100,0

100,0

биология

4,0

3,83

100,0

63,56

100,0

100,0

обществознание

3,5

3,81

50

88,0

100,0

100,0

Экзамены по выбору в новой форме с участием ТЭК в 2012 году показали, что из 6-ти предложенных предметов учащимися были выбраны 4 предмета. По химии и биологии средний балл выше краевого.

недостаточное понимание учителями школы, что новое качество образования - это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательной, информационной и социально-культурной компетентности личности;

неготовность учителей к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень, обеспечивающий качество образования.

Для эффективной работы по исправлению низких показателей предыдущего года по математике и физике созданы организационно-процессуальные и педагогические условия, обеспечивающие успешное участие учеников и педагогов школы в новой форме итоговой аттестации.

ГИА - 2013 (показатели ОУ)

предмет

средний балл

(по 5-балльной шкале)

% качества

% общей успеваемости

ОУ

краевой

ОУ

краевой

ОУ

краевой

русский язык

3,4


95,0


100


математика

3,8


60


100


физика

3,8


100


100


история

4


90


100


биология

4


100


100


обществознание

4,4


57


100


Высокое качество достигнуто учащимися при сдаче экзаменов по выбору в новой форме с участием ТЭК в 2013 году - 100%. По сравнению с показателями предыдущего года при сдаче экзаменов по обязательным предметам высокое качество сохраняется по русскому языку, повысилось качество по математике на 8%.

Умело спланированная система рубежного контроля знаний, умений и навыков учащихся в форме тестов и зачетов по каждой теме курса позволила выпускникам показать глубокие знания по предметам и получить хорошие результаты.

Результаты итоговой аттестации показали уровень подготовки выпускников, подтвердили работу педагогов в системе подготовки к экзаменам. Высокий уровень качества на экзамене показали учащиеся при прохождении итоговой аттестации по истории, биологии, обществознанию -100%.

Анализ результатов экзаменов по выбору позволяет сделать вывод, что

  • большинство выпускников выбрали для сдачи экзамена те предметы, по которым они наиболее успешны;

  • мониторинг результатов экзаменов даёт возможность увидеть в основном соответствие годовых и итоговых оценок школьников: по русскому языку по результатам ГИА 76 % выпускников показали результат выше своей годовой оценки; по математике - 28%. Процент подтвердивших отметки составил 24% по русскому языку и 68% по математике.

11 класс

ЕГЭ - 2011

предмет

средний балл ОУ

(по 100-балльной шкале)

средний балл краевой

средний балл


ОУ

краевой

городские ОУ

сельские ОУ

СОШ

СОШ с угл. изуч. отд. предметов

лицеев

гимназий

русский язык

70,3

61,5

59,9

63,6

61,6

68,0

66,8

69,8

математика

57,4

50,0

51,0

50,1

50,6

53,4

54,1

54,6

история

74,1

55,4

63,7

56,0

55,9

61,7

55,4

60,4

физика

0

52,4

53,1

51,6

52,3

56,7

55,3

55,5

химия

89

62,5

63,7

61,2

63,3

69,8

65,9

68,2

английский язык

0

59,4

60,7

53,8

58,3

67,6

60,6

64,7

испанский язык

0

63,7

63,7

-

75,3

73,7

-

55,8

немецкий язык

0

46,7

54,5

40,1

42,3

53,0

70,0

73,7

французский язык

0

56,9

60,0

44,3

50,1

50,7

52,5

88,5

биология

79

55,8

57,1

54,6

56,0

63,1

59,3

61,0

география

0

56,7

55,7

58,6

57,9

62,3

56,0

52,9

информатика и ИКТ

0

57,2

59,5

51,9

55,5

61,9

61,7

63,1

обществознание

60,2

57,6

58,5

56,5

56,5

62,1

62,0

63,9

литература

0

59,1

58,4

62,1

61,3

66,1

64,4

63,9

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 2011 году показал качество выше краевого показателя на 8,8 и на 7,4 соответственно. Выше краевого показателя результаты по истории (на 18,9), по обществознанию (на 2,6) и по химии(на 26.5),по биологии (на 23,2). Ниже краевого показатели не получены.

Высокий результат достигнут благодаря использованию на уроках современных образовательных технологий: проблемно-поисковых, проектные и технологии развивающего обучения; также при внеклассной работе применению зачетной системы, проведению в системе консультаций, самостоятельных и контрольных работ по заданиям разного уровня.

ЕГЭ - 2012

предмет

средний балл ОУ

(по 100-балльной шкале)

средний балл краевой

средний балл


ОУ

краевой

городские ОУ

сельские ОУ

СОШ

СОШ с угл. изуч. отд. предметов

лицеев

гимназий

русский язык

72,3

63,2

65,9

60,6

62,9

69,2

68,9

71,6

математика

53,3

47,4

48,7

47,0

47,7

51,1

52,4

51,6

история

54

58,2

59,1

58,1

58,0

64,1

62,3

63,6

физика

59

47,9

49,6

46,5

47,2

51,3

52,8

50,8

химия

73,8

61,9

64,8

60,0

61,5

67,7

67,0

68,8

английский язык

60

61,1

62,8

54,0

57,9

68,0

64,0

67,8

испанский язык

0

45,7

45,7

-

30,0

77,0

-

-

немецкий язык

0

57,2

64,6

50,8

53,8

60,0

67,0

73,6

французский язык

0

63,9

65,3

57,0

54,8

62,5

50,0

66,7

биология

66

56,9

59,9

55,1

56,3

64,3

64,1

61,7

география

0

57,6

56,6

60,0

58,4

57,1

56,9

58,4

информатика и ИКТ

65

56,1

58,4

48,6

51,4

62,0

62,8

62,1

обществознание

62,2

58,7

60,6

56,7

58,0

64,2

63,9

64,9

литература


0

60,9

62,9

64,8

60,6

64,7

62,0

65,7

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 2012 году показал качество выше краевого показателя на 9,1 и на 5,9 соответственно. Выше краевого показателя результаты по физике (на 11,1), по обществознанию (на 3,5) , по химии (на 11,4), по биологии (на 10,9) , по информатике (на 8,90) .

Высокий результат достигнут благодаря использованию на уроках современных образовательных технологий: проблемно-поисковых, проектные и технологии развивающего обучения; также при внеклассной работе применению зачетной системы, проведению в системе консультаций, самостоятельных и контрольных работ по заданиям разного уровня

Низкий результат по английскому языку (на 1,1) и истории (4,0) объясняется тем, что данные предметы выбрали учащиеся со слабой теоретической и практической подготовкой.

ЕГЭ - 2013

предмет

средний балл ОУ

(по 100-балльной шкале)

средний балл краевой

средний балл


ОУ

краевой

городские ОУ

сельские ОУ

СОШ

СОШ с угл. изуч. отд. предметов

лицеев

гимназий

русский язык

68,2








математика

55,2








история

62,0








физика

50,0








химия

80,3








английский язык

0








испанский язык

0








немецкий язык

0








французский язык

0








биология

67,3








география

0








информатика и ИКТ

0








обществознание

60,4








литература


0








Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса свидетельствуют о том, что:

- знания выпускников соответствуют требованиям базового уровня образовательного стандарта;

- уровень обученности позволяет выпускникам продолжить образовательный маршрут.

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в сравнении с показателями предыдущего года по математике, по русскому языку ,по химии прослеживается динамика повышения уровня качества

Данное повышение качества подготовки к ЕГЭ достигнуто благодаря планомерной работе по осуществлению контроля за организацией образовательного процесса в рамках подготовки к ЕГЭ с целью обеспечения оптимальных условий по развитию личности и достижениям социальной компетентности.

Вместе с тем, контроль за качеством обученности учащихся 11-го класса выявил ряд пробелов:

- недостаточное стимулирование познавательной активности школьников со стороны родителей учащихся;

- недостаточный уровень работы по индивидуализации и дифференциации обучения учащихся;

- необходимость переработки рабочих программ педагогов для эффективности использования педагогических технологий подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Мы с вами делаем погоду в классе, школе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это - когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе - большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда - мои «пусть пожелания»:

  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

  • Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

  • Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.

  • Пусть ваш класс будет парником - парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет - замечательный парниковый эффект.

  • Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель - магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

  • Пусть всегда в нашей школе будет много солнечного света.

  • Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой - и солнца»








РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1. На заседаниях МО необходимо:

а) Проанализировать работу педагогов по использованию в учебно-воспитательном процессе информационно-компьютерных технологий.


б) Определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.


в) Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию ПТ (педагогических технологий).


2. Создать в каждом МО банк данных методических разработок учителей и воспитателей школы, практикующих использование ИКТ и других педагогических технологий.

3.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.

4. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность)

5. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

6. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.



© 2010-2022