Программа воспитания и социализации средней школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2.1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Пояснительная записка

Нормативно- правовой основой данной программы являются следующие документы:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты ООО.

  4. Устав МБОУ Баевская СОШ.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в рамках совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося основной и старшей школы.

Цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Задачи:

1.Развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной цивилизации через программу воспитания и социализации в основной школе и старшей школе.

2.Воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма на героических примерах русской истории.

3.Формировать у учащихся осознанное отношение к ценностям русской культуры.

4.Повышать уровень знаний педагогов по духовно- нравственному воспитанию школьников.

5.Противодействовать распространению в среде детей и подростков табакокурения, алкоголизма, наркомании, насилия.

6.Обучать детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, воспитывать стремление к взаимоуважению и взаимопониманию.

7.Установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания.

Принципы:

  • принцип добровольности

  • принцип доверия и поддержки

  • принцип гуманизма

Совместная деятельность в рамках программы представлена несколькими проектами, направленными на взаимодействие с:

- педагогами

- родителями

- социальными партнерами.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и среднего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труди творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена на:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- формирование экологической культуры.

Программа обеспечивает:

- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

- приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях;

- участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, города;

- формирование способности противостоять негативнымвоздействиям социальной среды;

- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

- учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

- сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы;

- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом;

- осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды.

Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков, психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлениии самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализацииличности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.

Основные направления

духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся


  1. Правовое воспитание:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- формирование представлений о девиантном и делинкветном поведении.

2. Воспитание положительного отношения к труду:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

3. Духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

4. Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиакультурного взаимодействия:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

5. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

6. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

7. Гражданско-патриотическое воспитание:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

8. Здоровьесберегающее воспитание и развитие навыков безопасного поведения:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;

- формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

9. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Направление

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ


Пояснительная записка

Для того чтобы прививать дух права, создавать правосознание, необходимо уважать права ученика в школе. Предпочтительно, чтобы школы стали олицетворением правового сообщества, этому способствуют реально функционирующие детские организации, общешкольные ученические советы и др.

В целях предупреждения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний, преступлений проводится работа по правовому воспитанию обучающихся и их родителей:

  • организация участия в комплексных мероприятиях по правовым знаниям;

  • оформление стендов по правовым знаниям (сменная информация: выдержки из законов в отношении несовершеннолетних, памятки, адреса, телефоны учреждений и организаций по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, телефоны доверия);

  • привлечение представителей учреждений здравоохранения, соцзащиты, правоохранительных органов, прокуратуры, общественных организаций, родительской общественности к проведению профилактических мероприятий;

  • организация участия в акциях, конкурсах, олимпиадах по правовому воспитанию;

  • повышение роли школьного библиотечно-информационного центра в формировании правовой культуры

  • работа «Школы ответственного родительства».

Особое внимание уделяется развитию системы детских и подростковых общественных объединений по профилактике правонарушений и преступлений: созданы и активно работают отряды правоохранительной направленности: «Юные друзья полиции», «Юные инспектора движения».


Реализация направления

«Правовое воспитание»

Цель:

формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

развитие навыков правового поведения в школе, в быту, на отдыхе; формирование понимания о правовой и моральной ответственности в случаях девиантного и делинквентного поведения, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

Задачи:

обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации;

формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам, выработка активной гражданской позиции у школьников.

привлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в КДН, к подготовке и проведению мероприятий правовой направленности

Показатели и индикаторы достижения цели и выполнения поставленных задач:

доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание на уровне учреждения;

доля школьников, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вовлеченных в подготовку и проведение мероприятий правовой направленности, от общего числа школьников данной категории;

доля школьников, участвующих в районных, краевых и окружных мероприятиях правовой направленности;

наличие отрядов правовой и правоохранительной направленности, доля занятых в них школьников от общего числа обучающихся;

доля школьников, совершивших преступления и иные правонарушения, в общей численности школьников;

количество школьников, состоящих на учете в полиции.

Ожидаемые результаты:

1. Включение в правовое воспитание 100% обучающихся.

2. Вовлечение 100% школьников, состоящих на различных видах учета, в под-готовку и проведение мероприятий правовой направленности, от общего числа школьников данной категории.

3. Увеличение доли школьников, участников районных, краевых и окружных мероприятий правовой направленности.

4. Наличие объединений правовой и правоохранительной направленности, рост охвата школьников их деятельностью.

5. Уменьшение доли школьников, совершивших преступления и иные правона-рушения, в общей численности школьников.

6. Снижение числа обучающихся, стоящих на учете в полиции.

Формат проводимых мероприятий по направлению

«Правовое воспитание»

№п\п

Мероприятие

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1: Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации

1.

Подготовка комплекса мероприятий по правовым знаниям

Ведение курсов «Право и закон», курсов обществознание, курсов налоговой грамотности

Объединения, клубы, работа в сообществе, «пробы».

Участие в конкурсах, фестивалях на уровне ОУ

Участие в конкурсах, фестивалях на уровне образовательного округа, муниципали-тета, края, России

2.

Разработка и размещение нормативно-правовой документации на стендах наглядной агитации, на школьном сайте

Описание кейс-пакетов реальной ситуации по разрешению конфликта правовым способом

Изучение норм права и правоприменительной практики в других ОУ, в деятельности правоохранительных органов района, города, края

Участие в дискуссиях, круглых столах, работа в школьном и районом парламентах

3.

Концентрирование правовой информации в БИЦ школы

Библиотечные уроки, выставки, экскурсии

Задача 2: Формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам, выработка активной гражданской позиции у школьников

1.

Организация обучения учительского, ученического, родительского актива

Диалог с учителем, в классном сообществе, проектирование заданий для групповой работы, реализация системно-деятельностного подхода. Введение курсов по повышению психологической и правовой грамотности в образовательную программу

Проведение и участие в имитационных заседаниях суда и т.п.

Обучение на курсах в АКИПКРО, других НКО

2.

Проведение мероприятий по урегулированию конфликтов

Наблюдения, фиксация конфликтных позиций, создание кейсов успешной практики

Проведение согласительных комиссий, дебатов, дискуссий. Проведение творческих совместных мероприятий

Участие в работе межшкольных согласитель-ных комиссий, дебатов, дискуссий, олимпиадах, проекте «Я - гражданин»

3.

Организация деятельности отрядов правовой и правоохранительной направленности (в т.ч. в рамках школьного самоуправления)

Реализация программы и плана объединения. Профилактическая работа с обучающимися школы

Взаимодейст-вие с сотрудниками полиции, другими аналогичными отрядами, работа в социуме

Задача 3: Привлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, к подготовке и проведению мероприятий правовой направленности

1.

Организация участия детей в создании и реализации социальных проектов программы «Я - гражданин»

Освоение технологии проектной деятельности, освоение способов конструктивной коммуникации, освоение способов бесконфликтного общения

Выявление ресурсного потенциала ребенка, помощь в самоопределении и включении в социально одобряемые подростковые общности

Участие в мероприятиях окружного, муниципаль-ного краевого уровней

2.

Разовые и постоянные поручения по подготовке и проведению мероприятий

Знакомство с положениями основных нормативно-правовых актов

Подготовка памяток, проведение информационных 5-минуток

Привлечение к работе в социуме

3.

Закрепление за состоящими на учете шефов из числа педработников и членов администрации школы

Контроль и помощь в освоении образовательных программ

Обеспечение полезной занятости школьников, состоящих на учете

Закрепление за состоящими на учете шефов из числа ветеранов ОВД

Направление

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ


Пояснительная записка

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач воспитания, которая в современной школе должна осуществляться на основе разумно организованного соединения учебной, воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе. В школе успешно применяются следующие формы трудового воспитания: организация объединений, секций по интересам (творческая трудовая деятельность); организация трудовых десантов с целью благоустройства и озеленения территорий; организация работы трудовых объединений, отрядов на пришкольных участках; оказание социально-трудовой помощи ветеранам, престарелым; проведение экологических акций; благоустройство и уход за памятниками, мемориалами; выращивание сельскохозяйственных культур.

Однако в области трудового воспитания имеются следующие проблемы:

слабая мотивация обучающихся к трудовой деятельности и потребности в труде;

недостаточная материальная база для организации трудовой деятельности;

недостаточное соответствие содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

недостаточная связь между общеобразовательными учреждениями и другими структурами, учреждениями по организации трудового воспитания;


Реализация направления «Положительное отношение к труду»


Цель для школы: воспитание психологической и практической готовности обучающихся к труду

Задачи:

формирование и развитие у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда для личности, общества и государства;

формирование и развитие системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности; осознанного выбора профессии в соответствии с потребностями регионального рынка труда; социального, профессионального и жизненного самоопределения;

формирование и развитие культуры умственного и физического труда;

формирование и развитие опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству;

формирование и развитие качеств личности, необходимых в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности: трудолюбия, способности принимать ответственные решения, умения работать в коллективе, стремления к достойной самореализации в социуме;

Показатели и индикаторы:

увеличение доли выпускников 9-х классов, поступивших в профессиональные образовательные организации или на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования; в общей численности выпускников 9-х классов;

увеличение доли выпускников 11 классов, обучавшихся в профильных классах в общей численности выпускников;

увеличение доли учащихся, получивших первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности;

увеличение доли обучающихся, участвующих в ученических производственных бригадах.


Формат проводимых мероприятий

по направлению «Положительное отношение к труду»


п\п

Мероприятие

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

  • Задачи:

  • формирование и развитие у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда для личности, общества и государства;

  • формирование и развитие культуры умственного и физического труда

1.

Подготовка комплекса мероприятий по воспитанию положительного отношения к труду

Ведение учебных предметов: «Технология», «История», «Литература», «Математика», «Обществознание» и др.

Ведение элективных курсов профориентационной направленности.

Организация встреч с людьми разных профессий с целью расширения представлений о мире труда.

Организация экскурсий на трудовые предприятия Проведение трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий.

Участие в социальных акциях «Забота о ветеранах»

Участие в конкурсах, фестивалях на уровне ОУ, образовательного округа, муниципали-тета, края, России

2.

Разработка и размещение информации о людях труда на стендах наглядной агитации, на школьном сайте

Изучение судьбы семьи и истории страны. Создание экспозиций в школьных музеях о героях труда, презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города (района, села)

Сотрудничест-во с коллективами производственных предприятий

Задачи:

  • формирование и развитие системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности; осознанного выбора профессии в соответствии с потребностями регионального рынка труда; социального, профессионального и жизненного самоопределения;

  • формирование и развитие культуры умственного и физического труда

1.

Организация обучения учительского коллектива, родителей по вопросам педагогического сопровождения самоопределения школьников

Консультации школьного психолога, методическая помощь сотрудников АКЦДК.

Проведение тематических родительских собраний.

Обучение на курсах в АКИПКРО, других НКО

2.

Проведение мероприятий по профориента-ции

Ведение учебных предметов: «Технология», «История», «Литература», «Математика», «Обществознание» и др.

Ведение элективных курсов профориентационной направленности.

Занятия техническим творчеством; ремеслами, народными промыслами и др. в школьных объединениях, учреждениях дополнительного образования детей.

Проведение трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовка к профессиональной деятельности.

Участие в профдиагностических процедурах.

Участие в мероприятиях (конкурсы, диагностика, составление индивидуальных профессиональных планов) Дни открытых дверей учреждений профессионального образования

3.

Организация проведения профессиональных проб

Ведение курса «Твоя профессиональная карьера», элективных курсов

Осуществление профессиональных проб на базе школьных мастерских.

Организация работы на электронных тренажерных устройствах, обеспечивающих формирование и развитие трудовых умений, навыков.

Осуществле-ние профессиональных проб на базе Ресурсных центров системы учреждений профессионального образования. Профессио-нальные пробы в период летней практики. Летнее трудоустройство

Задача: формирование и развитие опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству

1.

Организация участия детей в в общественно-полезной, производительной деятельности

Ведение учебного предмета «Технология», учебных проектов как моно так и межпредметных

Деятельность объединений моделирования, технического творчества, краеведения, декоративно-прикладного искусства. Участие в школьных производственных бригадах.

Походы по родному краю.

Ремонт и разработка наглядных пособий. Благоустройство и озеленение школьной территории

Участие в мероприятиях окружного, муниципаль-ного краевого уровней

Задача: формирование и развитие качеств личности, необходимых в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности: трудолюбия, способности принимать ответственные решения, умения работать в коллективе, стремления к достойной самореализации в социуме.

1.

Комплекс воспитательных и профориентационных мероприятий.

Контроль и помощь в освоении образовательных программ.

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников

Педагогическое сопровождение самоопределения школьников.

Деятельность объединений моделирования, технического творчества, краеведения, декоративно-прикладного искусства. Участие в школьных производственных бригадах.

Походы по родному краю. Ремонт и разработка наглядных пособий Благоустройство и озеленение школьной территории.

Ролевые игры, моделирующие производственные ситуации

Участие в бизнес-проектах Участие в выставках технического творчества, моделирова-ния, декоративно-прикладного искусства. Реализация социальных проектов, актуальных для данной местности.

Задача: формирование у обучающихся разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг

1

Подготовка комплекса мероприятий финансовой грамотности школьников

Ведение спецкурсов: «Технология» (модули «Семейная экономи-ка», «Основы предпри-нимательства»), «Обществознание», «Экономика», «Математика» и др., элективных курсов, направленных на развитие финансовой грамотности («Я - предприниматель», «Я - фермер» и др.)

Проведение Недели финансовой грамотности в ОУ.

Ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации

Участие в конкурсах; создание и работа школьных «Учебных фирм».

Участие в бизнес-проектах



Направление


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Пояснительная записка

Направление «Духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое» является основой для более полного достижения национального воспитательного идеала, воспитания и социализации учащихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Алтайского края. А также - запросов семей и других субъектов образовательного процесса, содержательную конкретизацию задач, ценностей, планируемых результатов, воспитания и социализации школьников, взаимодействие с семьей.

Целевая направленность программы: воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Задачи:

разработка образовательных программ с учетом возможностей сетевых форм организации, включающих (интегрирующих) содержание музейно-культурной особенности территории села, района, края;

организация внеурочной деятельности совместно с ДЮЦ, организациями культуры и спорта на основе договоров партнерства и договоров о сетевом формате реализации образовательных программ;

активизация участия школьников, их родителей, учителей в программе «Год культуры 2014» в Алтайском крае, основными событиями которого станут 85-летие со дня рождения Василия Шукшина и 60-летия освоения целины.

организация и проведение массовых праздников, основанных на традициях народов, населяющих Алтайский край.


Реализации направления

«Духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое воспитание»

Разделы

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1

Музейно-культурный

Организация культуротворческой деятельности детей:

- работа в Музее истории школы,

- организация занятий в музее;

- организация экспедиций для изучения истории села, города, края;

Организация совместной деятельности школы, класса с краеведческими районными, городскими, краевыми музеями.

Работа в Музее истории школы. Исследовательская деятельность: - создание родословной семьи;

- истории села, деревни ,города, края. Работа с краеведческими музеями (районными, краевыми)

- знакомство с воинами - героями, тружениками - героями, учеными, мастерами искусств.

Праздники (класса, школы, района, края)

Моя семья

Мое село

День рождения Алтайского края,

80-летие Шукшина, 60-летие освоения Целины

2

Культуротворческий

Организация литературного объединения (школа, школьный округ,район) детей. Выпуск сборников детских литературных работ

Литературная деятельность детей:

- юные поэты;

- юные писатели;

- юные сказители;

- создание летописи: история семьи, класса, школы и т.д.

- художественное слово

Праздники:

День семьи, Мое село,

День рождения края.

Выпуск сборников детских литературных работ. Праздник звучащего слова. 80-летие В.М. Шукшина, 60-летие освоения Целины

Организация вокальной студии. Работа с солистами, вокальными ансамблями.

Организация посещения детьми концертов, театров, музеев.

Вокально-хоровая деятельность детей.

Выступление хоров, вокальных ансамблей, солистов на мероприятиях и конкурсах школьного, районного, краевого уровня

Организация хореографических коллективов

Хореографическая деятельность детей

Фестиваль танца, посвященный 8 марта

Выступление юных танцоров на мероприятиях и конкурсах школьного, районного, краевого уровня

Организация изостудий, кружков.

Изобразительная деятельность детей:

Проекты детей: Украсим школу, село.

Художники театра. (школы)

Оформление праздников.

Выставки работ детей

Организация школьных театральных студий Организация клуба веселых и находчивых. Организация других творческих театральных объединений школьников, педагогов, родителей.

Театральная деятельность детей

Школьные театры.

КВН

Участие детей в спектаклях театров.

Музыкальные, кукольные театры, театры на иностранном языке.

Детские спектакли к праздникам: Новый год;

День семьи;

Мое село

День рождения края

70-летие Победы в Великой Отечественной Войне,

80-летие В.М. Шукшина, 60-летие освоения Целины

3

Этнографический

Организация освоения детьми русской традиционной культуры и других национальных культур.

Совместно с семьей работа над русским традиционным (и другими национальными) костюмом, изготовление блюд русской традиционной (и других национальных) кухни; освоение обрядов русской (и других национальных) культуры;

освоение русского сельскохозяйственного, православного календаря.

Деятельность детей в русской традиционной культуре:

Музыкальная деятельность детей - игра на русских (и других национальных) народных инструментах;

Музыкальный фольклор;

Танцевальный фольклор;

Декоративно-прикладное искусство;

Народные игры

Фольклорный театр

Праздники:

День славянской письменности и культуры

День семьи;

Мое село

День рождения края

70-летие Великой Победы в Великой Отечественной Войне,

80-летие Шукшина,

60-летие освоения целины

НАПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЦИО-

И МЕДИАКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Пояснительная записка

В настоящее время актуальным остается, что в современных условиях дети от 2 до 12 лет смотрят телевизор в среднем 25 часов в неделю. Несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит 154 часа качественного общения с родителями, 850 часов с учителями, 1400 часов с различными экранными медиа. (А.В. Федоров: psyfactor.org/lib/fedorov17.htm). По данным исследования КГБОУ «АКИАЦ» от 26.11.2013 основным источником информации для детей является интернет - 64%, ТВ - 33%. Алтайские школьники указали, что в сети ежедневно они проводят: от 1-2 часов - 27%; 2-3 часа - 23%; более 3 часов - 26%. 3% опрошенных указали, что не пользуются сетью интернет. Дети воспринимают интернет как средство развлечения и общения.

В ходе исследовательских проектов, проводимых в рамках ФЦПРО в с 2002 по 2008 год, установлено, что 18% детей в возрасте от 7 до 17 лет имеют адекватное восприятие информации, 39% - частично адекватное и 44% неадекватное. Для выстраивания конструктивных отношений в правовом пространстве начата организационная работа по созданию Школьных служб примирения.

Отсутствие прямых взаимозависимостей между социально-демографическими характеристиками опрошенных детей и уровнем развития их коммуникативных навыков позволяет утверждать, что проблема связана, прежде всего, с ментальными характеристиками, способом ориентирования личности в коммуникационных процессах как в межличностном общении, так и в общении в сети интернет.

Решение обозначенной проблемы мы связываем с развитием у детей глубинных навыков понимания и коммуникации, чему будет способствовать опыт участия в работе Школьных служб примирения и школьных СМИ (газета, радио, телевидение), реализация программ внеурочной деятельности совместно с учреждениями системы дополнительного образования, с учетом особенностей образовательной сети: Баевская средняя школа - Баевский школьный округ - район - краевой центр.

Реализация направления «Развитие коммуникативной культуры,

социо- и медиакультурного взаимодействия»


Цель: создать условия для формирования опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве на основе деятельности школьных СМИ, развития проекта «Школьные службы примирения», реализации совместных программ с центрами дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия и применения дистанционных (сетевых) технологий.

Задачи:

организация работы школьного пресс-центра (газеты) как программы внеурочной/внешкольной деятельности на основе выявленного интереса (мотивации) учащихся: ситуативный интерес (участие в конкурсах, освещение событий в жизни класса и др.); обучающие программы (Как писать очерк, рассказ, притчу...); профильное самоопределение.

повышение психологической и юридической компетентности участников образовательного взаимодействия через работу школьных служб примирения (конфликтных комиссий, психологических служб...)

разработка и апробация инструментария (нормативного, методического) для реализации совместных программ внеурочной деятельности ОУ и других социальных институтов села

Показатели и индикаторы:

охват учащихся деятельностью в школьных СМИ не ниже 25% учащихся каждого класса;

оказание практической помощи и консультативной поддержки а решении конфликтных ситуаций по заявкам участников конфликта;

удовлетворенность освоенными способами решения конфликта, результатами не ниже 75%;

создание нормативно-правовых условий для разработки программы внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия


Формат проводимых мероприятий по направлению «Развитие коммуникативной культуры,

социо- и медиакультурного взаимодействия»

№\п

Мероприятия

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1: Организация работы школьного пресс-центра

1

Подготовка журналистов, фотокорреспондентов, корректоров, служб технической поддержки....

Диалог с учителем, в классном сообществе, проектирование заданий для групповой работы, реализация системно-деятельностного подхода.

Создание редколлегии, творческих объединений

Участие в конкурсах, фестивалях на уровне школы, муниципалитета, края, России

2

Разработка нормативно-методической документации

Изучение норм русского языка.

Изучение норм права и правоприменительной практики в других ОУ.

Участие в дискуссиях, круглых столах, работа в школьном и районом парламенте

Задача 2: Организация работы школьной службы примирения

1

Организация обучения учительского, ученического, родительского актива

Диалог с учителем, в классном сообществе, проектирование заданий для групповой работы, реализация системно-деятельностного подхода Введение курсов по повышения психологической и правовой грамотности в образовательную программу

Проведение и участие в имитационных заседаниях суда

Обучения на курсах в АКИПКРО, и других НКО

2

Проведение мероприятий по урегулированию конфликтов

Наблюдения, фиксация конфликтных позиций, создание кейсов успешной практики

Проведение согласительных комиссий, дебатов, дискуссий. проведение творческих совместных мероприятий.

Участие в работе межшкольных согласитель-ных комиссий, дебатов, дискуссий...

Задача 3: Разработка и апробация инструментария для реализации совместных программ внеурочной деятельности ОУ с ДЮЦ

1

Проведение проектировочных семинаров совместно ОУ-ДЮЦ

Разработка технического задания на проектирование программ курсов внеурочной деятельности

Апробация программ курсов внеурочной деятельности.

Презентация программ внеурочной деятельности на Дне открытых дверей, организация набора групп обучающихся

Направление

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Пояснительная записка

В процессе модернизации Российского образования, введения ФГОС в школу поступило новое учебное оборудование: мини-лаборатории, интерактивные доски, документ-камеры и т.д., проведена компьютеризация, осуществлено подключение к сети Интернет. Однако с увеличением потока информации в школьной среде отмечается снижение интеллектуального развития учащихся, фиксируемого в недостаточно высоких показателях «качество знаний», малого процента достижения высоких результатов ЕГЭ.

Способствовать решению указанных выше проблем может:

повышение профессиональной компетентности педагогов в области понимания механизмов интеллектуального развития учащихся;

повышение ИКТ-компетентности учителей;

организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках школьного образовательного округа;

организация мест «демонстрации успешных учебных результатов» на уровне образовательного учреждения (стенды, олимпиады, конкурсы и др.), на уровне муниципалитета (местные СМИ, олимпиады и др.);

реализация обучения на деятельностной основе.


Реализация направления «Интеллектуальное воспитание»

Цель: создать условия для выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей, способствовать повышению мотивации учения в школе

Задачи:

освоение в образовательной практике деятельностных технологий обучения, организация выполнения проектно-исследовательских работ в урочной и внеурочной деятельности

повышение организационно-педагогической компетентности участников образовательных отношений через широкое информирование о конкурсах, проводимых в образовательном пространстве России, изменение системы оценивания образовательных результатов (портфолио, рейтинг и др.)

организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников.

Показатели и индикаторы достижения цели и выполнения поставленных задач:

охват учащихся Всероссийской олимпиадой на школьном уровне не ниже краевых показателей;

участие в дистанционных конкурсах интеллектуальной направленности не ниже краевых показателей;

создание нормативно-правовых условий для введения новой системы оценки образовательных достижений учащихся на основе портфолио, рейтинга и.т.д.


Формат проводимых мероприятий

по направлению «Интеллектуальное воспитание»

№\п

Мероприятия

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1: Освоение в образовательной практике деятельностных технологий обучения, организация выполнения проектно-исследовательских работ в урочной и внеурочной деятельности

1

Мастер-классы, педагогические советы по преемственности (совместно с начальной школой для педагогов и учащихся)

Диалог с учителем, в классном сообществе, проектирование заданий для групповой работы, реализация системно-деятельностного подхода

Работа школьного НОУ

Участие в конкурсах, фестивалях на уровне ОУ, муниципали-тета, края, России

2

Разработка и включение в образовательную программу школы тематики проектов в урочной и внеурочной деятельности

Проведение учебно-исследовательских проектов

Проведение учебных и социальных проектов, проб

Участие в социальных проектах

Задача 2: Повышение организационно-педагогической компетентности участников образовательных отношений через широкое информирование о конкурсах, проводимых в образовательном пространстве России, изменение системы оценивания образовательных результатов (портфолио, рейтинг и др.)

1

Информирование о конкурсах, проектах через сайт школы, местные СМИ, стенды наглядной агитации в школе

Обучение навыкам самостоятельной работы с информацией, целеполагание, планирование, выполнение, контроль, оценка, рефлексия учебной деятельности

Участие в конкурсах и проектно-исследовательских работах

Обучение и участие в проектах некоммерческого сектора

Задача 3: Организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

1

Проведение школьных предметно-методических недель, месячников, праздников и др.

Выполнение заданий повышенного уровня, на смекалку и др.

Выполнение проектных работ в группе сильный-слабый школьник при распределении и ответственности за конкретный вклад в общее дело.

Разработка программ индивидуальной методической поддержки ребят, определившихся на участие в олимпиадах, и конкурсах предметной направленности

Выполнение олимпиадных заданий в тренировочном режиме и др.

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Пояснительная записка

На сегодняшний день в Алтайском крае функционирует краевой Совет родительской общественности, межведомственная комиссия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, Совет по развитию семьи при уполномоченном по правам ребенка и ряд других общественных организаций, в рамках деятельности которых рассматриваются вопросы семейного воспитания.

В школе реализуется программа «Школа ответственного родительства», а также разработанные на ее основе локальные программы родительского образования.

Однако указанная деятельность не позволяет в полной мере решить наиболее актуальных проблем, среди которых:

низкая культура семейных отношений и родительского образования (проблема социального сиротства, недобросовестное исполнение родителями родительских прав и обязанностей, уклонение от воспитания и содержания своих детей и др.);

жестокое обращение с детьми и пренебрежение их нуждами;

низкая эффективность реализации программы «Школа ответственного родительства»;

недостаточный уровень развития социального партнерства школы и семьи как равноправных партнеров, отвечающих за конечный результат обучения и воспитания ребенка;

ранняя половая жизнь.

Учитывая особенности нашей системы образования большая нагрузка в этом направлении ложится на плечи классного руководителя.

Реализация направления «Воспитание семейных ценностей»

Цель: создать условия для развития системы работы по семейному воспитанию подрастающего поколения и повышению уровня культуры семейных отношений и родительского образования

Задачи:

повышение организационно-педагогической компетентности участников образовательных отношений через включение родителей и местного социума в реализацию и оценку реализации основной образовательной программы школы, информирование о системе мероприятий, проводимых школой для родителей и детей, о конкурсах, проводимых в образовательном пространстве России, изменение системы оценивания образовательных результатов (портфолио, рейтинг и др.)

организация и проведение совместных школьных праздников и событий

Показатели и индикаторы достижения цели и выполнения поставленных задач:

охват семей, включенных в реализацию и оценку качества реализации образовательной программы школы;

доля семей, участвующих в совместных мероприятиях и событиях, проводимых школой.


Формат проводимых мероприятий

по направлению «Воспитание семейных ценностей»

№\п

Мероприятия

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1: Повышение организационно-педагогической компетентности участников образовательных отношений через включение родителей и местного социума в реализацию и оценку реализации основной образовательной программы школы, информирование о системе мероприятий, проводимых школой для родителей и детей, о конкурсах, проводимых в образовательном пространстве России, изменение системы оценивания образовательных результатов (портфолио, рейтинг и др.)

1

Мастер-классы, обучающие семинары (совместно с начальной школой для педагогов и учащихся)

Диалог с учителем, в классном сообществе, проектирование системы оценки с участием родителей и самооценки учащихся

Кружки, Клубы, работа в сообществе, «пробы»

Участие в обучающих семинарах и процедуре самооценки деятельности ОУ

Задача 2: Организация и проведение совместных школьных праздников и событий

1

Информирование о событиях, проектах через сайт школы, местные СМИ, стенды наглядной агитации в школе, персональные приглашения и др.

Изучение удовлетворенности учащихся проводимыми совместными мероприятиями

Организация совместных событий, праздников, поездок и др.

Изучение удовлетворен-ности родителей учебно-воспитатель-ным процессом

НАПРАВЛЕНИЕ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Пояснительная записка

В современных условиях патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. В Алтайском крае деятельность в этом направлении носит системный характер и организуется в соответствии с долгосрочной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы (постановление Администрации Алтайского края от 31.05.2011 № 283).

Гражданско-патриотическое воспитание в школе организовано по следующим направлениям: организация деятельности Музея истории школы, военно-патриотических объединений «Факел» (старшая и младшая группа), организация деятельности по увековечению памяти героев; проведение профильных смен; военно-спортивных и творческих гражданско-патриотических мероприятий, в т.ч. конкурса детских и молодежных социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России», «Весенняя неделя добра»; деятельность детских общественных организаций (школьное самоуправление).

Цель гражданско-патриотического направления: совершенствование организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию, формирование ответственного гражданского поведения, социальной активности в детской и молодежной среде в рамках введения и реализации ФГОС.

Задачи:

формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;

воспитание гражданско-патриотических качеств личности, чувства личной ответственности за Отечество;

организация социально значимой, практической деятельности учащихся в рамках акции «Я гражданин», работы патриотических (в т.ч. краеведческих) объединений, музеев, активизация поисковой, исследовательской работы учащихся.


Формат проводимых мероприятий

по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание»


№п\п

Мероприятие

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1: Формирование и развитие патриотического сознания в мировоззрении подростков и молодежи

1.

Подготовка комплекса мероприятий патриотической направленности

Ведение курсов «История», «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных, музейных), встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов военно-патриотической направленности, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно-спортивные праздники, смотры, месячники оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.

Участие в конкурсах, проектах, фестивалях гражданско-патриотической направленности на уровне образовательного округа, муниципали-тета, края, России

2.

Популяризация государственных символов РФ

Ведение курсов «История», «Обществознание»

Волонтерская деятельность, распространение знаков и значков с государственной символикой, буклетов, листовок патриотической направленности

Участие в конкурсах на лучший волонтерский отряд, фестивалях, концертах, митингах, шествиях

3.

Развитие тимуровского и волонтерского движения по оказанию помощи ветеранам, членам их семей и увековечиванию памяти героев

Связь с предметными областями «Филология», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Шефство над ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, памятниками, создание волонтерских отрядов по формированию толерантного отношения к определенным социальным группам, работа поисковых отрядов по увековечиванию памяти павших воинов

Создание проектов социальной направленности, акций, социальных проб, исследовательских работ

Задача 2: Формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодежи допризывного возраста относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву

1.

Формирование культуры здорового образа жизни

Межпредметные связи

Спартакиады, атлетические пробеги, спортивные состязания

Участие в акциях спортивной направленности, посвященных памятным датам страны

2.

Проведение краевых профильных смен патриотической направленности

Межпредметные связи, «Обществознание»

Оборонно-спортивные лагеря, профильные смены

Участие в проведении спортивных акций, профильных смен

3.

Реализация дополнительных программ патриотической направленности

Межпредметные связи, «Основы безопасности жизнедеятельности»

Действующие патриотические объединения, клубы, детские и молодежные центры

Смотры, конкурсы, фестивали, состязания, профильные лагерные смены

Задача 3: Совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания граждан

1.

Информирование общественности о проводимых мероприятиях патриотической направленности, памятных датах

Межпредметные связи; «История», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Действующие рубрики школьных сайтов, личные сайты, размещение информации в СМИ, школьных газетах, альманахах

Социальные проекты, конкурсы, фестивали, смотры

2.

Деятельность школьных музеев (историко-патриотических, героико-патриотических, военно-патриотических)

«История», «Обществознание», «Литература», «Мировая художественная культура»

Работа школьных музеев

Конкурсы, видеоархивы, поисковая деятельность, просветительская деятельность, социальные проекты, лектории

3.

Распространение буклетов, листовок патриотической направленности, посвященных памятным датам

История», «Обществознание», «Литература»

Работа волонтеров, молодежных объединений, клубов, десанты

Социальные проекты, акции, социальные пробы, митинги, шествия



НАПРАВЛЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Пояснительная записка

Здоровье детей школьного возраста формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и т.д.), биологические (включая наследственность) и экологические.

В настоящее время в нашей школе накоплен определенный опыт по формированию культуры здорового образа жизни участников образовательного процесса: проводятся уроки здоровья и здоровьеформирующие дополнительные образовательные программы, создано общественное формирование «Наркопост», осуществляющее комплексную профилактическую работу, активно развивается работа школьных спортивных секций.

Вместе с тем, ряд проблем, связанных с уровнем здоровья школьников, требует новых подходов при организации здоровьсберегающего воспитания: дефицит двигательной активности; рост зависимостей у несовершеннолетних (табачной, алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной).

Данные негативные тенденции ухудшения уровня здоровья несовершеннолетних нашли точное отражение в словосочетании «школьнообусловленные заболевания» (нарушение функции позвоночника, остроты зрения, деятельности нервно-психической и сердечно-сосудистой системы). Поэтому одним из ключевых направлений программы является моделирование и проектирование воспитательной среды, направленной на приобретение опыта безопасного поведения и развития навыков здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

Цель: выстроить образовательную здоровьесберегающую систему посредством сочетания здоровьесберегающих уроков с комплексом современных воспитательных технологий: физкультурно-оздоровительных, экологических, социально-адаптирующих и личностно-развивающих.

Задачи:

подготовить методические рекомендации по организации здоровьесберегающего воспитания для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе по двум направлениям:

- учебная деятельность (описание «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства из опыта работы учителей-предметников стажировочных площадок);

- внеурочная деятельность (описание технологий активного социального обучения социально-важным навыкам).

Ключевым мероприятием является участие в краевом конкурсе «Новая школа - школа здоровья».

План мероприятий

по реализации направления «Здоровьесберегающее воспитание и

развитие навыков безопасного поведения»


№п\п

Мероприятие

Формы организации деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Задача 1. Подготовка методических рекомендаций по организации здоровьесберегающего воспитания для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе по двум направлениям

1.

Создание методического банка материалов по здоровьесбережению

Методическое сопровождение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в школе

Проведение мониторинга «Паспорт здоровья общеобразовательного учреждения»

Включение материалов по здоровебсбережению в курсы биологии, химии, физики, ОБЖ

Организация динамических пауз

Создание буклетов, памяток с материлами по ЗОЖ;

Проведение классных часов, бесед, лекториев Размещение матриалов на сайте ОУ, в БИЦ ОУ

Пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции у подростков и молодежи

Описание эффективных здоровьесберегающих моделей образовательной среды, способствующих формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся и взрослых, осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Участие обучающихся в мероприятиях по ЗОЖ различного уровня

Формирование олимпийских ценностей, стимулирование к занятиям физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовки


Направление

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Пояснительная записка

В системе современного образования экологическая составляющая должна стать основополагающей, поскольку именно она призвана формировать экоцентрическое мировоззрение человека.

Несмотря на многообразие организационных форм деятельности учащихся, в системе экологического образования существуют следующие проблемы:

Отсутствие в школе творческих объединений эколого-биологической направленности;

нет четких преемственных связей учебного процесса с другими формальными и неформальными структурами экологического образования и природоохранного воспитания.

Цель: воспитание гуманного отношения к природе и человеку, окружающему миру; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира.

Задачи:

формирование и развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

формирование и развитие ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

создание условий для развития опыта взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Формат проводимых мероприятий на уровне образовательного учреждения по направлению «Экологическое воспитание»

Цель: воспитание гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира.

Задачи

Формы организации деятельности обучающихся

Результат

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

  • форми-рование и развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты

  • формиро-вание и развитие ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводствен-ной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде

  • создание условий для развития опыта взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды

В рамках ведения учебных предметов «Технология», «Биология» «География», учебно-исследователь-ская и проектная деятельность

Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира.

Классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;

Встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

Ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия.

Проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения, в том числе и социальные.

Деятельность экологических объединений.

Участие в экологических конкурсах.

Опыт практической заботы о сохранении окружающей среды:

- каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;

- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;

- участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

- участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах - экологические патрули, работа школьных лесничеств и т.п.;

- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».

Экологические акции: «Международ-ный день воды», «Международный день Земли» и др.

Сформиро-ванность экологичес-кой культуры


Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

  • принцип ориентации на идеал;

  • аксиологический принцип;

  • принцип следования нравственному примеру;

  • принцип диалогического общения со значимыми другими;

  • принцип идентификации;

  • принцип полисубъектности воспитания и социализации;

  • принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

  • принцип системно-деятельностной организации воспитания


Современные особенности воспитания и социализации обучающихся

  • Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

  • Подмена реальных форм социализации виртуальными.

  • Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель,.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Баевская СОШ» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть - его нравственное самосознание.

Воспитание и социализация обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

Совместная деятельность МБОУ «Баевская СОШ», семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся

Воспитание и социализация обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями села. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительские собрания, конференции, игры, диспуты, лектории, круглые столы и др.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- такт, внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.


Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся пятых классов

Каждое из основных направлений воспитания и социализации обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение пятиклассником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса и школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации пятиклассников.

Программа реализуется через целостное воспитательное пространство школы, которое структурируется рядом воспитательных программ и систему внеурочной деятельности:

- секция «ОФП»

- творческое объединение «Основы безопасности жизнедеятельности»

- творческое объединение «Волшебная нить»

- творческое объединение «Искусство общения»

- творческое объединение «Портрет Британии»

- творческое объединение «Первый шаг в робототехнику»

- творческое объединение «Занимательный английский»

- творческое объединение «Улица немецких сказок»

- творческое объединение «Я - исследователь»

- посещение театров, выставок, музеев,

- программами досуговых мероприятий, приуроченных к празднованию памятных дат и государственных праздников.

-реализацию программ «Здоровье», «Мы - патриоты России», «Одарённые дети»

-взаимодействие с социальными партнерами: РДК, ЦРБ, ДЮЦ, ДШИ, спортшкола.


© 2010-2022