- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа летнего отдыха детей Мастерград
Программа летнего отдыха детей Мастерград
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова С.К. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 55
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
школы-центра
«МАСТЕРГРАД»
Автор: Орлова Светлана Константиновна,
зам.директора по ВР
г.Хабаровск
2014г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки
программы
- Закон РФ "Об образовании";
- Конвенция о правах ребенка;
-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00.
« Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ № 2688 от 13 июля 2001г;
-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»;
-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
-Программа работы школы в каникулярное время.
- Приказ Управления образования от 21.10.2011 № 1712
Цель программы
создание условий для развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Основные задачи программы
1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
3.Приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в школе-центре стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей;
4. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
Сроки реализации программы
2014-2015гг
Разработчик программы
Заместитель директора по воспитательной работе Орлова Светлана Константиновна
Количество и категория целевой группы
440 чел.
учащиеся 6,5 - 16 лет
Основные направления программы
-
здоровье учащихся: моральное, психическое, физическое;
- оказание социальной помощи детям из
из многодетных, остронуждающихся, социально-неблагополучных семей;
-
создание условий, способствующих раскрытию интеллектуальных, творческих способностей детей;
-
воспитание и развитие ребёнка в посильном труде, общении и взаимопонимании.
Принципы программы
1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Условия реализации программы:
1.материально -технические средства
2. кадровое обеспечение
3. Охрана жизни и здоровья детей
Школа-центр «Мастерград» организуется на базе МБОУ СОШ № 55 г.Хабаровска.
спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, компьютерный кабинет, спальные комнаты, библиотека, медицинский кабинет.
- ответственный за организацию летнего отдыха;
- начальник ГОЛ;
- руководители профильных отрядов;
- воспитатели;
- физрук;
- социальный педагог,
- музыкальный руководитель;
- руководители кружков;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал.
- начальник и сотрудники школы-центра несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники школы-центра допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- руководители отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Укрепление здоровья детей;
-
Улучшение социально-психологического климата в школе-центре;
-
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
-
Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС
Организация питания участников программы
Осуществляется на базе гимназии № 3 за счет средств КГКУ социальной защиты и поддержки населения и родительских средств.
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником ГОЛ и заместителем директора по воспитательной работе школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это разнообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летней школы-центра рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Летняя школа-центр сегодня - это не только социальная защита, это еще и сфера для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы школы-центра составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в школе-центре должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Исходя из вышесказанного, мы постарались сделать программу школы-центра максимально интересной для детей и отвечающей потребностям детей, их родителей и педагогов.
При составлении данной программы школы-центра в основу лёг опыт работы за последние годы. Система работы школы-центра - это уже традиционно сложившаяся на протяжении последних 15 лет форма организации летнего оздоровительного отдыха и досуга учащихся разного возраста в нашей школе.
В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, учёные, воспитатели всё чаще вспоминают об игре. В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приёмам и средствам воспитания.
Лето для детей - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания нового, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в школе-центре самореализация осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа школы-центра.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Вся досуговая деятельность предусматривает сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей, и охватывает максимальное количество участников в трудовых, развлекательных и спортивных мероприятиях. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из профильных отрядов (мастерской). Между отрядами организуется соревнование, итоги которого подводятся еженедельно, освещаются в форме фоторепортажей, оглашаются на общих линейках.
В реализации программы участвуют все сотрудники школы-центра:
- ответственный за организацию лета - обеспечивает функционирование школы-центра;
- руководители отрядов - организуют работу отрядов, общешкольные и профильные мероприятия;
- педагоги дополнительного образования - ведут кружковую работу.
Воспитательный процесс в школе-центре выстраивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Трудовые объединения, профильные отряды - подростки (13-16 лет)
-
Ведущий вид деятельности - общение в среде равных.
-
Развивается потребность в самоутверждении и самореализации.
-
Формируются коммуникативные и рефлексивные навыки.
-
Активизируется познавательная деятельность.
-
Развиваются специальные и практические способности.
-
Авторитет товарища выше авторитета взрослых, отношения строятся на доверии и взаимном уважении.
-
Подростки ориентируются на внутреннее «Я».
Профильные отряды - младшие подростки (10-11 лет)
-
Ведущий вид деятельности - общественно-полезная.
-
Формируются коммуникативные, начинают формироваться рефлексивные навыки.
-
Очень активна познавательная деятельность, поиск своего места в коллективе.
-
Развиваются общие и специальные способности.
-
Дети ориентируются на коллектив и на своё место в нём.
Отряды ГОЛ - младшие школьники (6,5 - 10 лет)
-
Ведущий вид деятельности - игровой в коллективе.
-
Начинают формироваться коммуникативные навыки.
-
Появляется произвольность психических процессов, развивается внутренний план действий.
-
Любопытны, подвижны.
-
Начинают развиваться общие способности детей.
-
Абсолютен авторитет взрослых.
-
Дети ориентированы на взрослых, имеют потребность в друзьях-сверстниках.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.Подготовительный этап (март - апрель 2014, 2015г.):
- подбор кадров;
- подготовка методических материалов;
- составление необходимой документации для деятельности школы-лагеря;
- проведение семинаров и совещания с начальником ГОЛ, руководителями профильных отрядов;
- проведение занятий с вожатыми;
- подготовка материально-технической базы.
2.Организационный этап (май 2014, 2015г.):
- формирование отрядов,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- подготовка оформления школы-центра.
3.Основной этап(12 дней смены в июне и июле):
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- методическая работа с руководителями отрядов.
4.Заключительный этап (в конце каждой смены):
- подведение итогов смены;
- сбор отчетного материала;
- обобщение итогов деятельности школы-центра
- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности школы-центра в будущем.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Ведущая технология программы - игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работу будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- занятия в мастерских, студиях, секциях;
- концерты, фестивали, акции и др.
Виды деятельности
В течение летних смен детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка. Работа творческих лабораторий направленная на реализацию задач экологического, художественно-эстетического, гражданского воспитания.
Типы деятельности:
- включение подростков в общественно значимую трудовую деятельность.
- формирование культуры поведения школьников в окружающей среде.
- формирование навыков здорового образа жизни.
-воспитание социально значимых качеств личности, гражданского самосознания, как результат комплекса воспитательных процессов.
- оздоровление находящихся в лагере детей, содействовать сохранению и укреплению здоровья, приучить к здоровому образу жизни.
- раскрытие и развитие творческих способностей детей. Умение участвовать в коллективных творческих делах.
- умение общаться с окружающими.
- умение самоорганизовывать свою деятельность.
- формирование бережного отношения к природе, разумного и гуманного поведения в природе.
С целью создания условий для расширения интеллектуальных способностей в течение лагерной смены будут работать творческие мастерские
МАСТЕРСКИЕ «МАСТЕРГРАДА»
№
Наименование объединения
Возраст участников
Вид деятельности
ГОЛ «Маленькая страна»
6,5 - 11
Игровая
Профильный спортивный отряд с питанием «Последний герой»
8 - 13
Спортивная
Трудовые объединения:
«Дела хозяйские» (ремонтный отряд)
14-16
Трудовая
«Очумелые ручки» (производственная бригада)
13-16
Трудовая
Трудовой отряд старшеклассников «Максимум» (1 смена)
14-16
Трудовая
Экологический отряд «Поле чудес»
11-13
Экологическая
Малые объединения
Разнопрофильный отряд «АБВГДейка» (вожатые, библиотекари, оформители)
13-16
Социально-педагогическое
Отряд волонтеров «Доброе сердце»
13-16
Благотворительность
Пресс-центр школьной газеты «Алые паруса»
13-16
Издательская
Социальная
Отряд по подготовке к деловой игре «Выборы»
14-16
Социальная
Отряд волонтеров «Доброе сердце»
10-14
социальная
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Режим дня в ГОЛ основан на санитарно-гигиенических нормах и педагогической целесообразности:
9.00-9.30
В нашем лагере свои порядки
День начинается с зарядки.
9.30-10.00
Неизвестная страна-ловкость всем нужна.
Завтрак начинается - быстро всё съедается.
10.00-13.00
Вокруг знакомые герои,
Мы рядом сними будем жить,
Читать и петь, лепить и строить,
Гулять, смеяться и дружить.
Мы будем в гонках побеждать,
Загадки, сказки составлять.
И это всем известно:
Всё в мире интересно!
13.00-13.30
После дел больших, в столовой
Не услышишь слова «нет» .
По команде ровно в полдень
Накрывается обед.
13.3 0-15.30
Наступает сонный час
ждут подушки наши нас.
Можно спать или читать,
Иль под шёпот звёзд мечтать.
15.30-17.00
Проснувшись, будем подкрепляться,
Чтоб за дела опять приняться.
17.00
Ну вот, опять пора домой,
Беги со мной, дружочек мой.
2. С целью развития способностей детей, их познавательных интересов в ГОЛ
создаётся система дополнительных занятий:
-
Библиотека
-
Кружок «Оригами» и бумагопластики
-
Занятия по правилам дорожного движения
-
Секция игровых видов спорта
-
Секции по баскетболу, волейболу, футболу
-
Музыкально-хоровой кружок
-
Видеозал
-
Выезд на экскурсии (музеи города)
З.Режим дня в трудовых и профильных объединениях школы-центра организован так, чтобы происходило чередование общественно-полезной, оздоровительной, интеллектуальной и досуговой деятельности:
8.50-9.00 линейка, инструктаж по ТБ
9.00-9.40 работа по плану
9.40-9.50 перерыв (физминутка, питьевой режим)
9.50-10.30 работа по плану
10.30-10.50 спортивные мероприятия
10.55-11.30 работа по плану
11.30-12.15 культурно-массовые, спортивные мероприятия
4.Воспитательньй процесс в школе-центре организуется при помощи организации системы соуправления через совет Управляющих, в который входят: организатор лета, начальник ГОЛ, руководители объединений, вожатые. Проводятся ежедневные планёрки, на которых подводятся итоги и обсуждаются планы работ и мероприятий на неделю.
Школа центр имеет единое оформление, общий девиз, общую песню.
5.В отрядах для каждого ребёнка создаются условия активной жизнедеятельности в коллективе:
-
работа отряда по группам;
- чередование традиционных поручений свобода выбора, равные возможности для каждого в реализации своих планов и развитии
способностей;
-творческие группы;
-индивидуальные задания и поручения.
5.Жизнь детей в школе-центре отражается наглядно в отрядном уголке и на стенде штаба лета:
-
списки отрядов и групп;
-
режим центра;
-
правила жизни в школе-центре;
-
планы на смену;
-
итоги соревнования между отрядами и группами;
-
итоги проведённых дел;
-
поздравления;
-
текущая информация.
6.В течение каждой смены дети принимают участие в целостной системе воспитывающих дел, объединённых в деятельностно-ролевую игру «Мастерград», участвуя в которой воспитанники ненавязчиво осваивают общечеловеческие ценности, попадают в ситуацию активной жизнедеятельности, получают возможность реализовать свои силы и способности.
Игра проводится по особой программе, каждый отряд отвечает за проведение 4-5 мероприятий за смену.
Педагогическая концепция школы-центра реализуется через следующие подпрограммы: «Богатырское здоровье», «Умники и умницы», «Наше творчество».
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Созданы благоприятные условия для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС: по итогам проведенных проверок и со стороны детей и их родителей нет замечаний. Многие дети отдохнули 2, а некоторые 3 смены в ГОЛ «Маленькая страна» при школе-центре «Мастерград» (на базе МБОУ СОШ № 55).
-
Проведены мероприятия по укреплению здоровья: закаливающие, профилактические.
-
Отсутствие негативных социальных явлений среди детей: за летний период учащимися школы не совершено правонарушений, у наших учеников не выявлено вредных привычек.
-
Активное участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня, высокие результаты: 3 место в конкурсе среди трудовых отрядов «Чистомания», ТОС «Максимум» стал победителем 1 этапа городского смотра-конкурса на лучший трудовой отряд «Марш трудовых отрядов старшеклассников», 1 место в конкурсе журналистских материалов, 1 место в конкурсе социального плаката, 2 место в городском турнире по шашкам «Умники-2014», 3 место в городском конкурсе «Безопасное колесо», 3 место в городском конкурсе рисунков «Счастливое детство», 3 место в фестивале детских и молодежных СМИ, 2 место в конкурсе ландшафтного дизайна, 3 место в городском конкурсе на лучшую организацию летнего отдыха детей и подростков в номинации «Лучший городской оздоровительный лагерь».
-
Больше привлечено заинтересованных лиц в решении вопросов летнего отдыха детей по сравнению с 2013 годом.
-
У детей и подростков расширился круг друзей и интересов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
-
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
-
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - (Воспитание и доп.образование детей).
-
Электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа»
-
Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
-
Интернет материалы.