Опыт работы по теме Практика внедрения инклюзивного обучения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Практика внедрения в деятельность образовательного учреждения инклюзивного обучения

Внедрение в практику деятельности нашей школы процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями физического и (или) психологического развития является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.Миссия нашей школы заключается ввыявлении и развитии способностей каждого ученика, формировании духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями и основными компетенциями, способной к самореализации и адаптации к условиям современной жизни.

В школе обучаются 226 учащихся из числа контактных с источниками туберкулезной инфекции, с неактивными формами туберкулеза, имеющими остаточные изменения после перенесенного заболевания и учащиеся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, аутичного спектра и задержкой психического развития.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем образовательном учреждении реализуется через следующие модели (Таблица 1.)

Таблица 1. Модель инклюзивного образования

в КУ «Нижневартовская санаторно-лесная школа» 2014 - 2015учебный год

Модель инклюзии

Программа

Всего учащихся

III - IV

вид

V вид

VI вид

VII вид

РАС


1

Полная инклюзия

1

2

2

5

2

12

2

Частичная инклюзия

2

-

-

2

2

6

3

Внеурочная инклюзия

2

-

-

1

7

10

При разработке программы школы на 2011-2016 годы мы исходили из того, что одним из актуальных направлений в нашей деятельности определяется создание внутри школы особого образовательного пространства, обеспечивающего условия для равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями, возможностями и потребностями.

Одним из важных условий для реализации миссии школы является кадровый потенциал учреждения. Руководит учреждением кандидат педагогических наук, награждённый медалью К.Д.Ушинского Ишбаев Мухамат Мухарович. Высокий уровень квалификации руководителя позволяет создавать условия для реализации в учреждении современных инновационных проектов.

Педагогический коллектив состоит из 39 работников, имеющих следующие квалификационные категории: высшую квалификационную категорию - 40%, первую квалификационную категорию - 21%, вторуюквалификационную категорию - 8%.

В рамках реализации программы развития школы нами разработан и проходит апробацию комплекс организационно-педагогических условий в работе с детьми с ОВЗ средствами инклюзивного образования: разработка нормативно-правовой базы реализации инклюзивного образования, поэтапное включение детей с ОВЗ в ОУ, создание в школе адаптивной образовательной среды, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, изменение методов и организационных форм обучения, научно-методическая поддержка педагогов через повышение квалификации на рабочем месте, формирование инклюзивной культуры у детей, родителей, педагогов, взаимодействие с социальными партнёрами.

Организационно-педагогические условия. На этапе понимания и внедрения практики инклюзивного образования в нашем учреждении была развёрнута большая работа по повышению квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в школе.Четыре педагога прошли обучение по специальности «Олигофренопедагогика» на базе Сургутского государственного педагогического университета; 13 педагогов (33%) прошли профессиональную переподготовкув ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» по направлению «Коррекционная педагогика»;1 педагог проходит профессиональную переподготовку по направлению «Тифлопедагогика» в г.Москва.

Специалистами центра психолого-педагогического сопровождения была пройдена стажировка в Центре реабилитации "Особое детство" г.Челябинск, по теме: «Современные методы коррекции нежелательного поведения у детей и подростков с особенностями развития на основе функционального подхода» и в Региональной благотворительной общественной организации "Центр лечебной педагогики» по теме: «Специфика подходов и нестандартные приемы в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».

Кроме того, педагоги и специалисты школы прошли курсы повышения квалификации по темам:

  • «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка -инвалида в части получения детьми-инвалидами в обычных образовательных учреждениях» в Московском городском психолого-педагогическом университете - 5 педагогов;

  • «Обучение методу АВА (прикладной анализ поведения) для работы с детьми с аутизмом» у Юлии Эрц, члена Израильской Ассоциации Сертифицированных Аналитиков Поведения (IACBA) и Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (AffiliateMemberof ABAI) - 3 педагога;

  • «Обучение рельефно-точечному шрифту Брайля» в Сургутском государственном педагогическом университете -3 педагога.

  • «Учащиеся с ОВЗ. Инклюзивное образование» - 29 педагогов.

Организационное обеспечениесоздания специальных условий образования для детей с ОВЗ в нашем учреждении базируется, прежде всего, на нормативно - правовой базе.Положение об организации инклюзивного образования в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» составлено в соответствии со ст.5 (ч.5) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Постановлением правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей-с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Уставом школы, Правилами приема обучающихся в Казенное Учреждение «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», а также нормами международного и российского законодательства.

Кроме того, организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров (Таблица 2).

Таблица 2. Социальное партнёрство

КУ «Нижневартовская санаторно-лесная школа»

Сфера взаимодействия

Социальные партнёры

1

Научно-методическое сопровождение

  • Нижневартовский государственный гуманитарный университет

  • Институт развития образования г. Ханты-Мансийска

Институт повышения квалификации Свердловской области

  • ГОУ Педагогическая академия Московской области

  • Санаторно-лесная школа № 3 г.Пушкино Ленинградской области

Вновь появившиеся в 2013 году: Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»

2

Расширение дополнительных образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования

Детская юношеская спортивная школа

Городской Центр детского творчества

3

Оздоровление, укрепление здоровья

МБУ «Городская детская поликлиника №1.

КУ «Противотуберкулезный диспансер»

4

Муниципальные учреждения и общественные организации города

Городской Совет ветеранов ВОВ

Краеведческий музей

Театр кукол «Барабашка»

Городское общество слепых

МУ «Центр национальных культур»

Центральная детская библиотека «Читай-город»

Городской драматический театр

Консультационно-диагностический центр «Анти-СПИД»

МУ «Кардея»

МУ «Центр по проблемам семьи»

Территориальная медико-педагогическая комиссия г.Нижневартовска.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.

Школа имеет современную инфраструктуру, позволяющую проводить полный цикл образовательных, коррекционных, лечебно-профилактических процедур и оздоровительных мероприятий в оснащенных современной техникой кабинетах.

В сенсорной комнате и кабинете Монтесорисоздана оптимальная среда для отдыха, расслабления, развития и реабилитации учащихся.

Кабинет лечебной физкультуры оснащен набором реабилитационного оборудования, тренажерами и приспособлениями, которые дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации и для индивидуальной работы (тренажер Гросса) для компенсации двигательной составляющей учебных навыков. Опоры для детей с ДЦП, параподиум, вертикализатор, ходунки.

Лечебно-оздоровительный комплекс включает: комплект оборудования «БОС» опорно-двигательный пятиканальный; комплект оборудования «БОС» логотерапевтический (двухканальный); велотренажер; сухой бассейн; массажная дорожка. Цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD.

Универсальное цифровое устройство для чтения. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи.

Для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения в школе установлено следующее оборудование (Таблица 3):

Таблица 3. Архитектурная доступность.

Для слепых и слабовидящих учащихся

Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тактильные наземные и напольные указателей передвижения

Наличие пандусов и поручней снаружи здания

Тактильная адаптация входного холла

Наличие входной группы

Тактильная адаптация санузла, комнаты.

Наличие пандусов и поручней внутри задания

Тактильная адаптация коридоров, класса, гардеробной, столовой, библиотеки

Универсальный подъемник

Наличие поручней внутри здания

Металлические перила вдоль стен внутри здания

Таблички с названием кабинетов по сиситеме Брайля

Расширенные дверные проемы в кабинетах и классах, столовой, санузлах, по коридорам

Зрительные ориентиры для слепых с остаточным зрением на лестницах, по коридорам (обозначения на стенах, перилах яркого контрастного цвета (желтого)

Специализированные туалетные комнаты для инвалидов на коляске, подручные средства для помощников (специальные кресла для туалетов, подъемники), сенсорные краны, шкафчики для хранения средств гигиены.

Столовая со специализированными наборами посуды для приема пищи слепыми детьми

Столовая со специализированными наборами посуды для приема пищи детей с различными двигательными нарушениями, столы необходимых габаритов (для подъезда инвалидной коляски)

Световые маяки (пара) обозначение габаритов входных дверей

Световой маяк для определения адаптированного входа в здание кнопки вызова персонала

Отсутствие порогов

Тактильные наклейки на дверных ручках(Брайль)

Тактильные предупредительные полосы об окончании перил

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса является одним из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы, ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, организацией образовательного процесса в целом и условиями его осуществления.

В 2014-2015 учебном году школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программами: «Начальная школа XXI века» (2 классы), «Школа России» (1, 3, 4 классы). Учащиеся, находящиеся на полной инклюзии обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе Основной образовательной программы начального общего образования.

Обучение по второй и третьей модели инклюзии осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 1 - 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слепых и слабовидящих под редакцией Л. И. Плаксиной.)

В качестве примерного учебного плана нами рассматриваются примерные учебные планы, содержащиеся в приказе Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 августа 2014 года № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующий общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.

Учебные кабинеты имеют специализированное оборудование, позволяющее полноценно и эффективно получать образование всем учащимся образовательного учреждения (Таблица 4).

Таблица 4. Специализированное учебное оборудование

Слепые и слабовидящие учащиеся

Учащиеся с РДА

Учащиеся с ДЦП

Специальные парты с бортиками,

с регулируемые по росту ребенка

Специальные парты

Парты, регулируемые в соответствии с ростом учащихся (с выемкой для корпуса ребенка), топчаны, а также специализированные кресла-столы для учащихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанные медицинскими рекомендациями

Читающая машина (для незрячих)

Обучающий набор для детей с аутизмом

Печатная машинка (для незрячих)

Кабинет технологии "Робототехника"

Говорящий определитель цвета

Зеркало "говорящее"

Часы тактильные настольные с крупными цифрами

Устройство для контроля собственной речи

Калькулятор с крупными цифрами

Жилет , одеяло "Глубокого давления"

Приборы «Ориентир», «Графика»

Логопедическое устройство для поднятия языка

Математические кубики со шрифтом Брайля, геометрический сенсорный мешочек

Трубка для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию.

Компьютерное и программное обеспечение

Сканирующая и читающая машина. Мультимедийный комплект

Планшетный компьютер с программным обеспечением для неговорящих детей "Общение"

Специальные клавиатуры, сенсорная клавиатура, джойстики, трекболы и другие ассистивные средства

Документ-камера с компьютером для зрительного увеличения мелких предметов и текста.

Мультимедийное обеспечение для детей с речевыми нарушениями речи «Живой звук».

Duxbury BrailleTranslator (DBT), OpenBook 9.0

Брайлевский дисплейи др.

Библиотека образовательного учреждения укомплектована как общими, так и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы.

Важным компонентом нашей деятельности является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация внеучебных и внеклассных мероприятий, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса и школы. Учащиеся с ОВЗ принимают активное участие вобщешкольных мероприятиях, классных часах, предметных неделях, с удовольствием участвуют в интернет-конкурсах. Совместная организация и проведение общешкольных мероприятий детей с ОВЗ и их ровесников повышает уровень навыков общения, толерантности.

Для более успешного включения учащихся с ОВЗ в среду образовательного учреждения в штатном расписании школы предусмотрены ставки тьюторов, которые оказывают конкретную помощь в организации доступа обучающихся в школу, в класс; организации рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временную организацию образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в школе обеспечиваются коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая поддержка осуществляется педагогом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, логопедом по трём основным взаимосвязанным компонентам:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.

3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

В соответствии с этими компонентами Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.

Приоритетным направлением в организации жизнедеятельности школы остается работа по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья школьников на основе осуществления мер по оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки, создания благоприятного психологического климата, внедрения оптимальной организации высококачественного питания, профессионального медицинского обслуживания на современном оборудовании.

Организационным и методическим центром процессов интеграции, коррекционной, оздоровительной работы является Центр здоровья, который является структурным подразделением школы.

В заключении хочется отметить, что основная цель нашей деятельности - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений.Школа приспособляется к ученику, а не наоборот, что является положительной доминантой для основного контингента учащихся, состоящего из нормально развивающихся детей, которые учатся уважать и ценить своих одноклассников с особыми потребностями, видеть то, что лежит за чертой инвалидизации, сопереживать и помогать, воспринимая мир во всем его многообразии и тем самым формируя толерантное пространство школы - мы все разные, но мы равные.

© 2010-2022