Использование в СПО когнитивных образовательных технологий 21 века

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование в СПО когнитивных образовательных технологий 21 века

Аннотация: В статье представлен метод Mind Maps (образовательная технология интеллект -картирования) способствующий реализации требований ФГОС, при этом подчеркивается, что система применения интеллект-карт способствует развитию творческого мышления студентов.

Annotation: The article discusses mind mapping technique as a way to satisfy the Federal State Education Standard requirements. The key point is that the use of mind maps stimulates students' creative thinking.

Ключевые слова: образовательная парадигма, образовательные технологии, современный урок, интеллект - карты, специфика обучения, мышление

Key words: educational paradigm, educational technologies, modern lesson, mind maps, specificity of teaching and learning, thinking


В условиях модернизации образования, когда мир меняется с ошеломляющей скоростью, обучение стало естественной и неотъемлемой частью жизни. По мере того как в образование входит Интернет среди профессиональных педагогов растет понимание того, что мы стоим на пороге кардинального изменения образовательной парадигмы. Фактические знания, накопленные человечеством, слишком быстро растут в объеме и изменяются содержательно. Содержание учебных программ пересматривается и обновляется в связи с политическими, техническими, экономическими, информационными и социальными преобразованиями в обществе. Традиционный подход к образованию (учитель говорит - ученик слушает) становится все более неэффективным, так как наилучшим образом в этих условиях учится лишь небольшая часть обучающихся («сильные» и «способные»), которые сами выстраивают учебные стратегии. Остальные, нуждающиеся в обучении другими методами (наглядными, конкретными, эмпирическими), сбрасываются со счетов и объявляются «слабыми», «неразвитыми», отстающими. Они чаще всего покидают общеобразовательную школу после девятого класса и приходят в систему профессионального образования. Роль педагогики состоит в том, чтобы создавать максимально эффективные методы обучения, позволяющие всем обучающимся овладеть знаниями и навыками, предъявляемыми обществом. В ответ на изменившиеся социально-психологические нормативы возникли инновационные модели обучения. Однако, несмотря на массу инновационных технологий, основная задачи - обучение всех в соответствии с требованиями, заложенными ФГОС, остается не решена. Педагогическая инновационная активность направлена на отражение в программах требований, современного общества к человеку. Это реализуется в информационном насыщении и перенасыщении программ, но не меняются принципы и методы преподавания. Сколько бы ни говорили психологи о важности для оптимизации обучения эмоциональной стабильности, положительной самооценки, уверенности в себе, коммуникативной успешности, умении сотрудничать, основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу. В этом свете требуется создать иные образовательные технологии.

Современный студент СПО испытывает постоянные информационные перегрузки еще и потому, что большая часть материала предлагается для самостоятельного изучения. Поэтому профессиональное образование должно быть емким и эффективным. Актуальным стал вопрос применения современных образовательных технологий, которые позволяют преподавателю образно и компактно раскрывать базовые понятия. Наибольшей остроты этот вопрос достигает при обучении будущих специалистов малого бизнеса (решение бизнес - задач). Сегодняшним обучающимся необходимо, во-первых, проработать большой объем информации, затем осмыслить, запомнить его и самое главное суметь применить. Преподаватель традиционной системы обучения чаще всего предлагает законспектировать материал, используя при этом кортикальные способности левого полушария, о котором известно как о наиболее распространённом, малоэффективном приёме упорядочивания и сохранения текстовой информации. Поэтому не случаен интерес к инновационным педагогическим технологиям, которые, ориентированы на актуализации потенциала субъектов образовательного процесса и создают возможность студентам реализовывать индивидуальные образовательные траектории. Такой образовательной технологией, (широко пропагандирующейся в интернете педагогами от начальной школы до преподавателей ВУЗов) отвечающей запросу современного образования, является интеллект-картирование.

Базовые идеи технологии интеллект-картирования предложил профессор Д. Новак на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия, ссылаясь на теорию Д.Озубэла (David Ausubel), заявившего о важности предшествующего опыта при формировании новых концепций [3; 4]. Эти идеи получили свое развитие в британской научной школе. Вопросами интеллект - карт занимались: всемирно известный писатель, консультант правительственных учреждений, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзэн и его брат - профессор факультета международных исследований в университете Лондона Барри Бьюзен. Построив за 15 лет, независимо друг от друга, собственные интеллект - карты, тщательно проанализировав имеющийся материал, собрав воедино все идеи, представили «картирование» в виде метода, названного ими Mind Maps [3]. «Интеллект - карты» - это самый распространенный перевод Mind maps , как в литературе, так и в internet изданиях. Однако можно встретить другие названия: «мыслительные карты», «ментальные карты», «карты памяти», «ассоциативные карты» [2-4]. В основе концепции интеллект - картирования лежат принципы работы человеческого мозга: ассоциативное (нелинейное) мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие (гештальт) [2;3].

Интеллект-карта является древовидной схемой, где представлена очередность вопросов и ответов, имеющих место, как на абстрактном, так и на более конкретном уровне, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия. В основе картирования лежит принцип «радиантного мышления», включающий в себя пять функций по обработке информации: восприятие, удержание, анализ, вывод, управление, отправной точкой которых является центральный объект. Эти функции мозговой деятельности дополняют друг друга. Вот как об этом пишет автор теории Т. Бьюзен: "Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона "крючков". Каждый "крючок" - это ассоциация, которая, располагает бесконечным множеством связей с другими ассоциациями, что и показывает неисчерпаемость возможностей мозга [3].

Сегодня от преподавателя ожидается владение достаточным многообразием приемов активизации: безусловнорй непроизвольной, произвольной реактивной, но главным образом - произвольной инициативной активизации с использованием смыслообразующих стимулов активизации. В современном процессе обучения, когда появились не только новые ценности, но и средства образования, когда урок рассматривается не только как деятельность педагога (форма обучения), но и как деятельность обучающегося (форма учения) использование интеллект-карт возможно на этапах:

  1. Планирования;

  2. Управления познавательной и оценочной деятельностью обучаемых.

  3. Проведения мозгового штурма;

  4. Экспертиза знаний.

Интеллект-карты способствуют реализации новых тенденций современного образования - изменение целеполагания в направлении природособразности обучения; усиление личностной стороны в содержании и технологях образования.

Данный метод предоставляет студентам неограниченные возможности в осмысленности и осознанности действий при обучении:

  • быть активным в учебе;

  • выполнение научно-исследовательских проектов;

  • развивать в себе уверенность;

  • мыслить креативно и непринужденно;

  • повышать уровень результативности.

Метод интеллект - картирования помогает педагогам построить ценностно-смысловое равенство на занятиях:

  • учет и реализация разных видов способностей обучающихся (рациональные, эмоциональные, интуитивные, деятельностные);

  • решить вопросы мотивации и как следствие активизации;

  • развитие творческости обучающихся, их базовых и профессиональных компетенций;

  • собственная интерпретация студентами усвоенных знаний, что способствует формированию мировоззрения.

При разработке проекта итогового занятия по дисциплине «Психология общения» для актуализации знаний на мотивоционно-организационном этапе было запланировано применение мозгового штурма. Для реализации данного метода была разработана интеллект-карта. Она дала возможность построить занятие таким образом, что частный метод (мозговой штурм) стал каркасом всего урока.

Использование в СПО когнитивных образовательных технологий 21 века




Тема карты = тема занятия. Это общее направление занятия. Центральный образ, символизирует основную идею. Четко задются рамки, критерии, цели. Идеи, возникающие в ходе мозгового штурма, должны работать на ту задачу, которая решается.

Индивидуальная мозговая атака. Самостоятельная работа над задачей. Запись всех своих идей как интеллект-карту.

Составление коллективной интеллект-карты. Проходит с помощью упражнение «Автобусная остановка». Задача каждой группы (деления на группы по выбору цветных фигур) на «остановке» в течение 3-х минут создать общую интеллект-карту из индивидуальных. На общем листе ватмана каждый член группы пишет ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Остановки называются «Проблемы общения», «Почему возникают проблемы в общении», «Пути решения». Группы перемещаются от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнения групп совпадают, такая характеристика отмечается звездочкой (*) В результате - получаем несколько (по количеству остановок) больших карт, которые объединяют идеи каждого из участников. Если по ходу деловой игры возникают новые идеи, то их можно дописать…

Инкубация. Этап работы бессознательного. Время отвлечения от проблемы. Логическая игра «Стулья». Перед собой вы видите три студента слева и три студента справа. По середине - один пустой стул. Ваша задача сделать так, чтобы студенты поменялись местами. Для этого они должны меняться местами пользуясь пустым стулом, обратного хода нет. Игра является одной из разновидностей IQ теста (лягушки), но в то же самое время она является группообразующей, увлекательной, затягивающей, которая деле проста, как кажется.

Редакция. К этому времени каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту и общую карту, объединяющую их индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».

Студенты на основе всего этого создают еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу основного вопроса «В чем заключается твоя основная проблема в общении?».

Затем, дежурными по остановкам на доске стикерами создается общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу данной проблемы.

Анализ и принятие решения

Таким образом, на доске отражена информация по проблеме в виде интеллект-карты, ее можно обозреть одним взглядом, с ней удобно работать, принимать решение индивидуально или сообща, или передав эту карту лицу принимающему решение, или еще как-то.

В современном образовании с большим количеством информации, применение интеллект-карт даст положительные результаты в формировании общих и профессиональных компетенций: умение организовывать, планировать и осуществлять решение задач, проводить коллективный анализ результатов. Интеллект - картирование помогает развивать креативное мышление, память и внимание, а также уменее свободно работать с большим объемом информации. Многие исследователи отмечают, что обучающиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству в совместной деятельности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. / Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: bershadskiy.ru/

  2. Бехтерев С. Майнд-менеджмент:Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт/под ред.Г.Архангельского.4-е изд.,перераб. и доп.М.:Альпина Паблишер,2011

  3. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление.- Мн.: ООО «Попурри», 2003.- 304 с.- (Серия «Живите с умом»).

  4. Бьюзен, Т. Научите себя думать! / пер. с англ.; Худ. Обл. М. В. Драко, - 2-е изд. - Мн.: «Попурри», 2004. - 192 с.

  5. Интеллект - карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

  6. Карты ума. MindManager / Авт.-сост. В. И. Копыл.- Мн.: Харвест, 2007.- 64 с.- (Серия «Какие кнопки нажимать»).

  7. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей.- М.: Омега-Л, 2007.- 126 с.

  8. Программное обеспечение для онлайн - карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mindmeister.com

  9. mindmap.ru

  10. mind-map.ru



© 2010-2022