Выступление на педагогическом совете

Современное время войдет в историю как время формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, что означает - в информационном обществе и школа должна быть информационной. Сейчас перед администрацией образовательного учреждения стоит непростая задача по созданию информационно - образовательной среды школы, которая включает в себя следующие компоненты: программно...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, результатом которых явилось: обеспечение всех школ компьютерами; доступ к Интернет; повышение уровня компетентности педагогов по работе с Интернет; обеспечение образовательных учреждений базовым лицензионным пакетом программного обеспечения; разработка и создание коллекции ЦОР .

Современное время войдет в историю как время формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, что означает - в информационном обществе и школа должна быть информационной. Сейчас перед администрацией образовательного учреждения стоит непростая задача по созданию информационно - образовательной среды школы, которая включает в себя следующие компоненты: программно-аппаратная организация информационной школы, учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, организация деятельности педагогического коллектива.

Многими авторами понятие информационно-образовательной среды дается однозначно и непротиворечиво: "Информационно-образовательная среда -совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности" (Л.Н. Кечиев, Г.П.Путилов, С.Р. Тумковский).

Информационно-образовательная среда - это"системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера".

Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание информационной среды. При создании информационной среды необходимо решить следующие задачи: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты; сформировать коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.

Кто же является пользователем информационной среды? Это все участники образовательного процесса - администрация школы, учителя, ученики, их родители, представители общественности.

Кто же формирует информационную среду образовательного учреждения? Это и учитель в отдельности, который определяет содержание программы непосредственного своего предмета и курса, со своими выработанными методом и стилем преподавания. Это и педагогический коллектив образовательного учреждения, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр. Это и государство как общественный институт, который определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Информационно - образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом.

Информационно-образовательную среду школы можно рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая позволяет более эффективно и качественно осуществлять дифференциацию обучения, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представления практически любого материала. Все перечисленные факты являются необходимым условием достижения нового качества образования.

Для того чтобы создание информационно-образовательной среды было успешным, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей).

ИОС школы - это уровень реализации целей образования в конкретном образовательном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характеристиками реальных субъектов образования.

Поскольку в соответствии со Стандартом «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего … общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой», создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС школы является одной из важнейших ее задач при поддержке общей социально-информационной среды, ИОС, системы информатизации образования.

Более точно информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей.

В Стандарте (ФГОС) предлагается каждому учебному учреждению самостоятельно разработать проект своей ИОС с последующим ее формированием.

ИОС школы конкретна, создается и функционирует для конкретных людей (субъектов образования), свойства которых, типичные и даже индивидуальные известны. Потому здесь на явном уровне присутствует другой компонент образования - субъект. То есть ИОС школы рассматривается в совокупности и взаимосвязи двух категорий: субъекта и объекта.

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся и учителя как активные системы образовательного взаимодействия с его реальным содержанием и формами реализации. Центральное место здесь по-прежнему занимает учитель, обучающий, активизирующий, корректирующий, живой носитель информационной культуры.

Объектами данной реализации образовательного процесса являются средства предметного обучения и инструменты учебной деятельности, информационные и методические материалы, материально-техническая и технологическая база (инфраструктура), система управления педагогическим процессом, способы коммуникации: организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный. Центральное место здесь занимает объективно выраженная и материализованная информация (представленная на материальных носителях информации), которая подлежит восприятию и усвоению учащимися и, тем самым, преобразованию ее в ходе учебно-образовательной деятельности в качества обучаемой личности - мировоззрение, систему нравственных ценностей, убеждения, предметные компетентности, в информационную культуру и т.д.

Кроме всего прочего, новая инфраструктура образования (продукт его информатизации) помогает «автоматизировать» труд учителя, обеспечить ему оперативную учебную и внеучебную связь, реализовать личное «электронное управление» собственной деятельностью, деятельностью учащихся и окружающей средой.

Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения в деятельности школы, в ее реализации педагогической системы, в структуре и содержании ИОС. Прежде всего, становится более актуальной задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Основной целью системы предметного обучения становится не столько усвоение знаний, сколько овладение способами этого усвоения, развитие познавательных интересов, информационных потребностей, творческого потенциала учащихся (требование индустрии познания). Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ учащихся с учетом их личностного потенциала, возможностей и интересов.

Назначение школьной ИОС можно сформулировать следующим образом:

ИОС школы является главным информационным посредником между педагогической системой школы и сферой, порожденной ее реализаций, в ее информационных отношениях со всеми активными системами этой сферы - прямыми и опосредованными, субъектными и объектными.

ИОС школы должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Качественная организация ИОС школы, ее ресурсно-технологической базы и грамотное их использование в учебном процессе, позволяет:

  • на новом уровне осуществить дифференциацию обучения;

  • повысить мотивацию учащихся, обеспечивая наглядность представления любого учебного материала;

  • обучать учащихся современным способам самостоятельного получения (добывания) знаний.

Это, безусловно, создает условия для достижения нового качества образования.

Сегодня необходимо, чтобы учебный процесс не «подстраивался» под имеющиеся в наличии электронные технологии и ресурсы, а сам определял нужные ему. Конечно, здесь еще немало проблем, которые необходимо срочно решать. И начинать надо именно с содержательных характеристик ИОС, ее целей, требований и принципов их реализации, определения компонентного состава, реализующего ее основные функции.

Основные содержательные требования к ИОС изложены в Стандарте: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;


  • электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

  • дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности».

ИОС должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением.

Необходимо объединение в одну унифицированную систему всех информационных ресурсов и технологий, используемых в деятельности школы. Эта система должна быть дополнена унифицированными методологическими требованиями и рекомендациями.

ИОС должна быть максимально вариативной, обеспечивая необходимую дифференциацию всех возможных пользователей ее ресурсов и технологий (учителей, учеников, администрации, родителей и пр.).

Основным свойством ИОС ОУ, по которому оценивается ее состояние и функционирование, считается ее качество.

На современном этапе информационно-образовательная среда учебного учреждения считается качественной в том случае, если она соответствует целям и нормам информационного общества с его индустрией познания и качественно новой информационной культурой, в том числе, культурой потребления и производства информационных ресурсов. Это соответствует стратегии образования и основной цели ИОС. В соответствии с этим требованием, ИОС должна обеспечивать:


  • доступность открытой информации среды, ИОР, ЭОР и прочих ее ресурсов;

  • разнообразие форм, тематики и качества информационных ресурсов среды;

  • полноту, оперативность и достоверность получаемой ее средствами информации;

  • удобство и оперативность получения информации;

  • восприятие знаний ИОС, воспроизведение их в личных знаниях учеников и создание на их основе производных знаний;

  • формирование ИСК, культуры социально-информационного взаимодействия.

Функции ИОС школы

Существенный интерес имеет обучающая функция ИОС, т.е. функция, реализующая обучающее воздействие на субъекта образования. Поскольку обучающее воздействие - это процесс обучения предмету, его организация и управление им, реализация межличностных отношений, то становится очевидным, что обучающая функция ИОС - это деятельностная реализация ее предметного, организационного и межличностного (обучающих) аспектов. Другими словами, это реализация отношений в парадигме:

Педагогическая система - Обучающие аспекты ИОС - Процесс обучения.

ИОС является социокультурным и информационно-психологическим посредником в отношениях ПС и процесса обучения:

  • создает благоприятную духовно-интеллектуальную атмосферу;

  • определяет средства обучения и предоставляет необходимые ресурсы;

  • предоставляет документированные организационные материалы;


  • создает условия формирования информационной субкультуры, культуры личностных отношений в школе.

В свете вышеуказанного положительного влияния ИОС на личностные отношения и, следовательно, на саму личность ученика естественным продолжением предметной функции ИОС является ее развивающая функция.

На уровне школы и ее ИОС, основными компонентами которых являются субъекты, может проявиться и получить выражение их индивидуальности. Задача педагогической системы школы - помочь ученику с определением его индивидуальности, личных интересов и потребностей, способностей и возможностей. Задача ИОС - помочь в развитии этой личности на основании этих индивидуальностей, своей ресурсной базы, опосредованного воздействия. В конечном счете, общая их задача - помочь субъекту в саморазвитии.

Необходимо помочь субъекту и побудить его к самостоятельному подключению к решению своих образовательных и социокультурных проблем посредством выработки, с помощью ИОС, собственной индивидуальной образовательной линии. Расширение личной ИОС ученика ведѐт к развитию его образовательной активности и как следствие - к принятию на себя большей ответственности и за среду, и за свое развитие.

Управляющая функция ИОС также является выражением ее обучающих аспектов на уровне информационно-педагогического воздействия. Что же касается административного управления, то это предполагает наличие определенной специализации.

Базовые компоненты ИОС школы.

Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения. Проектирование, построение и функционирование учебной компоненты должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического, дидактического, методического и технологического характера.

Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС, поскольку эта компонента должна представлять собой программно-информационный, коммуникационный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов - ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированные в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но, возможно, из соображений конкретной целесообразности выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения, ИОР и ЭОР.

Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и открытой для расширения. Номинально она включается в учебную компоненту ИОС, однако имеются аргументы в пользу ее выделения в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Одной из существенных сфер деятельности современной школы являются научно- методические исследования педагогов и, возможно, учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей продукты творческого труда педагогов. Возможно ее выделение в качестве подсистемы методической компоненты ИОС.

Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Очевидна целесообразность использования компьютерных телекоммуникаций в межличностном внеучебном общении. В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Административная компонента ИОС. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.

В административной компоненте ИОС ОУ должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

В качестве подсистемы административной компоненты ИОС может быть система здоровьесберегающего обеспечения, содержащая в качестве элементов следующие технологии:

  • контроля здоровьесбережения в рамках предметного обучения;

  • планирования здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса;

  • медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего обучения.

В административную компоненту можно включить также систему диагностики психологических факторов в школе. Это, в частности:

  • эмоционально-психологический климат в ИОС;

  • удовлетворенность состоянием ИОС;

  • демократичность ИОС;

  • содействие формированию учебно-познавательной мотивации, развитию познавательных интересов;

  • удовлетворенность качеством предоставляемых школой образовательных услуг.

Организационно-управленческая компонента ИОС - это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями - субъектами образования. В ее функции входит также необходимый информационно-коммуникативный сервис, в том числе, выдача справочного материала.

Таким образом, формирование информационной образовательной среды, охватывающей все сферы деятельности учебного заведения, создает дополнительные условия для всестороннего анализа показателей образовательного процесса, позволяет сформировать целостное представление о состоянии системы общего среднего образования, о качественных и количественных изменениях в ней.


© 2010-2022