Предметное сообщество учителей математики и различные механизмы в повышении качества математического образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметное сообщество учителей математики и различные механизмы в повышении качества математического образования.

Шарафутдинова Л.Г. учитель математики,

МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

г.Нефтеюганск

Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.

Коко Шанель



Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

В последнее время наблюдается снижение познавательной активности. Как сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на наш взгляд, отводится предметному сообществу учителей математики, только совместная деятельность позволит достичь качественных результатов.

Одним из механизмов в решении поставленных задач в системе образования города Нефтеюганска явилась реализация проекта «Развитие математического образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов». Ресурсным центром по реализации данного проекта определена образовательная организация МБОУ «Лицей №1». Проект направлен на решение задач современного образования, включает новые подходы по формированию современной модели математического образования, позволяет сделать получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Проект является организационной основой проектирования (моделирования) образовательного пространства, консолидирует усилия педагогов по формированию новых образовательных (метапредметных) результатов посредством межступенной преемственности, интеграции основного и дополнительного образования, через внедрение деятельностных технологий.

Ядром этой деятельности является разработка образовательных программ. Образовательные программы разрабатываются на основе интеграции основного и дополнительного образования с соблюдением межступенной преемственности деятельностных технологий, а также преемственности деятельностных технологий в учебной и внеучебной деятельности.

Так, городское научно-исследовательское общество учащихся «Эврика» ставит своей задачей получение опыта исследовательской деятельности, овладение навыками научно-исследовательского труда, публичного предъявления работы и её защиты.

В рамках научно-исследовательского общества учащихся « Эврика» действует сеть лабораторий: «Архимед», «Мир Левенгука», «Удивительная физика», «Оптические явления» направленных на формирование практических компетенций учащихся.

Информационно-техническую лабораторию «Мир XXI века» отличает прикладной характер. Через реализацию проектов «Медиаклуб» и «Школьный сайт» обучающиеся овладевают информационно-коммуникативными компетенциями.

«Шахматная школа» учит думать, сравнивать, обобщать, предвидеть и планировать результаты своей деятельности. И даже в каникулярное время школа продолжает работу по расширению и углублению образовательного пространства.

Заочная школа «Пятая четверть», в рамках которой организовано дистанционное обучение «Школьный университет», заочная физико-математическая школа, международные всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы стали частью школьного образования.

Развитие кадрового потенциала, несомненно, является важнейшим условием решения поставленных задач. Развитие педагогических компетенций учителей математики организовано при поддержке Сургутского государственного университета, Сургутского педагогического университета, Красноярского научного общества « Школа антропоники», ЮФМЛ. Результатом работы явилось внедрение в практику работы таких технологий как: задачная форма организации учебной деятельности, проектная, исследовательская деятельности, проблемное обучение.

При работе в задачной форме организации учебной деятельности учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового способа, но в то же время, имея достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по новому их комбинируя, учащиеся способны прийти к открытию нового способа.

При изучении различных дисциплин в школе у детей часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать
взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов,
учителями математики применяется на уроках и во внеурочной деятельности элементы проектной и исследовательской деятельности. Метод проектов на уроке позволяет раскрыть индивидуальные особенности личности. Обучающимся интересны многие загадки и неразрешённые вопросы, им хочется уже в школе докопаться до истины. Иногда получается, а иногда вопрос остаётся открытым, но желание отыскать истину всегда приветствуется. По выполнении работы учащиеся обмениваются полученными результатами, подводят итоги и делают выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты.

И, конечно, очень важно применение учителями информационных технологий, особенно при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Так, на базе школы № 8 нашего города, организован ресурсный центр по инклюзивному образованию. Учителями используются активные формы обучения, а именно школа дистанционного образования детей-инвалидов" I-школа" и программа Skype (скайп). Дистанционное обучение больных детей включает использование индивидуального компьютера и специализированного дополнительного оборудования к нему, компенсирующего те или иные особенности развития ребенка; телекоммуникационное общение с учителем и сверстниками; поиск информации в Интернете и участие в коллективных проектах; непосредственное освоение производственных технологий, которые могут стать основой для будущего трудоустройства выпускника.

Таким образом, использование деятельностных технологий способствует подготовке конкурентоспособного выпускника, способного включаться в решение задач инновационной экономики.

Демонстрация лучших практик школ города дает возможность диссеминации -распространения педагогического опыта и вовлечения большего количества педагогов.

Новизна проекта заключается в обеспечении широкого спектра математической активности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности посредством применения новых форм получения математического образования (образовательные программы «Сезон математических игр», «Образовательная робототехника и электроника», «Шахматная школа», «Виртуальная лаборатория», « Мегакласс»).

Школьное обучение в городе построено так, что выпускники самостоятельно ставят и достигают серьёзных целей, умело реагируют на разные жизненные ситуации, и одним из основных помощников является качественное математическое образование.

Каковы же результаты? Вот статистические данные результатов ЕГЭ по математике за последние два года по городу. Как видим, в городе достаточно стабильные результаты, средний балл качества по математике в городе составляет 46,8 %.

Но несмотря на стабильные результаты ЕГЭ по математике, у учителей математики имеются и проблемы. Одна из основных - это работа учителя с обучающимися высоких учебных возможностей. А именно, диагностика и психологическое сопровождение развития учащихся высоких учебных возможностей …

Перспективой для решения проблемы служит сотрудничество с Югорским университетом и физико -математическим лицеем.

И закончить свое выступление мне хочется такими словами: « Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать» ( Коко Шанель)


© 2010-2022