- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья. Организация обучения и сопровождения учащихся со специальными образовательными потребностями в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Статья. Организация обучения и сопровождения учащихся со специальными образовательными потребностями в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ерёменко М.И. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УДК 37.04-053 М.И. Ерёменко, Нижневартовск,
КУ «Нижневартовская общеобразовательная
санаторная школа»
Организация обучения и сопровождения учащихся со специальными образовательными потребностями в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
На основании ст. 79 образовательные организации должны создавать специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [4] .
Кроме того, в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с особыми потребностями приказом № 1598 Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Вопрос о выборе варианта программы, реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Исходя из этого инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем образовательном учреждении реализуется через следующие модели (Таблица 1.):
Таблица 1. Модель инклюзивного образования
в КУ «Нижневартовская санаторно-лесная школа» 2014-2015 учебный год
№
Модель инклюзии
Программа
Всего учащихся
III - IV
вид
V вид
VI вид
VII вид
РАС
1
Полная инклюзия
1
2
2
5
3
13
2
Частичная инклюзия
2
-
-
2
2
6
3
Внеурочная инклюзия
2
-
-
2
7
11
В текущем учебном году школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программами: «Начальная школа XXI века» (2 классы), «Школа России» (1, 3, 4 классы). Учащиеся, находящиеся на полной инклюзии обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе Основной образовательной программы начального общего образования и Федерального образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ.
Обучение по второй и третьей модели инклюзии осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 1 - 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слепых и слабовидящих под редакцией Л. И. Плаксиной.)
Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни [1].
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2].
Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей. Для учащихся с нарушениями зрения это - охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность. Для учащихся с ДЦП - коррекция двигательной сферы, использование двигательно-кинестетических методов. Для успешного обучения учащихся с РАС необходимо создание жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения. Для учащихся с умственной отсталостью - опора на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы [2].
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию[3].
Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляется по трём основным взаимосвязанным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.
Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Список литературы:
-
Концепция Специального Федерального государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/[Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014, с.21.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-
Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа/Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. - М.: Просвещение, 2014. С.3.
-
Федеральный закон №273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79.