Реферат по курсу повышения квалификации «УПРАВЛЕНИЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа

с. Елизарово»



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА




ТЕМА РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ



Реферат по курсу повышения квалификации

«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»






Выполнил:

Ткаченко Елена Валентиновна

Воспитатель

МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово

Форма обучения - дистанционная

Научный руководитель:

Омельченко Е. А., к. п. н., доцент НГПУ



Новосибирск 2015 г

Содержание

1. Титульный лист 1

2. Содержание 2

3. Введение 3

4. Основная часть

4.1 Понятие руководителя, самоменеджмента руководителя 6

4.2 Организация самоменеджмент руководителя ДОУ 9

5. Заключение 18

6. Список использованных источников 20






Введение

«Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником»

Мой педагогический стаж уже 28 лет, из них четыре года я - старший воспитатель детского сада. Поэтому я просто обязана знать «как» и искать ответы на все «почему».

Детский сад как дом и мир детей - проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Дошкольное образование - первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.

Но жизнь дошкольника - это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимая, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.

А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Руководитель не имеет права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имеет право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать.

На мой взгляд, роль руководителя в образовании - суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.

Актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ.

Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

На рабочем месте руководитель обязан четко распланировать свой рабочий день в соответствии с теми обязанностями, которые ему необходимо выполнить:

- руководителю рекомендуется проранжировать по степени важности и срочности стоящие перед ним задачи;

- распределить время на их выполнение с небольшим запасом для разрешения экстренных вопросов.

Самоменеджмент - это организация руководителем организации своей собственной деятельности. Данный процесс предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени [8].

Самоменеджмент, прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен уметь организовать свой труд так, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только, приобретать знания, нужна ещё и практическая их реализация.

Самоменеджмент - это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Работа руководителя дошкольным учреждением в первую очередь заключается в его умении общаться и руководить людьми, умении вести за собой. Для эффективной работы предприятия ему необходимо постоянно поддерживать свой авторитет у подчиненных, а для этого руководитель должен совершенствовать свои личные и профессиональные качества, так как легче всего работники подчиняются руководителю, уровень которого заметно выше. Менеджер должен быть терпим и справедлив, но тверд и уверен в себе. Воспитание в себе этих качеств и постоянный самоконтроль являются залогом успешной работы руководителя. Не стоит забывать о том, что руководитель должен служить примером для подражания.

Цель работы заключается в исследовании самоменеджмента как способа повышения эффективности работы руководителя ДОУ.

Исходя из поставленной цели, в работе рассмотрим следующие задачи:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;

2. Дать понятие руководителя, самоменеджмента;

3. Дать понятие самоменеджмент руководителя ДОУ,

4. Определить функции самоменеджмента руководителя ДОУ




4.1 Понятие руководителя, самоменеджмента руководителя

Во многих организациях есть роль, которая более, чем все прочие, объединяет мир высшего руководства с миром рабочих людей: это роль руководителя. У этой должности могут быть разные названия, но ее характеристики остаются одинаковыми вне зависимости от того, какую организацию мы рассматриваем.

Слово руководитель буквально означает «ведущий за руку». Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования.

По мнению Дж. Адера, руководители осуществляют восемь практических функций:

- постановку заданий,

- планирование,

- инструктаж,

- контроль,

- оценку,

- мотивацию,

- организацию,

- демонстрацию личного примера.

Для организации оказалось нужным иметь человека, отвечающего за надзор за всем подразделением в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя. Он не подразумевает выдающихся талантов, но требует более широкого взгляда и способности выполнять различные задачи.

В современном обществе очень часто можно услышать такое слово, как «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие трактуется, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.

Для успешного управления в современных условиях необходим профессионально подготовленный руководитель-менеджер. Профессионализм менеджера заключается, прежде всего, в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства и

управления, способности работать с людьми. Организация не может существовать без менеджеров. Можно выделить три основные функции менеджера.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов,

осуществляет текущие корректировки, несет ответственность за последствия принятого решения.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде. Управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи.

Менеджер учитывает особенности среды, заложенные в ней ограничения, а формируя и осуществляя воздействие, он исходит из своих интеллектуальных и культурных особенностей, широты своих познаний и уровня образованности в своем деле - по сути это тоже ограничения, не все из которых подвластны менеджеру.

В третьих, менеджер выступает как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующий их усилия, выступающий в качестве представителя организации. В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако, каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации.

Самоменеджмент - это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

• максимальное использование времени и своих возможностей;

• сознательное управление течением жизни;

• преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

Выделение и специальное рассмотрение многими специалистами в области менеджмента вопросов деятельности именно менеджера обусловлено важным значением данной проблемы, а именно следующим:

• организация работы менеджера в значительной мере определяет результативность, эффективность его деятельности;

• работа менеджера оказывает существенное влияние на результативность деятельности подчиненных руководителей, специалистов и других работников;

• деятельность менеджера в значительной мере определяет результаты функционирования возглавляемой им организации или подразделения;

• оплата труда менеджера, как правило, существенно превышает оплату труда других работников, что требует эффективного использования данного труда;

• применение самоменеджмента способствует рациональной организации деятельности менеджера

4.2 Организация самоменеджмента руководителя ДОУ

Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития.

Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя назначение дошкольного образовательного учреждения, его место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

1. Становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий целостной, самобытном авторской педагогической системы).

2. Поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация.

3. Обеспечение оптимального функционирования системы.

4. Развитие системы, перевод се из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

К свойствам управления можно отнести:

- целеустремленность,

- открытость,

- осознанность,

- планомерность,

- цикличность,

- соединение науки и искусства.

Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.

В процессе развития самоменеджмента как науки подходы к его определению, сфере применения и возможному инструментарию неоднократно изменялись, так что даже к настоящему времени большинство из базовых понятий до конца не является строго определенным.

Самоменеджмент - способность менеджера организовать свою собственную работу - не менее важен для успешной работы предприятия, как и другие факторы внешней и внутренней среды.

Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства.

Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

Для успешного осуществления деятельности заведующему, прежде всего, необходимо иметь определенные теоретические знания и соответствующие практические умения.

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство -- воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье - это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.(Белая, Дошкольное образов)

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления» [1].

Принципы управления:

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления,

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование [6]

Содержание деятельности по управлению педагогическим коллективом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен владеть культурой руководства коллективом.

Культура руководства - это умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы [18].

В это понимание входит как личная культура, так и культура процесса управления.

Большим авторитетом пользуется руководитель, умеющий быть больше и лучше других и при этом быть высококультурным, воспитанным и скромным человеком. Успех в руководстве людьми определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости. Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе и его влияние на коллектив оказывается очень сильным.

Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость, чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его положение среди сотрудников, делают уважаемым человеком. Все это помогает сделать работу в коллективе слаженной и успешной.

Задача руководителя ДОУ - вникнуть в содержание труда воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, направить на совершенствование методики воспитательно - образовательного процесса. Здесь особое значение приобретает, индивидуальный подход, умение понять каждого человека. Организаторские способности - необходимое качество для управленца, особенно дошкольным учреждением.

Руководитель разрабатывает годовые и календарные планы; определяет обязанности между членами коллектива; использует более действенные меры для стимулирования труда сотрудников; контролирует и анализирует работу воспитателей, правильно и своевременно оформляет документацию. Ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы дошкольного учреждения, на эффективность и результативность его деятельности.

Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее постоянного совершенствования и повышения эффективности, зависящей от взаимодействия различных факторов.

Одной из важных категорий управления являются функции.

К основным функциям можно отнести:

  • планово-прогностическая функцию, обеспечивающая сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования;

  • информационно-аналитическую функцию, предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;

  • мотивационно-целевую функцию, которая предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

  • организационно-исполнительскую функцию, которая относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности в ДУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;

  • контрольно-диагностическую функцию, предполагающую сочетание административного и общественного контроля внутри ДУ с самоанализом участников педагогического коллектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);

  • регулятивно-коррекционную функцию, которая предполагает внесение корректив в управление учреждений с помощью оперативных линий.

Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы учреждения.

Планирование одна из важнейших функций руководителя. Обязательной и важной составной частью функции планирования является выбор и определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования, определение воспитательных возможностей каждого ребенка в зоне его потенциального развития. Планирование предполагает также подробное описание путей и средств достижения целей. На основе годового плана составляются планы работы всех должностных лиц. В дошкольном образовательном учреждении существуют следующие формы плана: текстовая и графическая.

В текстовой форме плана отражается система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения.

В графической форме указаны этапы организационной, социальной, пропагандистской, педагогической работы, определяются ответственные, сроки и перспективы.

Важнейшая цель организации как функции управления детским дошкольным учреждением состоит в том, чтобы добиться организационного единства коллектива. Для этого необходимо четко определить, кто, когда и как осуществляет свою деятельность, взаимодействуя при этом с другими членами коллектива.

Организация в системе управления определяет место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленной цели («кто и что?»), обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей («чем и как?») и («где и когда?»), создает систему необходимых при этом организационных отношений и тем самым определяет решение таких вопросов, как «кто и с кем?» и «кого и куда?».

Правильная организация работы определяет специфику управленческой деятельности руководителей дошкольного учреждения, с помощью которой она осуществляется на практике.

Руководство - это управленческое действие, предполагающее, прежде всего, мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения (М.М. Поташник).

Проверка результата деятельности включает контроль, и коррекцию.

Контроль - это оценка деятельности сотрудников или всего дошкольного учреждения. После проверки осуществляется коррекция.

М.В. Поздняк, Л.М. Деникина отмечают, что умение контролировать - такое же искусство, как и умение принимать решения. Контроль обязательно должен быть спланированным, это помогает контролировать все сферы деятельности дошкольного учреждения.

Коррекция - вид регулирования по результатам обратной связи в процессе управления. Любой контроль должен быть организован с целью помочь сотрудникам в организации воспитательно-образовательного процесса.

В своей работе любой руководитель должен использовать разнообразные методы управления. Существуют четыре основные группы методов управления:

· экономические;

· организационно-административные;

· социально-психологические;

· организационно--педагогические методы.

Организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника.

Социально-психологические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы для педагогической деятельности.

Организационно-педагогические методы характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

Для грамотного управления заведующий использует разнообразные формы работы с кадрами: индивидуальные (посещения групп с последующим анализом, взаимопосещения, консультации, личный показ методов и приемов работы и др.) и коллективные (педагогические советы, семинары, практикумы, открытые просмотры игр, занятий, прогулок и т. д. ). Они помогают обеспечить оптимальное решение поставленных перед дошкольном учреждением задач в возможно короткий срок, доводить начатое дело до конца, видеть перспективу и увлекать ею коллектив. Заведующий обязан помнить о том, что руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им.

Руководитель окончательно определяет цели и задачи развития ДОУ, планирует его работу с целью осуществления мер по реализации задач, стоящих перед коллективом. В функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения входит осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и хозяйственной деятельности ДОУ, регулирует постоянное поддержание необходимого уровня организации деятельности ДОУ, использует современные технологии управления, прогностический тип управления.

Заключение



В настоящее время для успешной деятельности организации ее сотрудникам требуется умение решать все большее количество разнообразных задач в сжатые сроки. Одна из главных составляющих тайм-менеджмента - это самоменеджмент, т.е. использование набора испытанных методов и навыков в повседневной практике, для оптимизации использования своего времени и повышения эффективности работы. Для того, что бы самоменеджмент был успешным, независимо от целей его использования, достаточно выполнять несколько нехитрых правил.

Первое правило самоменеджмента - постановка четких целей. Правильно поставленная цель дает ясное представление о результате. Но вместе с этим, нужно понимать, что с течением времени конечные цели могут и должны корректироваться в соответствии с изменяющейся внешней средой.

Второе правило самоменеджмента - планирование.

Третье правило самоменеджмента - принятие решений, т.е. нужно установить приоритетность, какое из дел надо сделать в первую очередь, а какое во вторую.

Четвертое правило самоменеджмента - реализация и организация, т.е. необходимо организовать распорядок своего рабочего дня и придерживаться его.

Основной принцип организации рабочего дня: "Работа должна подчиняться мне, а не наоборот".

Пятое правило самоменеджмента - контроль. Получая какой-либо результат, его сравнивают с поставленной целью - если результат соответствует запланированному, то трудовой процесс идет в заданном направлении, если же нет, то надо либо корректировать течение трудового процесса, либо пересмотреть цели.

Таким образом, самоменеджмент - это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать, рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком.







Список используемой литературы



1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 123 с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М, : ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.

3. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.

5. Велл П. Искусство менеджмента. М.: СИРИН, 2002.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. 3-е изд., доп. и испр. М.: Т.Д. «Элит - 2000», 2003.

7. Гусева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. -

М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 416 с.

8. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках. М.:ИНФРА-М, Интерэксперт, 1995. - 267 с.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

10. Ионова СМ., Шумал С.С. Шпаргалка по менеджменту: Ответы на экзаменационные билеты. - М.: Аллель-2000, 2005. - 64 с. - (Полный зачет).

11. Кох Р. Принцип 80/20/ пер.с англ. Д.И. Кахпкан. Мн.:Попурри. 2002.

12. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам /Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с. (Зачет и экзамен).

13. Менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 255 с. (Серия «Высшее профессиональное образование : Менеджмент»).

14. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2001. - 264 с.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ.: Питер, 2003. - 352 с.

16. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. 2е издание переработанное и доп.- М.: ИНФРА-М , 2004- 622с.( Серия « Высшее образование»)

17. Практикум по теории управления: Учебное пособие /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с: ил.

18. Симонова, А. А. Самоменеджмент педагога: сущность, содержание и технология формирования : моногр. [Текст] / А. А. Симонова. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2008. - 136 с.

19. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: учеб. пособие / В.П. Симонов. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

20. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. - Ростов на Дону, 2002. - 212 с.

21. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 78 с.

22. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк. - М.: Академия, 2001. - 238 с.

23. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Смысл , 2000. - 359 с.


© 2010-2022