О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Мухтаров Ж.А.

КГУ Общеобразовательный комплекс «Школа-интернат- детский сад №68»

Взаимодействие традиций и инноваций, сочетание прогрессивных образовательных технологий и особенностей национальной культуры должно послужить методологическим ориентиром в формировании конкурентоспособного, компетентного в профессиональном плане, творчески мыслящего специалиста и личности с высоким интеллектуальным уровнем, гражданина и патриота своей страны.

Анализ нормативных документов, концепций об образовании и воспитании, государственных программ, стандартов обучения позволяет констатировать, что проблема этно и поликультурного образования в республике является насущной проблемой современности.

Реализация поставленных задач в этом направлении напрямую связана с подготовкой учителя, способного воплотить в педагогический процесс указаные в нормативных документах направления по формированию личности школьника. Воспитание учащихся в духе патриотизма и уважения к культуре своего этноса и культурам других народов будет во многом зависеть от личности самого педагога - воспитателя. Именно учитель, как активный субъект преобразований в школе и в обществе, должен решать проблемы поликультурного образования посредством развивающего и воспитывающего характера обучения. Учитель и сам должен быть примером для учащихся в этом плане: патриотом, образцовым гражданином, этно и поликультурно компетентным педагогом и толерантной личностью.

Вхождение Казахстана в цивилизованное мировое сообщество, как условие выживания нации, невозможно без предоставления ученику возможностей для культурной самоорганизации. Первым критерием, определяющим введение «человеческого измерения» в деятельность учителя, становится сообразность национальной культурной традиции.

Таким образом, перед школами Казахстана ставятся важнейшие задачи:

  • обеспечить при помощи системы образования этнокультурную идентификацию человека;

  • способствовать формированию казахстанской идентичности, общегражданского личностного самоопределения казахстанцев;

  • вписывание этих двух самоидентичностей в общемировое самосознание.

Учитель должен передавать учащимся богатство родного языка и культуры, духовно-нравственные ценности народа: устное народное творчество, прикладное искусство, народные промыслы, ремесла, обычаи и традиции. Такая деятельность школы должна сопровождаться изучением учащимися культуры этносов совместного проживания, казахстанских и общечеловеческих ценностей.

Об этнокультурной ориентации содержания образования в Республике Казахстан в современный период позволяет судить анализ учебных планов среднего и высшего педагогического образования, преемственность которых должна быть соблюдена. Однако, в содержании образования высшего педагогического и общего среднего недостаточно, на наш взгляд, прослеживается преемственность этно и поликультурного образования. Особенно это касается проблем воспитания толерантности и культуры межнационального общения полиэтнического народа республики и народов мира.

К.Ж.Кожахметова, отмечая позитивные направления работы по внедрению материалов этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школы, высказывает ряд предложений по совершенствованию этнопедагогизации педагогического процесса школы. Отметим некоторые из них, касающиеся нашей проблемы. Так, с ее точки зрения, на предложенный разработчиками концепции курс «Этика и этнокультура», следует отвести больше времени. Заслуживают внимания рекомендации ученого по изучению казахской этнопедагогики учителями школ и внедрении курсов и учебных предметов, формирующих национальное самосознание учащихся - «Әдеп» (Этика), факультативного курса «Обычаи и традиции казахского народа», «История национальной культуры» и др. Реализации авторских программ «Атамекен» (М.Курсабаев), «Кәусар бұлақ» (З.Ахметова), «Әдеп» (К.Б.Жарикбаев, А.Табылдиев) в учебно-воспитательном процессе школы также, по мнению ученого, должно найти место в процессе обучения [1, 291].

Мы согласны с доводами российского ученого В.И.Матиса, который считает, что «этнический компонент является системообразующим фактором национальной школы поликультурной модели, определяющим особенности и характер связи целевого, содержательного, методического, программного уровней обеспечения деятельности школы, т.е. не простой «добавки» к обычной русской школе, а особым качеством, определяющим, в конечном счете, как образ мира, так и образ жизни субъектов образовательного процесса»[2, 311].

Как показывает проведенный нами анализ учебных планов школ, этническим компонентом насыщено содержание общего среднего образования в школах и гимназиях с казахским языком обучения и школ с явно выраженным этнокультурным компонентом.

В целях формирования гражданского и национального самосознания учащихся в гимназиях и школах вводятся факультативы, содержащие национально-культурные и региональные знания. Так, интересен опыт школ, гимназий № № 7, 92, 68, 58, востоковедческого лицея № 57 г. Караганды с казахским языком обучения, где введены факультативы: «Этноматематика», «Өлкетану», «Этнопедагогика бағдарламасы», «Қарағандытану», «Шығыстану» и др. Используя этнорегиональный компонент в содержании обучения, коллективы вышеназванных школ реализуют в школьной практике задачи формирования этнокультурной личности.

Анализ учебников для школ свидетельствует о наличии этнического компонента в действующих учебниках. Так, учебник «Русский язык» для учащихся 3 класса содержит тексты, упражнения, задания, примеры с элементами культуры казахов. В учебниках по «Математике», «Истории», «Географии», «Познание мира», «Ана тілі» также внесено этническое своеобразие в задачи с терминами и понятиями, присущими кочевому образу жизни, национальными играми, праздниками (аул, юрта, альчики, байга, «Наурыз», айтыс, степи, животный мир и т.д.). В школьных учебниках широко используются элементы духовной и материальной культуры казахского народа, история, этнография, география Казахстана: названия озер, рек, городов, архитектурных памятников, имена национальных героев, батыров, исторических личностей, символы, родовые знаки, понятия о жузах, идеи казахских просветителей, писателей, устное народное творчество (сказки, легенды, пословицы и др.), музыкальные инструменты, исторические события, национальный этикет и т.д. Представлены элементы русской и мировой культуры (литературы, истории, научных открытий и др.). Таким образом, учебники для школ отражают самобытность казахского этноса как нациеобразующего этноса республики и одновременно включают элементы культур других народов.

Примером образовательного учреждения с этнокультурным компонентом в г. Караганде может служить Еврейский общеобразовательный комплекс школа-детский сад «Ор Авнер», который ставит своей целью дать образование на основе интеграции общекультурного и этнокультурного компонентов его содержания. Этнокультурный компонент включает в себя образовательные курсы, направленные на изучение иврита, традиций и истории еврейского народа Подобная этнокультурная школа уже много лет существует в г. Волгограде. В этих школах в старших классах проводятся уроки «География страны» и «Еврейская литература». В преподавании ИЗО и музыки отдельно выделены циклы по национальной культуре. Концепция воспитания и образования школы «Ор Авнер» называется «Шаг в еврейский мир» и ставит своей задачей построение единой, целостной системы национального воспитания в органическом единстве с преподаванием общеобразовательных предметов и предметов еврейского цикла.

Поддерживая процесс внедрения этнического компонента в содержании образования и воспитания в школе, отмечаем его распространенность на национальные и этнокультурные школы, в то время как школы с русским языком обучения остаются еще вне поля зрения.

На практике существуют трудности в адаптации самих учителей начальных классов школ с русским языком обучения к учебникам, разработанных с учетом национальных особенностей казахской культуры. Учитель, не владеющий основами казахского фольклора, истории Казахстана, национального искусства, особенностями обычаев и традиций казахского народа, естественно, столкнется с трудностями при объяснении материала на уроке. Так, ныне действующий учебник для 4 класса общеобразовательной школы «Познание мира» включает этнический компонент во многих темах, а именно в разделе «Родная страна. Отечество». Например, знание исторического прошлого казахского народа, его национальных героев, легенд и преданий, географии Казахстана необходимо учителю при изучении тем: «Родина моя», «Борьба казахского народа с джунгарскими захватчиками», «Легендарный батыр Карасай», «Поединок батыра Райымбека с Секерханом», «Битва Каракерей Кабанбая с батыром Аркауылом» и др. [3,144-158].

Знание национальных и региональных особенностей - обычаев, традиций, истории, языка, фольклора, национальных символов и национальных героев, истории края и др. является крайне важным для учителя, благодаря которому осуществляется преемственность знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе школы.

В содержании образования будущих педагогов особенно важны ориентиры, направленные на формирование знаний, умений, навыков в сфере воспитания культуры межнационального общения, толерантности у школьников посредством традиционных и нетрадиционных форм обучения. В школе сложились большие возможности для реализации этнического компонента, так как школьный возраст является сензитивным периодом для приобретения опыта полиэтнического культурного взаимодействия.

В то же время этнопсихологи отмечают, что для младшего школьного возраста (6-11лет) «характерно неясное осознание общности с людьми своей национальности, немотивированное указание на свою этническую принадлежность, слабые этнические знания»[4]. Учащимся младших классов свойственна открытость, острота и свежесть любознательности. В этом возрасте дети доверчивы, легко внушаемы и склонны к подражанию, что имеет большое значение для формирования нравственных качеств личности. Роль учителя в начальной школе, где закладывается фундамент нравственного становления личности ребенка, его авторитет в процессе социализации личности, его собственные взгляды и убеждения, в том числе, на этнические и межэтнические проблемы, имеет огромное значение. К тому же следует заметить, что среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

При изложении материала, содержащего этнокультурный материал, учитель должен использовать, кроме учебника, дополнительные источники - наглядные пособия, литературу, соответствующую теме урока и, конечно же, собственный багаж знаний по излагаемой им теме. Таким образом, новое поколение казахстанских учебников, содержащее этнический компонент, ставит перед педагогическим образованием требования по формированию этно и поликультурного учителя.

Отмечая позитивные стороны национальной школы и школ с этнокультурным компонентом, относительно включения этнического компонента в содержании образования, следует назвать и недостающие, на наш взгляд, элементы.

Полиэтнический состав населения Республики Казахстан выдвигает перед образованием целый комплекс проблем, связанных не только с лингвистическими и культурными различиями, но и исторически сложившимися, психологическими особенностями этносов. Это должно находить отражение в образовательном процессе школы. Кроме того, в условиях глобализации мирового образовательного пространства необходимо внедрять в школах учебные дисциплины и факультативы, которые будут способствовать формированию планетарного сознания и единства общечеловеческих ценностей. Необходима разработка факультативов и учебных курсов, отражающих вопросы поликультурного образования на основе этнокультурных ценностей титульного этноса. Это будет способствовать формированию устойчивой мотивации школьников к освоению ценностей культуры родного народа, формированию чувства гражданственности, живого интереса к культуре народов Казахстана и мировому наследию.

Таким образом, в решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, межэтнической и религиозной толерантности, уважения национальных ценностей своего и других народов приоритетную роль играет профессиональная направленность подготовки поликультурного учителя. Именно учитель способен заложить фундамент в формирование мировоззрения детской души, от личности учителя в определенной мере зависит, какое поколение вырастет, что принесет оно человечеству в будущем.


Список использованной литературы


1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.- Алматы,1998. - 317с.

2. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул, 1999. - 353 с.

3. Познание мира. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы. /Жунусова К., Бирмагамбетов А., Аймагамбетова К., Нугуманов И., Жукешев К. - Алматы: «Атамура», 2000. - 175 с.

4. Вырост И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Философская и социологическая мысль. - 1989.- №7. - С.21 - 27.






© 2010-2022