Статья: «Педагогические инновации в дополнительном образовании»

В дополнительном образовании необходимы специалисты, обладающие не только знаниями педагогики и психологии ребенка, но и специальными знаниями по направлению образовательной деятельности, связанной с прикладным техническим творчеством. Данная статья «Педагогические инновации в дополнительном образовании» показывает поэтапное решение задач повышения педагогического мастерства начинающего педагога с выходом на компетентного педагога, способного повести за собой молодое поколение к вершинам творчес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рязанкина Людмила Васильевна, директор, методист

МОУДОД Станция юных техников ВК города Волгодонска

Литвинова Инна Алексеевна,

заведующий научно-методическим отделом

МОУДОД Станция юных техников ВК города Волгодонска

Пономаренко Светлана Анатольевна

заведующий отделом научно-технического творчества

МОУДОД Станция юных техников ВК


Педагогические инновации в дополнительном образовании


В «Концепции модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года» отмечено, что «Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа».

В учреждения дополнительного образования нередко приходит педагог, начинающий педагогическую деятельность. Такие педагоги делятся на три группы:

  1. Педагоги, имеющие педагогическое образование, но не имеющие опыта работы;

  2. Педагоги, не имеющие педагогического образования, но имеющие высшее профессиональное образование и высокую компетентность в определенной области;

  3. Педагоги-студенты: педагогического образования нет, опыта педагогической работы нет, но высока компетентность в образовательной области, связанной с профилем объединения, так как это - бывшие кружковцы с отличным портфолио, победители многих форумов по направлению деятельности.

Анализируя проблемы, возникающие у педагогов в начале трудовой деятельности в учреждении дополнительного образования, видно, что можно определить совместную работу всех групп педагогов на занятиях Школы Начинающего Педагога (ШкоНаПе).

Цель ШкоНаПе - организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи ШкоНаПе:

- удовлетворять потребности начинающих педагогов в непрерывном об­разовании;

- выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих педагогов и содействовать их разрешению;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;

- помочь начинающим педагогам внедрить современные подходы и пе­редовые педагогические технологии в образовательный процесс;

- пропагандировать педагогическое мастерство опытных педагогов и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;

- формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.

План работы Школы Начинающего Педагога составлен на два учебных года.

Первый год обучения педагогов дополнительного образования предусматривает:

  • знакомство с основополагающими документами учреждения,

  • знакомство с требованиями к образовательному процессу,

  • адаптация к образовательной среде (коллеги, воспитанники, родители).

Второй год обучения в ШкоНаПе предусматривает ознакомление педагогов дополнительного образования со следующими вопросами:

  • о работе с одаренными детьми,

  • о подготовке воспитанников к участию в конференциях, различных конкурсах,

  • об участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня самих педагогов.

Формы работы со всеми группами педагогов могут быть одного вектора:

- целевые взаимные посещения и взаимные просмотры учебных занятий с последующим обсуждением их результатов;

- доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим показом на открытом занятии;

- разработка методических рекомендаций, памяток, наглядных пособий;

- семинары, педагогические чтения, деловые игры, педагогическая мастерская;

- мастер-классы, проводимые опытными педагогами, работа в проблемных, творческих группах;

- беседы с психологом.

С начинающими педагогами постоянно проводятся консультации, индивидуальные беседы по возникающим во время образовательного процесса вопросам. Такие консультации и беседы играют большую роль в учреждениях, где педагоги устраиваются на работу в течение всего учебного года, что является проблемой учреждения дополнительного образования.

Начинающим педагогам выдается комплект «В помощь педагогу дополнительного образования» в бумажном и электронном видах, содержащим памятки и методические разработки по различным темам.

Еще одной особенностью учреждения дополнительного образования и проблемой начинающего педагога является набор обучающихся в объединение. Эту проблему пытаются решить совместно педагоги и администрация. Одним из решений такой проблемы является создание презентации по выбранному направлению и ее показ в тех образовательных учреждениях, которые находятся как в непосредственной близости к учреждению дополнительного образования, так и в тех, от которых удобно и безопасно добираться к месту проведения занятий объединения. В вестибюле учреждения вывешивается объявление о наборе обучающихся. После показа презентации учащиеся имеют возможность задать интересующие их вопросы по организации занятий, расписанию, материальному обеспечению занятий и прочее.

После набора педагогом воспитанников в группы в соответствие с учебным планом учреждения, методист учебного отдела помогает составить расписание занятий объединения согласно нормам СанПиН.

Так начинается трудовая деятельность педагога, возникают проблемы и их решения в учреждении дополнительного образования. Шаг за шагом, начинающий педагог адаптируется к образовательной среде, развивается и самореализовывается. По этому пути он идет вместе с коллегами, своими воспитанниками и их родителями.

Результатом работы Школы является качество участия воспитанников начинающих педагогов в открытой городской научно-практической конференции АЮИ.

Статья: «Педагогические инновации в дополнительном образовании»



Современная жизнь ставит задачу непрерывного образования человека в течение всей его жизни, причем содержание образования должно вполне соответствовать актуальным потребностям общества. Учреждения дополнительного образования позволяют формировать, развивать социально адаптированную личность с твердой патриотической позицией.

В 2007 году учреждению дополнительного образования детей станция юных техников города Волгодонска присвоен статус филиала Донской Академии Наук Юных Исследователей, что предопределило создание Академии юных исследователей (АЮИ) для проведения ряда мероприятий, способствующих развитию и совершенствованию работы с одаренными детьми.

Академия юных исследователей - это добровольное объединение школьников муниципальных образовательных учреждений города Волгодонска и близлежащих районов, а также студентов ПТУ, техникумов, колледжей, создаваемое для организации и проведения поисково-исследовательской, творческой, изобретательской деятельности под руководством специалистов (ученых, аспирантов ВУЗов, сотрудников научных учреждений, преподавателей школ, педагогов дополнительного образования и д.р.) во внеурочное время.

Цели и задачи АЮИ:

- совершенствование городской системы работы с одаренными детьми;

- развитие познавательной активности, выявление творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения одной или нескольких областей знаний;

- профессиональная ориентация учащихся, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

-обучение навыкам научно-исследовательской, теоретической, поисковой, экспериментальной и конструктивно-продуктивной деятельности;

- подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской работе;

- социализация школьников;

- создание условий для вовлечения в коллективно-поисковую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с учеными, исследователями-профессионалами;

- взаимодействие различных образовательных учреждений;

- проведение исследований, имеющих практическое значение: разработка и реализация исследовательских проектов;

- пропаганда достижений науки, техники, литературы и искусства.

Этот инновационный проект помог обеспечить взаимодействие образовательных учреждений города различной направленности. Основной формой проверки исследовательской, творческой работы учащихся является ежегодная научная конференция, организованная для детей города и близлежащих районов.

Конференция, которая проводилась на протяжении девяти лет, расширила свой формат, и дети получили возможность продемонстрировать свои способности в большем количестве направлений.

Рис.1 Схема организаторов и основных направлений научно-практической конференции АЮИ

Статья: «Педагогические инновации в дополнительном образовании»

Всем участникам конференции предоставляется возможность раскрыть именно те вопросы, которые, в первую очередь, интересны самим - юным искателям и мыслителя. Доклады и выступления охватывают самые разнообразные как теоретические, так и практико-ориентированные направления науки и творчества.

Во время работы секций работает психолог с целью проведения исследования направленности личности и уровня развития навыков исследовательской деятельности учащихся в возрасте 7-18 лет. Проводятся тесты на выявление уровня тревожности участников. Для поддержки обратной связи с участниками конференции создается почта доверия.

Итоги работы каждой секции подводит экспертный совет, состоящий из независимых специалистов Администрации города Волгодонска, РоАЭС, преподавателей НПО и СПО, высших учебных заведений, работников культуры и медицины, педагогов города, научных сотрудников, работников общественных организаций и т.п.

Специальная конкурсная комиссия во главе с председателем регионального совета ВОИР Н.И. Бакумцевым, рассмотрев учрежденные Интеллектуальным Международным Фондом «Перестройка Естествознания» новые формы защиты приоритетных инновационных разработок, по итогам конференции вручает авторам рационализаторских проектов «Инновационные патенты», «Интеллектуальные сертификаты» и «Творческие свидетельства».

С целью создания творческого пространства, объединяющего педагогов и специалистов по проблеме организации исследовательской деятельности детей, для обобщения опыта и генерации идей по повышению познавательной мотивации обучающихся проводится научно-педагогический форум «Учитель-учителю».

Городская Академия юных исследователей - первый шаг, который дает возможность испытать себя, стать успешным сейчас и обеспечить успех своего будущего. Здесь каждый участник получает свой уникальный опыт экспериментальной работы, постигает основы исследовательской деятельности и авторской интерпретации собранного материала.

Членами экспертных комиссий отмечается высокий уровень ряда работ участников конференции, отличающихся актуальностью, наличием самостоятельных исследований, научной ценностью материала. Отмечается рост интереса участников к научно-техническому творчеству, информационным технологиям, познанию истории России, своего города и Донского края, традициям казачества, экологии и экономике, вопросам права и психологии.

На Станции юных техников ведется большая работа по формированию у воспитанников умения самостоятельно планировать, ставить и достигать поставленные цели. В учреждении создается среда, для которой характерна вариативность образовательных услуг, как по содержанию, так и по форме.

Программы объединений «Юный программист», «Бионика», «Физика», «Астрономия» построены на создании и материальном воплощении индивидуальных проектов каждым воспитанником. Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы ребенка. Перед воспитанниками ставятся творческие задачи, соответствующие их уровню развития. Здесь развиваются экспериментально-исследовательские умения. Привлекая детей к созданию собственных разработок, помогающих им учиться, мы даем им возможность стать соавторами творческого процесса обучения. При этом результат этой работы будет интересен не только самим создателям проекта, но и другим детям, которым становится гораздо интереснее изучать предметы с помощью продуктов, созданных не взрослыми, не педагогами, а ровесниками.

Проекты воспитанников очень разнообразны. Это и новые технологии для строительства молодежных жилищных комплексов, и создание роботов - помощников, и обучающие программы. Ребята представляют свои проекты на региональном, всероссийском и международном уровнях.

Неоднократно они были в г. Сосновый Бор, участвовали в Международном детском творческом конкурсе «Мы - дети Атомграда». Работы юных техников отмечены дипломами на Соревнованиях молодых исследователей программы «Шаг в будущее» и многих других.

Воспитанники Станции юных техников участвуют в мероприятиях, входящих в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. За первые месяцы 2012 года уже двое воспитанников учреждения стали претендентами на поощрение в рамках ПНП «Образование». Участие в нацпроекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.

Для поддержания высокого уровня подготовки воспитанников в учреждении дополнительного образования должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Воспитанники объединения «Астрономия» должны иметь возможность наблюдать астрономические явления в телескоп. Также как юные программисты должны работать на современных компьютерах и иметь возможность пользоваться различным программным обеспечением. Дополнительное образование не менее общеобразовательных учреждений нуждается в приобретении оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное). Для обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников необходимо обеспечить наличие в кабинетах соответствующей мебели, в частности стульев (кресел) с подъемно-поворотным механизмом, регулирующим высоту и угол наклона сидения и спинки.

Юные техники Волгодонска готовы активно принимать участие в научных форумах, проходящих за пределами города, но, к сожалению, не всегда бывает возможность направить большую делегацию из-за отсутствия должного количества денежных средств. В данном вопросе огромную положительную роль сыграло бы наличие у образовательного учреждения автобуса для перевозки детей. При наличии такого транспортного средства Станция юных техников, являясь филиалом ДАНЮИ, обеспечивала бы участие детей Волгодонска в областных научных мероприятиях.

Современное дополнительное образование нуждается в государственной поддержке, ведь именно здесь развивается личность, способная заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.


Литература

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года

  2. Литвинова И.А. Школа начинающего педагога в условиях дополнительного образования// Материалы участников Всероссийской научно-практической заочной конференции «Деятельность учреждений дополнительного образования детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - Москва, 2011, с. 25-27


© 2010-2022