Статья «Создание безопасной среды в школе»

"Описание материала: Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. В школе осуществляется " психолого - педагогическое сопровождение учащихся, которое строится на диагностической основе". ""Основные вопросы диагонстики : изучение психолого-педагогического статуса 1-классников, 5- классников, 10- тиклассников; диагностика уровня адаптации 1- классников в школе I ступени; прогнозирование готовности к обучению в среднем звене учащихся 4-х классов; диагностика уровня адаптации 5-классников в школе II ступени; диагностика уровня адаптации 10-классников в школе III ступени; диагностика учащихся 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ; диагностика учащихся 9 -х классов в период подготовки к ГИА.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации, семье.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Понятие "безопасность" включает в себя психологическую и физическую составляющие.

В школе создана социально - психологическая служба, целью которой является создание необходимых педагогических, социально-психологических, физических условий - развивающей среды - для максимально полного развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого учащегося.

Работа педагога - психолога строится по следующим видам деятельности:

  • диагностика;

  • консультирование (индивидуальное и групповое);

  • коррекция и развитие;

  • профилактика и просвещение.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и, как следствие, - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Другая опасность - стресс, возникающий у учащихся на фоне подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах и при ее проведении.

В школе осуществляется психолого - педагогическое сопровождение учащихся, которое строится на диагностической основе. Основные вопросы диагонстики :

- изучение психолого-педагогического статуса 1-классников, 5- классников, 10- тиклассников;

- диагностика уровня адаптации 1- классников в школе I ступени;

- прогнозирование готовности к обучению в среднем звене учащихся 4-х классов;

- диагностика уровня адаптации 5-классников в школе II ступени;

- диагностика уровня адаптации 10-классников в школе III ступени;

-диагностика учащихся 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ;

-диагностика учащихся 9 -х классов в период подготовки к ГИА.

Повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию такие характеристики, как доброжелательная атмосфера, одинаковые способы оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности школьников и их родителей в образовательную среду и процесс обучения, обучение участников образовательного процесса социальным навыкам взаимодействия.

Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно-ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношениях (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Все это возможно тогда, когда образовательный процесс ориентирован на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а не на передачу знаний.

Для достижения этого работа методической службы школы нацелена на то, чтобы педагоги школы в системе овладели методиками личностно- ориентированного, здоровьесберегающего обучения, внедряли в учебный процесс деятельностно - компетентностный подход. С этой целью за последние три года в школе были проведены следующие теоретические конференции и педагогические советы: «Обучение школьников рациональным приемам усвоения знаний, формирование ключевых компетенций на основе использования в УВП современных образовательных технологий», «Управление познавательной деятельностью учащихся на основе компетентностного подхода», «Учитель-профессионал. Какой он?», «Современный урок - урок развития личности», «Самостоятельная работа как способ формирования у учащихся УУД в условиях реализации компетентностного образования», «Метапредметность УВП как важнейшее средство достижения нового качества образования», «Профессиональный стандарт педагога» и др.

С 2010 года на базе МБОУ СОШ №4 функционирует опорная школа по теме «Создание оптимальной образовательной культурологической среды на основе взаимодействия общего дополнительного образования».

Основная цель деятельности опорной школы - развитие личности обучающихся на основе повышения мотивации к познанию, творчеству, самосовершенствованию через создание оптимальной образовательной культурологической среды.

В течение трех лет в рамках опорной школы успешно функционировали проблемные и творческие семинары:

- Окружной семинар для учителей начальных классов «Формирование функциональной грамотности учащихся первой ступени в рамках реализации ФГОС НОО», руководитель учитель начальных классов Ковкова Л.Н.

- Окружной семинар «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в процессе преподавания МХК», руководитель учитель ИЗО, МХК Стогниева Е.А.

- Окружной творческий семинар «Формирование учебных универсальных действий учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку», руководитель учитель русского языка и литературы Васильченко Е.П.

- Окружной творческий семинар «Особенности преподавания иностранного языка в школе первой ступени в соответствии с требованиями ФГОС».

- Школьный проблемный семинар «Подготовка учителей школы 1 и 2 ступеней к работе по ФГОС», руководитель учитель начальных классов Петошина О.С.

- Школьный проблемный семинар «Метапредметность УВП как способ реализации требований ФГОС», руководитель учитель музыки Петрова М.В.

Одной из угроз безопасности образовательной среды является психологическое насилие как исходная форма любого вида насилия, которое труднее всего формализуется и не имеет четких границ.

Безопасная с точки зрения насилия среда характеризуется наличием сознательной дисциплины, направленной на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание. При этом ведущие цели поведения учеников - чувствовать свою причастность к жизни школы и занять место в этой общности. Включению учащихся в жизнь школы способствует развитие детского самоуправления в рамках ДОО и насыщенная внеурочная деятельность.

С точки зрения физической составляющей безопасная среда формируется через реализацию общешкольной программы «Здоровье», включающей в себя вопросы укрепления материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, совершенствования системы спортивно-оздоровительной работы, обеспечения детей и подростков школы рациональным питанием, обучения приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры и др.

На контроле администрации постоянно находятся вопросы соблюдения правил пожарной и электробезопасности, антитеррористической безопасности. На начало учебного года были изданы приказы о назначении ответственных лиц по каждому направлению. Регулярно проводятся целевые инструктажи по безопасности с работниками и учащимися школы с регистрацией в соответствующем журнале. Учителя-предметники, работающие в кабинетах повышенной опасности, перед началом учебного года и в начале 2 полугодия проводили вводные и повторные инструктажи с обучающимися каждого класса по охране труда, а также целевые инструктажи (при проведении практических и лабораторных работ) с регистрацией в классном журнале.

С педагогическом составом и обучающимися регулярно проводятся практические тренировки по эвакуации из здания школы в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, имеется необходимое количество первичных средств пожаротушения. В школе установлена «тревожная» кнопка. Ограничен въезд постороннего транспорта на территорию школы. Школьной комиссией по охране труда периодически проводятся осмотры и составляются акты по техническому состоянию здания, спортивных сооружений и игровой площадки, находящихся на территории школы. Администрацией школы выполняются все предписания Госпожнадзора, Роспотребнадзора по соблюдению СанПиНов.

Вопросы охраны труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищённости в течение года постоянно рассматривались на совещаниях при директоре.







© 2010-2022