Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я - концепции как способа  оценки его самого себя самим.Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет  к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.         Становление творческой индивидуальности педагога -  процесс выработки личного стиля, а с ним и имиджа.Таким образом мож...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Создание условий

для инновационного пространства

учителя - профессионала»

Рыльцова Елена Викторовна

методист районного методического кабинета

отдела образования

администрации Советского района

Республики Крым


«Вместо того, чтобы сетовать, что роза имеет шипы, я радуюсь тому, что среди шипов растет роза»

Ж.Жубер

Каждый, кто хочет достичь успехов в жизни, должен тратить определенное время лично на себя. Если сравнить процесс самосовершенствования с бизнесом, то инвестировать в себя.

Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Становление творческой индивидуальности педагога - процесс выработки личного стиля, а с ним и имиджа. Таким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я - концепции как способа оценки его самого себя самим. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.

Ведущей идеей методического проекта является моделирование организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе путем создания условий для инновационного пространства учителя - профессионала.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Во многих странах мира учителя больше не сохраняют высокий статус. Как следствие - снижение уровня образования, что влияет на ослабление общества.

Больше всего учителей ценят и уважают в Китае, Греции, Турции, Южной Корее. Низкий статус учитель имеет в США, Италии, Чехии, Бразилии и Израиле. Исследование было проведено в странах, принимающих участие в международных исследованиях, таких, как PISA. Респонденты из Греции, Египта, Швейцарии считают, что профессия учителя почти тоже самое, что социальный работник.

МОТИВАЦИЯ.

В 2011 - 2012 г.г. в Советском районе Республики Крым была выявлена проблема - снижение активности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, организации работы по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта.

В 2012/2013 учебном году в рамках регионального проекта «Педагогика успеха» была проведена диагностика профессиональной активности педагогов района. У 47% респондентов мотивацией дополнительных усилий в работе являются аттестация и личные достижения в труде.

В результате опроса были определены причины низкой активности педагогов района, которые отражены в диаграмме. (Приложение 1) Основными являются усталость на работе и неумение выступать перед аудиторией.

Приложение 1 Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

Была проанализирована качественная составляющая «горизонтальной карьеры» педагогов района, результаты которого показаны в диаграмме. (Приложение 2) Наиболее активны педагоги, имеющие 1 категорию.

Приложение 2

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

В школах работают несколько поколений педагогов. Были проанализированы и определены возрастные характеристики профессиональной деятельности педагогов Советского района с точки зрения горизонтальной карьеры.

Стаж работы 1-16 лет - 36% педагогов района. Их профессиональная деятельность характеризуется расширением и совершенствлванием методов обучения и воспитания.

Стаж работы 16-20 лет - 10% педагогов района. Наблюдается повышение уровня увлечения работой

20-25 лет - 14% педагогов района. Для них становятся характерными критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами

Более 25 лет - 40% педагогов района. Появляется невосприимчивость к новому, психоэмоциональное перенапряжение

В 2012 году достаточно проблемным оказалось привлечение педагогов района во Всеукраинском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Целями конкурса является развитие массового педагогического творчества, популяризация педагогических достижений и пропаганда инновационных технологий в образовании. Были проанализированы причины отказа от участия. Они оказались как практические так и психологические.

Результаты блиц - опроса педагогов по участию в конкурсах педагогического мастерства следующие:

Я не хочу участвовать в конкурсах, потому что:

  • Не уверена, что хорошо смогу провести открытый урок -9%

  • У меня большой стаж работы, меня и так аттестуют и присвоят категорию - 37%

  • Боюсь, что не справлюсь с тестами - 2%

  • Недостаточно владею компьютером для создания презентации - 38%

  • У меня нет хорошего портфолио - 14%

Данные блиц - опроса отражены в диаграмме. (Приложение 3)

Приложение 3

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСПЕХА.

Создание новой системы подтверждения уровня профессионализма, включающую профессиональные педагогические компетентности - основа для обновления процедур выявления, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта, аттестации педагогических кадров.

Созданная система организации методической деятельности (Приложение 4) по поиску, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта включает следующие методические составляющие:

  • региональный проект «Педагогика успеха»

  • «Методический навигатор» изучения и обобщения ППО

  • создание базовой технологии поиска, изучения ППО на

районном уровне «Инновации сегодня - традиции завтра»

  • система организации обобщения ППО

  • составление спектрального каталога ППО

Приложение 4

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

С целью реализации данного проекта была опроделена территория самореализации участников учебно-воспитательного процесса. (Приложение 5)

Приложение 5

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.

С целью повышения статуса педагога была выработана модель личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта. (Приложение 6)

Приложение 6

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

С целью развития мотивации педагогов к профессиональному самосовершенствованию, овладения технологиями формирования имиджа педагога, раскрытия творческого потенциала учителя с 2012 года реализуется проект «Педагогика успеха». В «Педагогику успеха» заложена идея позитивной педагогики: в каждом человеке имеется потенциал к росту и развитию, поэтому необходимо способствовать его пробуждению.

В ходе реализации методического проекта используются следующие формы работы:

  • Тренинг

  • Семинар - практикум

  • «Круглый стол»

  • Мастер - класс

Мероприятия проводятся в следующих рамках методической деятельности:

  • «Творческая мастерская» кураторов одаренных детей

  • РМО заместителей директоров по воспитательной работе

  • РМО педагогов - организаторов

  • РМО руководителей МО классных руководителей

  • Совещания заместителей директоров по учебно - воспитательной работе

  • Совещания директоров ОУЗ

  • «Клуб молодых специалистов»

Запланированы этапы реализации проекта:

1 этап - 2012 - 2013г.г.

«Познай самого себя»

2 этап - 2013 - 2015 г.г.

«Самосовершенствование»

3 этап - 2015 - 2017 г.г.

«Реализация творческого потенциала»

С целью систематизации деятельности по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта в учебных заведениях Советского района в 2013 году разработан «Методический навигатор» - план действий.

С целью получения из расплывчатой картинки четкой и понятной картины перспективного педагогического опыта, на котором можно эффективно сфокусироваться, возникла идея применить технологический прием SMART - анализа.

В идею поиска и обобщения перспективного педагогического опыта положена методическоя работа, связанная с нахождением верной формулировки темы и первым шагом к успеху дела - правильно сформированным целям. SMART цели - умные цели, то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.

Только когда цель отвечает всем требованиям SMART, только тогда она начинает работать как инструмент. По результатам составляется карта участника «Вернисажа педагогических идей». (Приложение 7)

Приложение 7

Карта участника «Вернисажа педагогических идей»

Советского района Республики Крым

  1. Полное название учебного заведения_______________________________________

  2. Ф.И.О.(полностью) участника__________________________________________

  3. Педагогический стаж__________________________________________

  4. Стаж работы классным руководителем (если ППО

по воспитательной работе)___________________________________

  1. Категория_________________________________

  2. Звание__________________________________

  3. Проблема, над которой работает учитель (классный руководитель)___________________

  4. Инновационные формы работы, технологии, которые использует учитель___________

Specific (конкретная тема опыта)

Measurable (измерение опыта, уровень опыта)

Attainable (достижения опыта)

Relevant (значение опыта для пед. деятельности

Time-bounded (пыт,обозначенный во времени)

Именно этот технологический прием дает возможность быстро им четко проанализировать с претендентом на обобщение ППО его педагогическую деятельность, найти либо не найти тот особый ресурс, называемый в последующим перспективным.

Основополагающей технологией проекта является коучинг.

Смысл педагогического коучинга :

  • движение к цели

  • полное раскрытие потенциала человека и команды

В результате использования коучинговой технологии в методическом сопровождении обобщения перспективного педагогического опыта педагоги намного эффективнее формулируют свои цели, а (как следствие) тему своего опыта, нарабатывают стратегии и осуществляет наиболее удачную из них, достигают своих целей, формируют ясность в выборе своего развития.

Главный путь - создать условия для того, чтобы педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

В рамках методического проекта «Создание условий для инновационного пространства учителя - профессионала» педагогам предложено принять участие в районном «Вернисаже педагогических идей» с целью поиска и обобщения перспективного педагогического опыта на районном уровне. (Приложение 8)

Приложение 8

Статья «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»

При подготовке к «Вернисажу» участники делятся по статусу:

1 группа «На пути к совершенству» (первый год обобщения ППО)

Форма взаимодействия - тьюторство

Методическая технология - коучинг

2 группа «Педагогический стиль» (педагоги, работающие более года над

обобщением ППО)

Форма взаимодействия - дистанционно-консультативная

Методическая технология- SMART - анализ

«Вернисаж педагогических идей» имеет уровень методической коллегии. Презентации и анализ носят дискуссионный характер. По итогам Вернисажа определяется уровень перспективного опыта педагога, выдается сертификат, даются методические рекомендации по дальнейшей деятельности.

Итоги Вернисажа заносятся в «Спектральный каталог», который могут использовать в работе методисты и педагоги.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН.

По результатам республиканского мониторинга Крымского республиканского учреждения «Центр проблем образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым» «О состоянии внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений Советского района», проведенного в марте 2014 года, динамика внедрения педагогических инноваций в Советском районе стабильно положительная. Наиболее прогрессивный рост за последний год показывают учителя Советского района (79,3% учителей активно используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе)

Динамика внедрения современных педагогических технологий показывает, что наиболее часто применяемыми технологиями являются:

  • интерактивные технологии (80,7%);

  • проектные технологии (70,5%);

  • личностно ориентированные (69%);

  • информационно-коммуникативные (66,9%);

  • игровые технологии (57,8%);

  • создание ситуации успеха (57,2%);

  • проблемное обучение (48,9%);

  • технология развития критического мышления (43,5%).

Инновационная составляющая проекта включает следующее:

  • Диагностика и анализ творческой активности педагогических работников региона

  • Реализация регионального проекта «Педагогика успеха»:

- формирование имиджа педагога

- формирование Я - концепции педагога как способа оценки его самого себя

самим;

- профилактика «эмоционального выгорания» педагогов путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям

  • Создание модели личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта

  • Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта:

- план реализации проекта - «Методический навигатор» ППО;

- применение технологии SMART - анализа в работе с творческими педагогами;

- применение технологии коучинга в работе с творческими педагогами;

- применение методики тьюторства в работе с творческими педагогами;

- применение методики постановки целей и их реализации в работе с

творческими педагогами

  • Создание системы определения уровня перспективного педагогического

опыта:

- заседание секции творческих педагогов на районных Педагогических чтениях;

- проведение районного коллоквиума «Вернисаж педагогических идей»;

- присвоение уровня ППО с выдачей сертификатов.

Моделирование организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе, кропотливое, «точечное» сопровождение педагогов позволило:

  • перспективный педагогический опыт поставить на научную основу;

  • отсечь накопительные неструктурированные материалы «из опыта работы»;

  • создать «ситуацию успеха» для педагогов, имеющих склонности к научной деятельности;

  • стимулировать стремление педагогов района к самообразованию,

повышению методического уровня;

  • провозгласить перспективный педагогический опыт «Педагогикой успеха».

Найти свой путь к совершенству... Обрести собственный педагогический стиль… Педагоги получили возможность раскрыть свой потенциал и свободно парить в творчестве. И «… я радуюсь тому, что среди шипов растет роза»!









































© 2010-2022