Программа летнего отдыха детей Мастерград

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 55



Программа летнего отдыха детей Мастерград



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

школы-центра

«МАСТЕРГРАД»

Автор: Орлова Светлана Константиновна,

зам.директора по ВР



г.Хабаровск

2014г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основания для разработки

программы

- Закон РФ "Об образовании";

- Конвенция о правах ребенка;

-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00.

« Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ № 2688 от 13 июля 2001г;

-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»;

-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-Программа работы школы в каникулярное время.

- Приказ Управления образования от 21.10.2011 № 1712

Цель программы

создание условий для развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.

Основные задачи программы

1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;

2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;

3.Приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в школе-центре стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей;

4. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.

Сроки реализации программы

2014-2015гг

Разработчик программы

Заместитель директора по воспитательной работе Орлова Светлана Константиновна

Количество и категория целевой группы

440 чел.

учащиеся 6,5 - 16 лет

Основные направления программы

  • здоровье учащихся: моральное, психическое, физическое;

- оказание социальной помощи детям из

из многодетных, остронуждающихся, социально-неблагополучных семей;

  • создание условий, способствующих раскрытию интеллектуальных, творческих способностей детей;

  • воспитание и развитие ребёнка в посильном труде, общении и взаимопонимании.

Принципы программы

1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.

Условия реализации программы:

1.материально -технические средства

2. кадровое обеспечение



3. Охрана жизни и здоровья детей

Школа-центр «Мастерград» организуется на базе МБОУ СОШ № 55 г.Хабаровска.

спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, компьютерный кабинет, спальные комнаты, библиотека, медицинский кабинет.

- ответственный за организацию летнего отдыха;

- начальник ГОЛ;

- руководители профильных отрядов;

- воспитатели;

- физрук;

- социальный педагог,

- музыкальный руководитель;

- руководители кружков;

- медицинский работник;

- обслуживающий персонал.

- начальник и сотрудники школы-центра несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;

- сотрудники школы-центра допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;

- руководители отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Укрепление здоровья детей;

  2. Улучшение социально-психологического климата в школе-центре;

  3. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

  4. Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС

Организация питания участников программы

Осуществляется на базе гимназии № 3 за счет средств КГКУ социальной защиты и поддержки населения и родительских средств.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником ГОЛ и заместителем директора по воспитательной работе школы.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это разнообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летней школы-центра рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.

Летняя школа-центр сегодня - это не только социальная защита, это еще и сфера для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Как показала практика, основное содержание работы школы-центра составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в школе-центре должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

Исходя из вышесказанного, мы постарались сделать программу школы-центра максимально интересной для детей и отвечающей потребностям детей, их родителей и педагогов.

При составлении данной программы школы-центра в основу лёг опыт работы за последние годы. Система работы школы-центра - это уже традиционно сложившаяся на протяжении последних 15 лет форма организации летнего оздоровительного отдыха и досуга учащихся разного возраста в нашей школе.

В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, учёные, воспитатели всё чаще вспоминают об игре. В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приёмам и средствам воспитания.

Лето для детей - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания нового, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в школе-центре самореализация осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа школы-центра.


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Вся досуговая деятельность предусматривает сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей, и охватывает максимальное количество участников в трудовых, развлекательных и спортивных мероприятиях. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из профильных отрядов (мастерской). Между отрядами организуется соревнование, итоги которого подводятся еженедельно, освещаются в форме фоторепортажей, оглашаются на общих линейках.

В реализации программы участвуют все сотрудники школы-центра:

- ответственный за организацию лета - обеспечивает функционирование школы-центра;

- руководители отрядов - организуют работу отрядов, общешкольные и профильные мероприятия;

- педагоги дополнительного образования - ведут кружковую работу.

Воспитательный процесс в школе-центре выстраивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

Трудовые объединения, профильные отряды - подростки (13-16 лет)

  • Ведущий вид деятельности - общение в среде равных.

  • Развивается потребность в самоутверждении и самореализации.

  • Формируются коммуникативные и рефлексивные навыки.

  • Активизируется познавательная деятельность.

  • Развиваются специальные и практические способности.

  • Авторитет товарища выше авторитета взрослых, отношения строятся на доверии и взаимном уважении.

  • Подростки ориентируются на внутреннее «Я».

Профильные отряды - младшие подростки (10-11 лет)

  • Ведущий вид деятельности - общественно-полезная.

  • Формируются коммуникативные, начинают формироваться рефлексивные навыки.

  • Очень активна познавательная деятельность, поиск своего места в коллективе.

  • Развиваются общие и специальные способности.

  • Дети ориентируются на коллектив и на своё место в нём.

Отряды ГОЛ - младшие школьники (6,5 - 10 лет)

  • Ведущий вид деятельности - игровой в коллективе.

  • Начинают формироваться коммуникативные навыки.

  • Появляется произвольность психических процессов, развивается внутренний план действий.

  • Любопытны, подвижны.

  • Начинают развиваться общие способности детей.

  • Абсолютен авторитет взрослых.

  • Дети ориентированы на взрослых, имеют потребность в друзьях-сверстниках.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1.Подготовительный этап (март - апрель 2014, 2015г.):

- подбор кадров;

- подготовка методических материалов;

- составление необходимой документации для деятельности школы-лагеря;

- проведение семинаров и совещания с начальником ГОЛ, руководителями профильных отрядов;

- проведение занятий с вожатыми;

- подготовка материально-технической базы.

2.Организационный этап (май 2014, 2015г.):

- формирование отрядов,

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

- подготовка оформления школы-центра.

3.Основной этап(12 дней смены в июне и июле):

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

- методическая работа с руководителями отрядов.

4.Заключительный этап (в конце каждой смены):

- подведение итогов смены;

- сбор отчетного материала;

- обобщение итогов деятельности школы-центра

- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности школы-центра в будущем.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Ведущая технология программы - игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.

Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;

- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуационно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в работу будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- занятия в мастерских, студиях, секциях;

- концерты, фестивали, акции и др.

Виды деятельности

В течение летних смен детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1. Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка. Работа творческих лабораторий направленная на реализацию задач экологического, художественно-эстетического, гражданского воспитания.

Типы деятельности:

- включение подростков в общественно значимую трудовую деятельность.

- формирование культуры поведения школьников в окружающей среде.

- формирование навыков здорового образа жизни.

-воспитание социально значимых качеств личности, гражданского самосознания, как результат комплекса воспитательных процессов.

- оздоровление находящихся в лагере детей, содействовать сохранению и укреплению здоровья, приучить к здоровому образу жизни.

- раскрытие и развитие творческих способностей детей. Умение участвовать в коллективных творческих делах.

- умение общаться с окружающими.

- умение самоорганизовывать свою деятельность.

- формирование бережного отношения к природе, разумного и гуманного поведения в природе.

С целью создания условий для расширения интеллектуальных способностей в течение лагерной смены будут работать творческие мастерские

МАСТЕРСКИЕ «МАСТЕРГРАДА»

Наименование объединения

Возраст участников

Вид деятельности

ГОЛ «Маленькая страна»

6,5 - 11

Игровая

Профильный спортивный отряд с питанием «Последний герой»

8 - 13

Спортивная

Трудовые объединения:


«Дела хозяйские» (ремонтный отряд)

14-16

Трудовая

«Очумелые ручки» (производственная бригада)

13-16

Трудовая

Трудовой отряд старшеклассников «Максимум» (1 смена)

14-16

Трудовая

Экологический отряд «Поле чудес»

11-13

Экологическая

Малые объединения


Разнопрофильный отряд «АБВГДейка» (вожатые, библиотекари, оформители)

13-16

Социально-педагогическое

Отряд волонтеров «Доброе сердце»

13-16

Благотворительность


Пресс-центр школьной газеты «Алые паруса»

13-16

Издательская

Социальная

Отряд по подготовке к деловой игре «Выборы»

14-16

Социальная

Отряд волонтеров «Доброе сердце»

10-14

социальная

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Режим дня в ГОЛ основан на санитарно-гигиенических нормах и педагогической целесообразности:

9.00-9.30

В нашем лагере свои порядки

День начинается с зарядки.

9.30-10.00

Неизвестная страна-ловкость всем нужна.

Завтрак начинается - быстро всё съедается.

10.00-13.00

Вокруг знакомые герои,

Мы рядом сними будем жить,

Читать и петь, лепить и строить,

Гулять, смеяться и дружить.

Мы будем в гонках побеждать,

Загадки, сказки составлять.

И это всем известно:

Всё в мире интересно!

13.00-13.30

После дел больших, в столовой

Не услышишь слова «нет» .

По команде ровно в полдень

Накрывается обед.

13.3 0-15.30

Наступает сонный час

ждут подушки наши нас.

Можно спать или читать,

Иль под шёпот звёзд мечтать.

15.30-17.00

Проснувшись, будем подкрепляться,

Чтоб за дела опять приняться.

17.00

Ну вот, опять пора домой,

Беги со мной, дружочек мой.

2. С целью развития способностей детей, их познавательных интересов в ГОЛ

создаётся система дополнительных занятий:

  • Библиотека

  • Кружок «Оригами» и бумагопластики

  • Занятия по правилам дорожного движения

  • Секция игровых видов спорта

  • Секции по баскетболу, волейболу, футболу

  • Музыкально-хоровой кружок

  • Видеозал

  • Выезд на экскурсии (музеи города)

З.Режим дня в трудовых и профильных объединениях школы-центра организован так, чтобы происходило чередование общественно-полезной, оздоровительной, интеллектуальной и досуговой деятельности:

8.50-9.00 линейка, инструктаж по ТБ

9.00-9.40 работа по плану

9.40-9.50 перерыв (физминутка, питьевой режим)

9.50-10.30 работа по плану

10.30-10.50 спортивные мероприятия

10.55-11.30 работа по плану

11.30-12.15 культурно-массовые, спортивные мероприятия

4.Воспитательньй процесс в школе-центре организуется при помощи организации системы соуправления через совет Управляющих, в который входят: организатор лета, начальник ГОЛ, руководители объединений, вожатые. Проводятся ежедневные планёрки, на которых подводятся итоги и обсуждаются планы работ и мероприятий на неделю.

Школа центр имеет единое оформление, общий девиз, общую песню.

5.В отрядах для каждого ребёнка создаются условия активной жизнедеятельности в коллективе:

  • работа отряда по группам;

- чередование традиционных поручений свобода выбора, равные возможности для каждого в реализации своих планов и развитии

способностей;

-творческие группы;

-индивидуальные задания и поручения.

5.Жизнь детей в школе-центре отражается наглядно в отрядном уголке и на стенде штаба лета:

  • списки отрядов и групп;

  • режим центра;

  • правила жизни в школе-центре;

  • планы на смену;

  • итоги соревнования между отрядами и группами;

  • итоги проведённых дел;

  • поздравления;

  • текущая информация.

6.В течение каждой смены дети принимают участие в целостной системе воспитывающих дел, объединённых в деятельностно-ролевую игру «Мастерград», участвуя в которой воспитанники ненавязчиво осваивают общечеловеческие ценности, попадают в ситуацию активной жизнедеятельности, получают возможность реализовать свои силы и способности.

Игра проводится по особой программе, каждый отряд отвечает за проведение 4-5 мероприятий за смену.

Педагогическая концепция школы-центра реализуется через следующие подпрограммы: «Богатырское здоровье», «Умники и умницы», «Наше творчество».

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Созданы благоприятные условия для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС: по итогам проведенных проверок и со стороны детей и их родителей нет замечаний. Многие дети отдохнули 2, а некоторые 3 смены в ГОЛ «Маленькая страна» при школе-центре «Мастерград» (на базе МБОУ СОШ № 55).

  2. Проведены мероприятия по укреплению здоровья: закаливающие, профилактические.

  3. Отсутствие негативных социальных явлений среди детей: за летний период учащимися школы не совершено правонарушений, у наших учеников не выявлено вредных привычек.

  4. Активное участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня, высокие результаты: 3 место в конкурсе среди трудовых отрядов «Чистомания», ТОС «Максимум» стал победителем 1 этапа городского смотра-конкурса на лучший трудовой отряд «Марш трудовых отрядов старшеклассников», 1 место в конкурсе журналистских материалов, 1 место в конкурсе социального плаката, 2 место в городском турнире по шашкам «Умники-2014», 3 место в городском конкурсе «Безопасное колесо», 3 место в городском конкурсе рисунков «Счастливое детство», 3 место в фестивале детских и молодежных СМИ, 2 место в конкурсе ландшафтного дизайна, 3 место в городском конкурсе на лучшую организацию летнего отдыха детей и подростков в номинации «Лучший городской оздоровительный лагерь».

  5. Больше привлечено заинтересованных лиц в решении вопросов летнего отдыха детей по сравнению с 2013 годом.

  6. У детей и подростков расширился круг друзей и интересов.































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - (Воспитание и доп.образование детей).

  4. Электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа»

  5. Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.

  6. Интернет материалы.






















© 2010-2022