Материалы педсовета по состоянию преподавания литературы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в современной школе должен быть уроком гражданственности, высокой нравственности. Чрезвычайно важно в этой связи определение эстетической позиции юного человека по отношению к окружающему миру. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача - формировать гармонически развитого человека.

Ныне, поиск нового все более присущ учителю, стремящемуся, не останавливаясь на достигнутом, шире использовать самые прогрессивные методы и формы обучения, внедрять передовые технические средства.

Но никакая техника не в состоянии помочь, если в душе человека, в душе педагога не зажжен огонь доброти.

Учитель входит в огромный мир детства. Перед ним - десятки пар пытливых и любознательных глаз, жаждущих новых открытий, совместных поисков и изобретений. Не предать, не заглушить этой любознательности - смысл труда педагога. Яркие страницы, вписанные в историю советской школы деятельностью В. А. Сухомлинского, настойчиво убеждают в необходимости постоянного самообновления, не допускающего возможности пагубного привыкания к устоявшимся и потому наскучившим методам. Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общения с классом - манера, отличающая истинный урок литературы - урок человеческого общения. «Восприятие литературного произведения, как и вообще любого произведения искусства, носит глубоко личностный характер… Но воздействует на всех только через каждого, только через неповторимую человеческую индивидуальность».

Цель педсовета не навязывание каких - либо методических приемов, многие из которых уже применяются в школьной практике, а размышление о возможных путях, ведущих от учительского сердца к сердцу школьника.

С точки зрения учителя, перестроить учебный процесс - значит прежде всего перестроиться самому, значит не только владеть знаниями и уметь их преподнести, но и отвечать за конечный результат.

Показатели работы учителей филологии


Ф.И.О.

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

в

д

с

н

в

д

с

н

в

д

с

н

в

д

с

н

в

д

с

н

Брухно

15,7

60,2

24,1

-

28

29,1

28

15,1

32,9

40

20

7,1

12

59

29

-

24

44

32

-

Евсейчик

12,7

39,1

47,7

0,9

20

40,6

38,7

0,7

23

37,5

34,5

5,2

25

41

29

5

22,2

37,6

36,8

3,4

Куликова

-

-

-

-

-

-

-

-

13

33

51

3

24

44

32

-

29

42

29

-

Сравнительный анализ показывает, что качества знаний у всех учителей практически стабильно: у Брухно О. М. - 75,9; 67,1; 72,9; 71; 66, у Евсейчик И. Н. - 51,8; 60,6; 60,5; 66; 59,8, у Куликовой С. В. - 46; 68; 71. Неуспеваемость у Евсейчик И. Н. - 0,9 - 0,7 - 5,2 - 5 - 3,4, у Куликовой С. В. - 3 - 0 - 0.

Анализ посещаемых уроков показал, что все учителя в достаточной мере владеют методикой преподавания литературы, преобладают традиционные методы работы, проводятся предметные месячники, работает литературный кружок (уч. Евсейчик И. Н.)

Срезы знаний показали, что из тестированных уч-ся усвоили материал: по вопросам теории литературы -

по знанию текстов - 95%.

Лучшие знания у учащихся: 8А, 11А

Недостаточные знания у учащихся: 5АБ.

Урок филологии - это особый урок в школьном расписании, здесь нельзя дать точных методических советов, потому что , как и художественное произведение, каждый урок - творчество.

Зачастую слышно мнение, что главное задание учителя начальных классов - научить читать. Но что именно включает в себя понятие « читать»? Нет четкой системы литературного

образования, поэтому каждый классовод это делает, выходя из собственного понимания, профессионализма. Поэтому в школе ведется системная методическая работа по выработке единых подходов к преподаванию: проведено консультационное занятие с учителями 1-4 кл., обсуждены дидактические принципы уроков чтения, ведения работы по формированию навыков самоанализа урока.

В результате совместной работы администрации и учителей 1 - 4 кл. и учителей филологов выработаны единые направления литературного образования в нашей школе с учетом уровня подготовки педкадров, обеспеченности читательских интересов учащихся. Выделяются 2 направления в работе учителей - филологов.

  1. Идейно - нравственное воспитание (патриотическое, национальное, гражданское, трудовое). Роль учителя - усиление воспитательного воздействия литературы на учащихся.

  2. Эстетическое восприятие художественного текста.

Слово писателя должно чаще звучать на уроках - в выразительном чтении учителя, школьников, грамзаписи актерского исполнения. В школе есть хорошая фонотека.

Система обучения школьников музыке и изобразительному искусству, внедренная Д. Кабалевским и Б. Неменским, предполагает восприятие искусств в синтезе, реализуемом посредством межпредметных связей на уроках. Литература не может и не должна оставаться в стороне от процесса взаимодействия искусств: чувственный мир школьника, обогащенный теоретическими и историко - литературными сведениями, неизмеримо расширится, если прекрасное будет воспринято им как система, все элементы которой находятся в гармоническом единстве, достигнутом в ходе освоения учебного курса литературы.

Нет и не может быть более высокой цели эстетического воспитания, чем формирование человека, способного увидеть прекрасное и полюбить его - в природе, в искусстве. Но эта цель никогда не будет достигнута, если педагог, даже отлично знающий свой предмет, ограничится временем и возможностями урока.

Отсюда - большое значение приобретает внеклассная работа и уроки внеклассного чтения.

  1. Формирование оценочных позиций уч-ся, умения разбираться в структуре произведения, в особенностях мастерства писателя. Для этого нужен определенный уровень начитанности. Нельзя вырабатывать взгляды без достаточно широкой фактической базы.

Но знание литературы и знания о литературе - не самоцель. Они инструмент воспитания личности. Для этого необходима последовательная работа по развитию самостоятельной мысли школьников. Здесь и проблемные вопросы, и поисково - исследовательская деятельность, и семинарские занятия, и собеседования, и консультации - словом, применение всех методов, приемов и форм проведения занятий.

Программы по литературе четко определяют круг знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть уч-ся каждого класса. Одна из задач - научить уч-ся слушать слово, т. е. воспринимать художественное произведение на слух. С первых уроков учителя 1-4 классов ставят перед малышами задачу: представить себе читаемое в красках, звуках, формах. Все учителя владеют техникой интонационного чтения, но не всегда оно звучит в исполнении учителя. Роль первичного восприятия несколько занижена. Нам еще не удалось добиться, чтобы каждый учитель постоянно работал над повышением своего мастерства, культуры речи и выразительного чтения.

Каждый учитель ведет лист контроля техники чтения, который дает возможность контролировать процесс совершенствования навыков скоростного и выразительного чтения, а

впоследствии планировать коррекционную работу с уч-ся, продумывать оптимальность и целесообразность используемых на уроке форм, методов, видов работы. Но если учителя 1-4 классов этой работе уделяют серьезное внимание, проводя контроль техники чтения, выставляя оценки, то в 5 - 11 кл. эта работа практически прекращается. Хотя все предметники жалуются на низкий темп чтения молча и вслух, а постепенно всю самостоятельную работу уч-ся с книгой подменяют рассказом учителя. Даже в 1-4 классах не ведется лист читателя, где бы указывались данные техники чтения, их изменений за месяц, недостаточно используется дополнительная литература. Ни на одном из посещенных уроков в 1-4 классах не было книг дополнительного самостоятельного чтения

Серьезное внимание следует обратить на совершенствование методики обучения чтению. В 2013/14 уч. году проводились показательные уроки, в методкабинете собран материал из опыта работы уч. Чубар по совершенствованию методов работы при обучении быстрому чтению. Нельзя забывать, что чтение - не только подготовка к последующей деятельности по усвоению школьных предметов, но и условие для развития умственных способностей. Уч. 1-4 кл. учат отличать текст от отдельных предложений, подбирать заглавие, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать прочитанное - это условия развития памяти, речи, внимания, мышления, воображения. Кроме того эти виды учебной деятельности развивают у ребенка коммуникативную, планирующую и экспрессивную функции.

Урок литературы всегда был уроком творчества, поэтому в систему вошли задания проблемного, занимательного характера: задания на стихосложение, на режиссирование, озвучивание и т. п. В методкабинете обобщен опыт работы учителей Наумченко Н. В., Чубар И. В., Гончар Е. А., Борскивец С. по использованию активных форм преподавания.

Сегодня одна из важных проблем школы - это создание кабинета литературы для начальной школы и 5-11 классов. Они помогут облегчить применение ТСО, наглядности. Совершенно отличаются уроки литературы в 5-9 кл. и 10, 11 кл. Анализ целей уроков показал, что учителя филологии правильно определяют цели урока: знакомство, расширение знаний, упражнения в каком - либо навыке, воспитание и формирование.

Можно выделить 3 типа уроков литературы, характерных для учителей нашей школы.

1-й тип - уроки изучения художественных произведений

Материалы педсовета по состоянию преподавания литературыМатериалы педсовета по состоянию преподавания литературыМатериалы педсовета по состоянию преподавания литературы


уроки художественного уроки углубленной уроки

восприятия работы над текстом обобщения

2Материалы педсовета по состоянию преподавания литературыМатериалы педсовета по состоянию преподавания литературы-й тип -уроки изучения теории и истории литературы

Материалы педсовета по состоянию преподавания литературыМатериалы педсовета по состоянию преподавания литературыМатериалы педсовета по состоянию преподавания литературы

уроки изучения уроки биографии уроки историко - уроки повторения уроки формиро

метод. - критич. писателей литературн. обобщения вания теоретич.

статей литер. понятий

3-й тип - уроки развития речи

Урок каждого типа имеет свою структуру. Наиболее сложны уроки анализа литературного текста. С опытом работы нас познакомят сами учителя филологи.

Представление опыта работы учителей школы.














© 2010-2022