Доклад «Инновационные подходы в формировании нравственных качеств личности»

В статье описаны инновационные подходы в воспитании и обучении современного школьника. Опыт работы школы был апробирован в течение пяти лет, имеет хорошие результаты, предназначен для руководящих и педагогических работников всех типов образовательных учреждений. Инновационный опыт актуален как для школы и города, так для области и страны. Автор указывает на продуктивные способы деятельности по формированию нравственных качеств личности: содержание программ профильного и углубленного изучения пр...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Инновационные подходы в формировании нравственных качеств личности»

Условия модернизации образования требуют организации работы школы в новом инновационном режиме. Возникает необходимость введения нового содержания образования в общеобразовательные классы в связи с переходом на новый ФГОС.

Но очень беспокоит преобладание в современном образовании ориентации на интеллект. Согласно Э. Фромму, научно - технический прогресс породил особый социальный тип «кибернетического человека», который и к окружающему миру, и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций. Этот подход сопровождается отсутствием эмоциональных реакций, притуплением чувств. Неумение различать живую и неживую материю, неспособность к человеческим отношениям и к общению, серость языка, его механистичность - основные характеристики «кибернетического типа» (Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1991). Считаю важным в период перехода к информационному обществу обратить серьёзное внимание на нравственное развитие школьников.

Школа должна способствовать воспитанию личности.

В школе на всех ступенях обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества.

В этом направлении уже много сделано: издано значительное количество учебных пособий, разработаны программы с различными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры гражданского, патриотического, нравственного воспитания.

Перед обществом встает задача - по-новому осмыслить мироздание, природу человека, одухотворить процесс познания. Учитель должен строить школу сердца и творческой мысли.

Опытные педагоги, воспитатели говорят неоспоримую истину: потеряем детей - потеряем Россию. И грош цена всем нашим званиям, наградам, всей жизни. К сожалению, не всё зависит от наших усилий. Но всё-таки (в комплексной совместной работе с заинтересованными людьми) можно сказать, что зависит многое.

Д.С.Лихачёв писал: «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

В нашем образовательном учреждении практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении. Поэтому для нашей школы важен принцип развития всех и каждого, независимо от их стартовых возможностей. Большое значение придается не только выявлению способных детей, развитию высокомотивированных учащихся, но и созданию условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Воспитанию нравственных качеств личности способствует предлагаемый школой широкий спектр образовательных услуг:

1) обучение по программам углубленного изучения предметов (русский язык (5 - 11 кл.), английский язык (5 - 11 кл.), обществознание (8 - 11 кл.), физика (8 - 11 кл.)).

Например, на уроках углубленного изучения русского языка изучаются такие темы: «Значение русского языка в жизни человека» (5 кл.), «Богатство, образность, точность русского языка» (9 кл.). Ученики 5 - 9 классов сочиняют стихи и пишут сочинения на английском языке: «Что такое любовь и ненависть?», «Есть ли милосердие в нашей жизни?». На уроках обществознания школьники 8-9 классов дискутируют на темы: «Что такое долг перед обществом?», «Есть ли место в жизни подвигам?», «Человек живет для общества или общество для человека?».

2) Обучение по программам профильного обучения (русский язык, литература, математика, физика, химия). Главная цель литературного образования на профильном уровне - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Изучение предмета химии на профильном уровне готовит каждого школьника к жизни в обществе, к самостоятельной деятельности. Учителя физики, химии проводят уроки-конференции о жизни ученых.

3) Обучение по программам дополнительного образования (предметные кружки, секции, курсы по выбору, элективные курсы, факультативы в 1 - 11 классах по запросам учащихся и их родителей). Учителя реализуют авторские и адаптированные программы: «За страницами учебника русского языка», «Информатика в играх и задачах», «Современные вопросы истории», «Я и закон», «Моё здоровье», «Мой дом - дизайн», «Континент моей личности», «Юный книголюб», «Мой выбор - жизненный успех» и т.д., которые способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных умений и навыков. Приобретенные знания и умения на дополнительных занятиях учащиеся используют в практической деятельности и повседневной жизни. Программы гуманитарного цикла способствуют развитию дружелюбного отношения к представителям других стран, учат нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.

4) Изучение предметов регионального компонента краеведческой направленности (биологическое краеведение, географическое краеведение) способствует формированию гражданско-патриотических и нравственных качеств современных школьников. Занятия по краеведению носят практическую направленность к познанию мира, самопознанию, самоопределению.

На уроках и внеучебных занятиях учителя-предметники используют активные методы обучения: принудительная активизация мышления (обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания), длительность вовлечения в учебный процесс (активность не кратковременная, эпизодическая, а устойчивая и длительная), самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень эмоциональности обучаемых; активные формы обучения: тренинги, консультации, семинары, практикумы, диспуты, дискуссии, круглые столы, конференции, защита творческих проектов, «мозговой штурм», мастер-классы, ролевые и деловые игры и т.д.

5) Внеклассная работа по предмету для 1 - 11 классов (предметные декады, конкурсы, олимпиады, праздники, экскурсии, выставки, фестивали, смотры знаний и т.д.) позволяет повышать мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Четко и грамотно организованная внеклассная работа по предмету способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. Для создания системы работы по повышению эффективности и качества духовно-нравственного воспитания школьников была разработана целевая программа по литературе и русскому языку «К юбилею поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина». Данная программа охватывала как урочную, так и внеурочную деятельность школьников, и реализовывалась не только учителями литературы, но и преподавателями математики, физики, биологии, истории и т.д.

6) Исследовательская деятельность учащихся 1 - 11 классов (деятельность научного общества учащихся, конференции, изучение предмета в рамках БУП «Основы проектной деятельности», «Основы проектирования», применение исследовательских методов на уроках и внеклассных занятиях) в большей степени связана с личным развитием детей и их учебными успехами.

7) Индивидуальная работа (занятия по индивидуальным учебным планам) готовит к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В МКОУ СОШ с УИОП №7 в течение нескольких лет реализуется инновационный проект «Одаренные дети», важной задачей которого является не только выявление и развитие одаренных детей, но и воспитание высоконравственной личности.

Опыт работы школы был апробирован в течение пяти лет, имеет хорошие результаты: призовые места на областных конкурсах и выставках воспитательной направленности; 95 % учащихся и родителей удовлетворены образовательными услугами школы; 100 % занятость учащихся в мероприятиях нравственной, эстетической направленности.

Опыт работы школы по вопросам формирования нравственных качеств личности широко распространен на областном уровне:

1.«Организация работы с одаренными детьми в МКОУ СОШ с УИОП №7» (на областной лаборатории КИПК и ПРО и ІІ областном образовательном форуме в 2007, 2008 годах).

2.«Компетентностный подход в формировании гражданской позиции учащихся 5 - 9 классов» (публикация в научно-методическом сборнике ВГГУ в 2007 году, представление материалов на областной конкурс педагогических инноваций в 2008 году, выступление на областной научно-практической конференции в 2010году).

3.«Системный подход в формировании духовно-нравственных качеств личности через интеграцию урочной и внеурочной деятельности» (на областной научно-практической конференции учителей-филологов в 2012 году).

4.«Интеграция урочной и внеурочной деятельности», «Развитие толерантности у младших школьников» (публикации в сборниках международных конференций в 2012 - 2014 годах).

5.«Становление духовно-нравственного человека при изучении произведений русской литературы в 5-11 классах» (на областной научно-практической конференции учителей-филологов в 2009 году).

Определены перспективы дальнейшего развития опыта:

1.Расширение поля исследовательской деятельности учащихся и педагогов по вопросам формирования нравственных качеств личности.

2.Тесное взаимодействие с социальными институтами.

3.Увеличение процента охвата детей внеурочными мероприятиями воспитательной направленности.

4.Изучение, обобщение, распространение опыта работы педагогов по вопросам формирования нравственных качеств личности.

Список литературы:

1) Е.В. Бондаревская, «Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования», «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания»; Педагогика. № 4, 1995г., 1997г.

2) Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин, Управление образовательными системами. М., 2001, гл. 4.

3) А. В. Бородина, О возвращении к истокам духовности // Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

4) Э. Фромм, Иметь или быть. - М., 1991.


© 2010-2022